Первое отличие между корягой и корнем заключается в том, что коряга растет значительно быстрее, в то время как корень может расти медленно, заняв десятилетия. В стволе дерева может насчитываться несколько корней или же присутствовать только один, что создает схожесть между ними и корягой.
Кап и сувель — как сделать заготовку для рукоятки ножа
Множество энтузиастов конструкций ножей, а также охотников изготавливают ножи-амулеты, зачастую заказывая ключевые детали, такие как клинок, больстер, древко или экзотическое дерево. Я хочу остановиться именно на последнем компоненте — древесине.
В своей практике я использовал много различных древесных пород, среди которых Бубинго, Мербао, разные сорта грецкого ореха, бука, черного дерева и многие другие… Однако, речь пойдет о совершенно другом виде древесины — нашей русской мысовой и сувельской березе. Что же это такое и как можно самостоятельно подготовить древесину для последующей переработки, дабы создать окончательный продукт — рукоятку ножа?
Способ изготовления не является новым, и я вовсе не претендую на авторство описываемой техники. Часть информации я получил из интернет-источников, а другую из книг относительно качественной резьбы по дереву. Моя задача заключалась в том, чтобы упорядочить добытые знания и адаптировать процесс сушки капа и сувели под свои условия.
Таким образом, я разработал довольно функциональный и не изнурительный процесс. Но прежде всего, разрешите мне прояснить, что представляют собой капа и дрифтвуд. К сожалению, эти термины зачастую путаются даже людьми, далекими от природы, не говоря уже об опытных охотниках. А девушки, почему-то, часто пытаются приравнять это к грибам чаге. Чага, безусловно, представляет собой гриб-паразит, который растет на поверхности дерева.
Чага представляет собой нарост на стволе дерева, внешне напоминающий спиральное переплетение волокон.
Стручок — это узловая оболочка с волокнистым покрытием, из которой вырастают многочисленные мелкие веточки. Это придаёт корневищу как фузиформную структуру, так и красивые кольца, гребни и спирали.
Если эту древесину должным образом обработать, то есть высушить и пропитать (подробнее об этом ниже), она становится не только очень красивой, но и пластичной.
Я, увы, не могу точно объяснить, каким образом образуются заусенцы и швы в древесине. Признанные эксперты в этой области выдвигают различные теории, и я ознакомился с некоторыми из них.
Где и как найти наросты капа и сувели
Первая стадия в этом процессе заключается в наблюдении. Летом, гуляя по лесу с сыном, мы обращаем внимание на потенциально интересные деревья. Оптимальный период для сбора — с сентября по октябрь, когда движение сока в деревьях замедляется и почти полностью прекращается.
- Лучковая пила — я предпочитаю шведские полотна, созданные для быстрого реза;
- Небольшой, но очень острый топорик (весом 600–800 г);
- Нож;
- Банка с масляной краской для защиты срезов.
Первоначально вам нужно аккуратно подрезать кору дерева топором, немного заступая за козырек (разницы между этими операциями нет), а затем взять лучковую пилу и начать пилить козырек. Поскольку навес достаточно толстый, как уже упоминалось, пилить и делать перерывы необходимо в несколько подходов. И это несмотря на наличие специального, очень агрессивного резца, называемого «волчьим зубом». В свое время я пробовал как отечественные, так и китайские лезвия — вывод был таким: если вы не являетесь любителем экстрима и не собираетесь использовать эту процедуру как способ занять себя, лучше избегайте такого метода! (Несколько менее трудоемким и трудозатратным является использование бензопилы, но имейте в виду, что новая цепь износится почти полностью после распила бензопилой среднего размера. Примечание редакции.)
Когда нужный участок будет отпилен, положите его на соседний ствол и аккуратно снимите кору. Важно не спешить, чтобы не испортить заготовку и не укоротить пальцы в спешке. Полученная заготовка имеет сферическую форму и достаточно сильно закручена.
Обязательно покрасьте место среза дерева. Мы получили от дерева именно то, что нам было нужно, и нет причин портить его. В течение нескольких лет мы продолжали пилить заготовки из этого дерева, и оно по-прежнему сохранилось в целости и сохранности.
Сушка или варка заготовок из капа и сувели
У вас есть два способа сушки:
- Естественная сушка — кап или сувель высыхает в естественных условиях;
- Варка в соляном растворе — этот способ используется с古их времен для ускорения процесса сушки.
