На данном этапе осуществляется укладка слоя дробленого известняка, который называют подушкой. Это создает прочную основу для следующего слоя, который будет состоять из гранитного щебня.
Строительство дороги из щебня с песчаной подушкой
Процесс сооружения муниципальной дороги не всегда подразумевает наличие асфальтового или бетонного покрытия. При умеренной интенсивности движения возможно возведение надежной дорожной структуры без применения асфальта или бетона. Далее следует отметить, что комбинация гравия и песка вполне способна выдерживать нагрузку в среднем до 150 проходов транспортных средств в течение суток, что вполне приемлемо для дорог, где не используется тяжёлое оборудование. Данный вариант подходит для обеспечивания проезда транспорта, который осуществляет доставку строительных материалов к домам отдыха или дачным участкам, а также к отдалённым стройкам с временными рабочими. Такой подход также дает возможность поддерживать доступность участков в условиях периодической эксплуатации.
Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги
Снижение стоимости строительства и дальнейшего обслуживания гравийных дорог обусловлено рядом значимых факторов:
- Первый аспект — исключение затрат на закупку асфальта, бетона и других материалов, что делает проект более экономичным.
- Второй аспект связан с тем, что для выполнения работ не требуется использование сложной укладочной техники; достаточно одного или двух катков для уплотнения.
- Третьим важным пунктом является отсутствие необходимости в оперативном обновлении асфальта и в его постоянных ремонтах, что также снижает затраты.
- Наконец, существует возможность поддержания дорожного покрытия в рабочем состоянии путем периодического подсыпки щебня и его уплотнения с использованием катка, что требует минимальных затрат на обслугу.
Для создания такой дороги потребуется закупить речной песок, геотекстиль с игольчатой структурой и щебень, который должен представлять собой две или три фракции в зависимости от ожидаемой нагрузки на дорожное покрытие.
Выбор речного песка основан на его свойствах, так как этот материал обладает высокой степенью уплотнения при формировании подушек и эффективным дренажом. Для среднего слоя дороги рекомендуется использовать гранитный щебень фракцией 20-40 мм, который в своей основе включает более крупные зерна (подробности здесь). В этот состав добавляются мелкие фракции щебня для выравнивания поверхности.
Как укладывают дорогу из щебня и песка
Необходимость создания такой дорожной конструкции и применение перечисленных материалов можно объяснить с точки зрения их физико-механических свойств и способа взаимодействия под нагрузкой. Песок, уложенный на геотекстиль, имеет способность пропускать воду, а также образует прочную подушку, затворяющую край дорожного полотна. Это способствует формированию устойчивого основания на глубину примерно 30 см. Более крупный гравийный щебень отлично уплотняется в песчаном слое, формируя второй, более устойчивый слой основания. Промежуточный слой влияет на распределение транспортной нагрузки, в то время как верхний слой из щебня с фракцией 5-20 мм эффективно укатывается, сочетаясь с предыдущими слоями.
В результате применения этой простой технологии формируется очень устойчивое гравийно-песчаное покрытие, где отсутствие асфальтового верхнего слоя не негативно сказывается на проходимости дороги. Во время даже сильных дождей и после таяния снега, вода уходит благодаря многослойному дренажу, созданному внутри почвы. Встает ли вопрос об экономии средств, не закупая более дорогие материалы или заменяя их на более доступные аналоги?
Практика показывает, что сочетание песка и гравия различных фракций предоставляет оптимальные результаты в уплотнении и взаимной стабилизации слоев по отношению к почве и друг к другу. Однако если песчаная подушка не будет использована, это может привести к недостаточному дренажу, что, в свою очередь, приведет к погружению гравия в почву, вызывая ее заболачивание и эрозию под воздействием талых вод.
Подготовительный этап
Перед тем как приступить к строительству дороги к участку, необходимо провести четкую демаркацию территории. Для этого можно использовать обычные колья и натянутую между ними веревку для обозначения границ.
При выполнении разметки площадки следует следовать установленным правилам, перечисленным в СНиП 2.07.01-89:
- 1) Ширина полосы движения в населенных пунктах, особенно в зоне групповых зданий, должна составлять не менее 2,75 метра, а минимальное количество полос — 2.
