Необходимо отметить, что в последние годы на рынке появились камеры с возможностью смены объективов, что делает процесс выбора оборудования более сложным, но одновременно и более гибким. Это дает возможность выбрать идеальные объективы, соответствующие вашей модели камеры и вашим потребностям в фотографии.
Что такое фокусное расстояние объектива и как его определить?
Если вы только начинаете свой путь в мире фотографии, вам, вероятно, уже известно, что профессиональные фотографы используют разнообразные объективы для съемки различных объектов. Однако вы можете не до конца понимать, чем именно эти объективы отличаются друг от друга и почему результат их работы может сильно варьироваться. Тем не менее, освоение использования различных объективов — это ключевой шаг для того, чтобы стать профессиональным фотографом, поскольку без этого ваши работы могут оказаться стандартными и невыразительными. Давайте подробно разберем, что такое фокусное расстояние — основное различие между объективами — и как оно влияет на итоговые фотографии.
Что это такое?
В первую очередь важно осознать, что у нормального объектива имеется не одна, а несколько линз. Эти линзы располагаются на заранее определенном расстоянии друг от друга и позволяют четко фокусироваться на предметах, находящихся на определенном удалении. Расстояние между линзами определяет, какие элементы изображения будут более четкими — передний или задний план. Аналогия может быть проведена с увеличительным стеклом: это одна линза, а хрусталик вашего глаза исполняет роль второй линзы.
Когда вы двигаете лупу над страницей газеты, вы заметите, что буквы становятся либо более четкими, либо совершенно неразборчивыми в зависимости от расстояния между лупой и бумагой.
Аналогично устроена оптика в вашей камере: объектив должен «захватывать» изображение так, чтобы нужный объект идеально совпадал с пленкой в старых моделях или с датчиком изображения в современном цифровом оборудовании. В задней части каждого объектива есть точка, где изображение фокусируется в очень малой области и изменяется в зависимости от расстояния между линзами — эта точка называется фокусом. Важно помнить, что сама точка фокусировки никогда не располагается непосредственно на матрице или пленке; она находится на определенном расстоянии, которое измеряется в миллиметрах и называется фокусным расстоянием.
Изображение постепенно расширяется от точки фокусировки к матрице или пленке во всех направлениях, что означает: чем больше фокусное расстояние, тем больше длина изображения, которое мы можем наблюдать. Таким образом, не существует какого-либо «лучшего» фокусного расстояния, так как разные объективы предназначены для различных задач. Объективы с коротким фокусным расстоянием прекрасно подходят для панорамной съемки, тогда как длиннофокусные объекты действуют как увеличительное стекло и позволяют запечатлеть небольшой объект с крупным планом, находясь на большом расстоянии от него.
Современные объективы для фотоаппаратов и видеокамер предлагают своим пользователям возможность оптического увеличения, что позволяет «увеличивать» изображение без потери его качества.
Вам, возможно, доводилось наблюдать, как фотограф перед началом съемки вращает и наклоняет объектив, чтобы приблизить или отдалить картинку и изменить фокусное расстояние. По этой причине фокусное расстояние обозначается не как одно число, а как диапазон, представляющий два крайних значения. Однако существуют и объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые могут создавать более четкие изображения по сравнению с правильно настроенными зумами; они обычно дешевле, но менее универсальны.
На что влияет?
Игра с фокусными расстояниями является важным навыком для всех профессиональных фотографов. Тем не менее, каждый объектив (вместе с выбранным фокусным расстоянием) нужно выбирать осознанно, чтобы точно представлять, как будет выглядеть конечное изображение.
На перспективу
В общих чертах можно утверждать, что чем короче фокусное расстояние объектива, тем больший захват информации в кадр. И наоборот, чем больше фокусное расстояние, тем меньше охват изображения. Однако это не является недостатком, ведь устройства с высоким фокусным расстоянием могут точно воспроизводить малые объекты в естественном масштабе, без искажений.
Следовательно, если ваша цель — фотографировать крупные объекты с близкого расстояния, лучше использовать оборудование с коротким фокусным расстоянием. Крупные планы, особенно при съемке с большого расстояния, более эффективны при помощи длинных фокусных расстояний. Вместе с тем, стоит учитывать, что слишком короткое фокусное расстояние может привести к заметным искажениям по краям кадра.
