Количество полос определяет как качество, так и насыщенность звука, который они воспроизводят. Частотные диапазоны могут варьироваться от одного до семи. В упрощенном варианте, когда используется одна полоса, применяется широкополосная система, в которой один динамик охватывает весь слышимый диапазон частот, включая как высокие, так и низкие, а также средние частоты — такой тип устройства обозначается как тип 1. Примером таких систем могут служить мониторы и фронтальные динамики.
Акустические системы — Как выбрать и какие типы существуют?
На протяжении 90 лет, с момента появления громкоговорителей, что стало значимым шагом как в сфере электроники, так и в воспроизведении звука, истолковывались многие аспекты этого простого, но гениального изобретения. Органичной частью данного устройства стал динамик или громкоговоритель, способный генерировать звуковые волны. Все началось в 1924 году, когда американские инженеры Эдвард Келлог и Честер Райсон, работая на компанию General Electric, запатентовали конусообразный громкоговоритель с подвижной звуковой катушкой. Этот динамик, именуемый динамической головкой, пришел на смену па́мятным граммофонным мембранам и стал известен выдержанным чистым и естественным звучанием. Однако данные конструкции, когда-то являвшиеся предметом технической революции, сегодня должны занимать достойное место в выставочных залах музеев.
Современные специалисты в области электроакустики неиссякаемо трудятся над усовершенствованиями. Несмотря на то, что основная структура динамика, как и прежде, остается неизменной и включает конусообразный диффузор, звуковую катушку и кольцевой магнит, дальнейшие незначительные улучшения в конструкции динамиков порождают совершенно новые звучания, что вызывает появление новых технологий и концепций на рынке. А это позволяет качественно улучшать звучание акустических систем.
В этой статье вы сможете глубже понять определение термина «акустическая система» и узнать ключевые параметры, которые являются критически важными при выборе устройства.
- Введение
- Материалы, используемые для создания драйверов акустических систем
- Виды акустических систем
- Требования к акустическим системам
Материалы, используемые для создания драйверов акустических систем
Известно, что каждый авторитетный производитель акустических систем и громкоговорителей направляет большую долю своих средств на исследования и разработки, направленные на улучшение звучания. Давайте углубимся в изучение материала, из которого, как правило, изготавливается наиболее важный элемент громкоговорителя — диафрагма. Почему именно эта часть считается ключевой? Ответ прост: именно она отвечает за точность передачи звуковых волн, а следовательно, и за общую чистоту и качество воспроизводимого звука. В частности, я предлагаю рассмотреть такие составляющие, как среднечастотный динамик и вуфер.
«В сериях Bronze, выпущенных компанией Monitor Audio, диффузоры среднечастотных динамиков производятся под высоким давлением из полипропилена, который дополнен металлическими вкраплениями.»
Каковы же цели современных разработчиков электроакустики? Есть стремление достичь максимальной жесткости конструкции с максимально легкой и чистой мембраной, обеспечивающей однородное пропускание всего диапазона частот. Однако, несмотря на этот амбициозный подход, добиться такого результата в реальных условиях практически невозможно. Поэтому производители активно экспериментируют с новыми материалами и ищут компромиссные решения через метод проб и ошибок. Нужно отметить, что на протяжении многих лет главным материалом для конусов служила бумага. Ключевые свойства целлюлозной бумаги, как легкость и отсутствие нежелательных звуковых искажений, делают её идеальным выбором для чистой звукопередачи. Более того, бумага значительно уменьшает фазовые искажения и обеспечивает хорошую микродинамику, что в итоге создает гармоничное звучание. Тем не менее у этого материала имеется два значительных недостатка: его низкая устойчивость и подверженность износу. Продукты на основе бумаги продолжают улучшаться, но на рынке появляются новые, более современные альтернативы.
«Буфер TT180, разработанный немецкой компанией ELAC, включает двухслойную мембрану: алюминиевая фольга толщиной 0,2 мм приклеена на бумажную подложку.»
