Рекомендуется выпиливать только две противоположные грани и снабжать их смешанной винтовой шпонкой, которая поможет обеспечить более надежное сцепление. Чем длиннее грани, тем более устойчивыми они будут, и соответственно, ограждение также будет более прочным. Самое главное — удалить винт или гайку, и с этого момента весь процесс продвинется гораздо легче.
Как снять гайку с сорванными гранями и резьбой?
Наилучшие результаты мы сможем добиться в процессе снятия гаек и болтов, если понимать ситуацию в целом. Наиболее неприятные ситуации возникают не столько при ремонте самих машин, сколько при разборке их частей и механизмов. Проблемы чаще всего возникают именно в процессе демонтажа крепежных соединений, выполненных с использованием гаек и болтов. Необходимо более детально рассмотреть причины затруднений при откручивании гайки от болта или винта и исследовать возможные пути решения этой проблемы.
Причины проблемы
Существуют несколько ключевых причин, ведущих к затруднениям при откручивании гаек. Рассмотрим их подробнее.
- Во-первых, эмоциональное воздействие коррозионных процессов на металл крепежа. Настоящая проблема зависит от времени воздействия и интенсивности коррозии: чем дольше и интенсивнее происходит коррозионное воздействие, тем более сложной становится задача демонтажа крепежа. В результате нарушается качество резьбы сопрягаемых деталей, грани гайки могут быть сточены ржавчиной, а части резьбы могут прочно сцепиться (прикипеть) из-за серьезных коррозионных и химико-физических взаимодействий, происходящих в рабочем оборудовании.
- Во-вторых, использование некачественного или не предназначенного для этих целей инструмента играет критическую роль. Нередко на рынке можно встретить инструменты по очень низкой цене, которые зачастую изготавливаются из слабосортного металла. Особенно часто это касается наборов для ремонта автомобилей и домашнего использования, которые продаются на рынках. Тем не менее, следует понимать, что хороший инструмент не может стоить 500 рублей. В итоге оказывается, что ключи в таком комплекте сделаны из низкокачественного мягкого металла, и при попытке затянуть или открутить крепежные изделия даже с небольшими усилиями, работающие части деформируются и утрачивают свой первоначальный размер. В результате мы получаем сорванные грани гайки. Аналогичная ситуация может произойти и в тех случаях, когда вместо специализированного ключа используются пассатижи или газовые ключи, которые просто не предназначены для этой работы.
- В-третьих, может быть использована гайка из мягкого металла или низкосортной стали, неподходящих для данного крепежа. При приложении даже незначительного усилия в этом случае грани очень часто слизываются, что делает невозможным откручивание такой гайки стандартным ключом.
- В-четвертых, если при закручивании или откручивании гайки было приложено слишком высокое усилие, значительно превышающее допустимое, это может привести к двум самым распространенным проблемам: сорванным граням или поврежденной резьбе. Существует и третий вариант, более сложный, где могут произойти сразу обе неисправности из-за слишком сильного воздействия на резьбовое соединение – будет как срезано, так и сорвано.
Теперь, когда мы разгадали причины возникновения проблем, пришло время перейти к практическим решениям.
Как открутить?
Существуют проверенные методы, подходящие для различных случаев, когда гайка не поддается откручиванию от болта или винта по вышеуказанным причинам. Эти методы окажутся полезными как для автолюбителей, так и для тех, кто занимается ремонтом автомобилей. Исследуем несколько практических рекомендаций.
Сорваны грани
В этом случае могут пригодиться следующие инструменты:
- головка нужного размера (особенно полезно, если не все грани гайки повреждены);
- газовый ключ; он отлично подходит для таких случаев;
- пассатижи или плоскогубцы, особенно если речь идет о мелком крепеже;
- специальный съёмник для гаек с сорванными гранями.
