Этот материал находит применение не только в тяжелых конструкциях, таких как лодки, мачты или колонны, но также используется в качестве одной из самых популярных фигур для внутренней и внешней отделки жилых домов.
Что такое бакелитовая фанера, где используется
Бакелитовая фанера представляет собой широко распространенный строительный материал, который отличается выдающимися влагостойкими свойствами. В ее производстве используется березовый или сосновый шпон, который предварительно подвергается сушке при строго определенных температурных условиях. Затем на него наносится формальдегидная смола, известная как бакелитовый лак. Прочность этого вида шпона, а также его устойкость к химическим веществам и перепадам температур, делают его уникальным. Исходя из этого, он может быть эффективно использован в помещениях с повышенной влажностью. При грамотном изготовлении срок службы бакелитовой фанеры может достигать не менее 10 лет, что говорит о ее долговечности.
Процесс изготовления бакелитовой фанеры включает несколько последовательных этапов:
- пропитка шпона формальдегидной смолой для обеспечения его водоотталкивающих свойств;
- нанесение клеящего состава на отдельные слои шпона для их надежного склеивания;
- прессование слоёв для достижения необходимой прочности;
- сушка в температурной камере при температуре в пределах 270-300 °C;
- последующее нанесение бакелитового лака для улучшения защиты поверхности;
- раскрой готовой продукции на стандартные размеры листов.
Среди доступных марок можно выделить: FBS A, FBS 1, FBSB 1 и FBSB.
Маркировка бакелитовой фанеры расшифровывается следующим образом:
B — обозначает, что покрытие выполнено на основе бакелитового лака,
C — говорит о применении водорастворимой смолы в производственных процессах,
C — указывает на использование спирторастворимой смолы в процессе строительства,
A — обозначение фанеры, специально предназначенной для автопромышленности,
1 — говорит о том, что все слои шпона пропитаны защищающим составом.
Если в маркировке отсутствует цифра, это указывает на то, что защитное покрытие наносится только на первый и последний лист шпона.
Технические свойства бакелитовой фанеры
Стоимость бакелитовой фанеры значительно выше по сравнению с другими сорта фанеры, что объясняется уникальными свойствами данного материала:
- Плотность составляет в пределах 1200-1300 кг/м³, что делает ее в 2-2,5 раза тяжелее, чем фанера из берёзы, ясеня или хвойных пород;
- Этот материал демонстрирует стойкость к воздействиям горюче-смазочных материалов, слабым кислотам и щелочам, а также к солёной воде;
- Материал является негорючим. Пропитка формальдегидной смолой исключает риск возгорания, даже при воздействии открытого огня. После достижения температуры около 250-300 °C фанера начинает обугливаться и тлеть, однако не воспламеняется;
- Температурный диапазон эксплуатации данного материала варьируется от -50 °C до +50 °C;
- Текстура фанеры непроницаема для влаги, благодаря чему она не разбухает и не расслаивается, что обязательно требуется для долговечной эксплуатации;
- В процессе изготовления фанеры не применяются агрессивные химические композиты, искусственные или токсичные материалы, благодаря чему бакелитовые заготовки считаются экологически чистыми и безопасными.
Производители изготавливают бакелитовую фанеру в форме квадратных и прямоугольных листов, длина которых колеблется от 1220 мм до 5700 мм, а ширина достигает 1550 мм. Клиенты могут выбирать изделия различной толщины от 5 мм до 40 мм в зависимости от своих потребностей.
Область применения в зависимости от сорта
Каждая категория бакелитовой фанеры обладает специфическими полезными свойствами и техническими характеристиками, что определяет выбор марки в зависимости от области применения, предполагаемого использования, характерных условий влажности и температуры окружающей среды, а также других значимых факторов.
- ФБС — сорт фанеры с пропиткой спирторастворимыми смолами только лицевых листов. Эта фанера имеет широкое применение в легком машиностроении, автомобилестроении и судостроении;
- ФБС-1 отличается тем, что формальдегидная смола наносится и на наружные, и на внутренние слои, что делает этот тип идеальным для изделий, которые предстоит эксплуатировать в условиях повышенной влажности;
- ФБВ — сорт фанеры, имеющий водоотталкивающую пропитку. Эксплуатируется в качестве стройматериала в судостроении;
- ФБС-А и ФБС1-А идеально подходят для изготовления внутренних перегородок как в промышленном строительстве, так и в автомобильном производстве.
