Магнитные пускатели и контакторы выполняют аналогичные функции, так как оба типа устройств предназначены для управления работой электродвигателей и других электрических механизмов. Эти устройства способны часто осуществлять включение и выключение таких устройств, что делает их незаменимыми в промышленных и бытовых электрических системах.
Хотя назначение этих устройств можно считать почти идентичным, существует ряд отличий между ними. Принцип их работы также схож, так как обе категории основываются на действиях электромагнита. Они подходят для работы в цепях постоянного тока с напряжением до 440 В и в цепях переменного тока с напряжением до 600 В. И магнитные пускатели, и контакторы имеют:
- Рабочие (силовые) контакты, которые отвечают за управление нагрузкой и контролируют ее работу.
- Вспомогательные (управляющие) контакты, которые необходимы для функционирования различных сигнальных устройств и индикаторов на панели управления.
С первого взгляда кажется, что различий между пускателями и контакторами нет, однако они довольно заметны. Важно отметить, что пускатели проектируются для работы с малым током, не превышающим 10А, тогда как контакторы предназначены для переключения электрических цепей с большими токами, способными достигать сотен ампер. Конструкция этих устройств может отличаться из-за экранов и арочных желобов, которые необходимы для работы с высокими токами.
Внешний вид этих устройств может быть схож, но есть и отличия.
В дополнение ко всему, магнитные пускатели часто выполняются в прочных пластиковых корпусах, тогда как контакторы, как правило, не имеют защитных корпусов. Это означает, что для установки контакторов требуется использование защищенных мест, таких как специальные коробки, доступные только обслуживающему персоналу. Важно также помнить, что контакторы должны быть защищены от влаги, пыли и загрязнений, чтобы гарантировать их надежную работу.
Магнитные пускатели, как правило, используются для включения и выключения трехфазных асинхронных электродвигателей. В этом случае они оборудованы тремя парами рабочих контактов, а также вспомогательными контактами, которые обеспечивают питание стартеру в процессе работы. Данный функционал позволяет использовать пускатели для управления работой различных устройств, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
Из-за схожего принципа работы их нередко называют «малогабаритными контакторами». Этот термин можно встретить в прайс-листах, несмотря на то, что пускатели и контакторы изначально имели четкие различия. В основном, с магнитными пускателями больше работали электрики и специалисты по обслуживанию оборудования.
Описание магнитных пускателей и контакторов промышленного типа. Отличия между пускателями и контакторами. Классификация и основные технические характеристики стартеров.
Схема подключения трехфазного двигателя в сеть через автоматический выключатель
Данное подключение можно рассмотреть более подробно следующим образом:
Подключение двигателя через автоматический выключатель. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА.
На представленном рисунке (Схема 3) отображен автоматический выключатель, который защищает двигатель от перегрузок и коротких замыканий. В этой схеме показаны кривые, обозначающие защиту: «квадратные» линии для защиты от перегрузок и «круглые» для защиты от короткого замыкания. Под автоматическим выключателем имеется в виду стандартный трехполюсный автоматический выключатель с тепловой характеристикой нагрузки C или D.
Отмечу, что для прикидки необходимого теплового тока, обусловленного настройкой тепловой защиты, нужно взять номинальную мощность трехфазного двигателя (указанную на паспортной табличке) и умножить ее на 2.
Автоматический выключатель, используемый для запуска электродвигателя, должен иметь силу тока 10А, что позволяет включить двигатель мощностью до 4 кВт. Обратите внимание, что это значение не должно превышать указанные цифры.
Схема 3 имеет право на существование, что может быть объяснено низким уровнем знаний местных электриков или финансовыми ограничениями.
Схема работает адекватно, аналогично тому, как соединение меди и алюминия может нормально функционировать в течение долгого времени. Однако однажды такое «правильное» соединение может перестать быть надежным и привести к перегреву двигателя или его выходу из строя.
Если вы уже используете подобную схему подключения, крайне важно тщательно подбирать ток автомата, чтобы его номинал был на 10-20% выше рабочего тока электродвигателя. Рекомендуется также выбрать характеристику теплового расцепления D, чтобы избежать срабатывания автомата при резком запуске двигателя.
Например, если мощность двигателя составляет 1,5 кВт, мы можем оценить максимальный рабочий ток как 3А (следует отметить, что реальный рабочий ток может быть ниже, и лучше его измерить). Это подразумевает, что необходимо установить трехполюсный автомат на 3 или 4 А, в зависимости от значения пускового тока.
Достоинством такой схемы подключения двигателя является ее доступность по цене, а также простота как в исполнении, так и в дальнейшем обслуживании. Это может быть крайне полезно в тех местах, где двигатель включается вручную на протяжении всего рабочего дня. Однако эта схема имеет и некоторые недостатки, среди которых:
- Отсутствие возможности регулировки теплового тока автоматического выключателя. Чтобы гарантировать надежную защиту двигателя, ток отключения автоматического выключателя должен составлять 10-20% выше номинального рабочего тока двигателя. Необходимо периодически измерять ток двигателя с помощью клещей и, если потребуется, корректировать ток срабатывания тепловой защиты, так как обычный автоматический выключатель не обладает возможностями подобной регулировки.