В середине 1970-х годов на студиях Би-би-си появились первые пластиковые конусы, изготавливаемые из полипропилена. Эти материалы до сих пор используются, например, компанией Harbeth, которая разрабатывает свои колонки на основе собственных полимеров. Полимерные материалы значительно более устойчивы, чем бумага, однако у них есть свои недостатки, включая недостаточную жесткость.
Кевлар также представляет собой инновационный материал для производства диффузоров. Кевларовое волокно обладает впечатляющей прочностью и жесткостью, а также достаточно хорошими акустическими свойствами. Тем не менее, у этого на вид идеального материала есть некоторые недостатки. Во-первых, кевларовый диффузор значительно тяжелее своего бумажного аналога, а, во-вторых, имеет резкие частотные характеристики, что может исказить звук, если выбор материала выполнен неправильно. Британская компания B&W не только применяет кевлар в производственном процессе, но и активно работает над улучшением характеристик кевларовых волокон, создавая гибридные материалы из кевлара.
«Кевлар, упоминаемый здесь, не однороден. Его тканая структура способствует предотвращению возникновения стоячих волн.»
Современные производители акустических систем во всем мире создали целый ряд гибридных материалов, как синтетического, так и природного происхождения, для использования в своих диффузорах. Например, Mission применяет керамические формы; ELAC разрабатывает бумажные фольги; Symphonic Line использует овечью шерсть в сочетании с алюминиевой фольгой, а Yamaha создает диффузоры, добавляя белую индийскую слюду и волокна канадской ели в свои полимеры. Каждый производитель утверждает, что его материал обеспечивает идеальное звучание, хотя никто не может гарантировать этого с полной уверенностью.
Виды акустических систем
Акустические системы классифицируются по различным критериям, и каждый тип имеет свои собственные преимущества и недостатки. Понимание этих характеристик позволит вам сделать информированный выбор в пользу конкретной конфигурации.
Двухполосные, трехполосные и четырехполосные системы
Существует несколько типов динамиков, в зависимости от частотных диапазонов, которые они способны воспроизводить. Разделение частотного диапазона на несколько меньших диапазонов связано с техническими сложностями в воспроизведении всего диапазона звуковых частот, воспринимаемых человеком, одним устройством, которое обычно называется «одноэтажным». Хотя существуют подобные колонки, их качество воспроизведения, как правило, оставляет желать лучшего. Наиболее распространенными являются двухполосные и трехполосные колонки. В двухполосной системе низкие и средние частоты воспроизводит НЧ-динамик с большой диафрагмой, а высокие частоты — ВЧ-динамик. В трехполосной системе каждый диапазон (низкие, средние, высокие частоты) воспроизводится отдельным динамиком, что значительно повышает качество звука во всем диапазоне частот (от 20 до 2000 Гц). Существуют также четырехполосные колонки и системы с большим количеством полос. Разделение входного сигнала происходит через кроссовер — цифровой или аналоговый фильтр, который обычно встраивается непосредственно в сам динамик.
Активные и пассивные громкоговорители
Пассивные громкоговорители состоят из динамика, например, диффузора, и кроссовера. Активные колонки, в отличие от пассивных, включают собственный усилитель мощности в своем составе. Каждый из этих вариантов имеет свои двигатели и недостатки.
- Пассивные системы, например, имеют простоту подключения и обслуживания. Например, пользователь может без труда сменить центральный усилитель на другой, не затрагивая другие компоненты акустической колонки. Кроме того, пассивная акустика обычно стоит дешевле и имеет меньшую массу.
- Недостатки пассивной акустики вытекают из ее преимуществ: отсутствие собственного усилителя означает, что требования к основному усилителю системы возрастают. Пассивный характер кроссовера также ведет к повышенному нагреву его компонентов — катушек индуктивности и конденсаторов, что может стать причиной искажения звука при длительном использовании. Также считается, что пассивный кроссовер «крадет» определенную долю мощности у центрального усилителя из-за потерь в цепях фильтра. Обычно пассивные акустические системы не превышают двухполосной конструкции из-за высокой стоимости и габаритности пассивного фильтра для НЧ/СЧ излучателей. Именно из-за своей простоты пассивные системы наиболее часто используются на крупных концертных площадках и в клубах.