Если перечисленные инструменты не могут решить проблему, потребуется прибегнуть к более сложным мерам:
- восстановить грани, используя напильник или болгарку (в этом случае получится грань под ключ меньшего размера и лучше подходящая для захвата);
- к гайке со слизанными гранями можно приварить другую гайку с четкими границами; таким образом, увеличивая шансы на успешное откручивание;
- если у вас возникли проблемы с сорванными гранями шпильки или болта, можно приварить к шляпке этих крепежных изделий Т-образный штырь и попробовать выкрутить его с помощью рычага.
Ржавый крепеж
Ржавые болты иногда удается ослабить, постукивая по ним тяжелым предметом и смочив ржавчину парафином или специальными средствами.
Кроме того, можно быстро нагреть гайку с помощью горелки или строительного фена и попытаться открутить ее, прежде чем нагреется болт или винт.
Сорванная резьба
Если резьба на гайке сорвана, ни инструменты, ни описанные выше средства не смогут помочь с устранением проблемы. Если доступ к проблемным участкам достаточен, возможно воспользоваться специальным инструментом — гайкорезом, который раскалывает гайку с резьбой пополам, после чего её можно снять с болта и затем накрутить новую гайку. Однако, если сломался именно болт с резьбой, то единственно возможным решением будет разборка всех соединений.
В некоторых случаях резьба на шпильке или болте ломается посередине, и это может заблокировать возможность откручивания гайки полностью, так как поврежденный участок мешает движению гайки.
Такую проблему можно устранить, срезав штифт или болт вместе с сорванной резьбой. Однако, к сожалению, многие вышеописанные методы не подходят для сложных случаев с труднодоступными местами. В таких случаях предпринимаются более радикальные меры: либо полностью срезается крепеж, либо разбирается по частям (к примеру, срезается гайка, а затем высверливается штифт или болт).
Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы
Каждый хозяин рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез становится неподатливым для откручивания. Причины подобного вызывают множество затруднений: плохое качество металла, нарушения в технологии (например, перекаленные саморезы), ржавчина, потеря времени и чрезмерное усилие, приложенное при затягивании. Тем не менее, несмотря на все трудности, мы можем ослабить болт с расщепленным концом или неподатливую гайку либо ржавое соединение. Мы подскажем, как осуществить процесс отточения навыков снятия сложных крепежей.
«Кривой» край на плоском болте или гайке — не редкость. Избыточное усилие при затягивании и последующем откручивании часто приводит к тому, что части болта трутся друг о друге. Когда болт оказывается не подлежащим откручиванию, стандартные гаечные ключи оказываются неэффективными — они просто проворачиваются, оставляя болт на месте.
Существует несколько методов, которые позволят ослабить неугомонный болт или гайку:
- Использование газового разводного ключа. Благодаря ребристым губкам, возможностям регулировки степени «затягивания» и большому рычагу, разводной ключ становится эффективным инструментом для этих манипуляций. Этот инструмент обычно легко доступен, поэтому первое, что стоит сделать, если задача состоит в откручивании крепежа со слизанной резьбой — это попробовать этот метод.
- Создание новых граний. Если вы сможете создать меньшие по размеру, но более четкие грани, это позволит лучше захватить гайку, используя тот же самый разводной газовый ключ. Процесс создания новых граней можно осуществить следующим образом:
- При помощи болгарки. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить поверхность, на которую наложена гайка/шляпка болта. Это достаточно рискованное мероприятие и его стоит применять лишь в крайних случаях.
- При помощи напильника. Этот метод занимает больше времени, но выглядит более безопасным. Если нет острого временного ограничения, то лучше воспользоваться напильником для того, чтобы подправить грани гайки.
- На гайку можно наварить штырь. Данный способ позволяет создавать необходимый рычаг для откручивания болта с сорванными гранями. Аналогичный метод оказывается эффективным, если резьба «прикипела». Во время процесса сварки металл прогревается, тем самым ржавчина может ослабить захват, и грязь подгорает, благодаря чему болт или гайка откручиваются значительно легче.
