Особенности техники маркетри. Как получить объемное изображение в технике маркетри?

Кирпичные и бетонные здания римлян были покрыты снаружи и внутри мраморными плитами различных оттенков. Мебель также была украшена римскими художниками.

Особенности техники маркетри

Geostart

Дерево использовалось для оформления интерьера с древних времен. Искусство декорирования дерева, называемое инкрустацией, зародилось много веков назад, но не утратило своего значения и по сей день. Красивые узоры на дереве имеют долгую историю. Этот вид декора становится все более популярным и является источником очарования. Дуб, красное дерево, можжевельник, вишня, ясень, орех — все различные оттенки натурального дерева позволяют создать шедевр. Даже самый простой узор инкрустации выглядит впечатляюще.

Что это такое?

В буквальном переводе французское слово marquererie означает «мозаика». Любой человек, обладающий аппетитом и воображением, может легко освоить эту технику.

Инкрустация по дереву, выполненная в виде многослойной мозаики из кусочков шпона, древесной стружки, высушенных лепестков, блесток и бисера, может быть описана как разновидность маркетри.

Суть этой техники заключается в том, что тончайшие срезы натуральной древесины ценных пород подготавливаются в виде панелей. После нарезки в нужном направлении частицы древесины располагаются в виде узора и приклеиваются к основанию в виде дерева или другой декоративной поверхности. Цвета должны быть подобраны таким образом, чтобы узор выглядел как можно более реалистично, что называется инкрустацией. С помощью кусочков мозаичного шпона мастера создают ценные с художественной точки зрения, разнообразные и фактурные изображения. Этим видом декора часто покрывают стены, потолки и полы, мебель и другие поверхности. Мозаика может использоваться не только как узор, но и как украшение. В маркетри вместе с древесным шпоном используются слоновая кость, перламутровые раковины, металлические пластины, каменные или керамические материалы.

Историческая справка

Исследуя историю искусства инкрустации, искусствоведы пришли к выводу, что это искусство зародилось много тысячелетий назад. Корни инкрустированных изделий из дерева были найдены на Древнем Ближнем Востоке, и наиболее научные находки из них — это предметы быта, украшенные техникой инкрустации. Кроме того, мозаичное искусство оставило свой след в деталях древних статуэток, а также в руинах архитектурных сооружений. Во время осмотра гробниц в усыпальницах египетских фараонов были найдены различные предметы и домашняя утварь, украшения которых были выполнены из тончайших древесных плит красного дерева и черного кедра.

Во время раскопок в Древней Греции и Риме археологи обнаружили множество предметов, украшенных деревянными и каменными материалами в технике мозаики. Установлено, что уже древнегреческие мастера украшали мебель и интерьеры в стиле инкрустации.

Доподлинно известно, что в архитектуре древней Италии IX-XIII веков существовала традиция мозаичного декора. В эпоху Возрождения итальянские мастера создавали инкрустации из драгоценных камней и мрамора. Церковные сосуды того времени традиционно украшались драгоценными мозаичными узорами.

К концу XVI века маркетри уже стало самостоятельным видом искусства. Этому также способствовало изобретение первого станка, с помощью которого из цельного куска дерева можно было вырезать тончайший шпон. Таким образом, искусство маркетри было широко использовано для отделки мебели. Шпон получали из ценных пород дерева, в то время в основном из палисандра, красного и черного дерева — самых ценных пород древесины. В эпоху Возрождения искусство маркетри приобрело большую популярность, и вряд ли был кто-то, кто не был знаком с отделкой интерьера или мебели в технике мозаики. Благодаря большой популярности, изделия, украшенные такой мозаикой, становились все более доступными. Техника инкрустации развивалась и совершенствовалась, так что некоторые шедевры сохранились до наших дней.

В конце семнадцатого века французские мастера начали собирать куски шпона по шаблону. Мозаичная техника была быстро принята во всей Европе, заменив более старый метод украшения, известный как инкрустация. Искусство маркетри достигло своего расцвета в 18 веке. Мастера создавали уникальные полотна, а в массовом производстве мебели использовались мозаичные наборы, детали которых могли украшать не только плоские прямоугольные фрагменты, но и изгибы инкрустированных поверхностей.

В середине 18-го века техника покрытия древесины достигла и территории России. По указу Петра I лучшие краснодеревщики были отправлены в Англию и Голландию для обучения искусству маркетри. Русская школа маркетри была создана во время правления Екатерины Великой. Деревянная мозаика использовалась для украшения мебели, стен, полов и потолков. Мотивы со сценами из Библии, геометрические орнаменты, пейзажи и природные композиции пользовались спросом в то время. Русские мастера, совершенствовавшие это новое искусство, разработали такие техники, как обжиг дерева, гравировка и окрашивание шпона для придания ему новых и необычных оттенков. Эти техники позволили создавать картины с натуралистическими нюансами и оригинальностью.

