RMS (Rated Maximum Sinusoidal) — это максимальная синусоидальная мощность, при которой усилитель или громкоговоритель может эффективно функционировать на протяжении часа с реальным музыкальным сигналом, не подвергаясь физическому повреждению. Эта величина, как правило, на 20-25% выше, чем мощность, измеренная по стандартам DIN. Следует отметить, что RMS почти полностью идентична мощности AES, как это определено в стандарте AES2-1984.
Как выбрать усилитель и не ошибиться
Усилитель низкой частоты (НЧ) наряду с динамиками является основным компонентом любой аудиовизуальной системы, независимо от того, идет ли речь о современных стереосистемах или многоканальных домашних кинотеатрах. Источником звука могут выступать различные устройства, начиная от проигрывателей и заканчивая смартфонами, но звуковой сигнал в конечном итоге всегда достигает усилителя. Что же такое усилитель и какие существуют различия между ними? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе более детально.
Усилительная часть любой аудиовизуальной системы состоит из двух основных компонентов: предусилителя и усилителя мощности. Хотя эти устройства часто объединены в одном корпусе и используют общий источник питания, их функции существенно различаются. Предусилитель служит для увеличения выходного сигнала до уровня, необходимого для управления усилителями мощности. Более того, он выполняет услуги управления, такие как выбор входов, регулирование громкости, настройка тембров и так далее. В отличие от этого, augmenter мощности обеспечивает динамикам или наушникам достаточную мощность для нормальной работы. Несмотря на разницу в функциях, классифицирующие принципы работы различных каскадов усилителя остаются одинаковыми, и ниже мы не будем разделять их, приводя примеры типичных представителей каждого класса.
Существует множество способов классификации усилительных каскадов, и мы постараемся описать наиболее значимые из них. Усилители можно разделить на несколько основных категорий:
– По типу использованных активных элементов в усилительном каскаде:
Как уже можно понять из названия, активными элементами в таких усилителях являются вакуумные лампы, которые были преобладающим видом усилителей вплоть до начала 1970-х годов. Эти устройства характеризуются относительно низким коэффициентом полезного действия, значительным весом и высокой теплоотдачей. Кроме того, вакуумные лампы имеют некоторые недостатки, такие как недостаточная стабильность выходного сигнала с течением времени. Тем не менее, данное типа усилителей до сих пор очень популярны среди аудиофилов. Этому есть ряд причин, главной из которых являются «ламповые искажения», которые воспринимаются человеческим слухом более благоприятно по сравнению с искажениями, возникающими в других типах усилителей.
Интегральный ламповый усилитель Audio Research VSi75
Стоимость — 784 000 рублей.
Тип — интегрированный ламповый усилитель Audio Research VSi75
Лампы: 6H30 (2), KT150 (4)
Выходная мощность, Вт: 75 x 2 (непрерывная на частоте 20 Гц — 20 кГц)
Частотная характеристика, Гц: 1 — 70 000 (уровень — 3 дБ)
Гармонические искажения, %: 0,05 (1 Вт), 1,5 (75 Вт)
Отношение сигнал/шум, дБ: 88
Входной импеданс, кОм: 52,5
Аудиовходы: стереопара RCA (5)
Аудиовыход: стереопара RCA (лента)
Потребляемая мощность (макс.): 600 Вт
Дополнительно: пульт ДУ, информационный дисплей
Размеры, см: 43 x 18,5 x 39
Вес, кг: 24
Как подобрать усилитель к колонкам
В настоящее время на массовом рынке, а также за его пределами, активные колонки значительно доминируют. Эти устройства имеют встроенный усилитель, что упрощает процесс: достаточно подключить их к источнику звука (по проводным или беспроводным каналам) и к сети электропитания, чтобы получить воспроизведение музыки.
Однако традиционные пассивные колонки также имеют свою нишу и все еще востребованы. Обычно их используют в профессиональном сегменте, а также в сегментах hi-fi и hi-end. Примечательно, что высококачественные модели колонок часто не имеют встроенного усилителя, и потенциальному покупателю представляется возможность отдельно выбрать подходящий усилитель.
Теперь возникает вопрос: как же выбрать подходящий усилитель для уже имеющихся колонок? Задача эта может быть сложной, поскольку неверный выбор может повлечь за собой перегрузку и повреждение колонок. В менее серьезных случаях динамики просто не смогут работать на полную мощность, что снизит качество звука. Поэтому крайне важно знать технические характеристики ваших колонок перед тем, как отправиться за усилителем.
В наилучшем варианте рекомендуется выбрать интегрированный усилитель вместо модели, состоящей из предусилителя и усилителя мощности, поскольку на рынке представлены различные варианты интегрированных усилителей.
Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, что у вас уже есть несколько колонок. Возможно, вы собрали свою звуковую систему по рекомендациям экспертов (если это так, значит, вас напутствовали правильно), или просто купили их по привлекательной цене. На что же еще стоит обратить внимание при выборе?
