Как разобрать радиатор отопления своими руками – правила разборки алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов по секциям. Как разобрать батарею отопления?

Монтаж и демонтаж радиаторов из любого материала происходит по одной и той же схеме. Различаться могут только вес и некоторые особые свойства металлов (например, хрупкость чугуна).

Как разобрать радиатор отопления своими руками – правила разборки алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов по секциям

Термин «радиатор» относится ко всем секционным радиаторам, изготовленным из алюминия, стали, биметалла и чугуна. Верхние и нижние гайки используются для соединения отдельных частей.

Петлевые гайки — это кольцевые уплотнения с внешней резьбой на обоих концах элемента. На внутренней стороне имеются специальные прорези, в которые можно вставить радиаторный ключ. Поворачивая в ту или иную сторону, вы можете затянуть или ослабить отдельные части.

как разобрать алюминиевый радиатор

В таких случаях обычно производится разборка частей охладителя:

  1. Во время монтажа системы отопления.
  2. Когда производится наращивание батареи дополнительными секциями.
  3. Если радиатор начал протекать.

Биметаллические и алюминиевые батареи

Перед демонтажем алюминиевого радиатора необходимо подготовить необходимые инструменты.

Самым важным инструментом является ниппельный ключ:

  • Это пруток из стали длиной около 70 см. На один из его концов необходимо приварить рабочую часть ключа 24х40 мм, а второй оснастить сквозным отверстием.
  • Металлический стержень. Его вставляют в отверстие на конце прутка, что позволяет заметно упростить процедуру раскручивания гаек.

Гаечный ключ имеет ряд насечек, расстояние между которыми указывает на ширину детали.

как разобрать батарею отопления по секциям

Список задач, как разобрать холодильник своими руками:

  1. Перед тем, как разобрать биметаллический радиатор, необходимо определиться, в какую сторону вращать ключ. Для этого радиатор размещается на поверхности пола так, чтобы его лицевая часть оказалась вверху. В таком положении правая резьба будет находиться справа, а левая – с лева.
  2. Существует и более простой способ. Нужно взять ниппель и одеть его по очереди слева и справа. Если перепутать стороны, это может закончиться срывом резьбы и поломкой секции.
  3. На радиаторах западного производства футорки и заглушки с лицевой части маркируются следующим образом: левая резьба обозначается, как S, правая – как D.

Порядок раскручивания правосторонней секции радиатора

Как разобрать правый биметаллический радиатор:

  • Ключ вставляют так, чтобы его «лопатка» вошла в верхнее отверстие: для фиксации там имеется специальный паз.
  • Далее, приложив силу, поворачивают инструмент против часовой стрелки. В результате этого необходимо добиться смещения гайки с места.
  • На этой стадии разборки биметаллического радиатора понадобиться вышеупомянутый пруток. Его вставляют внутрь кольца на ниппельном ключе, добившись таким образом создания рычага. Это заметно облегчит работу, для реализации которой потребуются значительные усилия.
  • Произведя два полных оборота, ключ необходимо переместить на нижний участок радиатора. После этого процедура повторяется.
  • Снова установив ключ сверху, делают два оборота: очередность действий повторяется до полного откручивания секции. Такой алгоритм действий, как разобрать алюминиевый радиатор отопления, позволяет уберечься от перекосов.

Особенности разборки чугунной батареи своими руками

Системы отопления в домах и квартирах устанавливаются с чугунными радиаторами MC-140. При установке для уплотнения используются прокладки, а для крепления детали — рым-гайки. Разборка радиатора осложняется длительным сроком службы, так как пространство между деталями ржавеет. В результате кодированные крепежные элементы изнашиваются из-за постоянного воздействия тепла.

Чугунная батарея отопления: как разобрать по секциям своими руками

Следует помнить, что чугунные приборы довольно тяжелые (12 секторов соответствуют 85-90 кг), поэтому одному человеку будет сложно демонтировать конструкцию. Демонтажный инструмент в данном случае представляет собой закругленный стальной стержень диаметром 18-22 мм. На другом конце должен быть приплюснутый участок 30-40 мм. Максимальная толщина изделия составляет 6 мм. На одном конце стержня нужно сделать прочное кольцо, к которому впоследствии будет прикреплен силовой кронштейн.

