Определить разницу между бордюром и поребриком можно лишь при их установке на месте, так как функционально это те же изделия.
Бордюр или поребрик? Как правильно и в чем разница?
Бордюры и поребрики представляют собой низкие барьерные конструкции, предназначенные для обозначения границ между проезжей частью и тротуарами, пешеходными дорожками, газонами или другими территориями с различным назначением. Их изготавливают из тяжелого бетона, как армированного, так и неармированного, а также из натурального камня, чаще всего из гранита. В процессе дорожного строительства эти изделия создаются из бетона и железобетона в соответствии с ГОСТ 6665-91, а также из камня в соответствии с ГОСТ 6666-81. Изделия из бетона и железобетона производятся по стандартам в различных формах: прямые, прямые с расширениями, прямые с парашютом, изогнутые и коридорные.
Основная задача этих конструкций в дорожном строительстве заключается в демаркации, то есть четком обозначении границ:
- между проезжей частью и пешеходной зоной;
- между велосипедной дорожкой и тротуаром, а также проезжей частью;
- между автодорогой и площадками для остановки автобусов, троллейбусов, маршрутных такси или трамвайными путями;
- между газонами и зонами мощения.
Кроме того, кубы могут также использоваться для организации водопропускных труб.
Что же такое поребрик и чем он отличается от бордюра?
Существует мнение, не подтвержденное общепринятыми нормами, что термины «бордюр» и «поребрик» имеют различия в способах их монтажа.
Бордюр или поребрик?» width=»500″ />
- Поребриком обычно называют бортовые камни, установленные таким образом, что их верхняя грань находится выше уровня мощения и плоскости, с которой она соприкасается.
- Бордюр, напротив, представляет собой конструкцию, верхняя грань которой находится вровень с верхней зоной мощения.
Существуют также неофициальные предположения о том, что различия между бордюром и поребриком могут заключаться в их размерах. Например, термин «бордюр» может относиться к узким изделиям небольших размеров, применяемым для разделения дорожек в парковых зонах и газонах, в то время как слово «поребрик» чаще обозначает более широкие сборные бетонные или каменные полосы, отделяющие проезжую часть от тротуаров.
Термины «бордюр» и «обочина» довольно часто встречаются в официальных документах и на схемах.
Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?
В некоторых случаях использование термина «бордюр» считается оправданным:
- Когда речь идет о декоративной кирпичной кладке, при которой один ряд кирпичей располагается под углом к фасаду, с выступающим краем.
- На гоночных трассах для повышения безопасности соревнований. Эти разделительные конструкции устанавливают как на внешней, так и на внутренней стороне трассы в области поворотов. Для таких целей используют изделия с ровной или волнистой поверхностью, которые значительно уменьшают скорость автомобилей при наезде на них.
Термин «бордюр» применяется не только в дорожном строительстве, но и в более широком контексте, как обозначение цветной полосы (бордюра), обрамляющей различные объекты: ковер, полотно, аллею или площадь.
Важным аспектом является то, что географически терминология варьируется. Так, в Санкт-Петербурге, Карелии и Новосибирске разделители улиц часто называются «бордюрами», в то время как в Москве и других регионах России чаще употребляется слово «поребрик».
Церковь в Зверином монастыре, Великий Новгород. Ряды поребрика и бегуна. 1468 год.
Бордюр можно рассматривать как вид декоративной кирпичной кладки, где ряд кирпичей установлен под углом к поверхности стены (при этом грань обращена наружу). Он получил широкое применение у древнерусских зодчих и был особенно популярен в таких городах, как Великий Новгород и Псков. Важно помнить, что бордюрный камень следует отделять от бегуна, с которым он часто использовался вместе.
В дорожном строительстве
Произведения писателя Святослава Логинова подчеркивают, что «бордюр» — это корректный термин для обозначения профилированного разделителя проезжей части, в случае когда тротуар приподнят выше уровня дороги.
Руководство по строительству полноповерхностных покрытий городских дорог (ВСН 1-94, издание 1996 года) не приводит упоминаний ни о бордюре, ни о поребрике, вместо этого предлагая использовать универсальный термин «бордюр». Данный термин также не встречается ни в одном из действующих ГОСТов на дорожное строительство. Тем не менее, в коммерческих предложениях на услуги можно заметить упоминание «укладка бордюра,» основываясь на ГОСТ 52289-2004, в котором, опять же, используется исключительно термин «бордюр».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «бордюр» представляет собой народное название для нечеткого ограждения улицы от других зон. В то время как «бордюр» имеет свою определённую форму, соответствующую конкретным стандартам. Так, в упомянутом ГОСТе описывается сторона бордюра и вершина (разметка), что указывает на его высоту над проезжей частью и видимость верхней части, а также обозначает «островок безопасности», который должен быть выделен разметкой или брусчаткой и иметь высоту 10 см. Более того, в ГОСТ Р 52767-2007 это также упоминается следующим образом:
4.2.4 Направляющие островки. Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием спиртового уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427. Высота бордюра определяется как расстояние между проезжей частью и нижним краем спиртового уровня, установленного горизонтально к верхнему краю бордюра. Высота бордюра не должна превышать 10 см в любой точке. 4.2.5 Острова безопасности. Высота бордюра островов безопасности подлежит измерению в соответствии с пунктом 4.2.4.
Согласно этому ГОСТу, верхний край бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), что означает, что он выглядит точно так же, как край любого тротуара.