- К достоинствам активных акустических колонок можно отнести несколько весомых факторов. Во-первых, в активном громкоговорителе гораздо проще согласовать динамик с усилителем. Если в случае пассивной акустической колонки это согласование требует участия конечного пользователя, то производитель заранее обеспечивает продуманную настройку. Во-вторых, в активных системах зачастую используются отдельные усилители для каждого динамика, то есть своя схема для низких частот, своя для средних и так далее (bi-amp, tri-amp схемы). Это приводит к значительному снижению интермодуляционных искажений звука — побочного эффекта работы усилителей. В результате звук становится более чистым, а также снижается фактор демпфирования электрической цепи. Наконец, активная акустика значительно лучше подходит для цифрового звука, используемого в современных системах, поскольку наличие активного кроссовера позволяет легко регулировать параметры звучания для каждого из динамиков. Это открывает дополнительные возможности для имитации различных звуковых эффектов или учета акустических характеристик помещения. Существует также промежуточный тип громкоговорителей: в таких системах активными являются только динамики, тогда как кроссовер остается пассивным. Такие колонки по учащемуся качеству звука и характеристикам будут приравнены к пассивным, несмотря на то, что рекламные материалы могут настаивать на обратном.
Предназначение акустических систем
Громкоговоритель, иногда называемый динамиком, различается по сути и характеристикам от других подобных устройств. Динамики — это один или несколько излучателей, которые преобразуют электрические сигналы в акустические, вызывая вибрацию воздуха. Акустическая система, в свою очередь, объединяет несколько динамиков класса hi-fi и hi-end, работая в симбиозе с другими устройствами для достижения высочайшего качества звука.
Применение громкоговорителей весьма разнообразно. Во-первых, они поставляются в комплекте с большинством электрических магнитофонов, кассетных магнитофонов и музыкальных центров. Во-вторых, звуковые системы часто используются вместе с электрическими музыкальными инструментами. Кроме того, данные устройства незаменимы в звуковоспроизводящем оборудовании для кинотеатров и концертных залов. Громкоговорители также могут использоваться для усиления звука микрофона в крупных помещениях.
Устройство и принцип действия акустических систем
Акустические системы строятся с учетом их назначений, типа подключения и других параметров. Однако все они состоят из нескольких стандартных компонентов:
- корпус;
- головки громкоговорителей;
- фильтры и корректирующие цепи (например, защита от перегрузки и другие);
- усилители (в некоторых моделях);
- звуковые кабели.
Корпус и электроника
Корпус играет роль не только в эстетике устройства, но и существенно влияет на качество и громкость звука. Например, конструкция корпуса помогает справиться с низкочастотными излучениями благодаря процессу подавления частот, а также сокращает резонансы и амплитудные аномалии даже в диапазонах средних и высоких частот.
Головки динамиков на большинстве акустических систем являются электродинамическими. Они преобразуют поступающие сигналы в механические колебания, перемещая проводник переменного тока (или катушку) внутри постоянного магнитного поля. Это создает вибрации катушки и, в свою очередь, связанной с ней мембраны, которые генерируют звуковое давление, воспринимаемое человеческим ухом как определенный звук в определенном диапазоне частот.
Для повышения стабильности и качества исполнения системы во многом используются фильтрующие и корректирующие цепи. Для достижения точности в звуковоспроизведении используются несколько динамиков, каждый из которых работает на заданных частотах. Электрические кроссоверы подают сигналы различных поддиапазонов к каждой динамической головке отдельно. Применяются и пассивные фильтры для регулировки полосы пропускания сигнала, а также цифровые фильтры и другие устройства, такие как пороговые схемы.