Это важно: длина инструмента для демонтажа должна быть в два раза меньше длины литой батареи (вал 30 мм).

Подготовка к разбору чугунной батареи

Чугунный радиатор легче демонтировать вне дома. Идеально подходит открытое пространство со свежим воздухом, поскольку демонтаж, скорее всего, будет связан с нагревом конструкции. Радиатор следует положить на деревянную рампу или доски, а затем промыть содержащие его компоненты жидкостью. Можно попытаться выполнить осторожную разборку, но если гайки не откручиваются добровольно, их следует открутить:

  1. Накалить соединяющие узлы конструкции. Разобрать чугунное оборудование можно с помощью горелки или паяльной лампы. Нагрев должен проходить по всему периметру соединяющего узла. Когда гайка накалиться, можно пробовать срывать элемент. В случае неудачи провести повторный нагрев батареи. Как правило, во время работы с раскаленными деталями необходимо пользоваться индивидуальными средствами защиты. Это очки, капроновые перчатки и плотная одежда.
  2. Разрезать стыки соединительных элементов. Чтобы разобрать чугунную батарею без ключа, достаточно использовать болгарку. Во время обрезки необходимо плавно перемещать режущий инструмент по всей оси стыка. Благодаря этому на батарее не появятся сколы, трещины или забои. Конечно, применение ножовки также поможет разрезать металл, однако, на данную процедуру уйдет больше времени.
  3. Разобрать деформированный сектор. Если нет возможности нагрева или распила, можно использовать тяжелую кувалду для разбора неподдающихся узлов. Чугун – металл хрупкий, поэтому стоит начинать с середины, после чего получится быстро разбить чугунные батареи. Однако такой вариант опасен тем, что в результате можно повредить функционирующие секции.

Эти методы часто используются при демонтаже старых радиаторов, поскольку из-за короткого срока службы новых радиаторов резьба и предохранители не успевают окислиться.

Что нужно, чтобы разобрать чугунные батареи

Прежде чем разбирать чугунный радиатор секция за секцией, вы можете ознакомиться со следующим видео:

Сначала необходимо подготовить деталь и инструменты для разборки. Сначала необходимо подготовить набор инструментов и деталей для подготовки деталей к сборке:

  • ключ трубный, серии №3 для съема контргаек;
  • труборез, пилу по металлу и болгарку;
  • тяжелую кувалду, молоток и зубило;
  • стальной прут диаметром 18-22 мм;
  • деревянный трап или подставку;
  • газовую горелку или паяльную лампу;
  • перчатки и очки;
  • мел.
  Каркасная баня своими руками: пошаговая инструкция по обустройству советы по выбору материалов. Как построить каркасную баню?

Как собрать алюминиевый радиатор

Сборка производится в обратном порядке. Поместите детали на ровную поверхность (стол соответствующего размера или просто положите их на пол). Если холодильник не новый, открутите торцевую крышку и кротовый клапан.

Перед установкой тщательно проверьте резьбу и канавки, чтобы убедиться в их хорошем качестве и отсутствии сколов и вмятин. На устанавливаемой детали проверьте резьбу, вкручивая и выкручивая ниппель. Обратите внимание, что под слоем заводской краски перед резьбой может находиться уплотнение. Слегка потрите торец мелкой наждачной бумагой, и если вы его там обнаружите, то аккуратно срежьте его острым ножом.

Так алюминиевый радиатор выглядит в разрезе

Перед установкой деталей радиатора обязательно отшлифуйте края. Даже заводская краска была удалена. Он не нужен на концах радиаторов и только способствует ранним утечкам. Рано или поздно охлаждающая жидкость вытечет из-под краски. Это происходит очень быстро с антифризом, не так быстро с водой в системе, но это определенно происходит. Тогда охлаждающая жидкость начинает протекать между деталями, даже если уплотнения все еще находятся в идеальном состоянии. Причиной этого является отслоение или коррозия краски на торцевых поверхностях и появление микротрещин. Поэтому обязательно зачищайте края, пока не очистите металл, но при этом необходимо использовать мелкую наждачную бумагу, чтобы поверхность металла была гладкой и без царапин. Это обеспечит работу системы без утечек в радиаторах.