На размытие и ГРИП
Эти два понятия взаимосвязаны, и Depth of Field (DOF), что переводится как «глубина резкости», — это термин, о котором должен знать каждый профессионал. Возможно, вам уже приходилось замечать, что в профессиональных фотографиях главный объект часто сильно акцентирован, а фон обычно размывается с целью отвлечения внимания от объекта съемки. Это вовсе не случайный результат, а итог тщательного расчета.
Ошибочные расчеты могут привести к тому, что фотография будет восприниматься как любительская, а сам объект съемки будет недостаточно резким.
На самом деле на глубину резкости и размытие влияет не только фокусное расстояние; чем выше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости — при одинаковых других условиях. Грубо говоря, объектив с коротким фокусным расстоянием улавливает как главный объект, так и все, что находится за ним, с примерно одинаковой четкостью.
Стандартный объектив обеспечивает типичное изображение, когда человек четко виден, а все, что находится за пределами фокуса, размыто. При использовании объектов с длинным фокусным расстоянием особенно трудно добиться точной фокусировки, поскольку они размывают даже объекты, находящиеся сразу за объектом съемки. Вы можете вспомнить этот эффект, встречая передачи о дикой природе, где оператор наводит камеру на дальное животное.
На угол обзора
Поскольку короткое фокусное расстояние позволяет охватить большую панораму и большее количество объектов в одном кадре, можно заключить, что оно обеспечивает более широкий угол обзора как по ширине, так и по высоте. Однако стоит упомянуть, что человеческое зрение все еще сложно превзойти, так как фокусное расстояние человеческого зрения составляет около 22,3 мм по ширине. Существуют устройства с еще меньшими значениями, но тогда изображение будет не только искажено, но и линии могут быть неправильно изогнуты, особенно по бокам.
Для чего необходим расчет фокусного расстояния?
Хотя камеры смартфонов продолжают совершенствоваться, они все еще не могут заменить полноценные камеры с сменными объективами и большими матрицами. Людям, стремящимся улучшить свои навыки фотографии, следует выбирать между объективами с переменным фокусным расстоянием и сменными объективами с фиксированным фокусом.
Но какое фокусное расстояние будет оптимальным для вашего объекта? Если объект съемки находится слишком близко, он не поместится в кадр должным образом. Если же он слишком далеко, он не заполнит изображение. Также следует учитывать следующие факторы:
- Изображение, снятое с нормальным фокусным расстоянием 50 мм, ближе всего к стандартам человеческого зрения и представляет собой естественное восприятие.
- При нормальном фокусе пропорции предметов не искажаются, а расстояния между изображенными объектами отображаются корректно.
- Фотографии, снятые с помощью телеобъектива, могут выглядеть плоскими, тогда как фотографии с коротким фокусным расстоянием создают эффект большего расстояния между объектом и фоном.
Какое фокусное расстояние выбрать
Расчет нормального фокусного расстояния проводит простая формула: оно равно длине диагонали датчика. Если речь идет о полнокадровом датчике, его размер составляет 24 x 36 мм, что дает диагональ и нормальное фокусное расстояние в 43 мм. На практике фокусное расстояние в 50 мм — это упрощение числа.
Фактическое фокусное расстояние также зависит от размера матрицы камеры. Существует множество камер с меньшими матрицами или с более короткой диагональю, и соответственно, нормальное фокусное расстояние для таких камер отличается.
Характеристики фокусного расстояния на объективах всегда указываются для полнокадровых матриц, которые также известны как «full-frame». Если матрица вашей камеры имеет другой формат, например, Micro Four Thirds, DX или APS-C, необходимо провести пересчет фокусного расстояния, учитывая так называемый «кроп-фактор».
Расчет фокусного расстояния используется для выбора подходящего объектива
Когда снимок сделан с меньшим фокусным расстоянием, чем обычно, изображение показывает больше, чем может воспринять глаз. И наоборот, при больших фокусных расстояниях часть изображения кажется меньшей, чем изображение, которое видит глаз. Поэтому для пейзажной или архитектурной съемки подойдет короткофокусный объектив, а для съемки дикой природы — длиннофокусный.
Формула для расчета фокусного расстояния
Существует множество различных расчетов, которые можно произвести для определения фокусного расстояния, в зависимости от интересующего вас параметра. Можно также использовать упрощенные формулы, которые дают вполне точные результаты.
Например, чтобы рассчитать нормальное фокусное расстояние для размера матрицы вашей камеры, вам поможет теорема Пифагора. Вам необходимо найти длину диагонали датчика, которая равна квадратному корню из суммы квадратов длины и ширины датчика.