Усилитель
Усилитель — это дополнительный компонент акустической системы, предназначенный для повышения мощности входящего сигнала. Усилители могут быть как встроенными в корпус колонки, так и покупаемыми отдельно. В случае встроенных усилителей это преимущественно подразумевает:
- игнорирование настройки согласования между усилителем и излучателем, так как этот процесс происходит автоматически;
- уменьшение общей стоимости акустической системы;
- отсутствие необходимости в использовании кабелей большого сечения.
Второй вариант с отдельным усилителем имеет свои преимущества:
- возможность обслуживания усилителя независимо от остальной системы, что удобно, если оборудование размещено в труднодоступных местах;
- возможность дальнейшего использования одного блока питания для мощных АС вместо нескольких, как в случае встроенного потенциометра;
- отсутствие необходимости использования балансного подключения, если источник звука находится на значительном расстоянии от акустической системы.
Принципиальная схема работы
Поняв конструкцию громкоговорителя, вы сможете легко осознать его принцип работы. Электрический сигнал от источника проходит через специальные устройства, при необходимости усиливается, фильтруется и направляется на громкоговоритель. В этом компоненте электрический импульс преобразуется в механическую вибрацию мембраны, что приводит к соответствующей волне воздуха, воспринимаемой нами как звуковой сигнал определенной частоты. Это позволяет получать высококачественный звук, который отличается ясностью, мощностью, интенсивностью и точностью.
Преимущества и недостатки акустических систем
Акустические системы применяются не только на массовых мероприятиях, но и в домашних условиях для прослушивания аудио. Они являются ключевым инструментом для усиления и улучшения звука. Несмотря на разнообразие динамиков, у всех имеются общие характеристики, выраженные в преимуществах и недостатках.
Преимущества акустических систем включают следующие моменты:
- значительное улучшение качества и громкости звука;
- возможность выбора модели под конкретные цели использования, включая уровень звучания, мощность, функциональность и дополнительные возможности;
- функция подключения к внешним устройствам для передачи звука;
- доступный интерфейс и наличие дистанционного управления, что упрощает настройку и эксплуатацию;
- поддержка различных аудиоформатов, что позволяет воспроизводить треки из разных источников и накопителей.
К недостаткам звуковых систем обычно относятся высокая цена, большие размеры (особенно модель напольного типа) и большое количество проводов. Однако в домашних условиях вопрос с местом можно решить покупкой портативных колонок, таких как звуковая панель. Приобрести такие устройства можно в магазинах, торгующих оргтехникой и электроникой.
Профессиональные колонки высокой мощности RMS, DIN и PMPO состоят из очень компактных динамиков, подключение которых выполняется отдельно от усилителя. Однако для пространств больших объемов эти размеры не столь существенно влияют на воспроизведение. По сути такие системы являются компонентными, так как включают в себя несколько взаимосвязанных элементов.
Рекомендуется при выборе акустики для дома и автомобиля обращать внимание на коаксиальные модели, где все компоненты соединены на одной раме.
Для чего нужна акустическая система?
Динамики способны усиливать или подчеркивать звук, в то время как акустические системы выступают последним звеном в звуковой цепи. Они находят применение в самых различных областях:
- Для массовых мероприятий, включая слушание и караоке.
- Классы Hi-Fi и High-End для аудиофилов и меломанов.
- Для домашних кинотеатров.
- Для компьютеров и ноутбуков.
- Для усиления звука с микрофона.
- Для сочетания с музыкальными инструментами на концертах.
- Студийные системы.
- Автомобильные акустические системы.
- Для фонової озвучки.
- Для индивидуального прослушивания (наушники).
- Портативные акустические системы для активного отдыха на природе.
Характеристики акустических систем
При выборе акустической системы убедитесь, что все компоненты (усилитель, громкоговоритель, сабвуфер, кроссовер) правильно подобраны по своим характеристикам:
- Количество полос.
- Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) зависит от числа колебаний: чем выше частота звука, тем выше частота колебаний. Это напрямую влияет на громкость.
- Сила звука (интенсивность) определяется как мощность на единицу площади, измеряется в Вт/м² или Вт/см². Обычная акустическая система для дома обладает мощностью 100 Вт.
