Благодаря своей богатой и естественно бархатистой текстуре, охра становится более популярной в России, особенно в архитектуре и при производстве различных малых архитектурных форм. Кортеновая сталь, в частности, находит широкое применение в создании уникальных кортеновых скульптур, которые привлекают своим оригинальным внешним видом.
Как делают фарфоровые статуэтки
Изящные фарфоровые фигурки завораживают своей красотой и детальной проработкой. Однако их цена может быть очень высокой, что обусловлено кропотливой ручной работой, необходимой для их создания. Даже статуэтка, произведенная на массовом заводе, представляет собой проект, требующий времени и значительных усилий. Чтобы разобраться, какие этапы работают за этой сложной технологией, совершим виртуальное путешествие по старейшим фарфоровым заводам России.
- Как делают фарфоровые статуэтки
- Как отличить фарфор
- Секреты костяного фарфора: как это делается
Фарфоровые фигурки Императорского фарфорового завода (г. Ломоносов) пользуются известностью и почетом на международной арене. Этот завод был основан в 1744 году и стал первым в России, который начал производить фарфор. Здесь акцент делался на высокохудожественных изделиях, среди которых выделялись статуэтки. Эти фигурки имели свои уникальные стили и технику исполнения.
С самого начала XVIII века на Императорском заводе начали выпускать фигурки «куклы», которые представляли собой как животных, так и людей. Одной из наиболее известных коллекций, созданных до советского времени, считается «Народы России» — эта серия включает около ста скульптур, изображающих мужчин и женщин различных народностей, населяющих Российскую империю, в традиционных национальных костюмах. Важной частью этой коллекции также стали фигуры, отражающие професии ремесленников, купцов и промышленников Петербурга.
Технология производства фарфоровых скульптур осталась практически неизменной со временем: механизация не использовалась, и каждый этап базируется на вручной работе.
Место действия: цех высокохудожественных изделий
В современных мастерских высокохудожественных изделий ИФЗ есть только одна печь, которую можно считать оборудованием. Все остальные процессы выполняются вручную. На «входе» в цех — полутвердая масса фарфора, известная как шликер; на «выходе» — белоснежные статуэтки. В этом процессе нет четкого разделения труда, и каждая фигурка создаётся одним мастером, который выполняет роль литейщика, формовщика и глазуровщика.
Часть изделий отправляется в специализированный цех для окраски, в то время как фигурки, которые предполагается оставить белыми, изготавливаются прямо здесь вручную, полностью «под ключ». На полках выставляют героев известной сказки «Щелкунчик» от Михаила Шемякина, рядом с вазами времен Александра I, а также авангардные скульптуры из 1920-х годов — все гармонично соседствует с современными произведениями нашей эпохи.
Мануфактура также производит значительное количество так называемых «реплик» — это модели, восходящие к более ранним временам, которые по-прежнему вызывают интерес, так как стали неким «классическим» взглядом на искусство. Однако скопировать «реплику» даже при наличие оригинала не так-то просто. Во время процесса обжига фарфоровая масса «спекается», и готовый продукт уменьшается в размере на 16-18%. Соответственно, скульптор должен сначала создать увеличенную модель, а затем разделить её на компоненты, которые будут отлиты и собраны.
Для каждой части создается индивидуальная съемная форма из гипса, и количество частей может варьироваться в зависимости от сложности скульптуры — от трех до десяти и более. Эти формы хранятся на больших полках в мастерской и пронумерованы с подписями. Например: «Ленин в Смольном. Части/ноги».
От детали – к целому
Фарфоровые фигурки полые внутри, что помогает уменьшить их массу. Изготовление такой фигурки начинается с процесса отливки деталей. Для этого в соответствующие формы заливают гипсовую массу, напоминающую по консистенции сметану. Гипс впитывает влагу и вскоре образует сероватую корку на внутренних стенках формы. Как только эта корка достигает нужной толщины, излишки массы сливаются, изделия дают высохнуть, после чего осторожно достают из форм. Важно отметить, что в процессе обжига серые элементы сгорают, и получается знаменитый белый цвет фарфора.
