В случае размягчения покрытий, их следует либо полностью удалить путем механической обработки с использованием шлифовальной бумаги с градацией P150-P240-P320, либо же нанести новый слой грунтовочного буферного материала. Для этого перед покраской необходимо предварительно обработать деталь серой кистью, чтобы улучшить сцепление между слоями.
Как покрасить пластик из баллончика. Выбираем материалы
Покраска пластиковых поверхностей аэрозольными баллончиками требует соблюдения определенных правил и принципов, что охватывает выбор необходимых материалов и подготовку поверхности. В данной статье мы подробно рассмотрим пошаговый процесс выполнения покраски.
Какие пластики можно красить, а какие нет?
Некоторые виды пластмасс, такие как полиэтилен, тефлон, силикон и полипропилен, крайне трудно поддаются покраске. В большинстве случаев краска либо не прилипает, либо сохраняет очень слабую адгезию к таким материалам. В то время как другие пластиковые поверхности, как правило, хорошо окрашиваются. Однако стоит помнить о том, что существуют десятки тысяч различных видов пластмасс, некоторые из которых могут иметь неожиданное поведение при покраске. Поэтому для первой пробы, если вы имеете дело с новым материалом, рекомендуется тестировать его на небольшом участке.
Если возможно и ламинированная поверхность достаточно твердая, лучше всего подготовить её с использованием специальной шлифовальной губки. Адгезия краски на матовой поверхности будет значительно выше, чем на глянцевой. Выбор грунтовочного материала зависит от типа верхнего лака, который будет использован на ламинате, а также от характеристик подложки.
Если вы собираетесь наносить акриловый лак или эмалевый грунт, то в большинстве случаев нет необходимости использовать активатор адгезии KU-6000, так как акриловые покрытия имеют хорошую адгезию к пластику и обладают высокой гибкостью. Тем не менее, применение активатора не помешает, а только улучшит исходный результат. Его следует наносить в тонком слое.
Однако, если вы планируете использовать краски на основе алкидных смол, применение активатора KU-6000 становится обязательным. Отсутствие активатора может привести к плохой адгезии алкидных материалов к пластикам, и также следует учитывать, что алкидные лаки не так эластичны. Поэтому их лучше использовать на пластике только в крайних случаях, например, когда требуется высокая стойкость к растворителям и механическим повреждениям.
Если на поверхности имеются небольшие дефекты, такие как царапины или другие повреждения, необходимо нанести акриловый грунт-шпатлевку KU-220X или универсальный акриловый грунт KU-210X довольно толстым слоем. После высыхания слой шпатлевки должен быть отшлифован с использованием мелкой наждачной бумаги для достижения идеальной поверхности.
Нанесение эмали – окрашивание
Пластиковые детали можно окрашивать с помощью акриловых, алкидных и эфирно-целлюлозных красок (например, на основе металлика). Первым продуктом, который стоит рассмотреть, является грунтовка для пластмасс KU-60XX, которая, как следует из названия, может использоваться как грунтовка, так и как верхний слой. Ее можно наносить непосредственно на пластик в несколько слоев, включая возможность нанесения поверх уже существующей связующей или акриловой грунтовки. Готовое матовое покрытие может быть достигнуто в одном из цветов RAL. Если в палитре грунт-эмалей вы не обнаружили подходящий цвет, всегда есть возможность нанести поверхнего ту эмаль, которая вам больше нравится.
Для работы с пластиком наилучшим образом подходят быстросохнущие, глянцевые и матовые универсальные лаки RAL KU-AXXXX и шелковисто-матовый лак RAL SATIN. Также акриловые металлические лаки, такие как SILVER GRAIN FINISH, REFLECTIVE FINISH, и MIRROR FINISH, должны наноситься только на предварительно загрунтованные поверхности, для чего рекомендована акриловая грунтовка KU-210X.
Лаки на основе алкидных смол в баллончиках можно вводить на пластик только в сочетании с активатором KU-6000. Эти лаки требуют определённого подхода в процессе нанесения, сушки и отверждения; поэтому обязательно ознакомьтесь с такими рекомендациями заранее. Также автомобильная краска Etherseline metallic может использоваться как акриловая основа. Подробности о красках для пластика автомобилей можно найти в отдельной статье.