- На слизанную шляпку болта можно сварить гайку. После этого можно использовать стандартный ключ для откручивания всей конструкции. Но этот метод работает, если шляпка болта плоская. Если шляпка скругленная, можно вначале попробовать срезать/сточить верхушку, а затем приварить гайку и попытаться её открутить.
- При наличии болтов большого диаметра можно использовать экстрактор. Стоит срезать шляпку или гайку, рассверлить отверстие необходимого диаметра «под имеющийся экстрактор». Вводим штырь экстрактора и с помощью ключа, фиксируя экстрактор за толстую часть, можно выкрутить всю конструкцию, а затем освободить экстрактор.
Если шляпка находится над пластиковой или резиновой прокладкой, стоит удалить её и повторить попытку с применением одного из предложенных средств. Если предложенные методы не помогают ослабить сорванный болт, единственным остаётся срезание/распиливание поверхности и высверливание штифта.
Заржавевшая гайка
Еще одной проблемой, знакомой многим автолюбителям, является заржавевшая гайка и/или резьба. В такой ситуации не обязательно будет прикладывать чрезмерных усилий к откручиванию болта, так как он просто «прилипает» к краям, а также перетёртая резьба добавляет ещё одну проблему. Если после нескольких попыток вам не удаётся выкрутить болт, стоит попробовать несколько методов поочередно:
- Гаечным ключом постукиваем по болту. Это может привести к разрыву ржавчины, и гайка станет легче поддаваться откручиванию.
- Попробуйте залить соединение керосином и подождать некоторое время. Керосин поможет разрушить ржавчину, после чего заржавевшая гайка открутится легче, однако при этом важно быть крайне осторожным: не курить, не включать сварку, не находиться возле открытого огня.
- Прогреть гайку. В этом случае металл расширится, что может позволить открутить ее. Следует позаботиться о том, чтобы именно гайка нагрелась, а стержень болта при этом остался холодным. Для этого рекомендуется быстрый и равномерный нагрев. Для нагрева может использоваться строительный фен или открытый огонь, но с последним способом нужно быть особым образом осторожным. Если винт небольшой, можно использовать мощный паяльник, разогревающий его до максимальной температуры, а затем быстро прогреть место соединения.
- Этот предмет стоит использовать лишь в безнадежных случаях, так как он фактически уничтожает гайку. На гранях гайки можно сделать бороздки (с помощью пилы по металлу, болгарки или напильника). Плоской отверткой упираем в эти бороздки и, применяя усилия в сторону откручивания, молоточком постукиваем по ручке. Если произойдет даже незначительное движение, возможно, гайку получится открутить.
- Воспользоваться специальным съемником. Данные инструменты создают давление на стороны гайки, что даёт возможность её ослабить. Благодаря возможностям насаживания рычага, он может быть даже эффективен в сложных ситуациях.
В борьбе с ржавчиной также может помочь смазка. Универсальная смазка (например, в виде спрея WD40) после нанесения и ожидания несколько часов может значительно облегчить процесс откручивания при использовании гаечного ключа. Если этот метод также не даст результата, пробуйте последовательно каждый из методов.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
При многократном использовании саморезов, они могут потерять точность, и отвертка начинает «выскальзывать», оставляя саморез в месте крепления. Если саморез «сидит» в дереве, штукатурке, ДСП или других мягких материалах, можно подложить под отвертку тонкую резинку (например, для волос). Это добавляет силу упругости и помогает отвертке лучше захватить саморез. Существует также менее элегантные, но более «агрессивные» методы:
- Нарезка канавок внутри «слизанной» головки с помощью плоской отвертки, после чего попытка открутить. Этот подход может быть опасным, так как при слишком тонких стенках «воронки» может произойти разрушение свободной головки, оставляя вкрутую часть, которую невозможно будет открутить.
- Рассверливание головки с последующим использованием экстрактора небольшого диаметра.