- Звуковое давление — это давление, превышающее атмосферное, измеряется в н/м², где 1 н/м² равно 10 бар.
- Чувствительность: ее показатели могут влиять на динамический диапазон (воспроизведение звука различной громкости).
- Номинальное сопротивление (импеданс) стандартизировано и имеет значения: 4, 8 и 16 Ом. Импеданс акустической системы должен быть равен или большим, чем выходное сопротивление усилителя.
Виды акустических систем
В зависимости от предполагаемых способов установки, различают следующие типы динамиков:
- Полочные колонки, которые предназначены для площади до 18 м², устанавливаются на специальные стойки или подставки. Если установить на столе, они могут резонировать и издавать нежелательные шумы.
- Напольная акустика предназначена для использования в помещениях площадью более 18 м². Чтобы правильно подобрать ресивер или усилитель, следует изучить характеристики акустической системы и выбрать подходящий по параметру «мощность».
- Настенная акустика экономит пространство в помещении и может быть использована вместо полочных колонок, идеально подходит для домашнего кинотеатра.
- Встраиваемая акустика, способная устанавливаться на потолок и стены, предназначена для ограниченных пространств.
- Мониторы, которые находятся в студиях для звукозаписи и прослушивания.
- Мультимедийная акустика, которая объединяет акустические элементы и усилители.
- Сабвуфер, который применяется в стереосистемах для поддержки качественного воспроизведения низких частот, как правило, для него записывается отдельная звуковая дорожка.
Активная акустическая система
Все акустические системы можно разделить на активные и пассивные в зависимости от принципа работы и подключения. Активные колонки имеют встроенный приемник, который автоматически согласует все входные и выходные параметры с системой, что минимизирует искажения, и кроме того, отсутствует необходимость подключать дополнительные кабели. Домашняя акустическая система обычно представлена активной мультимедиа акустикой, которая сочетает доступные цены с высоким качеством звукопередачи.
Пассивная акустическая система
Подключение к внешнему усилителю позволяет выбирать компоненты акустической системы более гибко, хотя связано с некоторыми неудобствами — из-за веса и объема, а также необходимостью дополнительного оборудования. Мощность акустической системы для компьютера не должна превышать 20-30 Вт, так как допустимый уровень непрерывного звука в жилых помещениях обычно не превышает 40 децибел. Усилитель в данном случае почти не влияет на качество звукопередачи.
Основные параметры
Давайте подробнее рассмотрим наиболее значимые параметры аудиооборудования.
Количество полос
Этот параметр прямо указывает на количество динамиков в громкоговорителе. Например, компьютерные колонки чаще всего имеют только одну полосу, тогда как системы формата 3.1 обычно состоят из пары колонок. Наиболее надежными являются полнодиапазонные колонки, в которых низкие, средние и высокие частоты разделены между собой. В последнее время на рынке встречаются усовершенствованные устройства с 5 или даже 7-канальным разделением. Чем больше полос в динамике, тем более гибким и детализированным будет воспроизведение звука.
Амплитудно-частотные характеристики
Идеальное воспроизведение звука подразумевается при создании громкоговорителя с прямой частотной характеристикой. Однако на практике большинство реальных конструкций демонстрируют существенные пики и провалы в частотной характеристике. Эти неровности обусловлены естественным несовершенством конструкции громкоговорителя, а также наличием паразитных резонансов и вибраций в корпусе и его компонентах.
Степень неравномерности А-взвешенного уровня звукового давления определяется отношением между самым высоким и самым низким уровнями звукового давления или же по другому методу — соотношением между крайним значением и средним значением в определенном диапазоне частот. Оборудование класса Hi-Fi считается наиболее эффективным, если его неравномерность не превышает ± 4 дБ в звуковом диапазоне от 100 до 8000 Гц.
Система кодирования звука
Существуют множество вариантов цифрового кодирования, которые обеспечивают высококачественное воспроизведение звука. Сначала появились стерео-системы, затем такие протоколы, как Dolby Stereo Surround. При использовании этого кодирования звук разбивается на несколько каналов, что позволяет достичь максимального погружения в звучание. Тем не менее, не все акустические системы способны воспроизводить многоканальный звук.