Нюансы подбора краски в баллончиках
Для того чтобы найти подходящую аэрозольную краску для пластика, прежде всего нужно выяснить, из какого конкретно типа пластика изготовлен объект, который вы собираетесь красить. Разные типы пластика требуют различных составов для достижения высокого качества покраски. Следующие виды пластмасс являются очень распространенными в производстве:
- АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) широко используется в производстве корпусных деталей смартфонов, компьютеров, бытовой техники и других изделий;
- ПВХ (поливинилхлорид) применяется в производстве оконных рам, напольных покрытиях, игрушках и других подобных предметах.
Для окрашивания этих типов пластмасс без предварительного нанесения грунтовки не обойтись, так как грунтовка обеспечивает надлежащее сцепление с материалом. Это помогает избежать трещин и отслаивания краски в процессе эксплуатации.
Не всегда очевидно, какой вид пластика подлежит сварке и требует грунтовки для покраски. Чтобы определить, нужно ли использовать грунтовку, можно воспользоваться простым методом: поместите пластиковый предмет в контейнер с водой. Если пластик тонет — грунтовка не нужна. Но если предмет плавает, обязательно нанесите грунтовочный состав для надежного результата.
Таким образом, чтобы выбрать подходящую аэрозольную краску для пластика, следует в первую очередь провести анализ материала, из которого изготовлен предмет.
Плюсы и минусы аэрозольной эмали
Аэрозольная краска для пластика обладает рядом достоинств, что делает её популярной среди пользователей. Решая, стоит ли использовать этот лакокрасочный материал, важно рассмотреть его преимущества:
- Не требуется приобретать специальные инструменты для нанесения краски;
- Простой и удобный способ использования;
- Образуется тонкий и эстетически привлекательный слой краски;
- Удобно хранить, не занимает много места, срок хранения длительный;
- Можно использовать для создания рисунков или необычных вариаций окрашивания, а также для создания простого покрытия;
- Широкий выбор цветовых решений. В продаже доступны все основные цвета, например, белый, черный, коричневый, бежевый, золотой и многие другие. Для удобного выбора можно использовать таблицу RAL, а также можно достичь как глянцевого, так и матового эффекта;
- Подходит для обработки деревянных и металлических оснований;
- Светлые оттенки долго сохраняют яркость и устойчивы к выгоранию от ультрафиолета;
- Экономичный расход. Один баллон может покрыть значительную площадь.
Тем не менее, как у любой технологии, у аэрозольной краски есть свои недостатки:
- Невозможность добавления пигментов. Однако это может быть решено с помощью широкого ассортимента в палитре. В случае необходимости можно заказать нужный оттенок в специализированных магазинах, которому затем заправят в баллон;
- Недостаточный опыт работы с аэрозолями может привести к появлению подтекающего слоя, так как гладкость пластика увеличивает вероятность данной проблемы. Поэтому рекомендуется провести предварительную практику перед покраской;
- Распыляемая краска охватывает большие участки, поэтому может понадобиться защита рядом находящихся объектов от попадания краски;
- Невозможность разбавить состав, если консистенция кажется неудобной для работы;
- Небольшой объем баллончиков. Поэтому для больших объектов может потребоваться несколько аэрозолей для завершения процесса;
- Если работа проводится на улице, необходимо избегать ветра и осадков.
Свойства и характеристики
Краска-спрей для пластика демонстрирует различные свойства в зависимости от ингредиентов. В зависимости от назначения могут быть термостойкие, стойкие к истиранию, водостойкие и другие виды красок. Выбор должен соответствовать условиям применения и спецификациям окрашиваемого материала.
Плюсы и минусы аэрозольной эмали
Краски-спреи просты в использовании. Для этого не требуется специализированных навыков, обучения или дорогостоящего оборудования. Достаточно следовать простым рекомендациям, предоставленным производителем.
К числу преимуществ покраски также можно отнести:
- Ровная и гладкая поверхность. Современные головки баллончиков изготавливаются таким образом, чтобы имитировать факел малярного краскопульта, что обеспечивает равномерное распыление эмали и, как следствие, ровное, гладкое покрытие.
- Скорость высыхания. Аэрозольная краска сохнет очень быстро, что удобно, так как не придется тратить много времени на работу и ускорять процесс сушки дополнительными методами.