Для лучшего уплотнения торцы следует обезжирить (возможно, бензином). Уплотнения также следует обезжирить, но мыть обычным мылом. Обезжиривание не требуется, если система заполнена водой, но оно необходимо для систем, работающих с антифризом. Антифриз обладает высокой скоростью циркуляции и проникает в самые мелкие поры. После того как все высохнет, приступайте к сборке алюминиевых радиаторов.

Затем затяните обе ниппельные гайки на пол-оборота. Наденьте на ниппель термостойкие интерференционные уплотнения (силикон) для герметизации соединений. Теперь возьмите деталь, которую нужно вкрутить, и плотно наденьте ее на ниппельные гайки и проверьте, насколько они затянуты. Затем вставьте гаечный ключ в верхнее отверстие и затяните его на 1-2 оборота. Не используйте при этом рычаг. Поверните его вручную. Затем проделайте ту же работу с нижним отверстием. Повторите процесс несколько раз и поочередно затяните две гайки на несколько оборотов.

Секции откручиваем постепенно, на один -два оборота гайки то снизу, то сверху

Затяните как можно сильнее. Только после ручной затяжки можно использовать рычаг. Это необходимо сделать в два этапа на каждом клапане. При затягивании ниппелей рекомендуется не прилагать чрезмерных усилий, так как можно легко повредить резьбу: Алюминий — мягкий металл.

Когда деталь полностью собрана, вверните заглушку с одной стороны неиспользуемых отверстий и кран «Маевского» (для удаления воздуха из системы) с другой стороны. Теперь вы знаете, как собрать детали холодильника, и при необходимости можете добавить дополнительные детали.

Разборка чугунных радиаторов

Наиболее распространенными радиаторами являются чугунные радиаторы MS140. За свою жизнь, которая в некоторых случаях составляет 30 лет и более, они показали себя только с лучшей стороны:

  • аккумулирует тепло;
  • устойчив к плохому качеству теплоносителя;
  • простоты в обслуживании;
  • надёжны и имеют большой срок службы (от10 лет и выше)

Как разобрать этого дедушку? Довольно просто, потому что конструктивно все радиаторы собираются по одному и тому же принципу: с гайками и прокладками для герметичности. В те времена существовала бумажная упаковка с краской и резиновой прокладкой, которая накручивалась на гайку.

Чугунные радиаторы в некоторых системах стоят по 50 лет, понятно, что разобрать их будет непросто

Разобрать новый холодильник не составит труда. Старый, с другой стороны, немного мешает:

  • со временем стык между секциями «прикипает»;
  • внутренние выступы для ключа разъедаются под действием теплоносителя.

По этой причине разобрать старый чугунный радиатор довольно проблематично.

Еще одной трудностью при работе с чугуном является его большой вес. Вес «чистой» детали составляет 7,5 кг. Обогреватель с 10 деталями весит 75 кг, поэтому лучше, чтобы его несли два человека. Перед снятием радиатора лучше всего вынуть его и промыть. Светлый радиатор можно промыть в ванной с помощью салфетки. Лучший способ сделать это — взять кусок шланга, подсоединить его к крану с холодной водой и тщательно промыть. Если вы не хотите пачкать ванну, вы можете выйти из нее. Важно только иметь воду, вам также нужен слив: в воде будет более чем достаточно беспорядка.

Только сильный человек может один носить чугунные батареи

Выберите ровное и просторное место для демонтажа радиатора. Если вы живете в многоэтажном доме, работы можно проводить на лестничной клетке. Необходимы следующие инструменты:

  • радиаторный ключ;
  • зубило, молоток, небольшая кувалда;
  • щётка с металлическим ворсом, паяльная лампа;
  • несколько досок или чурок для подкладки под батарею;
  • сантехнический ключ №2,3 для раскручивания боковых пробок (футорок) и заглушек.

Несколько слов о гаечном ключе: вы вряд ли найдете его в магазине, проще поискать его на рынке или одолжить у знакомого сантехника.

