Большинство болтов и гаек, применяемых для сборки сантехнических компонентов, а также для крепления деталей велосипедов и автомобилей, изготавливаются из углеродистой стали. В процессе эксплуатации может возникнуть немало сложных ситуаций, когда открутить поврежденный болт становится крайне затруднительным, особенно если на него попала пыль, влага или он сам имеет поврежденную поверхность.
Как отвернуть прикипевший болт
Существует множество причин, по которым болт может застрять и не поддаваться выкручиванию. Ржавчина, образующаяся из-за длительного воздействия влаги, зачастую становится одной из основных причин, усложняющих процесс откручивания. Поэтому очень важно знать, какие шаги предпринять в подобных случаях.
- Причины прикипания болтов
- Методы устранения проблемы
- Механические методы
- Физические методы
- Химические методы
- Другие способы
Причины прикипания болтов
Существует несколько причин, по которым винт в смесителе не поддается откручиванию:
1. Нить болта деформирована вследствие сильного механического воздействия.
- При закручивании сантехником болт мог быть неправильно установлен — не по резьбе или с чрезмерно приложенными усилиями, что приводит к увеличению трения между поверхностями соединяемых компонентов.
- Если на поверхность болта попала влага, это может привести к образованию коррозии. Процесс окисления, запущенный в результате контакта с кислородом, ведет к формированию ржавчины, что делает демонтаж практически невозможным.
- Так называемая диффузия материалов, при которой происходит взаимопроникновение различных веществ, также может привести к возникновению трудностей при демонтаже.
В большинстве случаев крепежные элементы, такие как винты и гайки, изготавливаются из углеродистой стали. Когда они подвергаются длительному воздействию кислорода и влаги (например, на автомобильных дисках), это приводят к тому, что вещественное взаимодействие проникает в резьбовые соединения, способствуя окислению железа. В результате образуется ржавчина, значительно увеличивающая трение и усложняющая откручивание. Это делает разборку компонентов практически невыполнимой задачей.
Хотя производители во многих случаях наносят защитные покрытия для предотвращения коррозии, их эффективность может быть под вопросом. Резкие перепады температуры нередко становятся причиной повреждения защитного слоя, что в свою очередь приводит к образованию ржавчины.
Диффузия, заключающаяся во взаимопроникновении двух или более материалов, также может составить серьезную проблему, делая демонтаж компонентов практически невозможным.
Методы устранения проблемы
Существуют различные подходы для ослабления застрявшего винта, которые можно классифицировать на три группы:
- Механические методы.
- Физические методы.
- Химические методы.
Механические методы
Для ослабления застрявшего винта применяются различные инструменты и методики. Например, можно использовать:
Гаечные ключи и торцевые головки. Гаечные ключи имеют разные конструкции и могут использоваться для извлечения винтов. Гаечные ключи открытого типа охватывают только три стороны винта, между которыми остается зазор, что иногда приводит к повреждению поверхности. В отличие от этого, торцевые головки обеспечивают более плотное и надежное соединение, охватывая все стороны крепежа.
Для увеличения силы можно использовать рычаги, при удлинении ручки. Однако подобные манипуляции сопряжены с риском повреждения краев или самой детали.
Направление силы также может быть изменено. Порой помогает не только попытка ослабить винт, но и легкое затягивание его, благодаря чему ржавчина может отслоиться, облегчая демонтаж.
Наконец, сила может быть применена одновременно в нескольких точках. Зубило и молоток, например, обеспечивают кратковременное приложение силы, что может быть эффективным при присутствии ржавчины. Удар помогает увеличить эффективность, так как кратковременные приложения силы минимизируют риски поломки крепежа. Такой подход зачастую используют, когда гайка имеет поврежденные края.
Кроме того, можно использовать инструменты для очистки, чтобы удалить окисление и ржавчину. В некоторых случаях гайка может быть нарезана, что позволит переместить структуру и снять ржавчину. Важно помнить, что обращение с резьбой должно быть максимально аккуратным, чтобы избежать ее деформации и последующего повреждения. В редких случаях возможно полное разрушение гайки, что тоже допускает возможность ослабления соединения, однако она подлежит замене.
Физические методы
Многие способы, основанные на физических свойствах металла, могут помочь в решении проблемы. Наиболее распространенным является нагрев соединения. При нагреве гайка начинает расширяться, увеличивая зазоры между болтом и гайкой, что облегчает процесс откручивания. Под воздействием тепла происходит разрушение ржавчины, что также способствует снятию застрявшего болта. Для этого можно воспользоваться рядом инструментов, среди которых:
- паяльник;
- фен;
- паяльная лампа;
- другие источники тепла.
Важно избегать использования этих методов, если поблизости имеются легковоспламеняющиеся материалы, такие как дерево или пластик.
Кроме того, возможно электрическое отопление. Например, можно использовать трансформатор с низким напряжением от 1 до 1,5 В, подключив его к медным проводам и зажимам с учетом конструкции, чтобы он воздействовал непосредственно на болт. После нагрева можно отключить устройство, что даст возможность легко открутить крепеж.
Другие физические методы могут включать увлажнение для уменьшения трения. Например, если поверхность между гайками и болтами смочить, это может существенно облегчить демонтаж.