Когда все части готовы, их собирают так, чтобы соединение выглядело максимально аккуратным. Для склейки различных компонентов применяется та же керамическая масса, только более густая; поверхности стыков обрабатываются фарфоровой массой, которая объединяет детали между собой.
После сборки фигурки необходимо просушить. Этот процесс может занять сутки на воздухе или же иметь место в специально подготовленной «сушильной комнате» с использованием горячего воздуха.
Статуэтки для интерьера: типы и жанры
Сначала стоит определить, что такое статуэтка. По существу, это скульптура, чья высота не превышает 80 сантиметров, а длина — одного метра. Такие объекты могут быть как эстетическими, так и функциональными, например, служить элементом интерьера или практическим аксессуаром. Статуэтки охватывают широкий спектр: от копий монументальных произведений до сувениров, этнических поделок, призов, а также игрушек — солдатиков, матрешек и дымковских скоморохов.
Выбор фигурок разнообразен, и они доступны в различных категориях, которые включают:
- портретные;
- мифологические;
- бытовые;
- исторические;
- символические;
- аллегорические;
- анималистические.
Каждое из названий уже объясняет само себя. Портретные статуэтки включают бюсты, торсы и фигуры людей с хорошо узнаваемой внешностью. Мифологические представляют собой воплощения персонажей из древнегреческих мифов или сказок. Бытовые сценки показывают различные аспекты повседневной жизни. Исторические миниатюры сосредоточены на конкретных событиях или малознакомых героях. Символические и аллегорические миниатюры фокусируются на разных человеческих качествах, явлениях и концепциях, отражая не только физический образ, но и метафорическое значение.
Также следует упомянуть о кинетической скульптуре — так называемых кинетах, которые, благодаря приспособленным механизмам с пружинами, создают иллюзии непрерывного движения.
Материалы и особенности
Скульптура является самым древним видом искусства, поскольку ей не нужно специальное сырьё. В качестве материалов для создания статуэток используются:
- камень – в первую очередь, мрамор;
- глину, фаянс и фарфор;
- металлы и сплавы;
- дерево;
- стекло и хрусталь;
- гипс и алебастр;
- драгоценные и полудрагоценные минералы;
- пластик и резина, а также другие синтетические материалы.
Перед тем как приобрести красивую скульптуру или подарить её, нужно задуматься: соответствует ли материал стилю вашего интерьера? Например, озабочьтесь о том, какие ассоциации вызывает тот или иной материал — бронза и мрамор, классические материалы для скульптур, даже малых форм. Бронза олицетворяет мужскую силу и решительность. Например, бронзовый бюст известного мыслителя или конная статуэтка полководца могут добавить солидности и респектабельности в рабочий кабинет, но вряд ли станут уместными в спальне. С другой стороны, мрамор используется для передачи женских образов и форм, придавая пространству легкость. Мраморные фигуры, такие как нимфы и наяды, привнесут энергетику «инь» и легкую интригу, однако они могут нарушить строгость и сдержанность делового пространства.
Статуэтки из дерева, фарфора, стекла, алебастра и матового металла можно считать универсальными: они органично смотрятся как в мужском «гнезде», так и в женственной атмосфере.
Фактура и стиль
Интерьер всегда становится более выразительным с добавлением статуэток! Главное, чтобы их внешний вид органично вписывался в общий стиль помещения.
