Некоторые выражают сомнение относительно того, что клей, применяемый для «башмака» данной обуви, наносит больше вреда копыту, чем использование гвоздей. Тем не менее, многие специалисты убеждены, что мягкая «обувь» действительно приносит пользу лошадям, страдающим от ламинита — заболевания, затрагивающего соединительную ткань между костью и стенкой копыта.
Зачем подковывают лошадей
Постановка вопроса о том, почему лошадям требуются подковы, которые не были нужны до их одомашнения, имеет простое объяснение. В дикой природе лошади не нуждались в этих средствах защиты, поскольку преодолевали большие расстояния по мягким грунтам или травяным настилам, выбирая свои маршруты. Однако с приходом одомашнивания и полной зависимости от человека ситуация изменилась. Лошади, использовавшиеся в качестве тягловых животных, должны были перевозить различные грузы и людей по жестким, часто мощеным или каменистым поверхностям. При этом выступавшие впереди всадники часто были хорошо вооружены и несли тяжелые инструменты, такие как бензопилы. Все это создавало значительную нагрузку на копыта лошадей. Чтобы защитить подошвы ног от повреждения, человек разработал специальную обувь для них, именуемую подковой.
Использование подков для лошадей начало развиваться еще в третьем или четвертом веке нашей эры у народов, которые активно занимались добычей металлов. До этого момента подковы изготавливались из кожи или тростника, что делало их недолговечными. Первые металлические подковы были применены в Азии, и постепенно они эволюционировали в форму, схожую с современными железными сандалиями. Важным этапом было изобретение нового типа изогнутых подков, который был установлен в третьем веке. В России практика ковки лошадей была официально внедрена согласно указу Петра I в 1715 году о «об обучении кузнечному ремеслу во всех губерниях российского народа». Со временем наличие кованой лошади стало символом престижа для ее владельца.
Подкова на лошади
Для чего нужны подковы
Теперь становится ясно, зачем обувают лошадей. Копыта животных, как правило, достаточно устойчивы для передвижения по нетронутой местности, способные избегать острых камней и неровностей. Дикие стада лошадей инстинктивно знали, как выбирать безопасные маршруты. Однако в условиях современного содержания лошадей, которые в основном заперты в конюшнях и сильно ограничены в движении, ситуация сильно изменилась. Это ограничение приводит к размягчению рогового слоя копыт и ускоренному стиранию их поверхности. В результате появляются трещины и другие повреждения, через которые грязь и микробы могут проникает внутрь копыта, вызывая воспаление. Это, в свою очередь, приводит к тому, что животное начинает хромать от боли и вскоре может вовсе отказаться от движения.
Чтобы предотвратить воспаление копыт и их повреждение, требуется регулярная подковка. Почему же лошадям нужны подковы? Они позволяют избежать поскальзывания на сырых, мокрых и скользких поверхностях, таких как земля, трава или лед. Защищая и поддерживая травмированные или деформированные копыта, подковы облегчают животным передвижение. Это особенно важно в конном спорте, где лошади, обладающие подковами, лучше справляются с прыжками на препятствиях и выглядят более изящно во время езды. Для этих целей разработаны различные виды подков, исходя из их предназначения. Форма башмака круглая для переднего копыта и слегка вытянутая для заднего, что соответствует анатомическому строению конечностей лошади.
Конструкция подковы
Простая подкова представляет собой изогнутую металлическую пластину с несколькими ключевыми составляющими. В ней выделяют узлы (часть от переплета до пятки), которых бывает два: внутренний и внешний. Внутренняя часть подковы соприкасается с копытом, а внешняя — с поверхностью земли во время движения. Также в передней части пластины находится крючок или подошва — небольшой выступ, который обеспечивает дополнительную надежность. Важно отметить, что подкова имеет специальные гвоздевые дорожки и гвоздевые отверстия для ее крепления. При этом гвозди используются особенно в холодное время года для предотвращения соскальзывания при передвижении по ледяным поверхностям. Вкратце, можно выделить три основные части подковы: горб, боковую кромку и заднюю кромку.
