Кинематографические камеры данного типа стали доступны на рынке в начале двадцатого века, однако их популярность нарастала постепенно. Главное отличие дистанционно управляемых устройств от других типов камер состоит в том, что оптическое выравнивание парных изображений может производиться как с пульта управления, так и визуально из видоискателя во время самой съемки. Это делает такие камеры особенно удобными для операторов, которые нуждаются в максимальном контроле над процессом.
Плёночный фотоаппарат
В каждом из устройств такого типа присутствует кассета, содержащая светочувствительный материал, у которого для создания каждого отдельно взятого снимка требуется ручная смена кассеты. В терминах фотографии слово «фотопластинка» обычно обозначает материалы, выполненные на основе стекла, в то время как «сформированная пленка» относится к гибким материалам, которые гораздо проще в использовании и транспортировке.
Плёночные (гибкая плёнка, рулонная плёнка)
Форматные камеры различаются не только в зависимости от типа использующейся пленки, но и по механизму перемотки между кадрами. Это означает, что кассеты, содержащие пленку, требуют замены реже, что значительно увеличивает общую эффективность съемки. Однако важным недостатком данного типа устройства по сравнению с форматными камерами является риск повреждения пленки; она может быть поцарапана как на чувствительной стороне, так и на поверхности носителя. Достаточно небольшого количества пыли, попавшей в камеру во время перезагрузки пленки, чтобы полностью испортить всё изображение. В то же время одноразовые материалы, которые загружаются на заводе и удаляются в лаборатории, не имеют таких недостатков, так как они защищены от случайного повреждения.
Аппараты мгновенного или одноступенного фотографического процесса
- Каждый снимок является уникальным экземпляром (в отличие от традиционных методов, где используется негативный и позитивный процесс) и имеет фиксированный формат отпечатка, заданный самим фотоаппаратом.
- Сохранность отпечатка оставляет желать лучшего, поскольку его эмульсионный слой после завершения полусухого проявления содержит неизрасходованные химические вещества. В традиционных процессах проявления и печати излишки веществ и продукты реакций удаляются на этапе фиксации и промывки, что позволяет значительно увеличить долговечность отпечатков.
Классификация по размерам и пропорциям кадра, по числу одновременно сделанных кадров
Одним из стандартов в этой категории является 35 мм перфорированная пленка с размером кадра 24×36 мм.
Традиционно использование такой пленки называется «35-мм фотографией», иногда её именуют «кинопленкой» или «типом 135». Она доступна в рулонах разной длины, а также на катушках и в кассетах. Обычно пленка выпускается с количеством кадров 12, 24 или 36. Изначально данный тип пленки использовался в кинематографе, но с течением времени разработка и массовое производство пленочных фотоаппаратов стали возможными лишь после успешного внедрения технологий по ее производству.
Помимо рамки размеров 24х36 мм также на рынке существуют полуформатные камеры, которые используют рамки размером 18х24 мм (например, модели «Агат-18», «ФЭД-Микрон», «Чайка») и 24х24 мм.
Кассеты, предназначенные для этих камер, имеют цилиндрическую форму и существуют в трех основных вариантах:
- Наиболее распространенные пластиковые и металлические кассеты, в которых пленка намотана на катушку и выдвигается через щель с оклеенными черным бархатом краями. Современные кассеты для упрощения использования в фотокамерах с автоматизированным экспозамером и для облегчения последующей обработки обычно снабжаются контактным кодом на корпусе.
- Двухцилиндровые металлические кассеты, которые открываются в момент закрытия замка крышки фотоаппарата (используются в дальномерных аппаратах Leica). Эти кассеты имеют минимальный риск повреждения поверхности пленки и максимально подходят для зарядки пленок с высокой чувствительностью (выше 1600 единиц ГОСТ). Пленка в таких кассетах намотана на катушку, и по завершении съемки она перематывается обратно в кассету.
- Тип «Рапид». Эти пластиковые и металлические кассеты содержат пленку в рулоне, которая может покидать кассету, однако обратная перемотка невозможна.
61.5 мм неперфорированная плёнка (форматы 6×4.5, 6×6, 6×7, 6×9 см)
Традиционно эти форматы обозначаются как «Тип 120» и «Тип 220», различающиеся наличием или отсутствием защитной бумажной рамки, а также количеством кадров, которые могут быть сняты (модель 220 предлагает больше кадров).
24 мм плёнка
Смотрите также 16 мм неперфорированная плёнка.
В СССР под этот тип пленки выпускались специальные аппараты, среди которых можно выделить «Панорамные» модели.
Данные устройства способны делать снимки с соотношением сторон кадра более 3:1 и значительным (свыше 100°) углом изображения, обеспеченным по длинной стороне кадра. При этом экспонируемая фотоплёнка находится не на плоскости, а оборачивается вокруг цилиндра, в то время как объектив во время экспозиции вращается вокруг оси этого цилиндра. В роли затвора служит щель, которая перемещается вдоль пленки синхронно с поворотом объектива. В СССР были выпущены фотокамеры ФТ-1 и ФТ-2, а в настоящее время на КМЗ выпускается целая линейка стерео фотоаппаратов.
