Бакелитовая фанера. Бакелитовая фанера что это?

Этот материал используется не только для тяжелых конструкций, таких как лодки, мачты или колонны, но и для самой распространенной внутренней и внешней облицовки домов.

Что такое бакелитовая фанера, где используется

Бакелитовая фанера — распространенный строительный материал с влагостойкими свойствами. Он изготавливается из березового или соснового шпона, который высушивается при определенных температурных условиях и покрывается формальдегидной смолой, называемой бакелитовым лаком. Этот вид шпона отличается от других видов высокой прочностью и устойчивостью к химическим веществам и перепадам температур. Его можно использовать в помещениях с повышенной влажностью. Срок службы хорошо изготовленной бакелитовой фанеры составляет не менее 10 лет.

Процесс производства включает в себя несколько этапов:

  1. пропитку шпона формальдегидной смолой;
  2. нанесения на отдельные слои шпона клеющего состава;
  3. прессование слоёв;
  4. сушку в температурной камере при 270-3000 С;
  5. нанесение бакелитового лака;
  6. раскрой готовой продукции на стандартные листы.

Доступные марки: FBS A, FBS 1, FBSB 1, FBSB.

Маркировка имеет следующую расшифровку:

B — покрытие на основе бакелитового лака,

C — использование водорастворимой смолы в строительстве,

C — использование спирторастворимой смолы в строительстве,

A — Фанера для автомобильной промышленности,

1 — пропитка всех слоев шпона.

Если в обозначении отсутствует цифра, это означает, что защитным слоем пропитаны только первый и последний листы шпона.

Технические свойства бакелитовой фанеры

Цена этого материала значительно выше, чем у других марок. Это связано со свойствами бакелитовой фанеры:

  • Плотность материала составляет 1200-1300 кг/м3, что выше материалов из берёзы, ясеня, хвой в 2-2,5 раза;
  • Бакелитовая фанера устойчива к воздействию горюче-смазочных материалов, кислот и щелочей слабой концентрации, солёной воды;
  • Материал является негорючим. Пропитка формальдегидными смолами исключает риск возгорания даже при воздействии открытого огня. При температуре 250-3000 С фанера обугливается и тлеет, но не горит;
  • Температурный диапазон эксплуатации составляет от -500 С до +500 С;
  • Текстура не впитывает влагу, материал не разбухает и не расслаивается;
  • При изготовлении фанеры не используются агрессивные химические вещества, искусственные и токсичные компоненты. Бакелитовые заготовки считаются экологически чистыми.
  Сталь AUS-8 - характеристики, применение. Что за сталь aus 8?

Промышленность выпускает бакелитовую фанеру в виде квадратных и прямоугольных листов. Длина варьируется от 1220 мм до 5700 мм, а ширина — до 1550 мм. Клиент может выбирать между листами различной толщины, от 5 мм до 40 мм.

бакелитовая фанера в автомобиле

Область применения в зависимости от сорта

Каждая категория бакелитовой фанеры обладает рядом полезных свойств и технических характеристик. Выбор марки зависит от области применения, предполагаемого использования, влажности и температуры окружающей среды, а также других факторов.

  • ФБС – сорт с пропиткой спирторастворимыми смолами только лицевых листов. Такая фанера используется в легком машиностроении, автомобилестроении, судостроении;
  • ФБС-1 отличается тем, что и на наружные, и на внутренние слои наносится формальдегидная смола. Данный тип используется для производства изделий, предназначенных для работы во влажных и особо влажных условиях;
  • ФБВ – сорт фанеры с водоотталкивающей пропиткой. Широко применяется в судостроении;
  • ФБС-А и ФБС1-А используется для изготовления внутренних перегородок в промышленном строительстве, автомобильном производстве.

В строительной отрасли бакелитовая фанера используется для изготовления гидротехнических сооружений, водных преград и многоразовой опалубки. Прочный и долговечный материал также используется для строительства легких каркасных домов, дач и жилых зданий. Различные марки используются как для наружной, так и для внутренней отделки частных домов. Бакелитовые панели встречаются в стенах, полах и потолках.