Если вы хотите узнать, какой объектив подходит для вашей полнокадровой камеры, сначала вам стоит рассчитать ее кроп-фактор. Затем просто умножьте фокусное расстояние вашего объектива на значение кроп-фактора. К примеру, для камер с матрицей Micro Four Thirds кроп-фактор составляет 2. Это значит, что фокусное расстояние 25 мм на камере Micro Four Thirds эквивалентно фокусному расстоянию 50 мм на камере с полнокадровой матрицей.
Что такое относительное расстояние
Термин «относительное расстояние» чаще всего используется в контексте характеристик 35-мм камер, например, в смартфонах.
Поскольку производители не могут разместить полнокадровый объектив так же, как полнокадровую камеру, они включают характеристики, сопоставимые с характеристиками профессиональных объективов. Это помогает измерить угол обзора и возможности оптического зума устройств различных категорий.
Почему важно понимать значение термина
Для достижения гармоничной композиции крайне важно понимать значение резкости на фотографии.
Если необходимо изменить размер фона фотографии, выберите более высокий параметр.
Например, для портретной съемки идеально подойдет фокусное расстояние не менее 35-50 мм, для съемки дикой природы и спортивных событий — от 135 мм, а для городской и пейзажной съемки — 21 мм и более.
Различные фокусные расстояния и их использование
В объективах различают «фиксированные» и «зум-объективы». В первом случае значение фокусного расстояния фиксировано, и в характеристиках указано одно число, например, 50 мм. Последний объект имеет фиксированный диапазон (например, 50-200 мм), то есть фотограф выбирает нужное значение при съемке.
В большинстве случаев объекты с фиксированным фокусным расстоянием обеспечивают лучшее качество изображения, чем зум-объективы с аналогичными характеристиками. Именно поэтому опытные фотографы предпочитают использовать несколько объективов вместо одного универсального.
- сверхширокоугольные;
- широкоугольные;
- стандартные;
- начальные телефото;
- длиннофокусные.
Сверхширокоугольный
Объективы с диапазоном от 4 до 20 мм инспирируются чрезвычайно широкоугольными. Минимальная настройка устройства составляет 4 мм. Эти устройства могут сильно искажать исходное изображение. Например, здания могут показаться наклоненными, если их фотографировать под углом к центру. Чем меньше значение, тем больше наклон.
Широкоугольный
Параметры широкоугольных объективов варьируются в пределах 20-35 мм. Эти объективы часто используют для съемки природы и архитектуры. Не забывайте о возможных искажениях, которые могут появиться на изображениях. Чем больше угол, тем более перекошенным может быть изображение относительно центра.
Стандартный
Стандартная настройка для получения четких, высококачественных изображений находится в диапазоне от 35 до 90 мм. Эти объективы считаются универсальными. Они подходят для создания пейзажей и портретов, а также для макросъемки, когда вы работаете с объектами на близком расстоянии. Это связано с тем, что перспектива, которую они создают, ближе всего к тому, как человеческий глаз воспринимает пространство.
Начальное телефото
Эти объективы имеют диапазон от 90 до 135 мм. Они идеально подходят для портретной съемки, поскольку позволяют делать крупные планы без искажений, выделяя объект на фоне окружающей среды.
Телеобъектив
Техника длиннофокусных объективов охватывает диапазон от 135 до 600 мм. Она активно используется в профессиональной съемке на спортивных мероприятиях, концертах, для репортажной съемки и съемки дикой природы в ситуациях, когда фотограф не может подойти слишком близко к объекту съемки.
Шаг 3 – Как фокусное расстояние влияет на перспективу?
Я уже упоминал об этом в предыдущих разделах, однако для более четкого понимания того, как фокусное расстояние влияет на перспективу, я сфотографировал одни и те же объекты с разными фокусными расстояниями и сравнил их. Например, три банки с супом находились на одинаковом расстоянии 10 см друг от друга на каждой фотографии. Следует отметить, что снимки были сделаны на камеру с меньшим фокусным расстоянием, поэтому фактическое фокусное расстояние несколько больше.
Что касается кроп-фактора, это концепция, заключающаяся в том, что часть изображения обрезается при установке полнокадрового объектива (EF, FX и тому подобное) на кроп-объектив. Коэффициент кропа составит около 1,6. Это означает, что когда вы делаете снимок 35-мм объективом, вы получаете результаты, аналогичные фотографированию 50-мм объективом.