- Экономичность расхода. Аэрозольная эмаль расходуется очень экономично, и одного баллончика, как правило, хватает на большую поверхность.
- Удобство хранения. Нет необходимости создавать специальные условия для хранения неиспользованных остатков, как в случае с баночной краской; эмаль в баллончике хранится долго и надежно.
- Широкая палитра цветов и структур. Это позволяет добиться большого художественного выразительства и имитировать множество поверхностей, например, поверхности под металл.
Тем не менее площадь покрытия при использовании аэрозольного баллончика может быть ограниченной. Возможность смешивания цветов для получения нужного оттенка также отсутствует. Чаще всего доступна определенная цветовая палитра, что может затруднить подбор точного оттенка для обивки или оконных деталей.
Сложные оттенки в необходимом количестве возможно заказать в специализированных мастерских по подбору цвета, что, однако, будет значительно дороже.
Среди недостатков окраски распылением можно выделить такие моменты:
- Если подносить аэрозоль слишком близко к окрашиваемой поверхности, то на гладком пластике могут образовываться подтеки. Для работы с баллончиками требуется определенная сноровка и опыт;
- Большая площадь разбрызгивания. Элементы, подлежащие покраске, придется либо демонтировать, либо защитить от брызг с помощью пленки и специального бумажного скотча;
- Ограниченная степень плотности краски. Вы не сможете менять степень укрывистости или прозрачности краски, и вам придется работать с той вязкостью, которая предусмотрена производителем;
- Температурные условия выполнения работ. Окраску наружных элементов следует производить в теплую, безветренную и солнечную погоду. В противном случае, при ветре или дожде, результат может оказаться непредсказуемым;
- Некоторые краски могут содержать ацетон и его производные. Обязательно изучите состав краски и проконсультируйтесь по этому вопросу с продавцом, поскольку ацетоносодержащие эмали могут сильно повредить пластик.
Виды красок для пластика
- Полимерная. Эта краска, как правило, представляет собой высокоглянцевое покрытие, которое сочетает в себе свойства как краски, так и грунта. Более того, такая эмаль не требует нанесения лака, так как сама обеспечивает высокий уровень глянца на поверхности. Полимерные краски могут быть как водопроницаемыми, так и водостойкими.
- Полиуретановая. Эмаль на основе полиуретановых смол отличается высокой износостойкостью, прочностью и идеальным глянцем. Состав позволяет создавать прочное покрытие, устойчивое к ежедневному трению, мелким ударам и острым предметам. Эта краска нуждается в нанесении грунтовочного слоя и подходит исключительно для жестких деталей, поскольку прочность красочного слоя значительно выше, чем у самого пластика. На мягких и гибких пластиковых предметах неизбежны отслоения.
- Структурная. Данный вид краски содержит специальные частицы, образующие текстурированную поверхность, которая выглядит так, будто покрыта манной крупой, с различными уровнями зернистости. Это свойство может быть полезным для сокрытия каких-либо несовершенств пластика.
- СофтТач (SoftTouch). Эмаль, создающая приятное на ощупь бархатистое или велюровое покрытие. Этот вид окраски придает изделиям дорогой внешний вид и комфортную текстуру.
Автомобильные краски и их особенности
Специальные автомобильные краски и грунтовки могут также служить для покраски пластиковых деталей своими руками.
- База под лак. Этот вид эмали нужно наносить на специальный грунт для пластика, что значительно улучшает её адгезию к поверхности детали. В финале окрашиваемую деталь целесообразно покрыть аэрозольным лаком. Базовая эмаль может быть как простых цветов, так и обладает эффектом металлика или перламутра, что позволяет освежить внешний вид предметов интерьера.
Краски этой категории предлагаются в огромном цветовой гамме, включая золотые и серебряные оттенки, и могут варьироваться по зернистости — от очень мелкой до крупной с яркими сверкающими частицами.
- Эмаль с эффектом хрома. Данный продукт позволяет создать поверхность, близкую по внешнему виду к хромированной. Эффект хорошо полированного зеркала не только эстетически привлекателен, но и при этом доступен по цене.