Я всегда предпочитаю варить заготовки, но здесь тоже есть несколько вариантов. Вы можете развести костер в ошьй и быть внимательным к интенсивности горения (иначе огонь может погаснуть). Важно начинать готовить как можно раньше, чтобы ускорить весь процесс, конечно, чтобы избежать повреждений заготовки. Возьмите подходящую емкость и заполните её водой. Сначала растворите в воде около 100-150 столовых ложек соли — это зависит от размера контейнера и заготовки (в нашем эксперименте использовался контейнер объемом 3 литра). Во время кипячения, в течение 4-5 часов, налейте в банку (она должна покрывать кусок) и добавьте две столовые ложки соли после закипания. Вода должна кипеть равномерно.
Во время приготовления заготовки должны полностью находиться в рассоле. В противном случае древесина, скорее всего, растрескается, и все усилия окажутся напрасными. Необходимо провести не менее четырех сеансов варки с интервалом в один день. Это необходимо, потому что нашу древесину нельзя погружать в рассол за один раз. Соль высушивает сок и влагу, поэтому древесина высыхает без трещин. Между варками плотно оборачивайте заготовку газетой, меняя её по мере впитывания влаги из древесины.
После последней варки поступайте аналогично. Оставьте в газетной обертке ещё на три недели (в случае с немками), а лучше — на месяц. В последние дни газета будет почти сухой. Таким образом, наш капа готов.
Кап
Этот нарост нередко называют «ведьминой метлой». Действительно, в этом есть что-то отталкивающее, но только если вы не знакомы с тем, какие чудеса могут скрываться под толстым слоем коры.
Расположение на дереве. В отличие от колючек, корни встречаются довольно редко. Обычно они размещаются на стволе или в прикорневой зоне дерева. Гораздо реже они образуются на ветвях. Корневые узелки (капокорни) плоские, в то время как узелки на стебле или конечностях более шарообразные и нередко имеют асимметричную форму. Узелки в основном находятся с одной стороны ствола в виде характерного бугорка; реже попадаются узелки, покрывающие всю окружность дерева. Встречаются как одиночные экземпляры, так и группы колоний, создающие маленькие скопления на стволе дерева.
Образование и строение. Главное отличие между корнем и луковицей заключается в их внутреннем строении. Если разрезать ветвь, то она оказывается заполненной мелкими древесными наростами, которые называются скрытыми почками. Древесина с сучками, с другой стороны, просто искривлена и хаотично переплетена годовыми кольцами. В результате шишка представляет собой своего рода резервуар нераскрытых бутонов, созданный природой в качестве запаса. Пытаться объяснить это как-то конкретно сложно, поскольку мнения экспертов из Дендрария различаются.
Под толстым слоем коры капа и лопух едва различимы. Основным признаком, выдающим корень, являются маленькие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Эти веточки относятся к тем же спящим почкам, которые почему-то только что активизировались. Без коры разница между корой и корягой становится очевидной. Корень выглядит как покрытый конусообразными бугорками, в то время как коряга представляется совершенно гладкой.
Размер форм капы варьируется: от небольших комочков размером с грецкий орех до действительно огромных образований. Эта самая большая капа, обнаруженная на территории бывшего СССР, была найдена в лиственной березе на Сахалине. Её высота составила 1,4 метра, а окружность — 10,8 метра. Размер мыса зависит от его расположения на стволе и от породы дерева. Крупные корни традиционно считаются самыми большими, но их трудно и практически невозможно собрать, не срубив дерево. Крупные экземпляры, весом 300 кг и более, чаще всего встречаются в грецком орехе, березе и монгольском дубе. Они растут в 3-4 раза медленнее, чем коряги, и встречаются гораздо реже.
Текстура древесины капы имеет свои характерные особенности, благодаря которым её достаточно легко отличить от коряги. В древесине капа спящие почки выглядят так, будто завернуты в несколько слоев древесных волокон. Эти узелки напоминают текстуру «птичьего глаза», но их распределение в узоре не так однородно и равномерно. Здесь все хаотично: бутоны сочетаются и переплетаются друг с другом, в одних местах отсутствуют, в других расположены очень плотно. Это создает причудливые абстракции, которые отдаленно напоминают рисунок малахита.