Фарфоровые, бронзовые и мраморные статуэтки идеально подходят для классических интерьеров, включая различные исторические стили, от неоготики до ар деко. Статуэтки из дерева и фаянса могут освежить как стиль кантри, так и современный классический интерьер. Экзотическая древесина придаст нотки роскоши стилю арт-деко. Деревянные и фарфоровые фигурки придадут уникальность дому, оформленному в японском, китайском или африканском стилях. Керамика будет уместна как в современных квартирах, так и в винтажных интерьерах, отлично дополняя мебель в стиле а-ля рюс, прованс, шебби-шик и бохо. Статуэтки из поделочных камней и минералов добавят характеристики изысканности в любой стиль, кроме исключительно функциональных направлений. Например, фигурка кошки из оникса направит мысли о древнем Египте, слон из нефрита будет напоминать о Индии, а танцовщица из яшмы или агата станет прекрасным акцентом для ценителей арт-деко. Пегас или медведь из розового кварца или хризопраза акцентируют внимание в интерьере стиля модерн.
Яркие пластмассовые статуэтки идеально вписываются в стили ретро и фьюжн; их не следует прятать, если хозяева дома любят задорный и ироничный поп-арт. Поделки из глины, дерева и соломы создают теплую атмосферу в помещениях, обустроенных в скандинавском стиле. Лаконичные, абстрактные конструкции из стали, алюминия, меди и стекла, а также статуэтки в технике стимпанк удовлетворят предпочтения любителей хай-тека, минимализма и стиля техно.
Виды и сферы их применения
Сейчас доступно множество видов гипса, но не все они подходят для создания статуэток и скульптур. Поэтому этот строительный материал в основном применяется для ремонта и отделочных работ. Хотя гипс может использоваться для фигурок, такие изделия будут менее прочными и более подвержены воздействию влаги. Высокопрочный вариант гипса находит применение как в строительстве, так и в медицинских целях, а полимерные разновидности используются для создания гипсовых слепков. В искусстве же чаще всего применяются скульптурный (литьевой), акриловый и полиуретановый гипсы.
Гипсовые скульптуры, украшающие дом или квартиру, сразу демонстрируют хороший вкус их владельца. Наиболее распространённые типы бюстов, используемых в интерьере, бывают различными.
- Станковые. Это классические бюсты, изображающие различных людей, которые могут быть как известными, так и вымышленными. Популярностью пользуются бюсты греческих богинь, маленьких девочек и стройных девушек. В мужском сегменте бюстов, как правило, также преобладают греческие интерпретации. Размер бюста может соответствовать реальному размеру человека или же быть уменьшенно увеличенным.
- Малые. Это небольшие бюсты, которые могут быть легко помещены на письменном столе или полке. Эти камеры создаются индивидуально под заказ или выпускаются тиражем.
- Жанровые. Такие бюсты обязательно должны соответствовать какому-либо стилистическому направлению: мифологии, истории или аллегории. Изображение должно гармонически соотноситься с покоем, с помощью которого была создана скульптура, и допускаются некоторые художественные интерпретации.
Особое внимание стоит уделить монументальным бюстам, которые изображают известных личностей прошлого — от великих поэтов до правителей и ученых. Такие скульптуры обычно становятся частью больших архитектурных ансамблей и имеют увеличенные размеры. Монументальные бюсты часто выставляются в галереях, музеях, выставках современного и древнего искусства, а также в замках и дворцах.
Дома такие модели почти никогда не встречаются.
Кроме бюстов, в интерьере часто можно встретить статуэтки, которые прекрасно дополняют плоские композиции. Красиво смотрятся фигуры животных, мифических существ, ангелов, а также изображения богов из разных культур. В большом классически оформленном доме можно установить статуэтку нормальных размеров. В качестве наиболее востребованных фигур хозяева чаще выбирают следующие варианты:
- девушки с фруктами или кувшином;
- мощные животные — львы и тигры;
- фантастические существа, такие как химеры, мантикоры и колоссы;
- греческие боги и герои;
- ангелы.
Гипсовые статуэтки также могут быть использованы в современных интерьерах, хотя встречаются они реже. Чаще всего это изделия, выполненные на заказ, которые могут быть оформлены в минималистичном, городском или футуристическом стиле. Всё зависит от творческих идей владельца.