На следующем зарисовке вы увидите, как это работает. Это изображение иллюстрирует, как уменьшается угол обзора объектива.
Даже в объективах, предназначенных для полнокадровых камер (напр. EF-S, DX), указанное явление может проявляться, так как фокусные расстояния всегда определены для полнокадровых камер. Однако в полноформатной камере применение этих объективов вызывает сильное виньетирование, так как изображение не прокладывается на всю площадь.
На этом примере представлены два совершенно разных снимка, сделанных с различным фокусным расстоянием: первый при 24 мм, а второй при 300 мм (оба на камере с кроп-сенсором).
Комментарии: 30
Утверждение автора о том, что «кадрирование является фактически зуммированием», является распространенным мифом. На самом деле, так называемый «зум» определяется только фокусным расстоянием объектива и размерами пикселей камеры.
Фокусное расстояние — это неизменная величина, которая остается таковой для любого объектива; для камер с любым кроп-фактором объектив 50 мм остается 50 мм. Следовательно, высказывание: «Если вы снимаете с 35-мм объективом, вы получите результаты, как если бы вы использовали 50-мм объектив» — это заблуждение и может ввести в заблуждение читателей.
Помните, что коэффициент кадрирования не «увеличивает» или «масштабирует» изображение, он просто изменяет (уменьшает) угол обзора.
Если это открытие стало для кого-то неожиданностью, вы можете легко убедиться в этом. Вам нужно взять две камеры с одинаковым размером пикселей, одну с EF=1, а другую с EF=1,6 (например, 5Ds и 7D Mark II), а затем сделать две фотографии с одним и тем же объективом для обеих камер. При просмотре изображения в масштабе 100% объекты на фотографиях будут иметь одинаковый линейный размер.
P.S. Честно говоря, я был сильно удивлен, обнаружив подобный текст в источнике, где вы его увидели.
Почему объектив 85 мм лучше всего подходит для портретной съемки? Ясно и доказано, что именно в диапазоне 85-135 мм наши глаза воспринимают лучше всего.
Сергей 2016 Август 25, 2016 — 18:41:08: В выражении f/2 недостаточно четок переход между терминами фокусное расстояние (f) и диаметр объектива при расчете диапазонов диафрагм. То есть, если f=130, о каком диаметре объектива идет речь?
Как влияет фокусное расстояние объектива на размытие?
Красота размытия фона — это субъективная характеристика.
Размытие зависит от множества факторов:
1. Конструкция объектива. Например, художественное размытие фона, создаваемое такими объективами, как Gelios 58 мм или Lensbaby 50 мм, может восприниматься как технический недостаток оптики, но многие фотографы ценят эффект радиального размытия.
2. Условия освещенности и диафрагмы. Чем более светосильный объектив, тем шире можно открыть диафрагму и добиться меньшей глубины резкости, что поможет размыть фон.
3. Расстояние между фотографом и объектом съемки, а также между объектом и фоном. Чем дальше объект от фона, тем сильнее будет эффект размытия фона.
4. Фокусное расстояние объектива. Поскольку широкоугольные снимки охватывают более широкий диапазон, фон (обычно с разнообразными элементами: небо, земля, травы, здания) размывается при открытой диафрагме. В то время как телеобъективы показывают в основном только объект в кадре, что делает фон более однородным и красивым.
Изображение плюшевого мишки иллюстрирует изменение степени размытия фона в зависимости от фокусного расстояния при одинаковых настройках камеры. На расстоянии 105 мм, благодаря эффекту сжатия перспективы, размытие фона становится более гармоничным.
Как рассчитать фокусное расстояние для кропа?
Поскольку фокусное расстояние объектива обозначает расстояние между точкой фокусировки и матрицей, размер матрицы камеры не оказывает влияния на эту физическую величину. Однако размер матрицы существенно влияет на получаемое изображение. Разберемся, как это сделать.
Камера с полнокадровой матрицей — это высококачественный чувствительный элемент, который улавливает световые лучи и создает изображение.
Кемера с кадром меньше, чем полнокадровая, как правило, дешевле в производстве и более доступна для большинства фотографов-любителей.
Объективы создаются как для полнокадровых, так и для 35-мм камер.
Когда полнокадровый объектив устанавливается на кроп-камеру, получается изображение с более узкой рамкой по сравнению со съемкой на полный кадр.
В то же время, если установить кроп-объектив на полнокадровую камеру, вы можете столкнуться с виньетированием — образованием черной рамки по краям. Однако этого можно избежать, если ваш аппарат оснащен функцией автоматического кропа.