- Использование зубила, придавая ему форму, соответствующую размеру головки. Установите его аккуратно на головку, нанеся несколько сильных ударов молотком. Это не только создаст новую головку, но и может привести к осыпанию ржавчины, если саморез застрял в стальной детали. Попробуйте словить движение с помощью того же зубила, если оно статично.
- Демонтаж вокруг головки материала, последующее использование трубки, внутренний диаметр которой чуть больше размера головки. Наденьте её на саморез и заполните внутреннюю часть клеем. После высыхания клея следует по просверленной трубке попытаться выкрутить саморез.
В случае, если осталась только часть винта без головки, можно воспользоваться следующими методами: срезать левую резьбу на оставшейся части, нанести каплю клея «момент», а затем выкрутить оставшуюся часть, оставив это на час. Затем наводим каплю масла на оставшуюся часть.
Способы открутить болт или гайку с сорванными гранями
Существует множество методов и инструментов, которые облегчают задачу откручивания винтов и болтов в очень сложных условиях.
Способ 1
Использование вытяжных гаечных ключей. Эти инструменты весьма эффективны и просты в использовании.
Среди них выделяются различные виды:
Приспособления, которые похожи на гаечные ключи, не требуют сверления и позволяют откручивать болты и гайки с легко зажимаемыми поверхностями. Затягивание происходит за счет конической геометрии внутреннего профиля инструмента, что делает использование удобным и менее рискованным.
Гаечный ключ или головка плотно входит в головку болта, и для успешного откручивания потребуется хорошо надавить, чтобы инструмент не выскочил.
Способ 2
Варианты использования отвертки или отверточного экстрактора также сильно помогают в этой разновидности проблем. Эти инструменты могут быть вставлены под просверленные отверстия в резьбе.
- клиновидные (конус имеет острые грани для сцепления с внутренней поверхностью высверленного отверстия);
- спиральные (спираль с левыми витками, используются для нарезания резьбы при забивании и выкручивании, ведут себя надежно при небольшом углублении);
- стержневые (рабочая часть короткая с прямыми гранями и перпендикулярными прорезями).
Для применения данных инструментов необходимо предварительно просверлить отверстие в саморезе или дюбеле, работая аккуратно и точно выравнивая сверло. Начинайте с тонкого сверла, затем переходите к сверлу большего диаметра.
Стержневые экстракторы могут использоваться и без предварительного сверления — они делают это самостоятельно и начинают нарезать левую резьбу в прочном месте винта или болта.
Для успешного и безаварийного откручивания лучше всего использовать хорошо подготовленный инструмент автомобильного рода. В 2022 году вышли новые наборы для дома и профессионального использования, они выпускаются с пожизненной гарантией.
Способ 3 — ключом «крокодил»
Крокодил — практичный раздвижной гаечный ключ, обладающий высоким усилием зажима и широким диапазоном регулировки размеров.
Эргономичный дизайн обеспечивает возможность значительного усилия затяжки на головке гайки или болта, а уменьшенный размер позволяет без особых усилий добраться до соединений.
Способ 4
Метод с использованием молотка и зубила, также существует специальные ударные гайковерты, безусловно, известные мастерам.
Несмотря на распространение данного метода, он имеет свои недостатки:
- требуется много места для работы молотком;
- может привести к механическим повреждениям деталей;
- эффективность может быть низкой.
Для реализации этого метода в головке болта или гайки сначала высверливается выемка, затем наконечник вставляется под углом приближенном к 45° и откручивается с помощью молотка. Когда соединение начнет смещаться, можно использовать обычный гаечный ключ для продолжения работы.
Способ 5 — левосторонним сверлом
Для работы потребуется мощная дрель, она должна функционировать на низкой скорости с достаточно высоким усилием.
Убедитесь, что сверло установлено точно по оси симметрии винта, а режущая кромка плотно прижата к метали, чтобы усиливать извлекающее давление.
Как открутить болт с сорванными гранями в труднодоступном месте на машине
Это весьма сложная ситуация, решение принимается только после детального анализа возникшей проблемы. В зависимости от конкретного места расположения и назначения каждого материала выбирается одно из следующих решений.