Птичий глаз (кленовая щепа) и текстура капа
Сувель
Сучковатый кап представляет собой сучковатое дерево, не имеющее спящих почек. Иногда эти образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа, дрифтвуд не имеет сучков, и его текстура создается хаотично сплетенными сосудами. Эти перекрученные волокна образуют на стволе опухоль шаровидной или каплевидной формы. Сувель растет в три-четыре раза быстрее узла и встречается гораздо чаще на деревьях.
Отличить корневую древесину от сучковой достаточно легко. Из неё не выходят ни маленькие веточки, ни почки. Под толстым слоем коры поверхность абсолютно гладкая, без конусообразных бугорков, характерных для шишек. Хаотичное переплетение волокон создаёт красоту текстуры. Она проявляется не просто в виде небольших волн, как в некоторых других породах дерева, а формируется в плотные складки, пучки и косы. Вся красота узора усиливается особым блеском, напоминающим мраморные, перламутровые или муньеровые рисунки. У капы отсутствует такой ярко выраженный блеск.
После отделки сувель ещё больше меняет свой вид. Например, когда древесина глубоко пропитана бесцветными маслами и тщательно отполирована, она приобретает особую «костеподобную» текстуру. Благодаря этому дрифтвуд иногда называют древесной текстурой. У некоторых видов спиральные прожилки становятся видимыми сквозь структуру после обработки. Этот эффект очень ценится мастерами по производству ножей, которые обычно делают рукоятки ножей из березы, ореха и ясеня.
Плотность ручек ножей ниже по сравнению с древесиной корня. В то же время она значительно превышает твердость древесины ствола. Работа с березой и другими видами древесины требует определенного мастерства, так как, как и эвкалиптовая древесина, это не самый легкий в обработке материал. Тем не менее, несмотря на все трудности, работа с ним вызывает неизменное удовольствие. Древесина — всегда загадка, альтернатива которых у неё может действительно удивить при следующем прохождении резца.
Где найти ценные наросты
Капы и вздутия могут образовываться у всех древесных пород, но лиственные деревья более подвержены этому процессу. В наших широтах такие наросты чаще встречаются у березы, чем у любых других деревьев. Однако клен, рябина, орех, ясень, сосна, дуб и вяз также считаются предпочтительными для образования сучков. Это не означает, что другие лиственные деревья не образуют их.
Хвойные деревья имеют значительно меньшую предрасположенность к образованию побегов. Их можно встретить чаще всего у европейской ели, сибирской сосны и некоторых других хвойных пород. Сосновые шишки не уступают по красоте лиственным породам, однако они гораздо сложнее в заготовке и обработке из-за высокого содержания смолы и склонности к растрескиванию.
Лучший времени для поиска лопухов — с апреля по май. В это время лес ещё зеленый и хорошо защищенный от зарослей. Во-вторых, в это время года в деревьях начинает активно течь сок, что значительно облегчает процесс удаления коры с касается наложенных нагревателей. Особенно это касается корней, которые, как мы уже отмечали, имеют конические бугорки, затрудняющие удаление толстой коры.
Однако сбор пучков весной также может быть сопряжён с определенными сложностями. Во-первых, в это время древесина сильно насыщена влагой и труднее поддается распиловке. Во-вторых, очень влажная древесина может дать много «сюрпризов» в процессе сушки — от резкой плесени до сложных сплошных трещин, которые могут непоправимо повредить ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают искать сучки осенью, в сентябре или октябре, когда движение сока в деревьях менее активно.
Стручки и объемы обычно встречаются в лиственных лесах. Лесоводы наблюдают определенную тенденцию: в областях с рыхлым подлеском, особенно где часто затопляют весной, чаще можно встретить полезные формирования.
Если вы настроились на серьезные поиски, лучше всего установить контакт с лесниками и организовать поставку материала. Дело в том, что согласно нормам промышленной обработки древесины, капа и древесная сера считаются дефектными. Они не используются для производства форм, и не все фабрики имеют линии для производства шпона. Льняные остатки также не используются в качестве дров — они плохо конструируемы и имеют свойство тлеть, а не гореть. Конечно, переработчики древесины, скорее всего, знают, с чем имеют дело, но если вы сами не занимаетесь резьбой или заточкой, вряд ли вы будете готовы готовить и хранить заготовки крупных размеров. Поскольку стручки и ветки часто утилизируются как обычные древесные остатки, договориться о взаимовыгодной поставке обычно не составляет труда.