- Краска с эффектом алюминия. Эта эмаль содержит мелкий и плотный пигмент, что создает эффект обратной стороны алюминиевой фольги. Хотя зеркальный блеск отсутствует, зато наблюдается легкое, деликатное свечение.
Кроме того, с помощью лаковой основы можно достигнуть различных эффектов в золоте, платине, старом серебре или меди. Самая мелкая зернистость даст реалистичное воспроизведение драгоценного металла.
- Виниловые краски. Тем, кто хочет стилизовать предметы интерьера под кожу, следует рассмотреть данный вид краски. Любая пластиковая поверхность, окрашенная виниловой эмалью, будет выглядеть и ощущаться максимально похоже на кожу. Преимуществом этой краски являются ее гибкость и повышенный уровень адгезии, что позволяет обойтись без грунтовки. Нет необходимости бояться трещин и сколов, так как это исключено.
- Высокотемпературные эмали. Хотя предметы интерьера вряд ли нагреваются до температур, которые могут выдержать такие эмали, их можно использовать для обновления поверхности электрического чайника, пылесоса или пластиковых деталей кофемашины, которые могут нагреваться.
Перед покраской детали следует выполнить несколько подготовительных шагов:
- Зачистить пластиковую поверхность наждачной бумагой с абразивностью порядка 1500-200 грит, чтобы добиться лучшего сцепления;
- Обезжирить место предполагаемого нанесения эмали спиртовым очистителем с использованием безворсовой салфетки;
- Перед тем как покрасить основную деталь, рекомендуется провести практическую тренировку на ненужном кусочке пластика для определения давления на головку распылителя и выбора оптимального расстояния от баллончика до поверхности.
Больше информации о самостоятельной покраске пластика из баллончика вы можете узнать из следующего видео.
Покраска пластиковых деталей салона авто своими руками
Создание свежего вида старого пластикового интерьера автомобиля — это не только результат аккуратного применения реставрационных средств, но и правильный выбор используемых продуктов. Если посмотреть на фотографии неудачных попыток покраски, можно заметить, что владелец просто нанес краску на одну из деталей салона, и она тут же осыпалась. Тем не менее, негативный опыт не должен отпугнуть вас от попытки покраски самостоятельно. В конце концов, это не сложнее, чем устранение царапин на стеклоочистителях. Мы, команда Autostadt.su, предлагаем рассмотреть все тонкости технологии покраски пластика и разобрать основные ошибки новичков.
Чем красить пластик салона авто
Сначала следует отметить, что термин «покраска» включает в себя более сложную процедуру. В самом простом смысле, это означает окрасить пластиковый элемент интерьера следующим образом:
- Зашкурить поверхность;
- Обезжирить ее;
- Определить, нужно ли применять грунтовку;
- При необходимости восстановить текстуру;
- Покрасить в желаемый цвет.
Чем зашкурить
Для подготовки пластиковой поверхности под грунтовку обычно достаточно использовать красный нафталин. Это абразивный материал, основанный на войлочной основе, чем-то напоминающий грубую сторону губки для мытья посуды. Преимуществом использования нафталина перед мелкозернистой наждачной бумагой является его мягкость, что делает его подходящим для работы в различных изгибах и углублениях.
Чем обезжирить
Опытные маляры советуют использовать только антисиликон для обезжиривания. Классические растворители, такие как бензин или сольвенты, могут серьезно повредить пластик. После использования органических растворителей на поверхности могут оставаться пятна, которые трудно скрыть даже краской. Для сравнения, мы уже упоминали, что следует избегать использования уайт-спирита, когда речь идет о том, как удалить смолу с кузова автомобиля, не повредив лакокрасочное покрытие.
Нужен грунт по пластику или нет
Сколы и трещины на свежем лаке могут появиться, если не воспользоваться грунтовкой. Грунтовка — это смесь с особой формулой, содержащей различные добавки и пластификаторы, которые улучшают сцепление краски с пластиком. Однако не все виды пластиков требуют грунтовки. Чтобы выяснить, нужно ли грунтовать внутренние пластиковые поверхности, стоит провести два теста:
- Поджечь небольшую часть обрабатываемого изделия.
- Погрузить деталь в воду.
Если пластик дымит и тонет – грунтовка не нужна. Но если он «горит», как воск, и плавает на поверхности воды, то без грунта не обойтись.
