Бакелитовая фанера. Бакелитовая фанера что это?

Этот материал находит применение не только в тяжелых конструкциях, таких как лодки, мачты или колонны, но также используется в качестве одной из самых популярных фигур для внутренней и внешней отделки жилых домов.

Что такое бакелитовая фанера, где используется

Бакелитовая фанера представляет собой широко распространенный строительный материал, который отличается выдающимися влагостойкими свойствами. В ее производстве используется березовый или сосновый шпон, который предварительно подвергается сушке при строго определенных температурных условиях. Затем на него наносится формальдегидная смола, известная как бакелитовый лак. Прочность этого вида шпона, а также его устойкость к химическим веществам и перепадам температур, делают его уникальным. Исходя из этого, он может быть эффективно использован в помещениях с повышенной влажностью. При грамотном изготовлении срок службы бакелитовой фанеры может достигать не менее 10 лет, что говорит о ее долговечности.

Процесс изготовления бакелитовой фанеры включает несколько последовательных этапов:

  1. пропитка шпона формальдегидной смолой для обеспечения его водоотталкивающих свойств;
  2. нанесение клеящего состава на отдельные слои шпона для их надежного склеивания;
  3. прессование слоёв для достижения необходимой прочности;
  4. сушка в температурной камере при температуре в пределах 270-300 °C;
  5. последующее нанесение бакелитового лака для улучшения защиты поверхности;
  6. раскрой готовой продукции на стандартные размеры листов.

Среди доступных марок можно выделить: FBS A, FBS 1, FBSB 1 и FBSB.

Маркировка бакелитовой фанеры расшифровывается следующим образом:

B — обозначает, что покрытие выполнено на основе бакелитового лака,

C — говорит о применении водорастворимой смолы в производственных процессах,

C — указывает на использование спирторастворимой смолы в процессе строительства,

A — обозначение фанеры, специально предназначенной для автопромышленности,

1 — говорит о том, что все слои шпона пропитаны защищающим составом.

Если в маркировке отсутствует цифра, это указывает на то, что защитное покрытие наносится только на первый и последний лист шпона.

Технические свойства бакелитовой фанеры

Стоимость бакелитовой фанеры значительно выше по сравнению с другими сорта фанеры, что объясняется уникальными свойствами данного материала:

  • Плотность составляет в пределах 1200-1300 кг/м³, что делает ее в 2-2,5 раза тяжелее, чем фанера из берёзы, ясеня или хвойных пород;
  • Этот материал демонстрирует стойкость к воздействиям горюче-смазочных материалов, слабым кислотам и щелочам, а также к солёной воде;
  • Материал является негорючим. Пропитка формальдегидной смолой исключает риск возгорания, даже при воздействии открытого огня. После достижения температуры около 250-300 °C фанера начинает обугливаться и тлеть, однако не воспламеняется;
  • Температурный диапазон эксплуатации данного материала варьируется от -50 °C до +50 °C;
  • Текстура фанеры непроницаема для влаги, благодаря чему она не разбухает и не расслаивается, что обязательно требуется для долговечной эксплуатации;
  • В процессе изготовления фанеры не применяются агрессивные химические композиты, искусственные или токсичные материалы, благодаря чему бакелитовые заготовки считаются экологически чистыми и безопасными.
  Как правильно произвести гидроизоляцию подвала. Как сделать гидроизоляцию в подвале?

Производители изготавливают бакелитовую фанеру в форме квадратных и прямоугольных листов, длина которых колеблется от 1220 мм до 5700 мм, а ширина достигает 1550 мм. Клиенты могут выбирать изделия различной толщины от 5 мм до 40 мм в зависимости от своих потребностей.

бакелитовая фанера в автомобиле

Область применения в зависимости от сорта

Каждая категория бакелитовой фанеры обладает специфическими полезными свойствами и техническими характеристиками, что определяет выбор марки в зависимости от области применения, предполагаемого использования, характерных условий влажности и температуры окружающей среды, а также других значимых факторов.

  • ФБС — сорт фанеры с пропиткой спирторастворимыми смолами только лицевых листов. Эта фанера имеет широкое применение в легком машиностроении, автомобилестроении и судостроении;
  • ФБС-1 отличается тем, что формальдегидная смола наносится и на наружные, и на внутренние слои, что делает этот тип идеальным для изделий, которые предстоит эксплуатировать в условиях повышенной влажности;
  • ФБВ — сорт фанеры, имеющий водоотталкивающую пропитку. Эксплуатируется в качестве стройматериала в судостроении;
  • ФБС-А и ФБС1-А идеально подходят для изготовления внутренних перегородок как в промышленном строительстве, так и в автомобильном производстве.

В строительной индустрии бакелитовая фанера применяется для создания гидротехнических сооружений, а также для сооружения временных преград и многоразовой опалубки. Устойчивый и долговечный материал также используется в проектах легких каркасных домов, дач и жилых зданий. Различные марки фанеры применяются как для внешней, так и для внутренней отделки жилых объектов. Бакелитовые панели фиксируются на стенах, полах и потолках.