Если вы планируете слушать аудиофайлы через акустическую систему, рекомендуется приобрести модель с 3,5 или 7-канальным разделением и проигрыватель, поддерживающий Blu-ray диски.
Фазоинвертор
Современные высококачественные акустические системы обычно оборудованы портом фазоинвертора, представляющим собой отверстие или трубку в корпусе динамика. Для аудиооборудования, состоящего из нескольких маленьких динамиков и сабвуфера, использование порта фазоинвертора востребовано лишь для низкочастотного диапазона.
Дизайн акустических систем
При выборе дизайна аудиоприборов, важно следовать принципу: колонки должны дополнять интерьер помещения и гармонировать со стилем комнаты, а не быть эксцентричным акцентом. Поэтому для спокойных интерьеров предпочтительны лаконичные цвета колонок, тогда как для ярких и насыщенных помещений уместны более насыщенные цвета моделей. Рекомендуется заранее подумать о том, как ваш комплект будет выглядеть в пространстве, стараясь выбрать устройства, которые произвели бы положительное впечатление.
По форме, колонки могут быть как кубическими, так и прямоугольными. Кроме того, существуют и круглые или плоские модели, которые также находят своих потребителей.
Рейтинг лучших моделей акустических систем
В этом разделе представлен краткий обзор самых популярных моделей колонок, исходя из отзывов пользователей.
Yamaha NS-555
Это высококлассная активная акустическая система с максимальной мощностью в 100 Вт. В ней присутствует два динамика, однако усилитель необходимо приобрести отдельно, и важно, чтобы он соответствовал параметрам колонок. Трехполосная система имеет магнитное экранирование, позволяющее размещать колонки рядом с другой техникой, не опасаясь за негативные последствия. Звук чистый и сбалансированный, благодаря четырем динамикам, а также высококлассное воспроизведение звука в среднечастотном диапазоне делает ее универсальной.
Преимущества модели:
- Броский и оригинальный внешний вид;
- Оптимальное соотношение цены и качества;
- Сбалансированный диапазон частот;
- Глубокие и качественные басы;
- Функция подключения через bi-wiring;
- Достаточный запас мощности, позволяющий воспроизводить звук в больших помещениях;
- Качество конструкции, исключающее дребезжание и резонанс;
- Высокое качество сборки продукции.
Недостатки:
- Слабая детализация и прозрачность воспроизводимого звука;
- Корпус быстро загрязняется;
- Наличие Fi-порта, что не позволяет размещать колонки вплотную к стенам.
Pioneer S-DJ50X
Эта модель считается относительно экономичной, но при этом функциональной и обеспечивающей высокое качество, поэтому её довольно сложно отличить по характеристикам от аналогов более высокого класса. Она идеально подходит для подключения к компьютерам и телевизорам небольшого размера. В этой модели удачно сочетаются высококачественные стереодинамики и возможность активного усиления. Модель оснащена специальным регулятором громкости и эквалайзером.
Система имеет светодиоды, отображающие текущее состояние системы.
Преимущества:
- Доступная цена;
- Высокое качество звучания;
- Хорошее качество сборки;
- Стильный и современный дизайн;
- Отличные низкие частоты;
- Компактные габариты, удобные для размещения.
Недостатки:
- Слабая комплектация оборудования;
- Сильный фон, когда устройство подключено к одной розетке с музыкальным источником.
Klipsch R-3800 W
Это закрытая встраиваемая акустическая система, которая может быть прекрасно установлена на стене. Она оснащена рупорным динамиком с алюминиевым куполом и 8-дюймовым НЧ-динамиком. Предельная мощность данной модели составляет 50 Вт, что является весьма неплохим показателем для своей категории. В целом изделие отличается высоким качеством и обеспечивает отличное стереозвучание в небольших помещениях. Чтобы использовать ее в грандиозных пространствах, дополнительно может потребоваться сабвуфер для улучшения воспроизведения низких частот.