  Как делают фанеру. Из чего делают фанеру.

Что это такое?

В буквальном переводе французское слово marquererie означает «мозаика». Любой человек, обладающий аппетитом и воображением, может легко освоить эту технику.

Инкрустация по дереву, выполненная в виде многослойной мозаики из кусочков шпона, древесной стружки, высушенных лепестков, блесток и бисера, может быть описана как разновидность маркетри.

Суть этой техники заключается в том, что тончайшие срезы натуральной древесины ценных пород подготавливаются в виде панелей. После нарезки в нужном направлении частицы древесины располагаются в виде узора и приклеиваются к основанию в виде дерева или другой декоративной поверхности. Цвета должны быть подобраны таким образом, чтобы узор выглядел как можно более реалистично, что называется инкрустацией. С помощью кусочков мозаичного шпона мастера создают ценные с художественной точки зрения, разнообразные и фактурные изображения. Этим видом декора часто покрывают стены, потолки и полы, мебель и другие поверхности. Мозаика может использоваться не только как узор, но и как украшение. В маркетри вместе с древесным шпоном используются слоновая кость, перламутровые раковины, металлические пластины, каменные или керамические материалы.

Историческая справка

Исследуя историю искусства инкрустации, искусствоведы пришли к выводу, что это искусство зародилось много тысячелетий назад. Корни инкрустированных изделий из дерева были найдены на Древнем Ближнем Востоке, и наиболее научные находки из них — это предметы быта, украшенные техникой инкрустации. Кроме того, мозаичное искусство оставило свой след в деталях древних статуэток, а также в руинах архитектурных сооружений. Во время осмотра гробниц в усыпальницах египетских фараонов были найдены различные предметы и домашняя утварь, украшения которых были выполнены из тончайших древесных плит красного дерева и черного кедра.

Во время раскопок в Древней Греции и Риме археологи обнаружили множество предметов, украшенных деревянными и каменными материалами в технике мозаики. Установлено, что уже древнегреческие мастера украшали мебель и интерьеры в стиле инкрустации.

Доподлинно известно, что в архитектуре древней Италии IX-XIII веков существовала традиция мозаичного декора. В эпоху Возрождения итальянские мастера создавали инкрустации из драгоценных камней и мрамора. Церковные сосуды того времени традиционно украшались драгоценными мозаичными узорами.

К концу XVI века маркетри уже стало самостоятельным видом искусства. Этому также способствовало изобретение первого станка, с помощью которого из цельного куска дерева можно было вырезать тончайший шпон. Таким образом, искусство маркетри было широко использовано для отделки мебели. Шпон получали из ценных пород дерева, в то время в основном из палисандра, красного и черного дерева — самых ценных пород древесины. В эпоху Возрождения искусство маркетри приобрело большую популярность, и вряд ли был кто-то, кто не был знаком с отделкой интерьера или мебели в технике мозаики. Благодаря большой популярности, изделия, украшенные такой мозаикой, становились все более доступными. Техника инкрустации развивалась и совершенствовалась, так что некоторые шедевры сохранились до наших дней.

Обзор видов

Тип инкрустации не так прост, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо позаботиться об инструментах. Список не очень длинный. Его стоит сохранить:

Технику маркетри невозможно выполнить без специального стального ножа, который должен иметь скошенное плоское лезвие. Если вы не можете купить нож, его можно легко сделать из хирургического скальпеля.

Интарсия

Для этого необходимо затупить одну сторону инструмента, а затем прикрепить рукоятку. Такую же процедуру можно проделать и с бритвой. Вам понадобится несколько ножей: для мелких и крупных предметов.

  • предварительно детали подбирают по цвету и фактуре, после чего из них по контурам рисунка вырезают составные части;
  • детали обрабатывают, шлифуют, подкрашивают – все зависит от цветовой гаммы исходника и задумки мастера;
  • на поверхности рабочей заготовки для каждой детали вырезают симметричное углубление, равное толщине детали мозаики;
  • в углубление вставляется и приклеивается наборная деталь изображения.

Инструмент должен соответствовать следующим параметрам:

Инструменты и материалы

Чтобы нож не подвел при производстве продукта, его необходимо регулярно затачивать. Лучше всего делать это непосредственно перед началом рабочего процесса. Мастера используют влажный точильный камень. Не используйте электрическую точилку. Это может повредить режущую основу ножа.