Гипсовые фигурки также находят применение не только в интерьере, но и в саду. Например, садовые гоблины, известные своей яркой окраской и привлекательным дизайном, стали достаточно популярными. Кроме того, гипсовые фигурки часто дополняют садовые участки:
- грибы;
- лягушки;
- лебеди и другие птицы;
- зайцы и кролики;
- собаки.
Изготовление
Можно приобрести гипсовую фигуру в специализированном магазине или заказать у мастера, если вы хотите что-то уникальное и неповторимое. Однако более приятным и интересным решением может стать изготовление гипсовых фигурок своими руками. Это вполне осуществимо в домашних условиях и доступно как взрослым, так и детям. Рассмотрим процесс изготовления подробнее.
- Покупка материала. Первое, что необходимо сделать — это приобрести гипсовый порошок. Он доступен в строительных магазинах и в магазинах для творчества. Рекомендуется взять материал с запасом, так как в первый раз процесс может оказаться непростым.
- Выбор формы. В магазинах для творчества можно найти широкий ассортимент формочек для изготовления гипсовых статуэток. Неплохим решением станет использование силиконовых форм для выпечки, которые можно приобрести даже в крупных супермаркетах. Если ничего подходящего не найдено, форму можно изготовить самостоятельно. Также вы можете создать форму из любого предмета, который вам нравится. Для этого достаточно взять его, например, фигурку, обернуть пищевой пленкой, а затем покрыть его слоем глины и подождать, пока она высохнет. После этого понадобится аккуратно разрезать форму и извлечь предмет. Теперь можно начинать подготовку формы к заливке.
- Подготовка формы. Этот этап нельзя пропускать, иначе вы рискуете не достать готовое изделие из формы. Подготовить формочку несложно: её нужно просто смазать жиром. Можно использовать любое растительное масло или вазелин. Особое внимание стоит уделить мелким деталям. Люди, занимающиеся созданием гипсовых скульптур уже несколько лет, предлагают свой метод подготовки. Нужно взять 2 части натертого на терке туалетного или хозяйственного мыла и перемешать с 7 частями воды и 1 частью подсолнечного масла.
- Работа с гипсом. После подготовительных процессов можно приступить к приготовлению раствора. Обратите внимание: гипсовый порошок следует добавлять в воду, а не наоборот. В противном случае гипс начнет комковаться. Наиболее распространенное соотношение — одна часть воды на полторы части гипса, но могут быть и другие варианты в зависимости от марки гипса. Производители обычно предоставляют подробные инструкции. Важно: если вы хотите, чтобы готовое изделие было более прочным, в воду можно добавить клей ПВА. Обычно на 500 мл жидкости требуется 50 мл клея.
Правильный раствор для гипса должен иметь консистенцию, схожую с густой сметаной.
- Заливка и сушка. После приготовления раствора дайте ему постоять пару минут, потом ещё раз перемешайте. Залейте смесь в подготовленные формы и подождите, пока материал затвердеет. Температура воздуха во время этого процесса должна составлять от 16 до 25 градусов. Когда фигурки затвердеют, их можно вытащить и осмотреть. Небольшие недочеты и шероховатости можно устранить влажной губкой. Далее произведения отправляются на окончательную сушку. После момента, когда они полностью просохнут, прибегают к подготовке фигурки к покраске. Для этого применяют специальную грунтовку, которую можно также приобрети в магазине для строительных материалов или в магазине для творчества. Модели, предназначенные для уличного использования, обрабатываются дополнительным слоем олифы.
- Декорирование. Этот этап является самым захватывающим в процессе изготовления гипсовых статуэток. Модели, предназначенные для интерьеров, можно раскрасить практически любыми удобными красками. После того как краска подсохнет, изделия покрываются прозрачным лаком. При желании можно украшать фигурки различными декоративными элементами: камнями, бусинами, лентами и другими украшениями.