Преимущества:
- Компактный размер;
- Высокое качество звучания;
- Ограниченное пространство не влияет на производительность;
- Простой процесс установки.
Нота — высота звука и его частота — зависит от специальности
Существует две основных крайности в понимании звука: механический звук и музыкальный звук. Механический звук можно выразить через частоту — «440 Гц!», в то время как в музыкальном звуке это выражается нотами — «звук Ля!». Оба эти определения корректны. Тем не менее, встречаются талантливые музыканты, у которых нет знаний о нотах. В то время как среди акустиков нет специалистов, которые не понимают основ физики звука.
Принципиально важно понимать, что каждый специалист по-своему трактует комфорт звука. Композитор мелодий создает звук интуитивно или, возможно, основываясь на традиционных аксиомах, советуясь с принципами гармонии, чтобы избегать диссонансов и искажений. Напротив, разработчик акустической системы должен минимизировать нежелательные шумы и искажения, вдохновляясь постоянными частотными характеристиками и широким динамическим диапазоном.
Громкость, звуковое давление — пределы и ориентиры
Тематика громкости звука является довольно сложной и многоаспектной. Громкость является относительным показателем. Обратите внимание, что абсолютной тишины в природе не существует. Да, такие места существует, но быть в таком состоянии может оказаться пыткой, когда вы начинаете осознавать, как бьется ваше сердце, и звуки, которые вы слышите, вызывают дискомфорт. Все это указывает на то, что звуковое давление измеряется относительно некоторого нулевого уровня в децибелах (дБ). Децибелы являются логарифмическими единицами потому, что логарифмическая шкала точно соответствует природе восприятия звука. Необходимо вспомнить закон Вебера-Фехнера из психофизиологии, согласно которому интенсивность ощущений от раздражителя напрямую пропорциональна логарифму интенсивности данного раздражителя. В контексте звукового давления данная интенсивность связана с амплитудой (смещением) колебаний.
Если стоит предположить, что порог слышимости равен нулю (хотя, по сути, абсолютной тишины нет), то шелест листьев равен 10 дБ, поезд метро генерирует 100 дБ, тогда как истребитель издает 125 дБ. Не стоит заблуждаться, 120 дБ могут вызвать болезненные ощущения, а 180 дБ могут привести к серьезным последствиям.
Разница в 6 децибел воспринимается как удвоение громкости. Чтобы увеличить уровень низкой частоты на 3 децибела, необходимо удвоить амплитуду источника звука, но не каждый слушатель это всегда воспринимает.
Поведение звука
Звук ведет себя предсказуемо, если вы обладаете достаточными знаниями. Он может либо отражаться от поверхности, либо поглощаться ею, либо проходить сквозь нее. Однако каждое из этих явлений является только частью общей картины. Отражение звука создает эффект эха, который в профессиональном звукообслуживании называют реверберацией. Это выглядит как сложный процесс; каждое помещение имеет свою собственную реверберацию, с разными характеристиками затухания и особенностями частот. Звук затухает, так как часть его энергии теряется в стенах.
Однако если сделать звук слишком громким, соседи рано или поздно произведут тревожные сигналы а также постараются прекратить давящее звук воздействие, что, в общем, следует из уровня звукового давления. Это указывает на то, что часть звука проникает сквозь стены. Баланс между всеми этими свойствами важен для комфортного звучания.
Оптимальный резонанс очень важен. Если резонанс совсем мал, то можно сделать вывод, что помещение пространственное. В случае, если реверберации чрезмерные, что часто наблюдается на вокзалах, разборчивость звука ухудшается.
Другие источники негативного звука могут представлять предметы, которые имеют свойство реверберации — например, кристаллы в стеклянном футляре. Если все перечисленные факторы находятся в идеальном равновесии, то можно считать, что мы находимся в акустически приятном пространстве!
При правильном подборе качественной звуковоспроизводящей аппаратуры, основным компонентом которой являются колонки, можно достичь прекрасного звучания.
Поделитесь этой статьей: