Следующий этап включает в себя разметку участка и установку небольших колышков в тех местах, где планируется размещение шин. Далее, с помощью рулетки необходимо измерить расстояние между каждым колышком как по периметру, так и по диагонали. Если выявленные отклонения находятся в допустимых пределах, можно начинать установку фундамента.
Два способа строительства фундамента из покрышек своими руками
Фундамент служит основой любого строения и зачастую требует значительных финансовых вложений. При этом строители часто ищут пути снижения затрат, используя меньшие объемы материалов. Однако подобный подход может привести к неустойчивости и шаткости конструкции. С более чем десятилетним опытом использования шин в качестве фундамента, многие владельцы успешно возводят такие основания для своих построек. Эта идея особенно привлекательна благодаря отсутствию необходимости в специализированных строительных навыках и доступности материалов, которые часто могут быть получены бесплатно.
Фундамент, созданный из старых автомобильных шин, обладает множеством преимуществ, включая:
- Экономичность строительных материалов, так как шины можно найти или получить без значительных затрат;
- Существенная экономия на затратах, как физических, так и материальных, поскольку процесс не требует сложного оборудования;
- Отличная гидроизоляция, что делает такие фундаменты менее подверженными воздействию влаги;
- Хорошая устойчивость к сезонным деформациям, возникающим из-за перепадов температур;
- Сейсмостойкость, то есть способность противостоять механическим колебаниям, предотвращая образование трещин (в то время как у других оснований это явление может быть типичным);
- Упругость и замечательные амортизирующие свойства, что приводит к длительному сроку службы;
- Относительная экологичность, при условии, что шины не выходят на поверхность;
- Легкость в установке и обустройстве фундамента.
Тем не менее, одним из недостатков создания фундамента из шин является их ширина, что может быть проблемой при возведении несущих стеновых конструкций. В таком случае потребуется изыскать решения, чтобы замаскировать и эстетически оформить лишнюю ширину. Более того, если шины закапываются слишком глубоко, они могут выбрасывать загрязняющие вещества в почву, что требует обязательного соблюдения всех рекомендаций по технологии укладки фундамента и строгого выполнения требований по его строительству.
Инструменты и материалы для застройки
Для создания фундамента из покрышек вам понадобятся следующие материалы и инструменты:
- Использованные автомобильные покрышки разных диаметров;
- Лопата и грабли для подготовки участка;
- Песок и гравий для заполнения пустот;
- Рубероид для гидроизоляции;
- Строительный уровень для выравнивания;
- Кирпич и деревянные доски для опалубки;
- Армирующие прутья для усиления структуры;
- Швеллер для каркасных конструкций.
Возведение плитного фундамента из покрышек
С помощью автомобильных шин можно создать два типа фундамента:
- Плитный фундамент.
- Столбчатый фундамент.
Первый вариант — использование шин для создания плитной основы. Процесс строительства описывается несколькими этапами.
Сначала необходимо снять плодородный слой почвы на участке. Обычно глубина удаления составляет 25–35 см. Образовавшееся углубление выравнивается с помощью строительного уровня, что необходимо для обеспечения ровной поверхности.
После выравнивания начальной поверхности можно укладывать шины, такие как тракторные, автомобильные или автобусные. Чем больше размер шины, тем лучше осуществляется уплотнение, что делает фундамент более прочным и устойчивым. Каждая шина должна лежать плоско друг на друге, что крайне важно для равномерного распределения нагрузки.
Количество слоев зависит от толщины используемой шины. Например, тракторные шины необходимо укладывать в один ряд, тогда как для автомобильных подойдет два ряда. Также высота слоев шин должна учитывать условия почвы на участке. Если почва имеет чрезмерную влагу и является болотистой, уровень фундаментов будет выше, а шины будут укладываться в 2 или более рядов.
Если в вашем доме имеется подвал, его расположение также следует учесть и не размещать шины в месте, где будет запланирован подвал. После завершения укладки фундамент необходимо заполнить кирпичами, чтобы создать стены для будущего погреба.
Пустоты между шинами следует заполнять мелким гравием или битым кирпичом. Заполнение пустот песком и галькой не рекомендуется, так как они могут привести к значительной усадке со временем.
На верх шины укладывается слой войлока для устранения влаги, а затем строится опалубка высотой 10-15 см.
После этого в опалубку заливается бетон, и она не снимается до полного высыхания раствора, что занимает как минимум 7–10 дней.
Варианты сооружений: баня, сарай, дом
Согласно исследованиям специалистов, фундаменты из покрышек прекрасно подходят для легких построек.
На их основе можно возводить:
- Сарай или гараж для нескольких автомобилей (при засыпке покрышек битым кирпичом, отсевом или суглинком, они не прогнутся даже под тяжестью грузовика);
- Террасу и летнюю веранду;
- Беседку или садовый домик;
- Небольшую баню.