По устройству видоискателя, оптической схеме и основному способу наводки на резкость
Видоискатель может присутствовать или отсутствовать в камере, а оптическая схема зависит от предназначения и использования конкретного съемочного устройства. Ниже рассматриваются только камеры общего назначения.
- Изначально это название использовалось для простых фотоаппаратов ящичной конструкции, которые зачастую содержат отсек для хранения кассет с фотопластинками;
- Со временем данный термин стал относиться и к шкальным фотоаппаратам простой конструкции, как например, модели «Школьник» и «Этюд»;
- Также этот термин применяется к камерам, которые разработаны специально для подводной съемки и использования в агрессивных условиях. Иногда встречается обозначение «фотоаппараты с боксированным корпусом»;
Ящичные аппараты и карданные камеры
Эти устройства считаются исторически первыми фотоаппаратами и не имеют видоискателя. Кадрирование и фокусировка осуществляются фотографом на матовом стекле, которое заменяет кассету со светочувствительным материалом, обычно это либо пластинка, либо пленка формата. Такие аппараты требуют использование шкалы расстояний для фокусировки.
Шкальные фотоаппараты, как правило, имеют простейший оптический видоискатель и возможность настройки резкости по заранее обозначенным значениям. Большинство камер данного типа оснащены элементарными устройствами затвора или совмещенными затворами и диафрагмами, как, к примеру, модель «Агат-18». Часто все остальные параметры съемки на шкальном фотоаппарате устанавливаются вручную. Типичным представителем семейства шкальных фотоаппаратов являются устройства с фиксированным фокусом.
Они используют механически соединенные механизмы фокусировки и устройства аналогичного типа Leica.
Однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR)
В отличие от других типов камер:
- В SLR-камерах отсутствует система видоискателя, присущая двухобъективным зеркальным фотоаппаратам (TLR), что позволяет добиться большей компактности и простоты в использовании.
Видоискатель камер данного типа имеет отдельный объектив, обычно обладающий лучшей светосилой по сравнению с основным объективом, неподвижное зеркало и матовое стекло. Таким образом, видоискатель и объектив видоискателя механически связаны, что обеспечивает резкость изображения, используемого при фокусировке.
Пленка и «цифра»
Хотя выбор между пленочной и цифровой камерой остается за самим фотографом, существуют несколько ключевых факторов пленочной фотографии, которые, на мой взгляд, обладают значительными преимуществами перед цифровыми аналогами. Используя пленочную камеру, вы сами контролируете весь процесс съемки, следовательно, вы должны быть ознакомлены с физической природой создания изображения и тонкостями правильной экспозиции.
У вас нет возможности просто нажать кнопку, просмотреть снимок на экране и попытаться сделать его вновь. Это подразумевает более глубокую вовлеченность меня в процесс создания изображения. Я также осознаю, что электронные компоненты цифровой камеры не выполнят всю работу за меня, как это происходит в пленочной фотографии.
Затраты
Финансовый аспект также играет важную роль в выборе между пленкой и цифровыми устройствами. Многие приходит к мнению, что пленочная фотография значительно дороже, так как подразумевает необходимость приобретать пленку, оплачивать ее проявление и печать, однако немалую стоимость сохраняет и хорошая пленочная камера, которая, как правило, служит на протяжении всей жизни. У меня есть старый Pentax, который старше меня, он превосходно работает и не теряет своей функциональности с течением времени.
Что касается цифровых камер, их производители пытаются обновлять модели практически каждый год, вводя новшества, такие как увеличение количества пикселей, интеграцию новых функций и улучшение качества снимков. Конечно, обновления этой техники чрезвычайно полезны, однако они подразумевают и дополнительные финансовые затраты со стороны пользователя.
Форматы пленки
Существует много различных видов пленок, каждая из которых подходит для определенных целей. Основными типами пленок являются негативные (как черно-белые, так и цветные) и обратные пленки (слайды). Наиболее распространенный формат пленки — это 35 мм, который активно используется многими зеркальными и дальномерными камерами. Обычно пленка реализуется в рулонах, содержащих 24 или 36 кадров.
Два других популярных формата пленки — это среднеформатная и широкоформатная. Среднеформатная пленка значительно больше, чем 35-мм, и изначально была разработана для использования в среднеформатных камерах. Профессиональные фотографы нередко предпочитают средний формат, так как он обеспечивает лучшее качество изображений. Эта пленка представлена в форматах 120 или 220.
Почти все среднеформатные камеры могут работать с пленкой формата 120 благодаря тому, что она покрыта непрозрачным слоем бумаги на всей длине (ракорд). Примечательно, что пленка 220 также имеет бумажную обертку, но лишь в начале и в конце, что позволяет использовать в рулоне гораздо больше пленки — фактически, вдвое больше, чем в пленке формата 120.
Широкоформатная пленка отличается от пленки формата 35 мм и среднеформатной тем, что она представлена в виде отдельных листов размером 4″x5″ (или даже больше), которые необходимо загружать в специальные держатели. Процесс зарядки пленки необходимо выполнять в темноте, так как свет может испортить материал. В каждый из карманов фотожилета помещается только две рамки пленки. Традиционные фотожилеты, содержавшие множество карманов, были изначально разработаны именно для пользователей широкоформатных камер, что говорит о важности наличия достаточного количества места для хранения всех пакетов с пленкой.