- 2) Для отдельных стоящих домов предусмотрены второстепенные проезды, ширина которых должна составлять 3,5 метра и быть представлена одной полосой.
- 3) Дороги, проходящие между участками в глубине квартала, должны иметь ширину 2,75-3,0 метра, с обязательным устройством пешеходного тротуара шириной 0,9-1,0 метра.
Для однополосных дорог необходимо предусмотреть карманы для двустороннего движения с интервалом в 75 метров, и вблизи фасадов зданий ширину полосы движения следует увеличить до 5,5 метров.
Важно отметить, что тупиковые улицы не должны превышать длину в 150 метров и должны быть оснащены разворотными площадками для мусоровозов и пожарной службы.
Границы участка уличной сети регулируются документом СНиП 30-02-97. В соответствии с ним, расстояние от дома до дороги должно составлять минимум 5 метров, что соответствует требованиям по пожарной безопасности. Ограждение участка не должно перекрывать проезжую часть. Более точные значения этого расстояния можно выяснить в документах планирования, предоставляемых муниципалитетом.
Способ 1: уплотнение грунта
Уплотненный грунт является одним из самых экономичных способов создания дороги, но вместе с тем он и самый ненадежный, поскольку такую дорогу необходимо периодически уплотнять. Этот вариант подходит для участков, где менее вероятно использование тяжелой техники и где почва обладает достаточной прочностью и сухостью — к примеру, каменистая местность или крупнозернистый песок. Уплотнение почвы неэффективно для неглубокой глины и сыпучих пород, которые могут давать большой риск просадки.
Процесс уплотнения почвы на поверхности выполняется с помощью тяжелой строительной техники, например:
- Бульдозер разравнивает основные неровности и удаляет верхний рыхлый слой;
- Каток выполняет уплотнение грунта, обеспечивая его прочность.
Общая стоимость строительства такой дороги включает, в основном, аренду техники, что делает данный метод достаточно привлекательным с финансовой точки зрения.
Способ 2: засыпка щебнем
Щебеночная дорога является распространённым вариантом для использования в сельской местности и на дачных кооперативах. Данный вид покрытия не подвержен размытию водой и способен выдерживать периодические нагрузки от интенсивного движения. При соблюдении грамотной технологии укладки подобное дорожное покрытие может служить долго.
Алгоритм постройки дороги следующий:
- Первым шагом необходимо удалить верхний слой грунта, который является наиболее рыхлым и непригодным для устройства достаточно прочного покрытия. Срезание этого слоя может осуществляться с помощью грейдера или бульдозера. Толщина удаляемого слоя определяется индивидуально, в среднем составляет 20-30 см.
- Укладка геотекстиля под первый и следующие слои конструкции дороги является обязательным этапом: он значительно укрепляет основание.
- Далее осуществляется создание песчаной подушки, которая будет способствовать дренированию воды и предотвращению размывания и деформации покрытия. Для этого следует выбрать крупный песок, засыпать его на поверхность будущей дороги с слоем минимум 20 см и аккуратно уплотнить.
- Следующий этап — укладка первого слоя (10-20 см) крупного щебня фракцией 40-70 мм, при этом допустимо добавление к нему битого бетона и кирпича. После этого следует увлажнить, уплотнить и закрыть верх свежезасыпанного слоя геотекстилем или специальной сеткой, что обеспечит лучшую стабильность камней на месте и долговечность покрытия.
- После этого на первый слой укладывается второй слой щебня меньшей фракции (20-40 мм), который также следует полить, уплотнить и закрыть геотекстилем.
- Затем на участке необходимо произвести выравнивание плоскости полотна, для чего используется грейдер.
- В последнюю очередь, поверхность дороги укрепляется мелким щебнем фракцией 5-20 мм, который укатывается. Этот слой заполнит промежутки между крупными частицами, что сделает передвижение по дороге более комфортным.
Примерная стоимость 100 метров такой дороги составляет около 20-30 тысяч рублей. Однако можно сэкономить, ограничившись только гравийным слоем, но такой вариант требует постоянных обновлений. Цена в этом случае составит порядка 15 000 рублей за 100 погонных метров.