В строительной индустрии бакелитовая фанера применяется для создания гидротехнических сооружений, а также для сооружения временных преград и многоразовой опалубки. Устойчивый и долговечный материал также используется в проектах легких каркасных домов, дач и жилых зданий. Различные марки фанеры применяются как для внешней, так и для внутренней отделки жилых объектов. Бакелитовые панели фиксируются на стенах, полах и потолках.
В машиностроении бакелитовый шпон широко используется для производства кузовных деталей автомобилей, каркасов автофургонов и элементов внутренней отделки автомобилей.
Бакелитовая фанера зачастую называется «морским сортом». Смола, использующаяся для пропитывания шпона, является естественным водоотталкивающим компонентом, что позволяет настилу выдерживать длительное воздействие влаги без появления каких-либо дефектов.
Материал также востребован в производстве декораций, цоколей, демонстрационных моделей, обучающих пособий и макетов.
Марки бакелизированной фанеры
Древесный продукт классифицируется на две категории: FBB и FBS, в зависимости от технических свойств, операционных характеристик и специфической структуры, которые он приобретает на этапе своего производства.
Существует изготовление листов для этих марок:
Стандартная буква «Ф» указывает на тип материала — фанера; «Б» — показывает, что на материал нанесено бакелитовое покрытие; «В» — указывает на добавление водорастворимой смолы в процессе пропитки плит; «С» — это символ использования спирторастворимой смолы в процессе производства. Если все слои подверглись пропитке, к маркировке добавляется цифра «1». Таким образом, FBS 1A — это сорт, специально предназначенный для автоиндустрии.
Преимущества и недостатки
Бакелитовая фанера обладает рядом очевидных преимуществ:
- Плотность этому материалу сопоставима с керамзитобетоном и щебнем (примерно 1200 кг/м²);
- Она способна выдерживать воздействие высоких температур до 350 °C и, несмотря на обугливание на этой температуре, не воспламеняется. Температурный диапазон, при котором своя прочность сохраняется, составляет от -50 °C до +50 °C, что значительно расширяет области возможного применения;
- Бакелитовая фанера проявляет устойчивость к коррозионному воздействию после контакта с щелочами, слабыми кислотами и продуктов, основанных на горюче-смазочных материалах. Она не окисляется и сохраняет свои свойства под воздействием грибков;
- Продукт экологически безопасен, так как в процессе его производства не применяются и не выделяются токсичные компоненты;
- Высокая износостойкость материала обеспечивает ему длительный срок эксплуатации, который может делать его эффективным в течение до 15 лет.
Несмотря на все неоспоримые преимущества, стоит отметить один существенный недостаток: высокая цена. Однако с точки зрения прочности и долговечности, этот недостаток можно воспринимать как неоспоримое преимущество.
Применение
Бакелит, известный также как фанера на картоне, был изобретен советским ученым Яковом Аврасиным в 1940-х годах. Эта инновация стала настоящим подспорьем для военных. Учитывая нехватку древесного сырья для производства самолетов, такой революционный материал оказался необходимостью. Первые самолеты, собранные с использованием дельта-древесины (такое оригинальное название было дано данному типу фанеры), включали модели ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также прочие конструкции военных самолетов.
Не только советские ученые, но и японские конструкторы воспользовались концепцией пропитки шпона для создания прочных лезвий. Вскоре после этого они начали производить истребители, которые стали одними из самых совершенных самолетов того времени.
В современную эпоху этот материал уступил место более инновационным технологиям в самолетостроении, тем не менее, он продолжает активно использоваться при строительстве различных судов, таких как лодки, яхты и катера, а также при создании их надводных конструкций и декоративных элементов.
Благодаря выдающимся прочностным характеристикам, бакелитовая фанера была с успехом применена в производстве мебели, киосков и рекламных щитов.
Также этот материал широко используется в конструкциях, которые активно контактируют с водой, такие как различные гидротехнические сооружения.
Бакелитовые листы востребованы и в других отраслях. Они применяются для облицовки стен в помещениях, которые предъявляют высокие требования гигиены, для отделки элементов крыш, для возведения облицовки сводов, ниш, навесов и перегородок.
Надежность бакелитовых панелей привела к их популярности в монолитном строительстве, где они могут использоваться как основной, так и вспомогательный строительный материал.
Морская фанера не теряет популярности благодаря своей долговечности, устойчивости к агрессивным внешним условиям и высоким эксплуатационным характеристикам. В современном судостроении сложно обойтись без этого древесного материала, чьи свойства успешно проверялись и подтверждались на протяжении многих десятилетий.