Важно помнить, что грамотный выбор грунтовки является ключевым моментом. Обычные смеси для автомобилей не подходят, так как эти краски быстро отслаиваются. Вам нужна специализированная грунтовка, предназначенная именно для пластика.
Когда необходима структурная краска
Если вы когда-либо касались черного пластикового бампера или корпуса дешевого автомобильного зеркала, то, вероятно, замечали, что поверхность кажется текстурированной, как будто покрыта мелкими пузырьками. Этот матовый, шершавый эффект существует у структурного пластика. Лак, который используется в данной ситуации, создает такой же эффект, что особенно полезно для устранения мелких царапин и повреждений.
Как структурная краска может помочь в подготовке зоны для покраски интерьера? С её помощью можно восстанавливать изношенные и слегка поврежденные участки обрабатываемой детали. Также стоит отметить, что слой текстурированной краски защищает поверхность от повреждений, что особенно важно для элементов, находящихся в активном взаимодействии с владельцем, таких как дверные ручки и рукоятки.
Что с самой краской
Первым шагом является определение нужного вам покрытия. Вот некоторые примеры:
Как покрасить салонный пластик так, чтобы краска не слезла
Давайте разберемся с основной ошибкой: почему эмалевое покрытие отслаивается? Основной причиной является плохая адгезия: материалу просто не за что удержаться, и слой эмали теряет сцепление с грунтовкой или пластиком.
Чтобы избежать этого, перед нанесением любой краски, поверхности следует подготовить, создав мелкие бороздки и царапины при шлифовке. Это значительно улучшает сцепление нового покрытия с основой, а значит, делает его более прочным и стойким к истиранию. Кроме того, шлифовка помогает удалить грязь, которая может прочно въесться в поверхность и сделать трудным её удаление с помощью антисиликона.
Технология покраски жесткого пластика
Этапы реставрационных работ по покраске пластика уже были обсуждены в разделе о выборе материалов. Теперь давайте перейдем к технологическому процессу выполнения работ:
- Шлифование. По малярной терминологии этот этап правильнее было бы назвать матированием. Суть заключается в том, что красный брайт-скотч нужно смочить в антисиликоне и аккуратно обработать пластиковую деталь.
- Обезжиривание. Спонж смочите антисиликоновым средством и пройдите по обработанной поверхности.
- Грунтование. Нанести 3-4 слоя специализированного грунта для пластика и дождаться полного высыхания;
- Шлифование. Обработать загрунтованную поверхность снова с помощью брайт-скотча;
- Покраска. Нанести 2-3 слоя краски необходимого цвета. Если есть необходимость восстановления текстуры, до основной окраски следует применить структурную эмаль. Определите, требуется ли обработка всей поверхности или только отдельных участков. При необходимости получить лакированное покрытие, по истечении 20-30 минут после завершения окраски, нанесите 1-2 слоя лака.
При окраске внутренних пластиковых элементов могут быть полезны общепринятые рекомендации по использованию аэрозольных баллончиков:
- Работы следует выполнять в закрытом помещении с хорошей вентиляцией, чтобы минимизировать загрязнённость зоны обработки пылью;
- Закрыть необрабатываемые поверхности газетой, картоном или плотной тканью, закрепив всё малярным скотчем;
- Встряхивать баллончик в течение 1 минуты, чтобы обеспечить однородный распыл;
- Распылите краску на картон и проверьте цвет, также это поможет подготовить баллончик для равномерного распыления;
- Наносите краску или грунт на поверхность быстрыми, плавными и непрерывными движениями. Время высыхания между слоями при температуре +25°C в среднем составляет 20-30 минут. Полная полимеризация происходит в течение 24 часов. В процессе покраски баллон периодически встряхивайте;
- Переверните баллончик и нажмите на руку; это поможет использовать оставшуюся краску, предотвращая застывание в распылителе.
Работа с Soft-Touch покрытием
Ранее мы поднимали вопрос о том, что описанная выше методика покраски подходит для жесткого пластика в интерьере. Однако для мягких покрытий, таких как половицы или дверные карты, смежные процедуры требуют особого подхода:
Покраска пластиковых деталей
Нет необходимости детально останавливаться на этом этапе, так как покраска загрунтованной поверхности не отличается от аналогичной обработки металлической поверхности. Однако не забудьте добавить нужное количество пластификатора в двухкомпонентную краску или прозрачный лак.
