Хотя я не могу сказать, что активно занимаюсь граффити в данный момент, моя основная деятельность связана с руководством своим сообществом HALA VANDALA. Это онлайн-журнал, посвященный культуре граффити, где я стараюсь создать благоприятные условия для начинающих художников. Я основал этот проект и занимаю в нём должность директора. На протяжении 7 лет мы работаем над тем, чтобы показать окружающим, что граффити — это не только акт вандализма, но и полноценная форма искусства, заслуживающая уважения и понимания.
Граффити, это что такое: примеры с фото
Теория
Автор Иван Фролов. Читаемость 5 минут. Просмотров: 3.1k. Опубликовано 20.11.2020, обновлено 17.04.2022.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Вопрос о том, что такое граффити, оставался настоящей горячей картошкой на протяжении более чем ста лет! Или, возможно, даже дольше? На сегодняшний день мы погрузимся в его историю, узнаем, как долго он существует, а также некоторые интересные факты, которые могут оказаться вам неизвестными. В этом материале мы предложим обширный обзор важной темы, которая вызывает множество эмоций и мнений.
История
Когда вы задумываетесь над вопросом, когда было создано первое граффити, для большинства людей это ассоциируется с актами вандализма, которые получали распространение лишь в последние пятьдесят лет. На самом деле наиболее сложные примеры граффити можно наблюдать, начиная с Первой мировой войны. Это связано с тем, что сами определения граффити являются весьма расплывчатыми, и в современном понимании слово «граффити» часто имеет негативные коннотации.
Однако, стоит отметить, что первые фрески были созданы еще 65 000 лет назад, если не раньше. Эти наскальные рисунки древних людей проявляют самую раннюю форму граффити. Один из старейших обнаруженных образцов был найден в одной из пещер; если вы не знаете, о какой стране идет речь, запомните это и я дам вам подсказку в конце статьи.
Граффити имелись еще в Древнем Риме, Древнем Египте, у цивилизации Майя и других местах. Это определенно не современное искусство, так как его корни уходят в древность. Однако, такое искусство получило вторую жизнь в начале XX века, когда краску начали использовать для маркировки поездов на железнодорожных депо.
Процесс раскрашивания действительно привлекал внимание и способствовал популяризации этого вида творчества. Изначально он был создан для полезных целей, однако в современном мире большинство стран рассматривают настенную живопись как акт вандализма, что приводит к задержаниям и арестам художников.
Определение
Сложность в четком определении термина «граффити» возникает из-за разрыва между научными интерпретациями и общественными представлениями о нем.
Исторически граффити определяет любое изображение, оставленное на стене с помощью краски. Более точное разделение подразумевает различия между «граффити» и «диптихами». Сегодня же большинство обывателей забыли о прошлом этом делении, и общее название «граффити» стало универсальным.
Тем не менее, современные художники часто используют старые техники, такие как «вырывание» части изображения. Это создает эффект, при котором царапины обнажают нижний слой краски, что делает графическое изображение более интересным и многослойным.
Таким образом, граффити — это любой текст или рисунок, оставленный на поверхности стены.
Все надписи, сделанные «на заборе», подпадают под это определение. Исторически таких надписей было множество. Вовсе не случайно, но самая древняя известная надпись была обнаружена в римском городе и представляла собой рекламу публичного дома.
Особенности
Граффити и уличные картины требуют от художников высокой квалификации и опыта в этой области искусства. Даже самый талантливый художник, работающий с холстами, далеко не всегда способен передать уличную перспективу в ее настоящем великолепии. Чтобы фреска, граффити или настенная роспись выглядели максимально эффектно, необходимо учитывать множество факторов:
- стороны света;
- естественное освещение в разное время суток, а также искусственное освещение ночью;
- местоположение здания в контексте окружающей улицы;
- форму и масштаб стены для более детальной передачи концепции.
Учитывая все эти внешние факторы, удается выбрать подходящие цветовые решения и тематику произведения, что тоже может зависеть от местности. Также важно учитывать возможные искажения изображения при восприятии его с большого расстояния, что негативно сказывается на восприятии мелких деталей. Поэтому предпочтение обычно отдается более монументальным и крупноплановым композициям.