Уход
Чтобы гипсовые изделия прослужили как можно дольше, необходимо за ними правильно ухаживать. Регулярная чистка пыли с фигурок в помещениях — обязательна. Для этого лучше использовать мягкую тряпку или специальную щетку. Избегайте мытья фигурок, так как это может их повредить. Если на статуэтке появилось пятно, попробуйте удалить его с помощью тампона, смоченного средствами для снятия лака (при условии, что они содержат ацетон). Для удаления пятен также хорошо подходит средство для мытья посуды: просто нанесите немного на губку и очистите загрязнение.
Есть ещё один способ очистки, который подойдёт исключительно для чисто белых фигурок. В кастрюле доведите 900 мл чистой воды до кипения, добавьте полстакана холодной воды и 5 столовых ложек кофемолки. Медленно влейте получившуюся смесь в кипящую воду, постоянно помешивая. Получившаяся масса должна иметь консистенцию, схожую с киселем. Остудите раствор до 45 градусов, после чего нанесите на поверхность фигурки тонким слоем. Когда паста затвердеет, она начнет отслаиваться вместе с грязью. Последний этап — вытереть поверхность мягкой тканью.
Несколько советов по уходу за декоративными садовыми гипсовыми скульптурами:
- регулярно удаляйте пыль с фигурок;
- не размещайте статуэтки в местах с высокой влажностью (лучше располагать их на подушках из камня и щебня или на пнях);
- не оставляйте скульптуры на улице зимой и старайтесь заносить их в сухие помещения;
- ежегодно покрывайте изделия свежим слоем лака;
- при необходимости подкрашивайте фигурки;
- если возникли трещины или повреждения, отреставрируйте модель самостоятельно или обратитесь к профессионалу.
Смотрите видео ниже, где продемонстрировано, как самостоятельно создать декоративную гипсовую фигуру.
Скульптура из композитных материалов и смолы
В современном производстве скульптур нарастает использование композитных материалов, особенно стекловолокна — это универсальный материал, состоящий из стекловолокнистого наполнителя, который усиливает общую прочность, и полимерного связующего вещества.
Стекловолокно можно окрашивать, декорировать, обрабатывать пленкой ПВХ и натуральным шпоном, а благодаря своим механическим свойствам оно устойчиво к воздействию окружающей среды, благодаря чему стекловолокно чаще использует для изготовления уличных скульптур, объектов стрит-арта, а также для художества малых форм.
Композитный материал открывает перед скульпторами широкие возможности для творческого самовыражения, позволяя создавать объекты различных форм и отделки, включая имитацию металла, фарфора, камня и древесины. Это обогащает художественную палитру современных скульптур.
Современные статуи из смолы поражают своим великолепием и оригинальностью и создают впечатляющий визуальный эффект.
Однако, стоит помнить что данный материал подходит исключительно для использования в помещениях, служа альтернативой стеклянным изделиям.
Скульптуры из стекла
Стеклоделы продолжают создавать захватывающие арт-объекты, сделанные из муранского стекла: изящные, прозрачные формы, созданные умелыми руками мастеров.
Эти уникальные произведения требуют от художников умения работать со свойствами расплавленного стекла, что позволяет им создавать сложные по форме и эстетике объекты.
Скульптуры из стекла могут быть выполнены только опытными художниками, которые освоили тонкости этого ремесла, и абсолютно невозможно создать две одинаковые скульптуры — каждый объект уникален и выполняется по новому.
Скульптуры из дерева и МДФ
На протяжении веков дерево оставалось одним из самых главных материалов для создания скульптур в таких культурах, как здания Африки, Океании и Северной Америки, а также в многих продвинутых цивилизациях. Структура древесины предоставляет скульпторам больше возможностей и свободы, по сравнению с камнем. Обычно дерево используется для работ, размещаемых в помещениях, где они защищены от температурных колебаний, влаги, насекомых и грибков.