- Отсутствие возможности дистанционного или автоматического включения и выключения двигателя.
Несмотря на эти недостатки, существуют способы их устранения, которые будут продемонстрированы на следующих схемах.
Схемы подключения трехфазного электрического двигателя На практике, когда электрик устраивается на работу на каком-либо промышленном предприятии, его ждет множество задач, связанных с подключением различных электродвигателей.
Схема подключения трехфазного двигателя в сеть через автоматический выключатель
Общее подключение двигателя через автоматический выключатель будет выглядеть следующим образом:
Подключение двигателя через автоматический выключатель. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА.
На схеме 3, представленном выше, мы видим автоматический выключатель, который обеспечивает защиту двигателя от перегрузок и коротких замыканий. Кривые, изображенные на схеме, указывают на уровни защиты: «квадратные» кривые для превышения тока и «круглые» для защитных мер при коротком замыкании. Под автоматическим выключателем подразумевается стандартный трехполюсный автоматический выключатель с тепловой характеристикой типа C или D.
Не забывайте, что для предварительного выбора (или оценки) необходимого теплового тока для настройки тепловой защиты, следует номинальную мощность трехфазного двигателя (указанную на паспортной табличке) умножить на 2.
Стабильный защитный выключатель для включения электродвигателя необходим с силой тока 10А, что позволит включать мотор мощностью до 4кВт. Это важно — не превышать данной мощности.
Схема 3 имеет право на существование (из-за недостатка знаний или неосведомленности местных электриков).
Система функционирует вполне нормально, однако стоит помнить, что соединение меди и алюминия может без проблем работать несколько лет. Но в один момент «хорошее» соединение может разрушиться. Это приведет к перегреву и, в конечном итоге, к поломке двигателя.
Если мы уже выбираем эту схему, очень важно тщательно подбирать ток автоматического выключателя, что бы его номинал был на 10-20% выше рабочего тока мотора. Так же желательно выбирать характеристику теплового расцепления D чтобы избежать ложных срабатываний при резком старте двигателя.
Следующий пример: если мотор мощностью 1,5 кВт, мы сможем оценить максимальный рабочий ток в 3А, хотя реальный рабочий ток может влиять на вам и необходимо измерить. Это означает, что трехполюсный автомат следует повесить на 3 или 4 А, в зависимости от имеющегося пускового тока.
Плюсом, который стоит отметить, является экономичность данной схемы подключения и простота как в исполнении, так и обслуживании. Данная схема будет удобна в тех местах, где двигатель требуется включать вручную на протяжении всей смены. Однако, у данной схемы также есть свои недостатки включая:
- Отсутствие возможности изменения теплового тока автомата. Для оптимальной защиты теплоотключения автомата должно составлять 10-20% выше номинального тока двигателя. Ток мотора следует периодически измерять и при необходимости менять значение срабатывания тепловой защиты. Обычные автоматы решения данной задачи не предложит.
- Необходимость отсутствия возможности выполнять включение/выключение дистанционно или автоматически.
Эти недостатки можно исправить, и на последующих схемах будут представлены показания для их корректировки.
Подключаем электродвигатель от 380 до 220В с конденсаторами и без, для реверса и с тремя выходами без потерь мощности: схемы и особенности конструкции.
Как подключить через конденсаторы
Прежде всего, необходимо разобраться, какая схема используется в вашем электродвигателе. Для этого откройте заглушку, откуда выведены клеммы устройства, и посмотрите, сколько проводов выходит из него (чаще всего их бывает шесть).
Обозначения выглядят следующим образом: C1-С3 представляют начало обмотки, а C4-С6 – концы обмотки. Если начало или конец обмоток соединены между собой, такая конфигурация обозначается как «звезда».
Сложности возникают, если шесть проводов просто выходят из корпуса без явных меток. В таком случае нужно искать на них соответствующие обозначения (C1-C6).
Для подключения трехфазного электродвигателя к однофазной сети потребуются два типа конденсаторов: пусковые и рабочие.
Пусковые конденсаторы идут в работу для инициации запуска электродвигателя в момент его включения. Как только ротор достигнет необходимого количества оборотов, их необходимо исключить из активной схемы, чтобы предотвратить возможные негативные последствия, такие как повреждение самого двигателя.
Основная функция в данной цепи будет возложена на рабочие конденсаторы. Важно учесть несколько факторов:
- Рабочие конденсаторы должны быть подключены параллельно;
- Номинальное напряжение конденсаторов должно составлять не менее 300 Вольт;
- Емкость рабочих конденсаторов подбирается исходя из коэффициента 7 мкФ на каждые 100 Вт мощности;
- Рекомендуется, чтобы тип рабочий и пусковой конденсатора совпадал. Наиболее распространенные модели: MBGP, MPGO, KBP и другие.
Следуя указанным выше правилам, можно значительно увеличить срок службы конденсаторов и электродвигателя в целом.