  • Резаком с дополнительными острыми лезвиями.
  • Двумя древесно-стружечными плитами. Их габариты должны превосходить конечную работу на 1-2 см.
  • Малярным скотчем.
  • Кнопками.
  • Калькированной бумагой (чтобы перенести рисунок).
  • Карандашом и копиркой.
  • Простым клеем ПВА.
  • Старыми газетами.
  • Фанерным листом для разрезания шпона.
  • Гель-лаком для фиксации изображения.
  • Кисточками для малярных целей.

Для введения используется наклонная поверхность стола, покрытая твердым полистиролом. Однако можно использовать отдельную наклонную крышку.

Искусство инкрустации разнообразно. Она зависит от древесины, толщины шпона, покрытия и дополнительных инкрустаций. Инкрустация позволяет изготавливать как плоские, так и объемные изделия.

Работа с инкрустацией — довольно утомительное занятие. Это требует времени и некоторых навыков работы с деревом. Процесс начинается с эскиза.

  • лезвие должно быть толщиной от 1 до 1,5 мм;
  • ширина равна 10-15 мм;
  • длина – 15-20 мм;
  • угол скоса – 30-45 градусов.

Шпон используется для изготовления мозаики. Его можно зачищать и строгать толщиной 0,6 и 0,8 мм.

В прошлом было невозможно использовать эту технику для изготовления вкладок, поэтому для мозаики использовались кусочки шпона толщиной от 3 до 8 мм. Чтобы сделать картину еще более впечатляющей, используются различные породы дерева, каждая из которых имеет свой цвет.

Техника маркетри

Цвет также можно изменить с помощью гравировки. Перед началом работы следует продумать дизайн, обратить внимание на сборку модели и, если необходимо, сделать вырезы из картона, которые облегчат перенос дизайна на фанеру.

По дереву

Основная процедура работы над мозаикой заключается в нарезании отдельных элементов нужной формы. Это можно сделать несколькими способами. от:

  1. На листе бумаги создается набросок рисунка, который затем переводится на кальку. От эскиза будет зависеть, насколько качественным будет конечный результат.
  2. Затем мастер работает более детально с рисунком, затушевав отдельные элементы композиции, сопоставив цвета с деревом.
  3. Далее на деревянную основу через копировальную бумагу переносится готовый шаблон.
  4. Из фанерок вырезаются составляющие композиции, а затем вставляются в мозаику рисунка.
  5. С изнаночной стороны вставленные элементы фиксируются малярным скотчем.
  6. Верх мозаики смазывается клеем, а затем композиция помещается на основу под пресс.
  7. После того как клей высохнет, скотч удаляется, а картина покрывается лаком, вставляется в раму.

Из шпона

Современный процесс изготовления мозаики практически не отличается от прошлого, когда деревянные фрагменты обжигались, окрашивались и обрабатывались кислотой.

Однако сегодня техника несколько изменилась. Мозаика может быть сделана:

Сегодня искусством инкрустации занимаются многие мастера. Мозаика используется для украшения потолков, ниш, дверей и ширм. Это способ декорирования шкатулок, часов и других предметов интерьера.

Если вы освоите основные техники инкрустации, вы сможете создавать уникальные творения. Но техника не так проста. Это требует терпения, заботы и внимания.

  1. Ножевой нарезки. В этом случае необходим острый резьбовой нож различной конфигурации. Можно воспользоваться классическим ножом или скальпелем. Вырезая деталь, не следует сильно надавливать на нож. В противном случае шпон повредится. Для разрыва волокон, лучше легко провести несколько раз инструментом.
  2. Ручной распиловки. Здесь прибегают к механическим пилам. Мастера отдают предпочтение дровосеку – пиле с мелкими зубчиками, напоминающих яйцо. Распил можно сделать с помощью пилы для фанерных листов. Такой инструмент позволяет работать даже с изогнутыми элементами.
  3. Электрической нарезки.
  4. Лазерной резки. Этот способ используется профессиональными компаниями, специализирующихся на маркетри. Лазер максимально точно разрезает кусочки шпона, что приводит к идеальному результату.

Мозаика маркетри

Для инкрустации необходимо использовать высококачественные изделия, не имеющие дефектов, явных пятен или различий в цвете. Сегодня на рынке представлены как натуральные, так и экзотические виды шпона.

Например, к традиционным видам древесины относятся дуб, клен, береза, бук, вишня и т.д. Махагони, макассар, шпат, бамбук и меранти относятся к экзотическим породам древесины для производства шпона.

  • обратным набором на бумагу;
  • набором по способу мозаики;
  • набором в бумагу;
  • набором в шпон;
  • техникой Буля.

Отдельная категория — декоративный шпон, который используется в качестве декоративного фона и наклеивается на фанеру или другую подложку. Декоративные шпоны делятся на различные категории в зависимости от их использования (для внутренних и наружных поверхностей) и их типа (радиальные и угловые).