Слева — полнокадровый объектив, справа — кроп-объектив. Зеленый — полнокадровая матрица, желтый — кроп-матрица.
Размер матрицы существенно влияет на угол обзора и размер снимаемого изображения при заданном фокусном расстоянии.
Наблюдается явление, по которому угол обзора зависит не только от фокусного расстояния объектива, но и от размера матрицы камеры.
Зависимость угла зрения объектива от фокусного расстояния.
Зависимость угла обзора объектива от размера матрицы камеры.
Для лучшего понимания фокусных расстояний, соответствующих каждому углу зрения объектива, были введены два понятия: кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.
Эквивалентное фокусное расстояние показывает, какое фокусное расстояние имел бы объектив для достижения аналогичного угла зрения на полнокадровой (или пленочной) камере. Эта функция полезна тем, кто стремится приобрести новую камеру с другим размером матрицы и желает оценить, как старые объективы будут работать на новом оборудовании.
Кроп-фактор представляет собой несуществующий умножитель, который отражает изменение угла зрения объектива при использовании с меньшей матрицей. Например, матрица формата APS-C примерно в 1,5 раза меньше полнокадровой матрицы. Таким образом, кроп-фактор для датчика APS-C будет равен 1,5. С другой стороны, матрица Nikon формата CX будет в 2,7 раза меньше, чем полнокадровая, и, следовательно, коэффициент будет составлять 2,7.
Теперь, когда мы знаем, как определить кроп-фактор, мы можем рассчитать эквивалентное фокусное расстояние для 50-мм объектива. Чтобы получить тот же результат с 50-мм объективом на кроп-камере, как на полнокадровой камере, нам нужно умножить фокусное расстояние на кроп-фактор.
50*1,5=75 мм (Камера с кроп-объективом с фокусом 50 мм даст изображение такого же размера, как полнокадровая камера с фокусом 75 мм).
РЕЗЮМЕ
Теперь, когда у вас есть исчерпывающие знания о фокусном расстоянии объектива и его влиянии на фотографии, вы сможете сделать осознанный выбор при покупке оптики. Важно ответить на ряд вопросов для более точного понимания ваших потребностей:
- В каком жанре фотографии вы работаете? Для свадебной съемки может подойти зум-объектив, а для портретов лучше подойдет фиксированный 85 мм. Для детских фотосессий на улице великолепно себя покажет светосильный фикс 85 мм из-за своей светосилы и способности создавать красивое размытие.
- Какова светосила объектива, необходимая для ваших задач? Если вы планируете использовать его в различных условиях съемки, вам может понадобиться светосила f/1.4, в то время как для съемок на открытом воздухе будет вполне достаточно f/1.8-2.0.
- Как часто вы собираетесь менять объективы? Если вы планируете регулярно менять их, полезно иметь три фикса, которые закроют основные диапазоны фокусного расстояния. Если же перемена объективов во время съемки вам неудобна, стоит подумать о качественном зум-объективе.
- Какой бюджет вы готовы выделить на приобретение оптики? Если вы не уверены, что именно вам подойдет, начните с объектива с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f/1.8, после чего вы сможете определить, какие диапазоны вам недостают, и добавить к своему арсеналу нужные линзы.
Рекомендуемое
Как снимать Timelapse?
В этой статье вы узнаете, что нужно для создания клипа, состоящего из серии фотографий, сделанных с одинаковым интервалом времени и объединенных в один видеоролик.
Тема: Инструкция 20.03.2018
Как прошел бесплатный мастер-класс по фуд-фото: фоторепортаж
В субботу 22 сентября состоялся бесплатный мастер-класс по фотографии еды, на котором все участники получили много полезной информации и сделали превосходные фотографии.
30.09.2018
Бросьте вызов себе – снимите один объект шестью разными способами (видео)
Один из методов улучшения креативности и выхода из творческого застоя — это фотографировать один и тот же предмет с разных ракурсов. Посмотрите, как это можно сделать с простым авокадо!
Filed under: Вдохновение 26.06.2019
Как преодолеть страх в фотографии?
Когда мы занимаемся фотографией, нам часто приходится сталкиваться с различными страхами: фотографировать незнакомца, предлагать свои услуги, не справиться со съемкой или редактированием. В данной статье вы узнаете, как преодолеть свои страхи и начать получать удовольствие от фотографии.
Тема: Совет 26.06.2019