Структура древесных волокон, а также разнообразие цветов и оттенков придает деревянным скульптурам неповторимый характер. Среди самых популярных древесных пород, используемых в скульптуре, можно выделить дуб, красное дерево, липу, ясень, орех, дуб, кедр, самшит, груша и черное дерево. Дерево стало общепризнанным материалом даже для знаменитейших скульпторов 20 века.
Современные скульптуры также создаются при помощи МДФ, который изготавливается исключительно из натуральной смолы и прессованного древесного волокна, что обеспечивает 100% экологичность.
Интересные виды статуэток советских времен
Скульптуры разнообразны не только по материалам, но и по своему назначению. Многие из них исполняли как декоративные, так и утилитарные функции. Например, пары статуэток могли стилизоваться под солонки или перечницы, часто в форме птиц или животных.
Имеются и оригинальные подсвечники в виде различных животных. Статуэтки всех видов, либо фантазийные, либо сюжетные, могли быть выполнены с такой мастерской тщательностью, что их обладатели обычно не догадывались о настоящем назначении изделия.
Элегантные пепельницы были настолько искусно выполнены, что их не решались использовать по назначению. Их простота формы была компенсирована богатством росписи и детальной проработкой.
Купить фарфоровый пенал было настоящей удачей. Их делали в виде животных (например, «петуха и курицы», «медведя и медведицы», «бегемота») и в форме удивительных рыб. Изготовление кондитерских и масляных блюд также временами предлагалось в виде статуэток.
Стоит упомянуть о сложном фарфоровом сервизе «Семейный карп», который производился серийно с 1962 года в нескольких вариантах (синий, белый и красный, покрытые позолотой). Хотя этот набор принадлежит к категории посуды, его редко использовали по назначению.
Сервиз состоял из штопора, стопок и большой тарелки, которая служила подносом. Идиосинкразические линии и компактные размеры делали данный набор неудобным в использовании, но как декоративная фигурка он стал неотъемлемой частью домашнего обихода почти каждой советской семьи.
Оценка советских статуэток
Оценивать миниатюрные скульптуры следует по нескольким важным критериям. В первую очередь, это степень сохранности изделия. Наиболее ценными считаются экземпляры выставочного качества. Скульптуры с явными следами повседневного использования будут стоить гораздо дешевле, хотя некоторые модели редких серий все равно могут вызвать интерес среди коллекционеров. Заметно сложнее продать экземпляры с производственными дефектами или повреждениями.
Между изделиями эпохи СССР встречаются множество дорогостоящих подделок. Копирование оригинальных статуэток может достигать мельчайших деталей, и часто только профессиональные оценщики могут различить их. Более того, существуют тонкие нюансы, оказывающие влияние на ценность статуэтки, такие как вид клейма, год выпуска, подпись мастера и тип росписи. Даже в коллекционных каталогах непосвященному трудно разглядеть эти тонкости.
Как выгодно продать фигурки времен СССР
Советские фигурки разделяются по качеству обжига, и белоснежный фарфор глазуруется по особой технологии, предотвращающей попадание влаги. Отличные статуэтки отличаются своим дивным качеством, несмотря на тонкие стенки. Особую ценность представляют изделия с монограммой мастера. Всего лишь небольшое количество скульптур было выполнено знаменитыми художниками.
Многие покупатели ассоциируют эти предметы с уютом и добротой своего детства, помня о потерянной или разбитой статуэтке, чья покупка переносит их в беззаботные годы. Со временем предметы становятся более ценными. Поиск и приобретение винтажных вещей — это своего рода инвестиции в будущее.
Компания «Ретро Мир» занимается покупкой антиквариата и винтажных вещей. Чтобы сэкономить время, вы можете провести онлайн-оценку предмета, отправив его фотографию. Если предмет привлечёт внимание агента, он свяжется с вами для личной встречи и окончательной оценки. Предметы могут быть выкуплены за наличные на месте. Мы предлагаем как отдельные экземпляры, так и коллекции, а также целые комплекты предметов интерьера. Продавец может быть уверен в честной оценке и быстрой оплате.