Расчет емкости проводите с учетом номинальной мощности электродвигателя. Если двигатель работает под нагрузкой, он нагревается, что может привести к снижению рабочей емкости конденсатора; таким образом, необходимо будет уменьшить емкость рабочего конденсатора.
Если будет выбран конденсатор с емкостью ниже необходимой, это негативно скажется на общей эффективности работы электродвигателя, и его КПД снизится.
Не забывайте, что даже после отключения схемы на конденсаторах продолжает оставаться напряжение. Поэтому перед началом работы следует разрядить устройство и принести его в безопасное рабочее состояние.
Обратите также внимание, что подключение электродвигателя мощностью менее 3 кВт к обычной бытовой проводке может привести к перегрузке системы, отключению электрических машин или повреждению вилок, что также существенно увеличивает риск быстрого плавления изоляции проводов.
Чтобы подключить электродвигатель с напряжением 380 В к сети 220 В с использованием конденсаторов, необходимо выполнить следующие шаги:
- Соедините емкости между собой параллельно (как ранее упоминалось;
- Подключите детали двумя проводами к электродвигателю и к однофазному источнику переменного напряжения;
- Запустите двигатель для проверки направления вращения устройства. Если ротор вращается в нужном направлении, никаких дальнейших действий не требуется. В противном случае следует поменять провода, подключенные к обмотке, местами.
С подключенным конденсатором используется упрощенная схема — по типу звезды.
Вариант с конденсатором упрощенный — используется схема треугольника.
Подключение электродвигателя 380 В к бытовой сети 220 В возможно без потерь мощности, с помощью конденсаторов или без, а также с реверсом и по схеме «звезда-треугольник» с учетом особенностей подбора комплектующих.
Вот несколько полезных советов о том, как правильно подключить трехфазный двигатель, чтобы избежать проблем во время его эксплуатации:
- Перед началом работ рекомендуется проверить электродвигатель на холостом ходу. Если он работает исправно, протестируйте его под нагрузкой;
- Если корпус электродвигателя сильно нагревается даже без нагрузки, это может свидетельствовать о необходимости уменьшения емкости рабочего конденсатора;
- Если после запуска электродвигатель лишь гудит, не вращая вал, попробуйте вручную прокрутить вал, чтобы помочь в запуске, или увеличить емкость пускового конденсатора;
- Когда двигатель останавливается под рабочей нагрузкой, важно увеличить емкость рабочего конденсатора.
Подключение трехфазного асинхронного двигателя к сетям 220 и 380 вольт. Обсуждение схем и описаний различных способов подключения электродвигателя.
Подключение трехфазного асинхронного двигателя на 220в.
В бытовых сетях, работающих на напряжении 220 вольт, часто возникает вопрос о возможности подключения трехфазного двигателя к однофазной электросети. Ответ — это вполне возможно для небольших электродвигателей, мощностью около 1 кВт, и существует несколько схем для осуществления такого подключения. В настоящих материалах не будем углубляться в сложные расчеты, а рассмотрим доступные схемы и принципы работы.
На представленных рисунках показано, как правильно подключить электродвигатель к сети 220v. Так, фазу следует подключить к U1 (C1), к V1 (C2) — нулевой провод, а конденсатор подключают к свободному выходу W1 (C3). Для этих целей подходят конденсаторы таких моделей: МБГО, МБГ4, К75-12, К78-17, МБГП, КГБ, МБГЧ, БГТ, СВВ-60 на 450 вольт. Расчеты производятся по формуле: для схемы «Υ» C =, для схемы «Δ» — C =, где C — это емкость конденсатора, I — ток в амперах, U — напряжение в вольтах. О том, как определить ток, будет описано в предыдущем разделе под заголовком «Выбор автоматического выключателя и пускателя». Чаще всего определить необходимую емкость бывает довольно сложно, именно поэтому она соединяется из нескольких «конденсаторов», подключенных параллельно. Итоговая емкость считается как C = C1 + C2 + Cn.
После сборки и проведения испытания велит короткий запуск системы. Если при этом электродвигатель вращается в неверном направлении, следует поменять проводку конденсатора согласно имеющемуся изображению.
Если электродвигатель работает под нагрузкой или его мощность превышает 1 кВт, потребуется дополнительная пусковая мощность. Алгоритм подключения можно понять из предложенной иллюстрации, как правило, его выбирают в два раза больше рабочего значения.
Источники:
- https://stroyday.com/shema-podklyucheniya-magnitnogo-puskatelya/
- https://toolprokat43.ru/elektroprovodka/puskatel-3-velichiny-380v.html
- https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/shemy-podklyucheniya-magnitnogo-puskatelya.html
- https://elektrikexpert.ru/kak-podklyuchit-elektrodvigatel-380v-na-220v.html
- https://m-strana.ru/articles/podklyuchenie-elektrodvigatelya/
- https://xn—-etbb7acjcbgp.xn--p1ai/podklyuchenie-trekhfaznogo-asinhronnogo-dvigatelya/