На этом этапе укладывается слой дробленого известняка, называемый подушкой. Это служит основанием для укладки гранитного щебня.
Строительство дороги из щебня с песчаной подушкой
Строительство муниципальной дороги не обязательно предполагает укладку асфальтового или бетонного покрытия. При низкой интенсивности движения можно построить надежную дорожную одежду без асфальтирования или бетонного основания. Комбинация гравия и песка может выдерживать нагрузку около 150 проходов в день, если дорога не используется очень тяжелой техникой. Этого достаточно для движения транспорта со строительными материалами, домов отдыха, дачных поселков и удаленных строительных площадок со сменной работой.
Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги
Снижение стоимости строительства и содержания гравийной дороги обусловлено рядом факторов:
- отказ от закупки асфальта, бетона и других составляющих;
- отсутствие необходимости использовать сложную укладочную технику, когда достаточно одного или двух катков;
- отсутствие необходимости постоянно обновлять асфальт и ремонтировать его;
- возможность поддерживать дорогу в эксплуатационном состоянии, периодически подсыпая щебень и трамбуя его катком.
Для строительства такой дороги необходимо приобрести речной песок, игольчатый геотекстиль и щебень двух или трех фракций в зависимости от нагрузки на дорожное полотно.
Использование речного песка оправдано тем, что этот материал имеет высокую степень уплотнения при формировании подушек и хорошо отводит воду. Для среднего, промежуточного слоя дороги подходит щебень гранитный 20-40, в основе которого лежит материал с более крупным размером зерна (подробнее здесь). В него добавляют щебень более мелких фракций для выравнивания поверхности.
Как укладывают дорогу из щебня и песка
Необходимость создания такой конструкции и использование перечисленных материалов можно объяснить с точки зрения их физических свойств и способа взаимодействия под нагрузкой. Песок на геотекстиле пропускает воду и образует плотную подушку в канале дорожного полотна. Это создает устойчивую почву на глубине около 30 см. Гравий крупной фракции хорошо утрамбовывается в песок, уплотняется и образует второй слой основания. Промежуточный слой создает условия для распределения транспортной нагрузки, а щебень 5-20 в верхнем слое хорошо укатывается вместе с предыдущим выравнивающим слоем.
Благодаря этой простой технологии гравийно-песчаное покрытие получается очень устойчивым, а отсутствие асфальтового слоя не влияет на проходимость покрытия. Когда идет дождь и тает снег, вода уходит через многослойный дренаж, созданный в почве. Возникает вопрос, имеет ли смысл экономить деньги, не покупая материал или заменяя его более дешевым.
Практика показывает, что сочетание песка и гравия трех различных фракций дает оптимальный эффект уплотнения и иммобилизации слоев по отношению к почве и друг к другу. Если песчаная подушка не используется, недостаточный дренаж и погружение гравия в почву приведут к заболачиванию и эрозии субстрата во время таяния снега.
Подготовительный этап
Прежде чем строить дорогу к участку, необходимо провести демаркацию территории. Можно использовать обычные колья и веревку, которую нужно натянуть между кольями.
Чтобы правильно разметить площадку, следует придерживаться правил, изложенных в СНиП 2.07.01-89:
- 1) Ширина полосы движения в населенном пункте до групп зданий должна составлять 2,75 метра, минимальное количество полос – 2.
- 2) К отдельно стоящим домам прокладывают второстепенные проезды шириной 3,5 метра в количестве одной полосы.
- 3) Дороги между участками в глубине квартала должны соответствовать ширине 2,75-3,0 метра с устройством пешеходного тротуара 0,9-1,0 метра.
На однополосных дорогах карманы для двустороннего движения должны быть предусмотрены через каждые 75 метров, а ширина полосы движения должна быть увеличена до 5,5 метров вблизи фасадов зданий с входами.
Тупиковые улицы должны быть не длиннее 150 метров и иметь разворотные площадки для мусоровозов и пожарной команды.
Границы участка улицы регламентируются СНиП 30-02-97. Согласно документу, расстояние дома от дороги должно быть не менее 5 метров, что требуется по правилам пожарной безопасности. Ограждение не должно загораживать проезжую часть. Более точное расстояние можно проверить по документам планирования муниципалитета.
Способ 1: уплотнение грунта
Уплотненный грунт — самый экономичный способ строительства дороги, но и самый ненадежный: такую дорогу необходимо регулярно уплотнять. Этот вариант подходит для дорог, где не используется тяжелая техника и где поверхность почвы плотная и сухая: каменистая, крупнозернистый песок. Уплотнение почвы бесполезно для неглубокой глины и рыхлой породы.
Уплотнение почвы на поверхности производится с помощью тяжелой техники:
- Бульдозер разравняет основные неровности и снимет верхний слой;
- Каток уплотнит грунт.
Стоимость дороги включает в себя, по сути, только аренду техники.
Способ 2: засыпка щебнем
Щебеночная дорога является распространенным вариантом в сельской местности и частных кооперативах. Его не размывает вода, и наполнитель выдерживает периодически интенсивное движение. При правильной технике укладки дорожное покрытие служит долго.
Как построить дорогу:
- Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
- Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
- Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
- Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
- Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
- Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
- Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.
Стоимость 100 метров такой дороги составляет около 20-30 тысяч рублей. Можно сэкономить и остановиться на гравийном слое, но такая поверхность нуждается в постоянном обновлении. Стоимость составляет 15 000 рублей за 100 погонных метров.