- Для облегчения доступа к крепежу снимаются все детали и узлы, расположенные рядом. Это может занять дополнительное время, но позволит выбрать оптимальный способ откручивания.
- Если удастся, срезается шляпка болта или гайка шпильки, и таким образом снимается прикрученная деталь, создавая тем самым лучший доступ. После этого рекомендуется использовать один из вышеописанных методов для удаления резьбовой части. В труднодоступных местах работать болгаркой не всегда представляется возможным, и в таких случаях лучше использовать ножовочное полотно.
- Советуется увлажнить соединение WD или воспользоваться тормозной жидкостью. Не следует спешить с откручиванием, лучше дождаться, повторив процесс несколько раз в течение 20 минут.
- Используйте специальные ключи и головки, о которых упоминалось в данной статье — инструменты значительно облегчают процесс демонтажа.
Самый главнй совет в этой ситуации: не торопитесь и не паникуйте. В любом случае можно найти верное решение в данной ситуации.
Как снять колесо, если у болта сорваны грани
Существует множество методов, которые можно попробовать с различной степенью эффективности, и их рекомендуется рассматривать в порядке возрастания сложности.
Использовать головку меньшего размера
Попробуйте постучать молотком, чтобы головка ключа лучше осела на болт. Всегда бейте молотком точно по оси болта, что позволит избежать деформации инструмента.
После этого вставьте гаечный ключ и выровняйте его, применяя домкрат для упора в нижнюю часть ключа. Этот прием обеспечит полное выравнивание деталей и защитит инструмент от вертикального напряжения во время откручивания. Во многих случаях это приводит к тому, что болт начинает (оттягиваться).
Расплескать шляпку болта
Используйте тяжелый молоток и круглый металлический стержень (или небольшой молоток), который будет превышать диаметр шляпки болта. Приложите молоток к поверхности и прокатите его сильными ударами, чтобы сгладить заусенцы.
Если круглый стержень станет чуть больше — это будет хорошая новость. Затем плотно забивайте молотком головку ключа, чтобы она могла выдерживать значительные крутящие усилия.
Высверливать отверстия под экстракторы
Необходимо постепенно увеличивать диаметр, но в ни в коем случае не уничтожайте резьбу. Работайте аккуратно и не спеша, чтобы точно попасть в нужные границы.
Учитывайте, что современные колесные болты имеют закаленные наружные поверхности, и их толщина обычно чуть больше глубины резьбы.
Для этого рекомендуется оставлять толщину стенки около 4 мм (если болт 12 мм, то отверстие должно быть диаметром 8 мм). Также воспользуйтесь инструментами из высокопрочной легированной стали.
Важный момент: перед началом работы обязательно нанесите спрей WD на соединение.
Для этого случая идеально подойдет торцевой ключ Super-Lock, который поможет решить возникшие проблемы быстро и эффективно.
Суперклей либо сварка
Если у вас имеется гайка с точно таким же диаметром и шагом резьбы, что и гайка, которую нужно открутить, стоит приварить ее или соединить с помощью суперклея. После этого приваренная гайка может быть легко откручена после затяжки соединения. Единственное, что важно, чтобы резьба винта не была повреждена во время сварки, иначе просто гайкой не получится воспользоваться.
Говоря о сварке, мы также можем упомянуть о методе ослабления резьбы — термическом. Этот метод включает в себя интенсивный нагрев соединения. Под воздействием высокой температуры детали расширяются, и ржавчина, имеющая свое влияние, «ослабляет хватку». При этом, когда болт нагревается, он немного расширяется, что увеличивает внутренний диаметр гайки.
По окончании охлаждения диаметр болта возвращается к первоначальному размеру, однако между болтом и гайкой остается небольшой зазор. Я рекомендую залить WD в этот зазор, чтобы снизить уровень трения. Как итог, весь трюк с ослаблением может эффективно сработать.