Существует также и другая стратегия, заключающаяся в поиске обрезков в отходах санирующей рубки. Вырубка деревьев во дворах, скверах и на улицах — систематический процесс в большинстве больших городов. Этим можно воспользоваться. Кроме того, нередко общаться с поставщиками муниципальных услуг проще, чем с лесниками. Если вы осмотрите отходы и найдёте ценную бересту, то, скорее всего, вам не будет трудно организовать ее распилку на месте.
Текстура
Береста и березовые сучки обладают уникальной текстурой, отличающейся от любой другой древесины. Уникальные узоры на срезе можно объяснить процессом формообразования.
Существует несколько причин, по которым возникают кроны у березы:
- Под корой возникает почка, которая, однако, не может пробиться через плотную кору. Чтобы спасти эту почку, она получает питательные вещества, что порождает придаточные почки. Их развитие, как правило, связано с деформацией, в результате чего образуется нарост на дереве.
- Механические повреждения, вызванные человека, животными, насекомыми или природными явлениями, также могут привести к остановке нормального развития почки. Однако эта почка продолжает заниматься жизнью, несмотря на свою деформацию, и образует новый нарост на стволе дерева.
- На месте становления почки дерево отдает все свои силы развитию капа ввиду бактерий, грибов или задержанного весенними заморозками.
Исходя из понимания схемы формирования кроны, которая развивается очень медленно, но продолжает расти на протяжении многих лет, узор, созданный ростом дерева и случайными почками, является поистине уникальным. Капы на стволах имеют более сложную и характерную структуру, чем древесные образования.
Годовые кольца изначально скручиваются и переплетаются с ядрами парафитов. Зерно вначале не видно и становится заметным лишь после шлифовки, полировки и окраски древесины. Отрезки рогожи обладают разнообразными оттенками и выглядят как перламутр. Узоры напоминают малахит.
Чоам обладает иной текстурой, чем капа, но также уникален и изыскан по-своему. Срезы древесины выглядят как волны, полосы, пятна или изгибы. Этот рисунок формируется в результате неравномерного формирования древесных колец, вызванного болезнью древесины или механическими повреждениями.
С гладкой и мягкой поверхностью глина позволяет легче осуществлять обработку. Готовые изделия из этого материала поразят своим блеском и разнообразием узоров, напоминающих поверхность мрамора.
Заготовка
В природе коряга встречается значительно чаще в виде накидки. Деревья с такими поражениями наблюдаются и в лиственных, и в смешанных лесах, как в сухих, так и в болотистых условиях. Нужно отметить, что спиливание дерева или срезка листьев растущей березы может приводить к их гибели. Поэтому после раскроя материала следует покрыть живой слой защитным лаком.
В мертвых деревьях образования уже сгнили и не пригодны для обработки. Поэтому довольно сложно найти подходящий материал для заготовки. Лучше всего данную работу наружно организовать в середине осени.
Невозможно предугадать, как будет выглядеть срез. Чем более сильно изогнуто и скручено дерево и чем больше ветвей на лезвии, тем более разнообразным становится узор. Работать с таким материалом сложнее, но одновременно и интереснее.
Щепа и древесина с корнями трудно поддаются резке: цепи нуждаются в постоянном заточке, и тут нужен хороший инструмент для заточки. Можно использовать ножовку или лучковую пилу, но это требует значительных физических усилий.
Ветки березы показывают разнообразие текстуры при срезах. Они могут быть резкими или совершенно незаметными. Древесина, ламинированная березой с еле заметным зерном, обычно обладает большей прочностью. Однако внешний вид заболони не всегда отражает наличие в ней полостей или хороших изгибов.
Сушка
Чтобы изделия не раскалывались и не разрушались во время естественной сушки, необходимо следить за тем, чтобы происходила медленная сушка. Существует несколько методов сушки березовой древесины или капа в домашних условиях.
