Когда клей окончательно схватится и все ключевые этапы работы будут завершены, следует приступить к финальной отделке поверхности. Убедитесь, что шов является чистым и ровным. Для достижения этого сварной шов рекомендуется обработать мелкой наждачной бумагой, а в идеале — использовать шлифовальную машину, чтобы добиться максимальной гладкости.
Ремонт алюминиевых радиаторов: причины поломок, как устранить течь батареи отопления, чем заклеить устройство, как отремонтировать или заменить секцию
Как правило, проблемы с радиаторами проявляются в самый неподходящий момент — именно в разгар отопительного сезона.
Наиболее распространенные неисправности включают протечки радиаторов, холодные участки и засоры, которые требует немедленного вмешательства.
Когда речь заходит о ремонте алюминиевых радиаторов, существуют различные методы устранения проблем, и в зависимости от степени неисправности, вы можете решить сделать это самостоятельно или пригласить специалиста.
Особенности батарей
Несмотря на привлекательный внешний вид, алюминиевые радиаторы не всегда являются наиболее любимым выбором потребителей, поскольку существует мнение, что их срок службы ограничен, а также имеется множество дефектов и «рекламаций».
Однако, это утверждение не является полностью правдивым. Алюминиевые радиаторы имеют множество заметных преимуществ, которые завоевали симпатии множества покупателей.
К основным характеристикам можно отнести:
- Способность выдерживать значительные перепады давления до 20 атмосфер и более. В случаях, когда планируется установка этих радиаторов в домах с централизованным отоплением, крайне важно внимательно изучить действующую систему и ознакомиться с техническими характеристиками радиаторов, указанными в техническом паспорте.
- Небольшая масса алюминиевых радиаторов делает их легкими для транспортировки и установки.
- Простота конструкции позволяет, при наличии необходимого инструмента, выполнять ремонт алюминиевых радиаторов отопления самостоятельно.
- Высокая теплоотдача обеспечивает быстрое прогревание помещения, одновременно экономя ресурсы.
- Минимальный объем теплоносителя обеспечивает почти мгновенный нагрев всей площади радиатора.
- Алюминиевые радиаторы отличаются современным и стильным дизайном, что позволяет им гармонично вписываться в любой интерьер.
Несмотря на вышеупомянутые преимущества, популярность этих радиаторов на рынке отопления ограничена тем фактом, что они лучше функционируют в индивидуальных системах отопления.
Это связано с тем, что алюминий подвержен коррозии в условиях длительного отсутствия теплоносителя (как известно, в летний период теплоноситель часто сливают из центральных систем отопления) и его составу, а также щелочному балансу.
В то время как в единой системе отопления качество теплоносителя можно контролировать, в многоквартирных домах с центральным отоплением это сделать зачастую оказывается значительно сложнее.
При правильной установке и эксплуатации алюминиевых радиаторов срок их службы может значительно превышать гарантийный срок, установленный производителем (обычно 10 лет). Ремонт батареи алюминиевого радиатора так же прост, как снятие дополнительных компонентов.
Причины поломок
Подобно сани в известной пословице, систему отопления следует готовить к новому сезону заранее, а не в последний момент.
К основным причинам повреждений радиаторов относятся:
- Недостаточный нагрев алюминиевой батареи из-за наличия воздуха в системе.
- Появление посторонних шумов и стуков в системе.
- Обнаружение течи в алюминиевом радиаторе отопления.
- Влажные участки на местах соединения элементов системы.
В домах с автономным отоплением эти проблемы можно выявить достаточно просто, запустив систему на максимальный рабочий уровень. Более высокое давление в системе укажет на ее целостность и позволит обнаружить наличие каких-либо дефектов. Однако в домах с центральным отоплением, провести такую проверку непосредственно самостоятельно вы не сможете, но можете обратиться в управляющую компанию для выполнения этих работ.
Если во время тестирования система функционирует нормально, но в середине отопительного сезона начинают возникать неисправности, то рекомендуется как можно скорее демонтировать радиатор.
Процедура демонтажа выглядит следующим образом:
- Перекрываются запорные устройства, а также стояк, из которого предварительно сливается теплоноситель.
- Под нижнее подключение устанавливается емкость для сбора жидкости.