Поребрик в авто- и мотоспорте
На гоночной трассе бордюр представляет собой низкий бортик, ограничивающий трассу на поворотах. Эти бордюры устанавливают как с внешней, так и с внутренней стороны дорожки, у входа и выхода, а также в районе самой вершины поворота. Они могут иметь разные формы — от плоских, едва выступающих, до волнистых, подобно доскам. На плоском бордюре проще заехать, позволяя тем самым несколько сократить поворот или сделать его шире. В то же время следует избегать высоких или волнистых бордюров, так как они могут снизить скорость автомобиля при прохождении поворота и привести к повреждению гоночного автомобиля.
Бортиковые разделители повышают безопасность гонок и помогают сохранить качество дорожного покрытия в тех местах, где автомобили чаще всего съезжают с трассы.
Эти бортиковые конструкции обычно окрашены в чередующиеся полосы двух разных цветов, чаще всего белого и красного.
Основные различия в характеристиках
Разделительный элемент, называемый бордюром, делится на три основных типа, в зависимости от его предназначения:
- дорожный — предназначен для обрамления проезжей части;
- тротуарный — используется для окаймления пешеходных зон;
- декоративный — служит для обрамления цветников и различных элементов ландшафтного дизайна.
Вы можете заметить, что также существуют различия в размерах. Более крупные камни, как правило, используются для отделения проезжей части от других участков, выполняя при этом важную функциональную задачу. Эти бордюры защищают дорожное полотно от быстрого разрушения и пешеходов от возможного наезда транспортных средств. То есть, конструкция бордюра должна быть достаточно прочной, чтобы остановить автомобиль в критических ситуациях.
Материалы, используемые для окантовки тротуаров, имеют меньшие размеры. Это решение помогает снизить износ асфальтированной поверхности. Такие конструкции также препятствуют росту растительности в нежелательных местах. В некоторых случаях тротуарная плитка может быть заменена на декоративную и наоборот. Последний тип конструкции встречается исключительно как ограждение и дополнительное украшение ландшафтных объектов.
Бордюр может варьироваться по форме верхней грани. Формы могут быть следующими:
- квадратные (срезаны под прямым углом);
- наклонные под определенным углом;
- округлые с одной или двумя сторонами;
- D-образные;
- с плавными или резкими границами, напоминающими волны.
Высота бордюра обычно составляет от 20 до 30 см, ширина же зависит от назначения и варьируется в пределах 3-18 см. Длина бордюрного камня стандартно достигает 50 или 100 см. Порой камни перед укладкой раскалываются, чтобы получить более мелкие элементы. Размер, в свою очередь, напрямую зависит от того, где будет установлен материал. В зависимости от способа укладки — вручную или механически — могут быть использованы разные элементы бордюров.
Бордюры и бордюрные камни доступны в любом цвете и с разными характеристиками, что также влияет на их эксплуатационные качества и степень частоты использования. Согласно статистике, определенные варианты наиболее популярны.
Чем еще поребрик отличается от бордюра?
Принципиальное различие между бордюром и поребриком заключается в способе их размещения. Например, в случае укладки бордюра камень устанавливается вровень с поверхностью, тогда как при укладке поребрика материал поднимается, выступая над основной плоскостью. Во время укладки бордюра важно учесть несколько ключевых моментов.
- Сначала необходимо подготовить траншею. При установке поребрика глубина траншеи должна составлять 1/3 от высоты камня, тогда как для укладки бордюра траншея роется почти на всю высоту материала.
- Важным моментом является качественное уплотнение грунта в траншее.
- Предварительно следует произвести разметку с помощью колышков и нитки. При натягивании рекомендуем использовать строительный уровень для проверки.
- Необходимо укрепить конструкцию. Для этого обычно применяется сухая смесь песка и цемента в соотношении 3:1. Важно равномерно распределить её по дну траншеи.
- Нить следует поднять для установки поребрика или опустить для монтажа бордюра так, чтобы обозначить нужную высоту конструкции.
После выполнения всех этих действий, работы по установке продолжаются одинаково. Необходимо замешать цементный раствор, уложить камни и заделать швы. Важно заметить, что в начале выполняется укладка бордюров, а затем уже тротуарной плитки. Швы при этом должны составлять не более 5 мм.
В случае установки бордюров или поребриков на клумбах, после высыхания раствора их можно аккуратно присыпать землей для эстетического оформления.
Бордюр обладает значительным функциональным значением. Эти прочные плиты не только придают нарядный вид окружающей среде, но и препятствуют росту растений в неподходящих местах. Правильно расположенная конструкция способна предотвратить вымывание и распространение почвы. Если дорожка обрамлена плитами с обеих сторон, она будет служить значительно дольше, чем аналогичная дорожка без бордюров.
Согласно нормам, установленные ГОСТом, оба типа конструкций должны устанавливаться в различных зонах. Бордюр представляет собой наиболее эффективное решение для отделения газона от пешеходной дорожки. В этом случае камни предотвращают рост нежелательных растений. Кроме того, бордюр также эффективен для разграничения пешеходной зоны и тротуара, поскольку это напрямую связывает с безопасностью пешеходов и сохранением качественных характеристик дорожного покрытия.
Бордюр служит для разделения различных участков улицы, таких как тротуары, паркинги и зоны отдыха. В этих случаях лучше всего проявляются эстетические качества бордюра. Функциональное назначение особенно ярко выражено при обрамлении велосипедных дорожек, так как такое возвышение предотвращает произвольное пересечение пешеходов на этих участках.