Как открутить прикипевшую гайку или болт: 5 способов из арсенала слесарей
Если вы хотите получать практические советы, подписывайтесь на наши обновления и следите за новостями на Facebook и ВКонтакте.
Многие владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой застрявших болтов и гаек. Под влиянием влаги они ржавеют, затрудняя процесс откручивания. Однако, зная об определенных приемах, опытные механики способны справляться с самыми сложными соединениями.
1.
Необходимо аккуратно постучать по застрявшему крепежу с помощью гаечного ключа со всех сторон. Перед этим желательно очистить соединение с помощью металлической щетки, чтобы устранить коррозию. Этот простой, но эффективный метод может помочь значительно сэкономить время и усилия.
2. Использование более длинного рычага
Тем, кто когда-либо занимался ремонтом автомобиля, известно, что чем больше длина ключа, тем больше усилие требуется для откручивания болта или гайки. Если крепеж уже ржавый, придется приложить больше усилий. Для упрощения процесса рукоятку гаечного ключа можно удлинить с помощью трубки, что позволит увеличить крутящий момент без значительных затрат физических усилий. Однако необходимо быть осторожными, поскольку чрезмерное усилие может привести к проскальзыванию головки болта, что усложнит дальнейший ремонт.
3. Смажьте резьбу.
Прикрученную на длительный срок гайку или болт можно смазать проникающей смазкой. Обычно для этих целей используют такую знаменитую жидкость, как WD-40, но можно также воспользоваться парафином. Однако важно помнить, что если WD-40 не сработает, то и другие химические средства могут оказаться малоэффективными.
4. Нагревание крепежа
Если предыдущие методы не позволяют справиться с задачей, необходимо переходить к более радикальным мерам. Начните с нагревания крепежных деталей с помощью газовой горелки. В случае с гайкой пламя направляется на нее, а если это винт — на деталь, к которой он прикреплён. При увеличении температуры крепежи расширяются, и зазор между резьбами увеличивается, облегчая процесс откручивания. Также стоит учитывать, что зафиксированные соединения могут использовать специальные фиксирующие средства, которые при нагревании размягчаются и облегчают откручивание.
5. Дальнейшие методы
МЕТОД № 2: Использование трещотки
В данном случае важно понимать, что крутящий момент инструмента зависит от длины рычага, которым вы пользуетесь. Качественные инструменты могут иметь телескопическую ручку, что дополнительно увеличивает крутящий момент и упрощает задачу.
Причины, по которым это может не сработать, могут включать:
1. Болт может оказаться слишком прочным для воздействия;
2. Из-за чрезмерной силы он может легко провернуться;
3. Низкое качество используемого крепежа, в результате чего металл слишком мягкий.
Если края головки винта «плоские» и не позволяют грамотно применить силу, можно попробовать сжать гаечный ключ с помощью молотка, чтобы провернуть неподатливый крепеж. Однако такой подход может повредить инструмент или сам затвор.
МЕТОД № 3: Использование ножовки
Эффективность данного метода заключается в том, что, если головка болта повреждена, можно попробовать распилить ее ножовкой и затем попытаться провернуть при помощи отвертки. Важно, чтобы отвертка имела большую рукоятку, что позволит создать максимальный крутящий момент.
Однако вероятность успеха невысока — данный метод сработает всего в 20% случаев; в 80% остальных случаях, скорее всего, болт просто сломается. Кроме того, этот вариант может быть неэффективен для всех типов болтов. Если головка находится на одном уровне с поверхностью, этот метод вряд ли принесет желаемые результаты.
МЕТОД № 4: Нагрев (опасный метод!)
Здесь принцип работы основан на том, что головка (где металл более массивный) и хвостовик болта (где металла меньше) расширяются и охлаждаются с разной скоростью. Это может значительно облегчить откручивание. Например, при использовании фиксирующих средств типа Loctite (с использованием синего фиксатора резьбы) нагрев выше 550 градусов может сделать его пластичным и позволить снять крепеж.
Тем не менее, есть возможность повредить автомобиль, поэтому не стоит рисковать и проводить данный метод самостоятельно. Рекомендуется отдать такое дело профессионалам.
Меры профилактики
Даже если удастся открутить застрявший болт, существует вероятность, что резьба, гнездо или шляпка будут повреждены в процессе. Последствия могут привести к тому, что крепеж потеряет свою функциональность. Для того чтобы сохранить первоначальные свойства крепежных элементов и защитить их от ржавчины, необходимо проводить профилактику перед установкой. Вот некоторые рекомендации:
- Перед установкой соединительном узле рекомендуется смазать резьбу гайки и болта солидолом или машинным маслом. Это создаст защитную пленку на металлическом покрытии, что предотвратит коррозию.
- Если детали соединений используются в условиях постоянного контакта с водой (например, для крепления сантехники), то рекомендуется проводить предварительный осмотр и смазку раз в год, чтобы иметь возможность избежать появления ржавчины.
- Для соединительных деталей, которые подвержены высоким температурам, стоит использовать только совместимые пары, изготовленные с применением специальной обработки против залипания.
В завершение, долговечность крепежа во многом зависит от своего первоначального состояния, поэтому рекомендуется придерживаться указанных методов профилактики и бережного обращения при демонтаже.
Дополнительные советы по откручиванию с застревшими болтами можно найти в специальном видеоматериале на нашем ресурсе.