- **Мощность**. Этот параметр обычно присутствует как в документации на колонки, так и на их корпусе. Важно различать пиковую мощность, которую колонки могут выдерживать в течение короткого времени, и номинальную мощность — ту, при которой звук воспроизводится без искажений. Именно на этой номинальной мощности и стоит использовать акустику для достижения наилучшего воспроизведения звука.
- **Сопротивление**. Есть мнение, что чем выше сопротивление, тем качественнее звук, поскольку это позволяет уменьшить шумы и искажения. В отличие от наушников, сопротивление которых может значительно варьироваться, колонки, как правило, имеют сопротивление в диапазоне от 4 до 8 Ом. Важно помнить, что чем выше сопротивление (при прочих равных условиях), тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, тем ниже громкость воспроизведения звука.
Перед тем как подбирать усилитель для колонок, необходимо знать их технические параметры. Усилители также обладают характеристиками мощности и выходного импеданса, которые должны соответствовать вашим колонкам. Однако на практике импеданс и мощность могут варьироваться. Насколько это критично?
Опасности неверного подбора усилителя
Что может произойти, если вы используете неправильный усилитель, и как избежать возможных проблем при подборе усилителя к колонкам?
Рассмотрим несколько возможных сценариев:
- **Если мощность усилителя превышает мощность колонок.** Это не представляет собой большой проблемы, если вы будете использовать его в пределах 50-70% от максимальной мощности. К тому же, такая комбинация, как правило, предполагает наиболее качественные результаты звука. Однако риск существует: внезапно, забывшись, вы можете выставить громкость на максимум, что может привести к повреждению диффузоров колонок. Примером такого случая может служить эпизод из фильма «Назад в будущее», когда герой, Марти Макфлай, бездумно делает это, что ведет к катастрофическим последствиям для его акустической системы.
- **Если мощность усилителя соответствует мощности колонок.** На первый взгляд, данное соотношение выглядит идеальным. Однако когда система работает на максимальной громкости, акустика может испытывать искажения, а усилитель может подавать на них постоянный ток, что негативно сказывается на их работоспособности. Хотя качественные модели усилителей обычно имеют специальные конденсаторы для предотвращения такой «жарки» колонок постоянным током, лучше всего избегать подобных рисков, и не превышать 50-70% от максимальной громкости.
- **Если мощность усилителя ниже мощности акустики.** С первого взгляда такое сочетание может показаться безопасным. Однако риск получения «жарки» постоянным током при выставлении максимальной громкости остается. Но если вы будете использовать усилитель на 60-70% от его мощности, этот риск будет исключен, хотя в этом случае акустика не сможет полностью разобрать свои возможности.
Что касается импеданса, возможные комбинации следующие:
- **Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок.** Это сочетание является опасным: такие колонки могут оказаться не в состоянии справиться с подаваемым усилителем сигналом, что может привести к повреждениям. Лучше избегать этой ситуации.
- **Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок.** Это считается идеальным вариантом.
- **Сопротивление усилителя больше сопротивления колонок.** В этом случае вы не рискуете целостности компонентов, но фактическая выходная мощность будет значительно ниже реальных возможностей вашей акустики, что не даст противостоять всей желаемой динамике.
Некоторые модели усилителей оснащены селекторами импеданса или могут работать с каналами различного импеданса. Это позволяет легко переключить модель в режим, оптимально подходящий для колонок, обеспечивая лучшее соответствие. Другие усилители могут быть совместимы как с 4-омными, так и с 6-омными и 8-омными колонками, но при этом их мощность будет снижаться в зависимости от импеданса. Это является преимуществом, обеспечивающим правильную работу колонок. Как только вы научитесь правильно подбирать колонки к усилителю, ваш выбор значительно расширится.
Вопросы вкуса
Какое звучание вам больше по душе: старомодные мягкие колонки или современные интегрированные динамики? Это тоже оказывает влияние на способ подключения усилителя к колонкам. В конечном счете, даже самая правильная настройка не имеет смысла, если вам не нравится звук вашей системы.
Существуют два наиболее распространенных типа усилителей:
- **Ламповые.** Хотя это выражение «тёплый ламповый звук» можно воспринимать с недоверием, тем не менее, характер звука всё равно особенный: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, а также дополнительные искажения, создающие определённую атмосферу. Если ваши музыкальные предпочтения заключаются в старых композициях или их современном переосмыслении, записанных аналоговым методом (например, винилы, кассеты или качественные рипы), то имеет смысл рассмотреть возможность использования лампового усилителя.
- **На интегральных микросхемах.** Это более современный тип усилителей, отличающийся высокой точностью воспроизведения звука, без характерных ламповых искажений, дающих «теплоту». Они являются хорошим выбором для прослушивания современной музыки — от рока до клубных стилей и хип-хопа.