Вот два из самых распространенных способов:
- Варка в растворе поваренной соли. Такой метод подходит для небольших кусков березы. Заготовка проводится, очищается от ненужных наростов, лохмотьев и загрязнений и помещается в тот состав жидкости, который нужно, чтобы он был выше на 2 см. На 1 литр воды требуется 2 столовые ложки соли. Затем в воду добавляются смолистые опилки, которые дают изделию оттенок охры. Кипятить необходимо 6-8 часов, затем осторожно вынуть и промыть заготовку под проточной водой. Через двое суток процесс варки повторяется, но время кипения следует уменьшить ещё на пару часов. В последующие два дня этот процесс повторяется, при необходимости ещё немного сокращая время кипячения. После этого добытую заготовку нужно оставить в горячей воде, чтобы она нагревалась, а затем обработать остатки коры. Через 2-3 недели материал становится пригодным для обработки. Этот метод подходит только для небольших заготовок!
- Для более крупных заготовок сушка требует больше времени. Запрещено при естественной сушке заносить заготовки в сухое помещение, и подготовленные спилы нужно покрывать краской или олифой. При соблюдении правильных условий высыхают они в течение 2-3 месяцев. Температура должна находиться в пределах 10-15 градусов. Позже их можно убрать в помещение, где они высохнут окончательно и будут готовы к обработке примерно через полгода.
Где применяется?
Единственным ограничением в этом вопросе становится фантазия автора; она часто начинается с оригинальных бижутерий — бус, серег и подвесок в эко-стиле, полных выразительности и тепла. Из березы часто изготавливают кухонные принадлежности, включая разделочные доски. Ярким примером частого использования березовой древесины служат ручки ножей. Этот материал прекрасно подходит для создания замечательных фигурок птиц и животных, так как он превосходно имитирует текстуры перьев и кож.
Коробочки, рамки, различные мундштуки, основы для тростника, украшения для канцелярских принадлежностей — всё это перспективные области применения древесины. Из неё можно создать очень необычные элементы мебели: банки для фруктов, всевозможные декоративные емкости. Их красота особенно проявляется, когда на изделие падает солнечный свет. Когда комната наполнена солнечными лучами, ваза на столе начинает сверкать и менять цвета; это может напоминать маленькое шоу в уникальном интерьере.
Деревянные скульптуры с самыми абстрактными темами также изготавливаются мастерами по дереву, что придаёт им оригинальность. Эти самобытные и современные работы, при этом, соответствуют принципам устойчивого развития. Они стоят своей стоимости и долго радуют глаз.
Особенности заготовки
Ищите необычную кривизну в лесу; стоит также отметить, что корень и камедь слишком часто путают с древесным грибом. Его название в научной терминологии — Inonotus obliquus, но проще назвать его чагой.
Этот гриб чаще встречается на березах, нежели чага, и даже чаще, чем наросты.
Включаю несколько советов по поиску и сбору чаги:
- Самый оптимальный момент для срезки свиля — осень, также как и для капа.
- Срезать нарост непросто — для этого может понадобиться бензопила. Однако и тут может возникнуть проблема: цепи пилы быстро теряют остроту при работе с устойчивым и прочным образованием.
- Если нет бензопилы, подойдут и ручные инструменты, но только те, чьи зубья остро наточены. Если пила будет тупой, работа тяжело скажется как на мастере, так и на дереве, которое подвергается повреждениям.
- Чтобы избежать ненужного дупла, срезы сувели нужно мазать садовым варом. Вместо вара также подойдет и глина, и замазка масляной краской.
- Если вы нашли действительно крупный свиль, подумайте о том, стоит ли его срезать. Если нарост значителен, это может вызвать сильный вред дереву.
- Первая обработка варьируется. Вы можете оставить древесину на воздухе в натуральных условиях, но тогда естественная сушка может занять год или два. Ускорить процесс можно так: кора удаляется с заготовки, затем она оборачивается газетой и помещается в черный полиэтиленовый пакет. Бумага смягчит нагрев, что защитит материал, а пакет создаст парниковый эффект. Если сувельушка сушится на улице, черный полиэтилен быстро нагреется от солнца, иначе – от батареи внутри помещения. Этот процесс равномерный, поэтому вам не следует беспокоиться о растрескивании. Пакет, проходя, можно не плотно завязывать, оставив немного пространства для воздуха. На весь процесс уйдет примерно 25 дней.
Но сбор и сушка урожая — это только начало. После этого древесину нужно подготовить.
