Обычно вы можете найти необходимое оборудование в магазинах аудиотехники или в интернет-каталогах. Например: «Хотите приобрести предусилитель для своего проигрывателя винила?»
Что такое фонокорректор и усилитель: отличия между ними
Почти каждый аудиофил рано или поздно сталкивается с покупкой проигрывателя виниловых пластинок. Причины, побуждающие людей к этой покупке, могут быть разнообразными: одни желают насладиться звучанием любимой музыки в новом и чистом качестве, другие просто предпочитают аналоговое оборудование современным цифровым эквивалентам. Однако при выборе проигрывателя у покупателей возникает множество вопросов: какую модель выбрать, на какие характеристики обратить особое внимание и какие компоненты являются важными. Ответы на эти вопросы не так сложны, как процесс поиска необходимого оборудования. Поэтому стоит понять, что такое фонокорректор и усилитель, узнать об их отличиях и ключевых характеристиках.
Усилители, предназначенные для проигрывателей виниловых пластинок, уже сами по себе указывают на свою главную функцию — усиление передаваемого звука. Принцип их работы довольно прост: усилитель принимает слабый сигнал и увеличивает его мощность, контролируя уровень выхода. Это устройство отвечает за то, как будут звучать динамики. Однако на помощь усилителю приходит фонокорректор — устройство, о котором также следует задуматься, ведь его функция неоспоримо важна.
Зачем нужен фонокорректор
Прежде чем принимать решение о покупке фонокорректора, полезно понять его основное назначение. Фонокорректор, который также называется фонокаскадом или фонокорректором, представляет собой специализированный усилитель, оптимизированный для работы с проигрывателями виниловых пластинок. Принцип его работы заключается в том, что, когда проигрыватель подключается к источнику питания, он генерирует глубокий и качественный звук. Основная задача фонокорректора заключается в корректировке, усилении сигнала и его передаче на основной усилитель.
Процесс начинается с того, что электрический сигнал записывается на виниловую пластинку — этот сигнал подвержен искажениям и требует усиления, поскольку он не является линейным. Если пластинка была выпущена после 1955 года, скорее всего, стандартом ее записи будет RIAA. Однако для некоторых более старых записей могут использоваться специфичные стандарты звучания. В таких случаях фонокорректор либо может значительно улучшить воспроизведение, либо полностью решить проблему несовместимости.
Сегодня на рынке представлены различные фонокорректоры: одни из них совместимы с подвижными магнитными (MM) картриджами, другие — с картриджами подвижной катушки (MC). Более сложные модели включают механизмы, которые дают возможность настраивать звук под личные предпочтения пользователя.
Таким образом, фонокорректор не только усиливает сигнал, поступивший с иглы проигрывателя, но и тщательно обрабатывает его, обеспечивая более качественное воспроизведение. Именно по этой причине фонокорректор является необходимым элементом в звуковой цепи, так как он справляется с разными уровнями сигнала и обеспечивает необходимую коррекцию. Кроме того, когда происходит процесс записи, предусмотрено применение различных искажений для повышения функциональности звучания. Чтобы избежать неприятных искажений и достигнуть наилучшего звучания, на сцену выходит фонокорректор, который выравнивает баланс звука, снижая высокие частоты и усиливая низкие.
Усилитель или фонокорректор: что важнее
Для многих людей, которые просто хотят слушать музыку без излишней привязанности к качеству звука, оба устройства могут показаться избыточными. В таких случаях можно ограничиться даже встроенными динамиками, которые обеспечивают минимально приемлемое качество звука по сравнению с оригиналом. Однако для истинных любителей высококачественного звука эти устройства являются необходимыми. Когда усилитель и фонокорректор работают в тандеме, они обеспечивают удивительное звучание, сглаживая неровности частотного диапазона и усиливая общий звук на выходе.
При выборе усилителя критически важно обратить внимание на его мощность. Если планируется звучание в небольшой квартире, номинальная мощность устройства должна составлять не менее 40 Вт, тогда как для просторного зала будет уместно использовать усилитель мощностью более 100 Вт. Не менее важным является принцип работы. Исходя из этого, усилители делятся на предварительные усилители и усилители мощности, где первые позволяют также персонализировать звук по собственному вкусу. Последний параметр, который может влиять на выбор усилителя, — это его класс. Существует несколько классов, таких как A, B, AB и D, каждый из которых имеет свои особенности в производительности. Наиболее распространённым вариантом, который называют «золотой серединой», является усилитель класса AB. В то время как для профессионального использования часто выбирают класс D, который позволяет детально редактировать звук до мельчайших нюансов.
Понимая, что такое фонокорректор и какое значение он имеет по сравнению с усилителем, стоит подчеркнуть важность качества звука, что является основной причиной, по которой многие люди выбирают виниловые пластинки. Игнорировать значимость этих двух устройств нецелесообразно, поэтому вы можете посетить наш интернет-магазин, чтобы приобрести необходимые компоненты, включая фонокорректор и предусилитель в комплекте.
Функция фонокорректора
Каждый ресивер и усилитель обычно оборудованы линейными входами для подключения различных источников звука. Эти входы предназначены для подключения магнитофонов, дек, ресиверов и плееров. Такие устройства, как правило, сконструированы на основе определённого уровня сигнала, называемого «входной чувствительностью» или «чувствительностью входа», и это значение колеблется в диапазоне от 155 до 200 мВ.
Следует отметить, что сигнал, исходящий от магнитной головки проигрывателя, обладает значительно меньшей чувствительностью. Например, стандартная чувствительность ММ головки звукоснимателя составляет около 4–5 мВ, в то время как для MC головки этот показатель находится на уровне примерно 0,2 мВ. Поэтому сигнал, получаемый с виниловой пластинки, требует предварительной обработки и усиления до уровня около 150 мВ, если вы хотите обеспечить его слышимость. Именно с этой задачей успешно справляется фонокорректор, выступающий в роли дополнительного усилительного звукового каскада. Это является его основной, но не единственной задачей…..
Фонокорректор выполняет важнейшую задачу, помимо усилока сигнала, а именно эквализацию (коррекцию) амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), которая, как правило, изменяется в процессе записи.
Да, во время создания виниловых пластинок высокие частоты обычно тиражируются в большем объёме, тогда как низкие уменьшаются. Это связано с тем, что высокочастотные компоненты занимают меньшую мощность в процессе записи, в отличие от низкочастотных. Такой подход помогает свести к минимуму эффект от шумов на записи, которые в большей степени влияют именно на высокие частоты. Поэтому на этапе записи высокочастотные составляющие усиливаются, а на этапе воспроизведения — уменьшаются. В то же время низкочастотные компоненты снижаются, чтобы игла не выскакивала из паза во время проигрывания. Затем низкие частоты вновь усиливаются во время воспроизведения звука.
Эти характеристики впервые были нормированы RIAA (Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки) ещё в 1953 году. По мере развития технологий, что стало катализатором роста индустрии звукозаписи, появилась возможность делать записи на заметно более низких частотах. Вследствие этого был введён новый стандарт RIAA-78, который определил амплитудно-частотную характеристику в более широком частотном диапазоне.
Совместимость
Важно помнить, что [[ламповое оборудование]] не может обрабатывать сигнал MC-головки без использования повышающего трансформатора!
Для достижения полной совместимости как с новыми, так и с более старыми записями, многие фонокорректоры обладают адаптивной АЧХ, которая может служить промежуточным этапом для стандартизаций RIAA-78 и RIAA.
Также стоит отметить, что в коллекциях многих аудиофилов присутствуют записи, выпущенные до внедрения классического стандарта RIAA. Для воспроизведения таких записей некоторые фонокорректоры предлагают специальные режимы, например, «Old Columbia LPs». Более качественные модели часто имеют режим для воспроизведения виниловых пластинок с частотой вращения 78 об/мин, в этом случае устройство просто увеличивает уровень аудиосигнала при воспроизведении.
Тем не менее, для минимизации или устранения низкочастотных вибраций и резонансов, возникающих от колебаний, передаваемых от двигателя к проигрывателю, фонокорректоры часто бывают оснащены специализированными фильтрами.
Связь с головкой звукоснимателя
Как известно, фонокорректоры можно разделить на ламповые и транзисторные. Однако ламповые устройства не могут обрабатывать сигнал от головки MC без применения повышающего трансформатора.
Современные проигрыватели обычно используют картриджи MM и MC, в связи с чем на рынке предлагаются специальные модели транзисторных фонокорректоров для обоих типов головок, а также комбинированные модели, позволяющие менять тип головки согласно вашим предпочтениям.
Современные и продвинутые фонокорректоры предоставляют возможность регулировки необходимых параметров, что обеспечивает наиболее точную и детализированную коррекцию АЧХ, чтобы добиться качественного звука, соответствующего вашему вкусу.
Фонокорректор способен обрабатывать даже незначительные сигналы, поэтому на него может значительно влиять обратная связь от электросети. В устройствах высокого класса источником питания часто служат внешние блоки.
Наряду с этим, опытные аудиофилы иногда выбирают питание фонокорректора от аккумуляторов или даже от батареек, что также может существенно повлиять на качество звука.