В машиностроении бакелитовый шпон широко используется для производства кузовных деталей автомобилей, каркасов автофургонов и элементов внутренней отделки автомобилей.

бакелитовая фанера лодка

Бакелитовая фанера зачастую называется «морским сортом». Смола, использующаяся для пропитывания шпона, является естественным водоотталкивающим компонентом, что позволяет настилу выдерживать длительное воздействие влаги без появления каких-либо дефектов.

  Чем и как приклеить пенопласт различным поверхностям. На что клеить пенопласт?

Материал также востребован в производстве декораций, цоколей, демонстрационных моделей, обучающих пособий и макетов.

Марки бакелизированной фанеры

Древесный продукт классифицируется на две категории: FBB и FBS, в зависимости от технических свойств, операционных характеристик и специфической структуры, которые он приобретает на этапе своего производства.

Существует изготовление листов для этих марок:

Физико-механические показатели бакелитовой фанеры

Стандартная буква «Ф» указывает на тип материала — фанера; «Б» — показывает, что на материал нанесено бакелитовое покрытие; «В» — указывает на добавление водорастворимой смолы в процессе пропитки плит; «С» — это символ использования спирторастворимой смолы в процессе производства. Если все слои подверглись пропитке, к маркировке добавляется цифра «1». Таким образом, FBS 1A — это сорт, специально предназначенный для автоиндустрии.

Преимущества и недостатки

Бакелитовая фанера обладает рядом очевидных преимуществ:

  1. Плотность этому материалу сопоставима с керамзитобетоном и щебнем (примерно 1200 кг/м²);
  2. Она способна выдерживать воздействие высоких температур до 350 °C и, несмотря на обугливание на этой температуре, не воспламеняется. Температурный диапазон, при котором своя прочность сохраняется, составляет от -50 °C до +50 °C, что значительно расширяет области возможного применения;
  3. Бакелитовая фанера проявляет устойчивость к коррозионному воздействию после контакта с щелочами, слабыми кислотами и продуктов, основанных на горюче-смазочных материалах. Она не окисляется и сохраняет свои свойства под воздействием грибков;
  4. Продукт экологически безопасен, так как в процессе его производства не применяются и не выделяются токсичные компоненты;
  5. Высокая износостойкость материала обеспечивает ему длительный срок эксплуатации, который может делать его эффективным в течение до 15 лет.

Несмотря на все неоспоримые преимущества, стоит отметить один существенный недостаток: высокая цена. Однако с точки зрения прочности и долговечности, этот недостаток можно воспринимать как неоспоримое преимущество.

  Применение бетоноконтакта для разных поверхностей стен: как наносить грунтовку на окрашенную стену, нужно ли грунтовать под плитку. Как наносить бетоноконтакт на стены?

Применение

Бакелит, известный также как фанера на картоне, был изобретен советским ученым Яковом Аврасиным в 1940-х годах. Эта инновация стала настоящим подспорьем для военных. Учитывая нехватку древесного сырья для производства самолетов, такой революционный материал оказался необходимостью. Первые самолеты, собранные с использованием дельта-древесины (такое оригинальное название было дано данному типу фанеры), включали модели ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, а также прочие конструкции военных самолетов.

Лодка из бакелитовой фанеры

Не только советские ученые, но и японские конструкторы воспользовались концепцией пропитки шпона для создания прочных лезвий. Вскоре после этого они начали производить истребители, которые стали одними из самых совершенных самолетов того времени.

В современную эпоху этот материал уступил место более инновационным технологиям в самолетостроении, тем не менее, он продолжает активно использоваться при строительстве различных судов, таких как лодки, яхты и катера, а также при создании их надводных конструкций и декоративных элементов.

Благодаря выдающимся прочностным характеристикам, бакелитовая фанера была с успехом применена в производстве мебели, киосков и рекламных щитов.

Также этот материал широко используется в конструкциях, которые активно контактируют с водой, такие как различные гидротехнические сооружения.

Корпус самолета из бакелитовой фанеры

Бакелитовые листы востребованы и в других отраслях. Они применяются для облицовки стен в помещениях, которые предъявляют высокие требования гигиены, для отделки элементов крыш, для возведения облицовки сводов, ниш, навесов и перегородок.

Надежность бакелитовых панелей привела к их популярности в монолитном строительстве, где они могут использоваться как основной, так и вспомогательный строительный материал.

Морская фанера не теряет популярности благодаря своей долговечности, устойчивости к агрессивным внешним условиям и высоким эксплуатационным характеристикам. В современном судостроении сложно обойтись без этого древесного материала, чьи свойства успешно проверялись и подтверждались на протяжении многих десятилетий.

Оцените статью
Ремонт до и после