Следует подчеркнуть, что пластификаторы и другие добавки должны быть предметом особого внимания.
Пластификаторы
Добавление пластификаторов в профессиональные двухкомпонентные акриловые грунтовки, эмали и лаки необходимо по двум причинам. Во-первых, это помогает сделать материал более эластичным, что предотвращает трескание краски при деформации пластика. Во-вторых, благодаря температурным изменениям на поверхности пластика, краска будет расширяться и сжиматься так же, как и пластиковое изделие.
Следует отметить, что на бамперах часто можно наблюдать микротрещины в местах, которые, казалось бы, вовсе не подвергались деформации. Эти трещины появляются из-за изменения температуры и отсутствия пластификаторов в красках. Важно помнить, что коэффициент теплового расширения пластика гораздо выше, чем у металла. Поэтому без пластификаторов даже краски и грунтовки с низким коэффициентом расширения не смогут выдерживать температурные колебания, в итоге они просто трескаются.
Количество пластификатора, которое необходимо добавить, имеет важное значение и всегда указывается в технической документации на конкретный продукт. Это число зависит от жесткости пластика: чем тверже пластик, тем меньше пластификатора нужно добавлять, и наоборот, для мягких и гибких пластиков необходимо больше пластификатора.
Например, при покраске гибкого бампера количество пластификатора может составлять до 30%, в то время как для мягкой полиуретановой подушки эта цифра вырастает до 50%. При работе с ламинатами из стеклопластика пластификаторы добавлять, как правило, не требуется.
Запомните, что в базовые покрытия пластификаторы не добавляются!
Последовательность смешивания
Лучше соблюдать определенную последовательность при смешивании материалов. Сначала добавьте пластификатор в базовый материал, будь то грунтовка, эмаль или лак, затем добавьте стандартное количество отвердителя и, при необходимости, разбавителя в общий объем полученной смеси.
Такое распределение связано с тем, что пластификатор тоже содержит связующее вещество, которое должно быть полимеризовано. Если сначала в материал внести отвердитель, а затем — пластификатор, это может adversely повлиять на процессы сушки, прочности и эксплуатационных характеристик покрытия.
Матирующие и структурные добавки
Отлично отполированное лакокрасочное покрытие обладает гладкой поверхностью и блеском. Это может быть желаемым эффектом, но далеко не всегда.
Для некоторых автомобилей, например, пластиковые детали могут выглядеть не так блестяще, как остальная часть кузова. У них может быть поверхность с текстурой. Это общая ситуация для пластиковых бамперов на внедорожниках, а на многих моделях Mercedes пластиковая отделка может иметь «шершащий» вид.
Для того, чтобы добиться такого эффекта, можно использовать специальные текстурные добавки, которые применяются в 2K-красках и прозрачных лаках. Они зачастую выпускаются в двух вариантах: coarse (грубой) и fine (тонкий), позволяя придавать лаку желаемую матовость и степень шероховатости.
Сушка
При сушке лакированных ламинатов, как мера предосторожности, чаще всего рекомендуют проводить естественную сушку либо использовать температуры не выше 40-45°C. Эта рекомендация нелишняя, так как пластик сохнет значительно дольше, чем металл и при более низких температурах. Важно учитывать, что пластификаторы и другие аддитивы могут продлить время высыхания.
Тем не менее, при соблюдении правильного подхода к ремонту, как было упомянуто выше, не следует бояться использования более интенсивного прогрева до 60°C. Это не вызовет никаких проблем с покрытием и существенно повлияет на качество.
Бережно будьте с инфракрасной сушкой, так как температура поверхности пластиковых деталей может быть трудной для контроля.
Об адгезии после покраски
Еще одной интересной особенностью пластика является то, что адгезия становится максимальной не сразу, а лишь через некоторое время. Поэтому не стоит удивляться, если случайная царапина на отремонтированном бампере приведет к его «отслаиванию». Потребуется несколько дней, чтобы адгезия достигала своей нормальной величины.
По тем же причинам желательно избегать мойки свежеокрашенной пластиковой детали в течение 3-4 недель после завершения покраски, чтобы не повредить новое покрытие.