- Откручивается нижний шаровой кран для слива оставшейся в радиаторе воды (антифриза).
- Аналогичным образом откручивается верхний вентиль, и радиатор снимается с кронштейнов.
Если возникла ситуация, когда алюминиевый радиатор не прогревается, важно выявить причины такого состояния устройства:
- В первую очередь стоит выпустить воздух из системы; возможно, радиаторы станут теплее.
- Если изменения не произошли, вам придется демонтировать радиатор и проверить его на предмет засоров. В секционных алюминиевых радиаторах помещается не так много теплоносителя. Наполнив снятый радиатор водой, можно рассчитать, соответствует ли ее объем заявленному в техническом паспорте параметру. Если нет, то требуется не ремонт радиатора, а его промывка, для чего следует пропустить воду под высоким давлением через конструкцию, пока она не станет чистой.
- Если поток воды не справляется с задачей, придется иметь знания о том, как разобрать радиатор отопления на секции и выполнить ту же работу с каждым элементом по отдельности. Порой, при наличии значительных загрязнений, может потребоваться использование не металлической щетки для очистки радиатора от грязи.
В некоторых случаях единственным шагом для восстановления радиаторов к рабочему состоянию является замена поврежденных секций или их расширение. При боковом соединении это сделать будет легко, в то время как при нижнем или диагональном соединении может потребоваться увеличение или уменьшение длины труб.
Причины повреждения алюминиевых радиаторов
Алюминиевые радиаторы не имеют такой же продолжительности службы, как биметаллические или чугунные аналоги. В многоквартирных домах вероятность возникновения протечек выше, что обусловлено перепадами давления в системе и гидравлическими ударами.
Колебания температуры жидкости, проходящей через систему отопления, также негативно влияют на состояние радиаторов. При циркуляции жидкости, температура которой превышает 100 градусов Цельсия, могут происходить повреждения уплотнительных элементов.
Если вода или другой теплоноситель начинает закипать, давление в системе может значительно возрасти, что зачастую приводит к серьезным повреждениям компонентов. В ряде случаев алюминиевый радиатор может даже сломаться.
Проблемы могут также возникнуть в результате неправильной установки. Алюминиевый радиатор может начать протекать даже через несколько лет после его установки, тогда вам придётся полагаться на свои собственные навыки, надеясь, что остальные радиаторы подключены верно и без нарушений правил монтажа.
Если у вас установлен недорогой алюминиевый радиатор, существует риск появления производственных дефектов. Никто не может быть этаком от этого застрахован, а заранее определить такие дефекты невозможно. Следовательно, перед покупкой радиатора стоит задуматься, стоит ли сэкономить на качестве, ведь в дальнейшем может оказаться проще заплатить чуть больше за качественный радиатор, чем потом заниматься устранением неисправностей.
Определите место протечки
Когда алюминиевый радиатор начинает течь, самой сложной задачей становится определение места повреждения. Поверьте, это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Если под радиатором вы наблюдаете образовавшуюся лужу, это может указать на место, откуда вытекает вода. Однако форма деталей может затруднить доступ под внешние крылья, так как зазоры между ними составляют обычно 4-6 мм. Таким образом, вам будет сложно определить реальную причину и место утечки.
В первую очередь необходимо проверить соединения в верхней части радиатора. Их можно увидеть через щели между крыльями воздуховода. Если на стыках имеются капли воды или они влажные, значит, вам повезло.
Нижние соединения сложно осмотреть, так как они расположены в труднодоступном месте. Их можно нащупать пальцами, однако лучше действовать разумно и использовать небольшое зеркало, чтобы увидать их.
Чтобы улучшить видимость внутренней части радиатора через зеркало, осветите его фонариком. Свет, отраженный от зеркала, освятит внутренние детали.
Если же все соединения сухие, то проблема может быть более сложной и находиться в боковой стенке радиатора, где могла образоваться трещина. В таком случае вода могла стекать с одного из крыльев на пол.
Наиболее простой способ связан с удалением поврежденного участка. Если вам не хочется этого делать, вам придется найти утечку и устранить ее.
Проверка боковых стенок секций алюминиевого радиатора
Теперь наступает наиболее трудный этап…
Сложность заключается в том, что около 95% утечек происходят только тогда, когда вода или охлаждающая жидкость находятся под давлением в радиаторе. Вы не сможете просто снять деталь, наполнить ее водой и посмотреть, откуда происходит утечка.
К сожалению, на этом этапе вам придется приложить усилия. Для того чтобы точно определить, где именно протекает ваш алюминиевый радиатор, нужно разобрать его компоненты.
Если ваш радиатор был установлен и подключен правильно, то на верхней и нижней трубах должны находиться краны, соединенные байпасом. Вам следует выполнить следующие шаги:
- Перекрыть вентили на трубах подачи и обратки;
- Открыть байпас;
- Слить воду из радиатора.
Чтобы слить воду из радиатора, сперва открутите верхнюю, а затем нижнюю крышку. Когда вода будет полностью слита, вы можете приступить к разборке деталей.
Если байпаса и кранов нет, вам потребуется отключить всю отопительную систему. В частном доме это сделать несложно. В многоквартирном здании вам следует обратиться к управляющему, в жилищный отдел или вызвать сантехника. В некоторых зданиях (особенно в новостройках) вам могут разрешить отключить отопление только в своей квартире.
Варианты протечек и поиск повреждений секции
Существует два варианта (см. рисунок).
Если протечка произошла на стороне секции, которая находится подальше от подающей трубы, выполните следующее:
- С помощью ниппельного ключа открутите гайки, которые располагаются между протекающей и целой секциями, удаленной от трубы (см. рис);
Если утечка происходит на стороне секции, ближайшей к линии подачи, вам следует указать следующие шаги:
- С помощью ниппельного ключа открутите ниппельные гайки, которые располагаются между протекающей секцией и целой, ближайшей к трубе (см. рис);
- Открутите поврежденную секцию;
- Поверните ее так, чтобы стенка с протечкой находилась удалена от подающей трубы;
- Установите поврежденную секцию с использованием ниппельной гайки и ключа.
Теперь важно убедиться, что радиатор герметичен:
- Закройте нижнюю заглушку;
- Установите вентиль Маевского в верхнем отверстии радиатора и открутите его на два оборота;
- Откройте подачу воды и слегка прикройте байпас.
Таким образом, радиатор начнёт заполняться водой, тогда как воздух будет выходить через кран Маевского. Когда начнёт течь вода, закройте вентиль. Теперь в радиаторе находится жидкость под давлением.
Везде, где есть трещина или разрыв в стенке радиатора, вода начнет вытекать. Таким образом, вы нашли место утечки.
Если соединения между ниппельной гайкой и радиатором были обработаны герметиком, то его также следует использовать. Это правило также относится к местам подключения заглушек и крану Маевского.
Внутренний ремонт радиатора химическим средством
Большинство экспертов не рекомендуют использовать этот метод. Но если у вас возникла экстренная ситуация, и антифриз вытек на асфальт, то у вас нет выбора.
Следует учитывать, что этот метод работает только для незначительных трещин. Если вы заметили серьезную трещину, все работы должны быть немедленно остановлены.
Исторически, когда химическая промышленность Китая еще не заботилась о проблемах автовладельцев, выручал горчичный порошок. Его засыпали в радиатор (при работающем двигателе). Жидкость в радиаторе, будучи горячей, разбухала и заполняла трещину.
Если вы не доверяете горчице, вы можете приобрести специальное средство для этой цели в магазине автозапчастей.
Эти препараты имеют разные названия: Удалитель пыли, герметик для радиаторов и т.п. Но, как уже упоминалось, лучше использовать другие методы, так как невозможно предсказать, как и где осядет пыль, и она может легко засорить многие трубки.
Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто
Если утечка обнаружена в пластиковой части радиатора, то вы уже близки к решению проблемы. Остается лишь подготовить поверхность и обратиться в специализированный магазин за подходящим клеем или холодной сваркой.
Подготовка поверхности
Не требуется никаких сложных технологий для предварительной подготовки поверхности. Вам лишь необходимо удалить всю грязь и протереть поверхность спиртом. Водка также может быть использована. Важно отметить, что пластик очень тонкий, и применять чрезмерную силу нежелательно, поскольку это может привести к дальнейшему распространению трещины.
Использование клеящего вещества
В магазинах имеется широкий выбор средств для ремонта пластика. Они имеют схожие свойства, поэтому не следует волноваться о выборе. Главное, чтобы клей был устойчивым к действию агрессивных химических соединений.
Инструкция по применению прилагается к каждому препарату и, как правило, содержит все необходимые сведения. Однако, если отверстие достаточно большое, либо часть фюзеляжа отсутствует, потребуется дополнительная обработка. Некоторые специалисты рекомендуют наносить клей в несколько слоев, постепенно восстанавливая утраченный участок.
Однако большинство экспертов указывают на то, что более целесообразно найти кусок мягкого пластика и попытаться вставить его в трещину или закрепить его сверху, заклеив со всех сторон для надежности. Разумеется, такой подход может быть менее эстетичным.
Обычно цены на такие материалы стартуют от 1000 рублей, поэтому необходимо тщательно взвесить, стоит ли делать такой ремонт, или проще заменить компонент полностью.
Как пользоваться холодной сваркой
Часто для указанных целей используется метод холодной сварки. Работа с ним принципиально проще, а результат оказывается более надежным.
Достаточно вдавить густую массу в трещину и равномерно распределить ее с использованием любого плоского инструмента (некоторые предпочитают использовать тампоны).
При наличии большой трещины предпочтительно предварительно использовать клеевую основу, которую стоит укладывать слоями, закрепив итог холодным герметиком.
Как запаять алюминиевый радиатор
Если трещину в пластике удастся легко устранить, то со сваркой дело обстоит значительно сложнее. Основная проблема заключается в необходимом наличии специализированного инструмента.
Для сварки потребуется мощный паяльник, способный достигать температуры 250 градусов. Также понадобится сварочная лампа для предварительного нагрева металла и специальный флюс, необходимый для работы с алюминием. Наилучшим вариантом будет обратиться к профессионалам для выполнения этой задачи.
Пайка
Если у вас в наличии находятся паяльник и лампа, остается лишь приобрести флюс, который предотвращает реакцию алюминия с кислородом. Для этого лучше всего обратиться в магазин радиолюбителей. Такие продукты там представлены в нужном количестве, и вам лишь остается их применить.
Если вы стремитесь сэкономить, можно сделать флюс самостоятельно, используя канифоль и металлическую стружку (необходимо натереть кусок металла на мелкие части). Соотношение должно составлять 1:2.
Кроме этого, вам понадобятся медный, цинковый и силиконовый клей, плоскогубцы, мелкозернистая наждачная бумага и ацетон.
Радиатор требуется тщательно промыть и просушить. Далее процесс следует выполнить следующим образом:
- Сначала зачищаем область с трещиной наждачной бумагой.
- Далее поверхность обезжириваем (но не чрезмерно).
- Следует хорошо прогреть место пайки. В это время лучше включить паяльник, чтобы он был готов к работе.
- Осторожно и равномерно наносим флюс на место трещины.
- Следовательно, слегка прогреваем данный участок сверху.
- Важно ввести припой в область флюса и производить пайку круговыми движениями, при этом лучше всего вести паяльник от себя.
Как отмечают опытные мастера, использование упомянутого флюса значительно увеличивает прочность сварного шва по сравнению с самим алюминием.
Меры безопасности
Не забывайте, что материалы при сварке выделяют токсичные вещества, поэтому такие работы лучше проводить под вытяжкой или на открытом воздухе. Обязательно используйте перчатки.
Эксперты не рекомендуют заваривать радиатор в местах соединения труб, так как такие ремонты не являются долговечными из-за влияния рабочего давления.
В общем, вы можете самостоятельно отремонтировать протекающий радиатор, используя клей и холодную сварку для трещин в пластиковых деталях, а сварку для алюминиевых частей радиатора.
Перед началом ремонтных работ обязательно посчитайте стоимость необходимых материалов, чтобы оценить, не получится ли замена деталей дешевле.
Инструменты и материалы
Для того чтобы осуществить ремонт декомпрессорного кондиционера быстро и правильно, вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- паяльник, желательно с регулировкой мощности;
- газовая горелка — для некоторых видов припоев также может понадобиться тигель для расплавления металла;
- припой и флюс;
- шлифовальная бумага;
- спирт или специальный очиститель металла для удаления окислов.
Также вам может понадобиться емкость для слива охлаждающей жидкости — в случае, если радиатор протекает и его необходимо снять. При необходимости нужно отметить отверстие мелом или маркером.
Чем заклеить алюминиевый радиатор
Если печь временно ремонтируется, обнаруженный дефект можно быстро заклеить скотчем. Можно нанести герметик:
- Специальный герметик;
- Холодную сварку или другой двухкомпонентный состав, подобный Поксиполу.
Выбор клея должен быть основан на сопротивляемости жидкости, которая будет проходить через радиатор. Смола может оказаться нестойкой к воздействию некоторых веществ.
Чем запаять алюминиевый радиатор
Для сварки радиатора кондиционера или двигателя используются:
- Специальный припой с температурой плавления до 250 градусов для алюминия;
- Специальные электроды и части алюминия, размеры которых соответствуют повреждению, если работы выполняются методом аргоновой сварки.
Проводить сварку алюминия следует лишь после того, как поврежденный участок будет должным образом очищен и подготовлен. Это определяет качество сварного шва и герметичность системы охлаждения.
Пайка радиаторов — инструкция
Вполне возможно провести сварку трубы без демонтажа радиатора — достаточно слить жидкость и просушить трещину. Более серьезные повреждения потребуют полного демонтажа для корректного ремонта.
Подготовительный этап
Этап подготовки одинаков для всех радиаторов, будь то медные, латунные или алюминиевые. Процедура выполняется следующим образом:
- Дайте системе охлаждения остыть. Если двигатель горячий, разборка может привести как к его повреждению, так и к ожогам у исполнителя.
- Снимите радиатор охлаждения автомобиля, предварительно слив жидкость и отсоединив все трубки и крепления.
- Слейте остатки технической жидкости из радиатора и разместите его в районе, где остатки не попадут в зону пайки.
- Очистите рабочую зону от загрязнений; трудно удаляемые загрязнения уберите с помощью наждачной бумаги.
- Обезжирьте поверхность, используя спирт или растворитель.
- Спаять или приклеить можно только на сухую поверхность, поэтому в конце процедуры необходимо тщательное просушивание области дефекта.
Также при необходимости проверьте тип материала, чтобы удостовериться, что вы сможете провести сварку с использованием выбранных материалов и инструментов.
Этап ремонта
Если изделие из алюминия, то процесс ремонта подготовленного радиатора выполняется следующим образом:
- На место дефекта наносится флюс.
- Производится разогрев области повреждения с одновременным внесением припоя. Если используете припой-пруток с флюсом, то первый шаг можно пропустить.
- Припой должен равномерно покрыть рабочую зону, заполняя трещину.
- Если в результате пайки появляются неровности или участки, где трещина осталась не заполненной, то стоит повторить процесс, вновь нанося флюс.
Проверка качества работы
Все испытания следует проводить, когда компонент остыл. Для проверки качества шва стоит использовать следующие методы проверки герметичности:
- После остывания отремонтированного радиатора заполняйте его жидкостью и глушите патрубки. Производите визуальный осмотр мест пайки для обнаружения течей.
- Второй метод предполагает наличие емкости с чистой водой. Пустой радиатор герметизируйте и погрузите в воду. Если в зоне пайки появляются пузырьки — это значит, что вам нужно повторить ремонт, начиная с этапа подготовки.
Паяльник
Паяльник должен обладать мощностью не менее 250 Вт. Зная, как самостоятельно отремонтировать холодильник. Как разобрать холодильник. Использовать данный инструмент необходимо для достижения правильного нагрева поверхности металла, иначе соединение не будет качественным. Кроме того, можно применять сварочное оборудование, работающие на открытом пламени. Однако наилучший вариант — использовать небольшую газовую горелку (сварочную лампу), функционирующую на смеси пропан-бутан. Это обеспечит прогрев необходимой области и расплавление припоя.
Небольшие и средние по размеру утечки можно временно заклеить скотчем. Это лишь временная мера, подходящая для предотвращения слива стояка или удаления источника тепла из помещения. После окончания отопительного сезона алюминиевый радиатор должен быть демонтирован для полноценного ремонта.
Отверстие можно заклеить с помощью различных клеевых составов:
- Эпоксидный клей.
- Цемент.
- Раствор, который обычно называют «холодной сваркой».
Ликвидация отверстий с помощью эпоксидного клея
Используя клей на основе эпоксидной смолы, необходимо запастись стекловолокном или толстой тканью. Поскольку эти материалы требуется обрабатывать вокруг радиатора, использование такого клея может быть ограничено. Кроме этого, не всегда можно удобно и плотно обернуть деталь. В некоторых случаях такой ремонт окажется нецелесообразным.
Для заделывания отверстий или трещин следует выполнить следующие действия:
- Начинайте с нарезки ткани на узкие длинные полоски.
- Зачистите область утечки. Уберите всю краску и легко удаляемые частицы. Это можно сделать с помощью шпателя и металлической щетки, чтобы очистить поверхность. Важно, чтобы остался чистый металл. Если трещина возникла в трудно доступном месте, то можно воспользоваться железным тросом, который просовывают через нужный участок радиатора и тянут за концы поочередно, очищая этот участок. Затем его следует высушить.
- Нанесите клей на очищенный участок и оберните его тканью.
- Затем нанесите еще слой клея на ткань и оберните еще пару раз. Обычно достаточно 4-5 слоев. На самый верхний слой ткани клей не наносится.
- Зафиксируйте стеклоткань с помощью хомутов или проволоки.
- Подождите, пока клей высохнет. Обычно это занимает от 2 часов до 3 суток. При температуре 20-25 °C клей высохнет за 2-3 часа.
Кратко о конструкции теплообменника
Для успешного устранения неисправностей и последующего ремонта радиатора необходимо понимать его конструкцию. Часто «эксперты», утверждающие, что проблемный элемент можно просто сварить, не вполне разбираются в структуре и материалах, используемых для производства теплообменников для автомобильных систем охлаждения.
Радиатор состоит из следующих элементов:
- Система медных или алюминиевых трубок (или сот), соединенных с помощью теплообменных пластин, изготовленных из соответствующего металла;
- Два пластиковых бачка с горловинами для ввода и вывода антифриза (в некоторых моделях присутствует дополнительный заливной патрубок);
- Кронштейны для крепления к кузову автомобиля и кожух электрического вентилятора;
- Прочие компоненты — патрубок для пароотведения, место для установки датчика температуры и так далее.
Пластиковые бачки представляют собой открытые сбоку контейнеры, которые закрывают торцы всех трубок и устанавливаются на прокладках. Антифриз поступает в первый бачок, проходит через системы и возвращается во второй бачок для дальнейшего возврата в двигатель.
Основная неисправность
Несмотря на свою хрупкость, радиаторы могут прослужить долгое время. Основные негативные факторы, наносящие ущерб, это низкое качество охлаждающей жидкости и посторонние предметы, которые могут вызвать механические повреждения. Тосол и антифриз имеют невысокую реактивность и не вступают в взаимодействие с неокрашенным алюминием, но могут разрушить защитный оксидный слой, если не соответствуют утвержденным химическим стандартам. Продолжим рассмотрение процесса замены задней ступицы (ступичного подшипника) на автомобиле Skoda Octavia a5. Однако если охлаждающая жидкость не соответствует заданным требованиям, это может приводить к коррозийным процессам, во время которых стенки ячеек радиатора будут повреждаться равномерно.
Механические повреждения радиатора чаще всего возникают в результате дорожно-транспортных происшествий, наезда на бордюры, стволы деревьев и прочее. Также возможны повреждения во время ремонта. Как именно разобрать 5-дверный Nissan X-Trail своими руками, станет понятно позже. В обоих случаях возможен один исход — образование пробок и утечек. Размер прокола определяет, можно ли произвести ремонт. Если теплообменник не подвергся серьезным нагрузкам и проблемная площадь составляет всего несколько квадратных сантиметров, можно попробовать отремонтировать его. Другого метода для восстановления работы алюминиевого радиатора не существует (см. далее, как его правильно заварить).