Плоскость подковы, контактирующая с роговой крышкой (или рогом), обычно делится на внутреннюю и внешнюю части. Наружная поверхность подковы должна быть ровной и идеально подогнанной, поскольку она несет ответственность за всю поддержку копыта. В нижней части пластины расположена ногтевая дорожка. Головки гвоздей после забивания не извлекаются, так как они оказаны вместительными и прочно сидят в земле. В области дышла и пятки отсутствует гвоздевая дорожка, что способствует удобству. При креплении лепестка следует быть аккуратным, чтобы не повредить ткани под роговицей. Для разных размеров лошадей применяются от 6 до 12 гвоздей. Всего имеется 13 стандартных размеров подков, и они обычно продаются парами для передней и задней частей.
Назначение и частота подковки
В условиях современного содержания лошадей, когда они живут в конюшнях, важно учитывать, что их движение значительно меньше, чем у диких сородичей. Копыта таких лошадей становятся мягче, что, в сочетании с тяжелыми физическими нагрузками, которым они подвергаются, приводит к более быстрому изнашиванию, чем окружающие их копыта. У лошадей, страдающих от износа копыт, появляются боли, хромота или даже полное нежелание передвигаться.
Даже в древности люди понимали необходимость защиты копыт своих лошадей. В ту далекую эпоху использовалась обувь, сделанная из металла, но со временем стало ясно, что подобные подковы причиняют дискомфорт животным. Это подтолкнуло к изобретению более совершенных моделей из прочных, но легких материалов.
Обутая лошадь благодаря подковам не испытывает дискомфорта от постоянного контакта с жесткими поверхностями асфальта или бетона. В зимнее время такие подковы оснащаются специальными шипами, что улучшает устойчивость лошади в условиях гололеда. Замена накладок производится через регулярные промежутки времени, и частота чистки обуви зависит от условий содержания и основной деятельности животного.
Растущие копыта лошади с течением времени могут менять форму, поэтому правильный уход за копытами заключается в регулярной смене обуви примерно раз в месяц. Критически важно, чтобы обувь соответствовала размеру лошадиной подковы.
При условии, что все сделано правильно, лошадь будет передвигаться легко и безопасно.
Разновидности подков
Подкова должна быть преимущественно удобной для лошади и обеспечивать ей высокий уровень безопасности. В настоящее время существует несколько основных типов обуви: спортивные, стандартные и ортопедические подковы. Каждая из этих групп имеет свои модификации, которые соответствуют различным видам деятельности. Кроме того, они разнообразятся по размеру и материалам изготовления.
Спортивные
Спортивные подковы предназначены для участия в конных гонках и соревнованиях. Эти изделия изготавливаются из легкого и прочного металла, как сталь, алюминий или их сплавы, что делает их весом легкими. Вес и форма зависят от типа конкуренции, в которой участвует лошадь. Для соревнований доступны легкие модели, весом 120 г и менее, в то время как для мультиспортивных категорий ориентируют на обувь весом 180-200 г. Последние примечательно тяжелее за счет утолщенной подошвы и бортов, что помогает в обеспечении долговечности.
Стандартные
Стандартные подковы предназначены для обывателей рабочих лошадей. Их вес составляет не менее 200 г, и в зависимости от размера может достигать до 720 г. В комплект таких подков входят дополнительные съемные заглушки: закругленные и небольшие — для летнего времени, а также острые и большие — для использования в зимний период на льду.
Стандартные подковы могут быть изготовлены как мастерами-кузнецами, так и на фабриках.
Ортопедические
Ортопедические подковы могут изготавливаться из стали, алюминия или пластика, и их выбор осуществляется индивидуально в зависимости от конкретных травм, травм или особых нужд лошади. Их конструкция разрабатывается с учетом всех потребностей животного. Эти типы подков необходимы для облегчения болевого синдрома, ускорения заживления и улучшения выравнивания походки.
Внешне такие подковы напоминают обувь с пружинными пряжками и пластиковыми ремешками. Важный момент: они не используют гвозди, что позволяет быстро заменять обувь при необходимости. Хотя стоимость таких подков высока, некоторые владельцы предпочитают использовать более доступные заменители, которые также изготовлены из пластика, и для закрепления могут применяться маленькие гвозди или клей. Внешне эти подковы не отличаются от традиционных моделей.