Секреты обработки
Представленный ниже метод обработки отличается популярностью. Он позволяет придать древесине желаемый оттенок, ускорить процесс сушки и сделать текстуру более выразительной.
Сушка древесины выполняется по определенной системе.
- В кастрюлю помещают только очищенные от коры заготовки. Воду добавляют так, чтобы жидкость покрывала материал на 3 см. Затем на 1 литр воды добавляют 2 столовые ложки соли, и ёмкость ставят на огонь. В раствор добавляют опилки: подойдут ольховые или березовые, хвоя также будет хорошим выбором. Они необходимы в качестве натурального красителя.
- Когда вода закипает, огонь уменьшается, и варка продолжается четыре часа. Если нужно обрабатывать крупную заготовку, может понадобиться подождать все 6 часов. После чего воду сливают, а древесину оставляют подсыхать. На второй и третий день процессы повторяются. Суммарно кипение должно составлять не менее 12-18 часов в течение трех суток подряд.
Простая физика объясняет, почему варка в солевом растворе так необходима. В древесине содержится сок, и ее плотность ниже плотности солевого раствора. Во время варки в материал проникает вода и начинается процесс обезвоживания. Древесный сок вытесняется, а солевой раствор впитывается. Таким образом, происходит элементарная диффузия жидкости, что приводит к уменьшению высыхания древесины.
После кипячения материал следует завернуть в газету и поместить в пакет. На следующий день стебель еще будет влажный, и оставлять его в газете можно без лишних хлопот. В крайнем случае, можно оставить, чтобы материал просыхал в этом виде еще один день.
Бревно может быть как сырым, так и готовым. Черновая обработка предполагает вырезание материала для придания будущей формы заготовке. Например, для чаши внутреннюю часть вырезают сверху вниз, а излишки древесины удаляют, перемещая материал от стен к центру под углом 45 градусов. В этом помогут дрель или зубило. Стенки не обязательно должны быть чересчур тонкими: во время сушки они могут стать хрупкими, не исключено даже появление трещин. После того, как изделие вернет свою первоначальную форму, оставьте его на несколько дней на открытом воздухе, но не под прямыми солнечными лучами.
Заключительная работа — это устранение угловатых форм, стремление приблизиться к окончательному виду изделия и выявление структуры березовой кости.
Если во время этой работы обнаружены дефекты материала или небольшие трещины, поможет смесь клея и опилок. После этого можно очистить шероховатости с помощью скребка или проволочной щетки. Работайте часто и тщательно, но при этом аккуратно. Вы можете шлифовать изделие с помощью дрели или лучше вручную — наждачной бумагой.
Остается лишь удалить пыль с готового изделия и, при желании, отполировать его. Древесину обрабатывают иногда лаком, иногда воском, а также смазывают горячим маслом. Этот процесс занимает много времени и требует больших трудозатрат. Но изделия из бересты пользуются высокой ценой на рынке.
Применение
Изделия из бересты демонстрируют замечательную изобретательность и разнообразность. Особенно популярны ювелирные украшения и оригинальная бижутерия, которая сегодня востребована в эпоху экологичного стиля и бохо-дизайна. Эти украшения прекрасно подходят тем, кто предпочитает натуральные материалы и естественные цвета, такие как бежевый, молочный, зеленый и песочный.
Из бересты также изготавливают крайне красивые кухонные принадлежности. Разделочные доски — наиболее известный продукт из березы. Однако, конечно, рукоятки ножей также имеют своих почитателей — это уже настоящая традиция. Данный материал плотный, легко обрабатываемый и очень эстетичный, поэтому рукояти ножей всегда будут на пике популярности. Такие ручки не теряют своей привлекательности на протяжении многих лет и даже десятилетий. Ремонт кухни может изменяться, однако вам по-прежнему нужен стильный и красивый нож, который не выйдет из моды. Ручки из березовой древесины идеально подходят для этого.
Фигурки птиц и животных также могут создаваться из бересты, так как древесина легко поддается обработке, визуально повторяя текстуру перьев, змеиной кожи или меха животных. Изгибы древесины вдохновляют автора на создание новых идей. Деревянная картина должна быть частью общей картины, панно или другого предмета искусства, а не самостоятельным произведением.
В общем, все, кто любит работать с деревом, найдут много вдохновения в этом материале.