Гаечный ключ представляет собой круглый стержень диаметром 18 мм. С одной стороны он приплюснут по внутренним размерам: его ширина составляет 28х40 мм, а толщина — 6 мм. С другой стороны приваривается кольцо, в которое вставляется рычаг для вращения. Длина ключа определяется как ½ длины более длинного радиатора плюс около 300 мм. Также можно сделать такое «чудо» из подходящего куска полудюймовой трубы, расплющив один конец. Однако этот вариант подходит только для демонтажа нового радиатора.

Стык потек - прохудилась прокладка. Нужно разбирать чугунную батарею и менять ее

Чтобы облегчить работу, перед разборкой соединение следует прогреть феном или горелкой. Именно здесь необходимы доски: Поместите нагреватель на доски и нагрейте его.

  Установка дымохода в бане через стену или потолок. Как правильно собрать дымоход в бане?

Существует множество проблем с «вареными» деталями. Они настолько «сросшиеся», что даже значительные физические усилия не помогают. Первая «обработка» — это нагрев. Нагрейте металл до легкого блеска, а затем попытайтесь развернуть его (но используйте более толстые перчатки). Другой вариант — разворачивать его после охлаждения, но только когда температура снизится. В этом случае в уплотнениях образуются микротрещины, и соединение легче разрушить.

Сборка чугунного радиатора

Это делается в обратном порядке, с той лишь разницей, что меняется направление вращения ключа. Не забудьте заменить уплотнения — лучше купить в магазине паронитовые уплотнения — они прочнее, долговечнее и устойчивы к агрессивным охлаждающим жидкостям (антифризам).

Если вы не можете найти такие прокладки, можно использовать гигиеническое белье. Намотайте его по часовой стрелке на правую нить и против часовой стрелки на левую нить. Для подстраховки можно также нанести герметик (например, Unilock) на резьбу ниппельной гайки. Если вы хотите использовать в системе антифриз, нельзя красить обмотку — она очень быстро проржавеет, и вам придется все перепаковывать. Это включает в себя слив воды из системы, промывку, разборку и сборку всех деталей….. много работы. Поэтому для системы с антифризом используйте химически стойкие герметики и паронитовые прокладки.

Разборка старых моделей

При снятии старых чугунных батарей помните, что резьба в них часто просто прикипает (со временем). Другими словами, он почти герметичен и его очень трудно открутить. В этом случае для нагрева нужного участка используется метод автогенного нагрева. Прогревание производится по кругу вокруг соска, все суставы должны прогреваться поочередно.

Когда стыки нагреты, но еще не остыли, вставляется специальный ключ для радиаторов и поворачивается на пол-оборота, после чего его нужно сразу переместить на параллельный ниппель. Так вы откручиваете старые, пережаренные пробки радиатора, которые невозможно открутить.

Если ниппель трудно открутить из-за того, что крепления для гаечного ключа полностью проржавели, участки на стыках отрезаются токарным станком (если у вас его нет, то ножовкой). Затем секции ниппеля откручиваются с помощью оксиацетилена или резака.

После этой работы резьба очищается от ржавчины специальной щеткой.

В случаях, когда предыдущие способы откручивания радиатора неприменимы, остается только старый и проверенный метод — использование молотка для разбивания деталей. Радиатор располагается горизонтально, а в середине секций кувалдой разбивается сплошная секция. Затем радиатор необходимо перевернуть на другую сторону и проделать те же операции с другой частью сегмента.

Затем радиатор ставится вертикально, а остальные части сбиваются и разбираются. Однако имейте в виду, что во время этих работ конструкция теряет герметичность в других местах. Демонтаж и удаление старых радиаторов — это очень сложный процесс, поэтому необходимо знать, как правильно это сделать.

Способы снятия

Прежде чем приступить к замене или ремонту батарей, необходимо подготовить инструменты и запасные части. Если старая батарея должна быть заменена на более современную, то предварительная работа включает в себя установку специальных кронштейнов для новых креплений современного типа батареи. Такие работы предполагают полное отключение подачи воды и герметизацию системы, предварительно слив всю воду. Демонтировать холодильник, даже своими руками, несложно, но некоторые люди могут с этим справиться. Первым шагом является нагрев свечей зажигания в радиаторе с помощью вышеуказанных методов. Затем, когда они достигнут нужной температуры, их откручивают.