Для росписи фасадов зданий используется широкий спектр различных техник, таких как фрески, граффити, рисунки и народные орнаменты.
Граффити
Первые образцы граффити, которые мы можем наблюдать, были оставлены нашими предками в виде наскальных рисунков. Традиционная форма этого искусства оформлялась в Соединенных Штатах в начале прошлого века. В то время художники начинали облагораживать скучные товарные вагоны своими рисунками. Вскоре живопись на контейнерах перекочевала на стены и заборы домов, соответственно, стиль стал развиваться.
Граффити создаются с использованием аэрозольной краски, или могут быть вырезаны на стенах или стекле. Это могут быть как полноценные граффити, так и простые каракули, которые могут быть как черно-белыми, так и цветными.
Граффити-райтеры не признают мирских правил и установленных норм, их волнение — это удел свободных художников, и потому их работа зачастую не согласована с местными властями, что делает её незаконной в глазах многих.
Муралы
Муралы завоевали статус монументального жанра уличного искусства. Для нанесения рисунка на стене высотного здания требуются не часы, а даже дни, а то и недели кропотливой работы; в отличие от граффити, создание мурала зачастую требует предварительного одобрения местных властей и согласования. Буквально это искусство легально в большинстве случаев и может даже оформляться в рамках целых проектов на уровне городов. Основная цель создания муралов — не только украсить город, но и предотвратить вандализм, обеспечивая защиту от неформальных граффити.
В отличие от граффити, настенные росписи стремятся передать глубокий смысл и идею. Это часто традиционные фрески, изображающие сцены из повседневной жизни или мифологические истории. Их создание также обогащает культурную составляющую городских пространств.
Подготовка поверхности
Перед тем как начать процесс окраски стен, необходимо выполнить ряд подготовительных работ:
- изучить и выбрать здание с подходящей стеной для работы;
- обсудить и подписать договор с местной администрацией или владельцем здания на выполнение работ;
- определиться с выбранной темой росписи, составить концепцию и создать эскиз;
- собрать необходимые материалы и инструменты, учитывая специфику уличных работ и масштаб поверхности;
- обеспечить доступность к рабочему месту, продумав, как удобно будет добираться до стен;
- разработать план хранения оборудования на месте работы;
- оградить рабочую зону от случайных прохожих с целью обеспечения их безопасности;
- приступить к подготовке стены, что включает в себя обработку следующими этапами: очищение стены, нанесение штукатурки, финишной шпаклевки и грунтовки.
Если здание уже построено, то стены его разрешают окрашивать. В случае строящегося здания необходимо внимательно проверить стеновые поверхности на наличие штукатурки, чтобы они были готовы для нанесения краски, как только блок будет установлен. Оптимально использовать грунтовку от того же производителя, чью краску вы собираетесь использовать для финишной окраски.
Здание, высота которого превышает три метра, требует применения специального доступа. Это может быть сделано с помощью строительных лесов или при помощи подвесного оборудования.
Наносимая окраска стен начинается с базового цвета — это может быть белый или темно-серый в зависимости от желаемого оттенка в финальной конструкции. После того, как стена полностью просохнет, можно начинать украшение. После завершения работ стена должна оставаться твердой, сухой и чистой.
Временная защита участков стены, не подлежащих окраске, полиэтиленом, существенно облегчит работу и устранит возможность случайных загрязнений.
Этапы нанесения краски
Работы должны проводиться в условиях сухой погоды и температуре воздуха выше нуля. Сначала на заранее подготовленную стену переносится эскиз. Когда эскиз становится детализированным, с четко обозначенными пропорциями и перспективой, на поверхность наносится сетка, которая поможет сделать дальнейший эскиз более точным.
Также возможно использование проектора для переноса контуров рисунка, однако возможность этого метода будет зависеть от размера стены и прочности конструкции. Если отсутствует конструкция, то этот метод может быть проблематичным.