С помощью шин также реально построить небольшие жилые здания, такие как одноэтажные дачи или дачные домики. В этом случае шины нужно укладывать не в один, а в несколько слоев. Перед возведением коттеджа следует вырыть котлован.
Стоит отметить, что шины не подходят для фундаментов многоэтажных блочных или кирпичных зданий.
Их целесообразно использовать исключительно для фундамента легких жилых конструкций.
Закладка на пучинистых грунтах
Глиняные и иные неровные почвы насыщены влагой, и когда они замерзают, то увеличиваются в объеме, что приводит к поднятию и вспучиванию. По этой причине на таких грунтах не рекомендуется строительство без предварительных подготовительных работ.
- Необходимо убрать весь поднявшийся грунт и заменить его крупным, хорошо утрамбованным песком. Такой материал не задерживает воду, а значит, не замерзает и не поднимается.
- Можно «нагреть» грунт, укладывая слой утеплителя между ним и домом.
- Рекомендуется отвести воду с помощью специальной дренажной системы, чтобы избежать накопления влаги.
Фундамент из шин на пучинистых грунтах представляет собой хороший выбор, так как:
- Резина — это материал, который прекрасно выдерживает сильные морозы и не портится на протяжении многих десятилетий;
- Фундамент из покрышек, в отличие от большинства других оснований, способен без проблем справляться с колебаниями почвы, характерными для пучинистых грунтов;
- Резина не впитывает влагу, а обладает отличными гидроизоляционными характеристиками, что предотвращает значительное расширение или сдвиг основания из шин под воздействием замерзшей воды.
Варианты возведения
Резиновые шины могут быть использованы для возведения различных типов фундаментов. Самыми надежными из них являются свайные и монолитные типы.
Для создания свайного или прочного фундамента не потребуются сложные инструменты или труднодоступные материалы.
Тем не менее, набор инструментов включает в себя:
- Грабли или трубы для трамбовки;
- Кирпичи (как целые, так и обломки);
- Песок, рубероид или линолеум;
- Доски для опалубки;
- Строительные уровни для контроля;
- Металлическую арматуру для усиления конструкции;
- Лопаты для копания и подготовки грунта.
Столбчатый
Фундаменты на резиновых сваях особенно актуальны для зданий, возводимых в сейсмоактивных регионах.
При сотрясениях земли шины действуют как мягкая подушка, способная поглощать даже сильные толчки, что защищает здание от трещин и разрушений.
Шины от грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и специализированной техники, такие как тракторы или большие снегоуборщики, идеально подходят для создания фундамента.
Их больший диаметр позволяет равномерно распределять вес здания. Большие шины делают фундамент прочнее и устойчивее.
- Очистить территорию от корней и камней.
- Удалить верхний, насыщенный влагой, слой почвы на глубину 20-30 см и вырыть котлован для закладки фундамента. При укладке шин необходимо использовать двухслойный подход, так конструкция будет прочнее и надежнее.
- Разметить границы с помощью колышков и уложить покрышки на колышки. Первую шину следует размещать точно по центру и производить горизонтальное выравнивание с использованием уровня. Важно, чтобы покрышки были на одной плоскости, иначе основание получится ненадежным.
- Заполнить все пустоты между шинами битым кирпичом.
- Покрыть конструкцию щебнем и тщательно утрамбовать.
- Увлажнить щебень для предотвращения его сыпучести.
- Залить раствор бетона внутрь шин.
- Бетон схватится примерно через 4-5 дней. После этого можно начинать устанавливать опалубку с высотой бортиков не менее 10-12 см. Опалубку рекомендуется убирать не ранее, чем через неделю или полторы.
Сплошной
Сплошной слой фундамента может быть выполнен различными способами, среди которых наиболее распространенным является вариант с использованием плит.
Этот тип фундамента представляет собой двухслойный, равномерно распределенный по поверхности фундамент из шин.
Фундамент из покрышек можно создать следующим образом:
- Очистить участок от богатого влагой верхнего слоя почвы. Углубляться глубже точки промерзания не требуется.
- Уложить шины, подбирая их одинаковые по размеру, предпочтительно с большим диаметром для обеспечения большей прочности.
- Пустоты между шинами необходимо заполнить мелким гравием или битым кирпичом, поскольку песок в этом контексте не подходит — его использование может привести к быстрому проседанию фундамента.
- На шины стелим рубероид, что сделает поверхность более ровной и избавит от необходимости затрат на дорогую гидроизоляцию.
- Построить опалубку из деревянных бортов по периметру шинного основания здания с высотой не менее 10 см.
- В пределах опалубки уложить арматуру для армирования конструкции.
- После этого покрыть арматуру раствором бетона.