С помощью турбины батарея аккуратно разрезается между частями. Затем секции отделяются друг от друга. Старые батареи имеют шлейф, который необходимо аккуратно удалить из конструкции с помощью зубила. Однако это относится только к работам, при которых данные радиаторы сохранились и функционируют, т.е. для очистки или частичной замены. Если вы заменяете всю систему, вам не нужно этого делать, достаточно просто распилить конструкцию и отсортировать ее в контейнер.

Демонтаж алюминиевых вариантов

Алюминиевые радиаторы монолитны, есть некоторые вариации с профилями, но обычно есть только два радиатора, соединенных друг с другом. Для их демонтажа достаточно слить воду из системы и открутить трубу. Часто бывает достаточно перекрыть трубу, ведущую в радиатор, и трубу, выходящую из него. Каждый алюминиевый радиатор имеет специальный клапан, через который можно слить воду. Радиатор откручивается от трубы обычным газовым ключом.

Алгоритм работы

Установить новый радиатор гораздо проще, чем демонтировать старый. Работу можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи профессионалов. Важно, чтобы при выполнении работ строго соблюдались правила и нормы. При установке радиатора убедитесь, что он расположен точно вертикально, и проверьте это с помощью спиртового уровня. В противном случае система может нарушить свою герметичность и тепловые характеристики.

Если в одном помещении необходимо установить несколько чугунных радиаторов, они должны располагаться идеально горизонтально по отношению друг к другу. Самый простой способ сделать это — расположить крепежные элементы (кронштейны) с помощью лазерного спиртового уровня, а затем проверить установку радиатора.

Многие монтажники также используют специальный шаблон для разметки, поскольку размеры радиаторов стандартизированы.

Основным материалом для этих «форм и шаблонов» является фанера, размер которой немного превышает размер самой конструкции. На этом шаблоне имеются специальные отметки для точек крепления, через которые просверливаются отверстия для опор. Количество кронштейнов должно соответствовать количеству агрегатов в холодильнике. Как правило, 1 скоба соответствует 1 погонному метру. Скобы должны быть плоскими и выровненными без каких-либо отклонений.

Просверлите отверстия в отмеченных местах. Сверление можно выполнить с помощью перфоратора или ручной дрели, но это займет некоторое время. Глубина и диаметр должны соответствовать крепежу так, чтобы он проникал на 13 см или более. Следующий шаг — заделать отверстия раствором, чтобы кронштейны не упали. Они не готовы к использованию, пока не будет готов раствор, на который они укладываются.

  Зачем нужно биде. Для чего биде в туалете.

Требования к креплению кронштейнов не напрасны, ведь вес самой чугунной батареи очень велик. Под нагрузкой он весит около 12 фунтов, причем не весь, а каждая секция, которых обычно 5.

Когда все готово, кронштейны прикреплены и радиатор собран, его остается только закрепить на стене и подключить к системе. Перед этим шагом необходимо очистить разъемы. Все резьбовые соединения должны быть герметизированы какой-либо пенькой или фумигантом. Это делается для улучшения герметизирующих свойств и устранения возможности протечек.

Затем охладитель или вся система заполняется водой.

Как снять секцию с радиатора

Детали каждого комплекта холодильника соединяются ниппельной гайкой. Чтобы снять деталь с алюминиевого, биметаллического или чугунного радиатора, ее необходимо отвинтить. Для этого вам понадобится ниппельный ключ соответствующего размера.

Стандартный диаметр гайки составляет 3/4″ (но возможны вариации). На внешней стороне имеется резьба, которая вкручивается в отдельные части радиатора. На внутренней стороне есть два небольших кронштейна, которые нужно зажать гаечным ключом. Выполните следующие действия для демонтажа части радиатора:

  • Приложите ниппельный ключ сверху радиатора так, чтобы его головка была напротив места, которое нужно раскрутить;
  • Вставьте его в верхний канал секции на отмерянную глубину;
  • Проверните против часовой стрелки на два оборота;
  • Вставьте его в нижний канал на такое же расстояние и выверните гайку на два оборота;
  • Попеременно переходите с одной части радиатора на другую, пока не открутите гайки полностью.