Легкие алюминиевые подковы обычно используются в спортивных целях. В свою очередь, пластиковые подковы могут помочь лошадям восстановиться после травм. Кроме того, существует специальная резиновая обувь, которая защищает копыта лошадей, использующихся в рекреационных мероприятиях и не наносит вреда покрытиям дорожек и аллей.
Современные подковы для лошадей не крепятся с помощью гвоздей, а только на клеевой основе. Поскольку интенсивный износ обуви приводит к необходимости частой замены, отсутствие гвоздей делает процесс замены значительно проще.
Необходимые инструменты
Фермеры и владельцы крупных стад часто используют специальную машину для чистки копыт и обуви. Владельцы небольших коней, как правило, редко прибегают к такой технике, и на это есть свои причины. Это устройство предназначено для ограничения движения животного во время процедуры. Лошадь помещают внутрь машины, поднимают ее конечность и ставят на крест, что значительно упрощает как подготовку к подковке, так и сам процесс забивания.
Важно не использовать подручные материалы. Для эффективного проведения забивания следует применять специально назначенные инструменты. Иначе можно не только причинить боль животному, но и травмировать его конечности. Для осуществления данной процедуры потребуется следующий набор инструментов:
- специальные клещи для захвата;
- уклоны (для поднятия ноги);
- рашпиль с различной насечкой;
- обсечка для обрезки;
- копытный нож;
- ключ для захвата;
- молоток для забивания гвоздей.
Гвозди, которые используются для крепления обуви, отличаются специальной головкой и изогнутым стержнем. Они обычно изготовлены из углеродной стали и выпускаются в размерах от 45 до 70 мм. Крепежные элементы являются одноразовыми и не должны применяться повторно после того, как подкова уже была снята. Убедитесь, что все инструменты чистые, безопасные и хорошо заточены, чтобы избежать травм.
Зачем лошадям нужны подковы
Может возникнуть вопрос: зачем лошадям нужны подковы? Ведь дикие лошади спокойно обходились без них, не так ли? На самом деле, это решение зависит от каждого владельца, который принимает решение относительно необходимости подков. Более того, иногда это становится необходимостью из-за определенных обстоятельств или состояния самой лошади.
Копыта — это важный аспект, который лошади приобрели за миллионы лет процесса эволюции. С древних времен лошади много времени проводили на ногах, так как почти всегда их жизнь проходила в движении, и даже во время сна они принимали стоячее положение. Со временем на средних пальцах их ног образовался роговой нарост, защищающий нежную и чувствительную сердцевину их копыт.
На протяжении всей эволюции копыта лошади справляются с весом животного, предотвращают возможные повреждения суставов, амортизируют удары при каждом шаге и через это улучшают кровообращение. В такой «обуви» лошади чувствуют себя комфортно. В то же время большинство диких жеребцов не имеют необходимости в обуви, поскольку они активно находятся в движении, активно ищут пищу и источники воды, участвуют в соревнованиях и спасаются от хищников. Все это способствует естественной адаптации их копыт к разнообразным условиям окружающей среды.
Зачем подковывают лошадей?
С другой стороны, домашние лошади часто вынуждены выполнять тяжелые работы: они тянут грузы и всадников, перемещаются по каменистым, булыжным или просто жестким покрытиям, что в конечном итоге приводит к истощению копыт. Появление признаков некомфортного хождения может проявляться в виде легкой хромоты. Именно поэтому подковы изготавливаются для выполнения защитной функции копыт.
Опытный кузнец осуществляет процесс подковки быстро и осторожно; он вбитает стальной (реже, алюминиевый, резиновый, медный или пластиковый) башмак в роговой слой ноги лошади с помощью специальных гвоздей, и вся процедура завершена!
Будет ли больно лошади, если ее подковать?
Следует отметить, что процедура подковки не вызывает боли у лошади, поскольку роговое вещество, из которого состоит подошва копыта, не содержит нервных окончаний. Таким образом, на самом деле не будет болезненных ощущений даже при прикладывании раскаленного ботинка. Причина этого заключается в отсутствии принципиальной разницы между горячим и холодным забиванием подковы, хотя разница на уровне материала может оказывать влияние. Когда у лошади подковы из горячей добавки (не красной, естественно, а именно в процессе затвердевания), они становятся более прочными и долговечными.