После того, как отдельные куски различных видов шпона будут точно вырезаны, из них необходимо собрать требуемую деталь. Детали должны быть вырезаны как можно точнее, чтобы при складывании выкройки между ними не оставалось больших зазоров.

Используемая древесина

Собранная деталь временно скрепляется бумажным скотчем, чтобы можно было работать со всей деталью.

Нитроцеллюлозный лак наносится мазками кисти в одном направлении. После нанесения и высыхания нескольких слоев готовое изделие снова шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Изготовление маркетри — это впечатляющее искусство, которым занимаются не только профессиональные плотники и резчики, но и любители. Интерес к маркетри также отражается в организации ремесленных курсов и мастер-классов для детей и взрослых.

Перенос маркетри на поверхность

. Вы также можете попробовать сделать маркетри самостоятельно в домашних условиях, ведь кроме шпона и простых столярных инструментов, вам не понадобится много инструментов.

В маркетри можно использовать и другие материалы, кроме дерева. Например, вставки из слоновой кости, черепахового панциря, соломы, олова и латуни.

  1. Получившуюся бейку нужно перенести на необходимую подложку — фанеру или сам предмет мебели. Для приклеивания можно использовать клей или эпоксидный клей.
  2. Наносится только необходимое количество клея, иначе он начнет просачиваться сквозь мотив и его очистка будет затруднена.
  3. После приклеивания к основанию бейку нужно прижать. Чтобы защитить шпон, выкройку сверху накрывают газетой и как следует затягивают съемниками. Идеальное время для прижатия бейки — несколько часов.
  4. После высыхания и прижатия клея бумажная клейкая лента снимается с маркетри и начинается обработка поверхности. Небольшие промежутки между отдельными частями заполняются клеем, смешанным с мелкими опилками.
  5. Фаза шлифования продолжается до тех пор, пока вся поверхность не станет однородной, гладкой и без заметных перепадов высоты. Последний этап производства маркетри — обработка поверхности краской.

Самый простой вид инкрустации состоит из декоративных элементов, изготовленных из фанеры двух разных цветов. Для изготовления шпона используются такие породы дерева, как красное и черное дерево.

Инкрустацию можно определить по типу шпона, его толщине, покрытию, печати и виду дополнительной обработки.

Сегодня спектр техник инкрустации очень широк. Любой предмет, будь то коробка или гроб, может быть превращен настоящим мастером в подлинный шедевр, отличающийся своей уникальностью.

Особенности и виды маркетри

Инкрустация может также украсить недорогой предмет мебели. Мебель, украшенная мозаичным шпоном, приобретает совершенно иной вид. Это может быть имитация портрета, природного пейзажа или цветочного натюрморта.

В прикладном искусстве для украшения используются такие материалы, как керамика, дерево, мрамор, поделочные и драгоценные камни. Флорентийская мозаика также используется для облицовки мебели и состоит из малахита, яшмы, родонита и лазурита.

Маленькие кусочки эмали и цветные камни украшают вещи в римской технике мозаики. Маленькие кубики позволяли с большой точностью воспроизводить графические картины на фотографии. Большой популярностью пользовалась продукция римских мастерских, где мозаики изготавливались на заказ.

Сферы применения маркетри

Сегодня инкрустация мебели шпоном ценных пород дерева заинтересовала современных дизайнеров. Благодаря этому вековая техника снова вошла в моду, хотя и в новой версии.

Например, серия Morelato patchwork состоит из шпонированных изделий из ореха, клена, вишни, падуба и черного дерева.

  • Техника мозаики лучше всего подходит для изготовления эксклюзивной мебели.
  • Для украшения дверей внутри помещения используется аппликация, выполненная из шпона. Рисунки могут быть самые разнообразные, начиная от геометрических узоров и заканчивая природными пейзажами.
  • Техника маркетри активно применяется при создании какой-нибудь сувенирной коллекции вещей. Ими могут быть шкатулки, зеркала, панно на стену, а также часы, иконы.

Или возьмем коллекцию Timber дизайнера Жан-Марка Гади в сотрудничестве с производителем мебели Craman Lagarde: узоры более замысловатые, а породы дерева более разнообразные.

Техника маркетри изменилась внешне, но осталась такой же роскошной, как и прежде.

Маркетри в современной интерпретации

  • В руках многих дизайнеров маркетри становится искусством.
  • Взять хотя бы классика Этторе Соттсассе. Его коллекция комодов увидела свет в 1999 году.
  • Мастер, работающий с красным деревом, Андреа Федели перенес на фасады комодов рисунки Соттсассе с изображением архитектуры, используя разноцветный шпон.

Оцените статью
Ремонт до и после