Может случиться так, что ниппельная гайка не поддается (это часто случается со старыми чугунными радиаторами). В этом случае очистите соединение ацетоном, растворителем или «Уайт-спиритом». Удалите все остатки краски.

Нанесите на пробку WD-40 или аналогичный ингибитор ржавчины. Слегка постучите по разъему молотком (помните, что чугун прочный, но хрупкий). Возможно, вам придется обработать сустав несколько раз и подождать от часа до полутора часов.

Если ниппельная гайка застряла навсегда, необходимо провести доработку. Если ниппельная гайка застряла, вам придется потрудиться.

Не откручивайте более чем на два оборота — радиатор может перекоситься. Резьба в гайке и детали может деформироваться и привести к утечке из радиатора. Протекающий алюминиевый радиатор — это головная боль и лишние расходы.

Как отсоединить радиатор отопления

Существует три типа соединений радиатора — сварное, раструбное и американское. Это легко увидеть на глаз (см. фото).

Неокрашенный сварной шов Муфта на трубы радиаторов отопления

Если в вашем доме вместо отопительных приборов установлены радиаторы, то, скорее всего, их трубы приварены к общей системе. Теперь остается только обрезать входящие трубы с помощью резака. Чтобы снять печку, выберите наиболее удобное для вас место — в любом случае вам придется продевать трубы печки.

Демонтаж муфты отопления

Во времена Советского Союза были установлены муфты — простой, но эффективный способ соединения труб. Если вы перекрутили муфту, следуйте приведенным ниже инструкциям:

  1. Обработайте стыки муфты и труб растворителем, подождите пока старая краска сойдет;
  2. На муфте, как правило, есть два выступающих ребра. За них удобно ухватиться газовым ключом;
  3. Откручивайте муфту на себя и вниз.

Если муфта прикручена к трубе отопления и не проворачивается в резьбе, это плохой признак. Это означает, что он подвергся коррозии или не поддается откручиванию из-за старой краски.

Позовите помощника, чтобы он держал трубу. Используйте гаечный ключ, чтобы остановить вращение трубы подачи (или выхода) воды. Используйте другую, чтобы отжать стык.

Отключение американки

Американский фитинг для пропиленовых труб отличается от других тем, что имеет зажимную гайку. Чтобы отделить охладитель от труб, откручивайте его до тех пор, пока соответствующая часть не освободится. Затем вы можете снять патрубок с радиатора.

На старых «американских» моделях концы клапана обжимаются. Со временем резьба принимает форму соответствующего фитинга и больше не может быть обжата. Если радиатор был установлен более пяти лет назад, стоит заменить весь клапан или арматуру.

Фитинг американка

Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов

Некоторые модели радиаторов, особенно алюминиевые, могут иметь сложную внутреннюю структуру. После слива воды часть объема может остаться внутри них. Не оставляйте салфетки без присмотра и держите их под рукой.

При отоплении частного дома нередко используется теплоноситель. Со временем он разлагается и выделяет токсичные продукты. Поэтому при работе соблюдайте меры предосторожности. Надевайте перчатки, защитные очки и респиратор.

Не пренебрегайте мерами предосторожности, всегда держите наготове тряпки, салфетки и все, что может впитать жидкость. Лучше один раз перестраховаться, чем потом платить соседу за новый ремонт.

При использовании системы бокового подключения вы выполняете все задачи максимально синхронно. Это особенно актуально для алюминиевых радиаторов — они более склонны к деформации. Открутите втулку с одной стороны на один-два оборота и переключите на другую сторону.

Благодаря соединению снизу и использованию седла, трубы проводятся через напольное покрытие. Чтобы придать им дополнительную подвижность, можно снять несколько досок паркета или ламината. Это защитит как трубы, так и напольное покрытие.

Никогда, повторяю, никогда, не давите на нити и не ломайте их при вытягивании! Они могут потерять направление, огромная сила может сломать край. После этого правильная установка пробок становится невозможной. И даже если это так, это не продлится долго. Единая сила — лучший вариант. Если у вас недостаточно силы, используйте рычаг.

Оцените статью
Ремонт до и после