В машиностроении бакелитовый шпон используется для изготовления деталей кузова автомобилей, каркасов автофургонов и элементов интерьера.

бакелитовая фанера лодка

Бакелитовую фанеру часто называют «морским сортом». Смола, которой пропитывается шпон, является естественным водоотталкивающим компонентом. Напольное покрытие выдерживает длительное воздействие влаги без появления дефектов.

Фанера также используется для изготовления декораций, цоколей и демонстрационных моделей, пособий и макетов.

Марки бакелизированной фанеры

Древесный продукт делится на две категории, FBB и FBS, в зависимости от технических свойств, которые он приобретает в процессе производства.

  Виды клея 88 и правила его применения. 88 клей что клеит?

Можно встретить листы этих марок:

Физико-механические показатели бакелитовой фанеры

Стандартная буква «Ф» указывает на тип материала — фанера; «Б» — указывает на нанесенное бакелитовое покрытие; «В» — указывает на добавление водорастворимой смолы при пропитке плит; «С» — символ использования спирторастворимой смолы при производстве. Когда все слои будут пропитаны, к марке добавляется цифра «1». FBS 1A — это сорт, подходящий для производства автомобилей.

Преимущества и недостатки

Бакелитовая фанера имеет неоспоримые преимущества:

  1. Сравнима по плотности с керамзитобетоном и щебнем (1200 кг/м 2 ).
  2. Выдерживает воздействие высоких температур до 350 ⁰C, а при достижении этого порога подвергается обугливанию, но не воспламеняется. При этом нормальный диапазон температур для этого вида фанеры составляет от -50 ⁰C до +50 ⁰C, что значительно расширяет возможности ее применения.
  3. Устойчива к коррозии после контакта со щелочами, слабыми кислотами и горюче-смазочными материалами, не окисляется и не изменяется под действием грибков.
  4. Бакелитовая фанера производится экологично, поскольку в процессе не используются и не выделяются токсичные вещества.
  5. Высокая износостойкость материала обуславливает длительный срок его службы – до 15 лет.

При всех неоспоримых преимуществах есть один существенный недостаток: высокая цена. Однако с точки зрения прочности и долговечности этот недостаток можно считать преимуществом.

Применение

Бакелит или, как его еще называют, фанера на картоне был изобретен советским исследователем Яковом Аврасиным в 1940-х годах. Новый материал стал настоящим подарком для военной армии. Учитывая нехватку сырья для производства самолетов, эта инновация стала настоящим прорывом. Первыми самолетами, построенными с использованием дельта-древесины (оригинальное название уникальной фанеры), были ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, она также использовалась для изготовления конструктивных деталей некоторых других военных самолетов.

Лодка из бакелитовой фанеры

Японские ученые воспользовались идеей пропитки древесного шпона для изготовления прочных лезвий, и через несколько лет из него уже делали лучшие истребители в их воздушном флоте.

  Какой плинтус лучше подходит для ламината. Какой плинтус выбрать для пола из ламината?

В наше время это сырье уступило место более инновационным материалам в самолетостроении. Однако он по-прежнему широко используется при строительстве кораблей, лодок, яхт и катеров. Из него изготавливают настил корпуса и декоративные элементы для лодок.

Благодаря своей прочности этот вид фанеры часто используется для изготовления мебели, киосков и рекламных щитов.

Он также используется в конструкциях, которые непосредственно контактируют с водой. Сюда входят различные гидротехнические сооружения.

Корпус самолета из бакелитовой фанеры

Бакелитовые листы широко используются и в других областях. Они используются для облицовки стен в помещениях с высокими гигиеническими требованиями, для облицовки и строительства элементов облицовки крыш, для строительства облицовки сводов, ниш, навесов и перегородок.

Надежность бакелитовых панелей делает их популярным материалом в монолитном строительстве, как в качестве основного, так и вспомогательного материала.

Морская фанера пользуется большим спросом благодаря своей долговечности, устойчивости к агрессивным условиям окружающей среды и высоким эксплуатационным характеристикам. Ни одно современное судостроение не обходится без использования этого древесного материала. Его свойства проверены десятилетиями.

Оцените статью
Ремонт до и после