После того, как эскиз подробно прорисован на стене, можно переходить непосредственно к нанесению краски. Все материалы подбираются в соответствии с характеристиками для использования на открытом воздухе. Для этого предпочтение отдается таким маркам краски, как Alpina, Caparol и другим проверенным производителям, включая силикатные виды и глазури.
После выбора цветовой палитры наступает этап детализации и проработка локальных точек, объемов и акцентов композиции. Методика работы предполагает переход от работы с общей концепцией к проработке отдельных деталей, что обеспечивает целостность всего произведения.
Когда роспись закончена и краска полностью высохла, её стоит покрыть защитным слоем, например, матовым акриловым лаком, чтобы обеспечить долговечность и стойкость.
История стрит-арта
Корни стрит-арта уходят в глубокую древность: с давних времен неизвестные художники по всему миру украшали стены домов и заборов рисунками или надписями. Тем не менее, подобные формы искусства обычно жестко запрещались властями, а их последователи подвергались строгим наказаниям.
Родиной современного уличного искусства по праву считаются Соединенные Штаты. В частности, в Филадельфии, в конце 1960-х годов, молодой человек по имени Дэррил Маккрей, более известный под прозвищем Корнбред, решился на весьма необычный шаг, когда влюбился в девушку по имени Синтия. Чтобы впечатлить свою возлюбленную, он начал расписывать весь город надписью «Cornbread Loves Cynthia». Местные власти не оценили его художественные потуги, и молодого художника испытал участь: его ненадолго заключили в тюрьму.
Молодежь Филадельфии с воодушевлением завела идеи МакКрэя и, пользуясь уже налаженной на тот момент системой массового производства аэрозольных красок, быстро окрасила улицы города разнообразными надписями и рисунками.
Скоро стрит-арт, а точнее, одно из его проявлений — граффити, стремительно распространился на Нью-Йорк. В течение нескольких лет молодые людиточился дух соревнования друг с другом в умении рисовать. В то время особую популярность пользовалось искусство «теггинга» — это стиль, подразумевающий написание на стене ника и номер блока, в котором художник работает.
Однако, начиная с начала 1970-х годов, на арене появляются новые формы уличного искусства и разнообразные стили, среди которых:
- Throw-up — быстрое создание граффити с использованием простых форм;
- Blockbuster — огромные иллюстрации, предназначенные для привлечения внимания прохожих;
- WildStyle — сложные и причудливые шрифты, где вскоре начинаешь разбирать лишь именитых создателей;
- Stencil — использование трафаретов для создания четких контуров;
- Tags — подписи и именные обозначения;
- Sticker — наклейки, которые могут содержать любые изображения или фразы и наклеиваются на поверхности города.
Известные художники стрит-арта
Имена самых известных уличных художников знакомы многим продвинутым и интересующимся культурой людям. Наибольший вклад в это захватывающее искусство внесли наиболее известные уличные мастера:
- Бэнкси (Banksy) — ананимный английский художник с Бристоля, чьи провокационные работы ознаменованы острой социальной тематикой, а одна из его картин стала известной после того, как была продана на аукционе и незамедлительно самоуничтожилась.
- Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) — яркая звезда уличного искусства, мастер трафаретного стиля. Он активно выступал против расизма и колониализма. Находясь в цветущей карьере, он скоропостижно ушел из жизни в возрасте 27 лет от передозировки наркотиками, а сегодня его работы стоят десятки миллионов долларов на престижных арт-аукционах.
- C215 — наиболее известный французский уличный художник, визуально специализирующийся на портретной живописи. Он часто путешествует по миру, создавая уникальные трафаретные работы по просьбам местных властей, особенно его привлекает изображение кошек и его единственной дочери Нины.
- Шепард Фейри (Shepard Fairey) — известный мастер политического плаката в рамках стрит-арта. Его плакат Hope («Надежда») с оригинальным портретом Барака Обамы, опубликованный в 2008 году, не только принес ему широкую известность, но и оказал большое влияние на ход президентской кампании в США.
Несомненно, на платформе Very Important Lot у пользователей есть уникальная возможность участвовать в онлайн-торгах произведений искусства. Здесь также предлагается приобрести картины и рисунки современных талантливых художников по доступной цене напрямую от мастеров.