Молоток с зубилом как последний довод
Если вы уже перепробовали все перечисленные приемы, в том числе и самые крайние из них, но ничего не помогло, существует ещё один прием: с чистой совестью можно удалить и болт, и гайку, если воспользуетесь зубилом по резьбе. Практика показывает, что нужно просто ударить по резьбе с использованием молотка, пока соединение полностью не разрушится.
Если вы имеете опыт работы с шлифовальной машиной и можете подойти к резьбе, не тратьте время на молоток и зубило. Аккуратно срежьте винт, хотя в этом случае, к сожалению, он тоже не будет полезен.
Существует множество других способов решения вопроса, пока одни более экзотические. Однако если предложенные методы не сработали, то остальные щадящие не будут иметь той же эффективности.
Если ничего не помогло. Химия.
Этот раздел особенный и станет отдельным постом, когда я завершу самоизоляцию и доберусь до своей мастерской.
Стоит отметить, что в большинстве случаев это универсальный метод, который не разрушает резьбу. Однако этот способ является самым дорогим в плане затрат на оборудование. В случае, если вы сломаете метчик на детали из дорогого сплава стоимостью 1 000 000 рублей — один риск стоит.
Поврежденный крепеж или застрявший инструмент удаляются в станке искроэрозионного сверления. Этот процесс включает применение электрода для сверления отверстия слой за слоем на месте застрявшего инструмента. Прелесть метода EDM в том, что можно легко просверлить как мягкую сталь, так и твердый инструмент, независимо от твердости материала. Смотрите, как процесс демонстрируется в этом видео:
При небольшом упорстве устройство для разрушения крепежа методом электроэрозионной обработки можно соорудить в гараже. Однако описание конструкции — это отдельная тема и, возможно, даже тема статьи.
Существует несколько компаний, предлагающих услуги по демонтажу сломанного инструмента. Мне запомнилось видео с американцем, который предлагает лишь одну услугу — удаление сломанных винтов и сверл. К нему обращаются даже крупные фирмы, так как иметь на балансе станок и профессора для работы порой практически невозможно, даже если вы значимая компания. Это видео также интересно тем, что американец так увлекся процессом, что не смог говорить внятно, так как на протяжении всего демонстрационного ролика он не мог отойти от жевательных резинок.
Сверлим
Сверление обычно становится последней мерой, так как в большинстве случаев может повредить резьбу или сам фитинг. Обычно крепеж сверлится с большим диаметром для последующего нарезания резьбы, например, при М6 сверление будет происходить, в то время как нарезка должна проходить под М8. Если увеличение диаметра неприемлемо, используются резьбовые вставки, которые помогут сохранить целостность системы. При сверлении крепежа в глубоких зазорах стоит использовать алюминиевые трубки для защиты стенок. Полезно максимально укоротить сверло для повышения устойчивости и не забывать о центрирующих сверлах. Рекомендуется использовать именно ручную дрель. Является целесообразным иметь в наборе также и левостороннее сверло — есть вероятность, что оно сможет захватить инородные тела гораздо выше определенной глубины сверления и удалить сломанный крепеж.
Если дело касается винта размера Milipus, например, M1, вам скорее всего не удастся найти экстрактор для этого размера. В подобных случаях просто высверлите винт, затем введите треугольную заточенную иглу (или колибри) и выкрутите сам винт. Этот момент нужно высверлить вручную с помощью инструмента в хорошей конфигурации.
А так можно было?
Если у деревянного изделия отломана головка, мы можем высверлить шуруп с помощью корончатого сверла или даже простой трубки с резцами, а затем извлечь оставшуюся пробку с шурупом внутри. В последствие отверстие следует заполнять пробкой и клеем для дерева.
Это все известные мне варианты. Если я не упомянул о каком-либо из способов, пожалуйста, напишите в комментариях, чтобы этот путь стал целостным: полноценным путеводителем по данной проблематике в Рунете.
Если вы заметили ошибку в статье, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.