Несмотря на кажущуюся простоту конструкции каркасного гаража, перед началом строительных работ крайне важно составить подробный план. Практически каждое конструкторское бюро может предложить свои услуги по разработке проекта. Однако задаться вопросом о целесообразности обращения к профессионалам стоит, ведь непрофессионал вполне способен самостоятельно выполнить расчеты и создать чертежи для простого каркасного гаража, при условии, что будет следовать последовательным рекомендациям и методам.
Каркасный гараж своими руками: дёшево и приятно
В современном мире практически невозможно встретить человека, не обладающего автомобилем. Каждому автомобилисту требуется надёжное и безопасное место для хранения своего транспортного средства, и здесь на помощь приходит гараж. Конечно, существует возможность приобрести готовый гараж, который можно легко установить всего за один день. Хотя подобный метод удобен, его стоимость часто значительно превышает разумные пределы. Однако у многих автовладельцев возникает мысль, что построить гараж своими руками — это отличная идея. Возможно, они уже наблюдали за тем, как строятся каркасные дома, или видели, как соседи возводят красивые каркасные гаражи. Но возникает вопрос: сколько же всё-таки стоит построить гараж своими руками?
Читать статью
- 1 Особенности каркасного гаража
- 2 Проектирование
- 2.1 Простой вариант на одну машину
- 2.2 Проект на два автомобиля
- 3 Строительство ул.
- 3.1 Подготовительный этап
- 3.2 Обустройство фундамента
- 3.2.1 Монолитная плита
- 3.2.2 Ленточная разновидность
- 3.2.3 Вариант на винтовых сваях
- 3.3 Каркас ул.
- 3.3.1 Остов из деревянных брусков
- 3.3.2 Металлокаркас
- 3.4 Крыша
- 3.4.1 Односкатный вариант
- 3.4.2 Двухскатная разновидность
- 4 Утепление гаража ул.
- 4.1 Утепление гаража
- 4.2 Подводка в гараж инженерных коммуникаций
Особенности каркасного гаража
Каркасное строительство отличается множеством преимуществ. Эта технология является достаточно совершенной, позволяя легко собирать конструкции без необходимости высокой квалификации исполнителей. Весь процесс можно завершить в сжатые сроки: при наличии необходимого материала возведение каркасного гаража можно закончить всего за 3-4 дня. Кроме того, стоимость строительных материалов для таких конструкций доступна. Они могут быть выполнены как из дерева, так и из металла, при этом, работая с металлом, я буду использовать специфические технологии и навыки, отличные от деревянных конструкций. В любом случае, вес элементов каркаса невелик, что позволяет осуществлять строительство собственными силами. Если же рядом окажется опытный помощник, выполнение работ станет ещё более быстрым. Одним из немаловажных факторов является возможность производить строительные работы в любое время года, независимо от погодных условий.
Проектирование
Строительство гаража – это не просто задача, а целый процесс комплексных строительных работ, который подразумевает соблюдение определенных правил. Эти правила требуют, чтобы вы начинали возведение с четко подготовленного плана. Необходимый проект должен содержать техническое задание, в котором с самого начала будут указаны ключевые аспекты: что, как и с какой целью будет построено.
Далее в проекте следует указать важнейшие технические характеристики здания: его размеры, типы и объемы основных и дополнительных строительных материалов, способы соединения частей конструкции, а также информацию о наличии или отсутствии отопления и водоснабжения.
Проект включает в себя чертежи общего вида гаража с изображениями со всех четырёх сторон, а также чертежи основных сборочных узлов и всех компонентов. Это позволяет заранее продумать основные моменты технологии постройки и подготовить все необходимые детали на этапе планирования.
Простой вариант на одну машину
Гараж, предназначенный для одной машины и имеющий простую двускатную крышу, является наиболее простым и доступным вариантом строительства.
На начальном этапе строительства необходимо выбрать подходящий тип фундамента. Поскольку каркасный гараж для одной машины это достаточно лёгкое сооружение, создание мощного и дорогого фундамента нецелесообразно. Разумеется, автомобиль имеет свой вес, который он распределяет на полу гаража.
Идеальным решением является использование ровной бетонной плиты как для гаража, так и для автомобиля. Однако стоит отметить, что такой подход не позволяет впоследствии установить смотровую яму, когда это станет нужным. В этом случае можно предусмотреть окно по контуру, если вы решите заливать перекрытие под смотровую яму. Это — рабочий вариант, но не единственный.
Также можно сделать асфальтовое покрытие участка под гараж или построить неглубокий фундамент, используя ленточные элементы по периметру, на которые уже будет установлена сама конструкция. Гараж необходимо проектировать и возводить с учетом технических характеристик, которые у него будут в будущем.
Проект на два автомобиля
Конструкция гаража, рассчитанного на два автомобиля, в основном отличается только своими размерами. Как правило, оба въезда располагаются рядом друг с другом на одном фасаде. Однако есть случаи, когда въезды могут быть с двух различных сторон или противоположных сторон — это зависит от предпочтений владельца, так как технических ограничений для этого не существует.
Габариты гаража устанавливаются в зависимости от планируемой вместимости. Важно понимать, сколько автомобилей будет размещено в гараже, к какой категории они относятся и нужно ли дополнительно выделять пространство для подсобных помещений или других нужд. Важно учитывать, что вокруг автомобилей должно оставаться пространство для различных технических обслуживаний, а также для хранения запчастей и сезонной резины. Неплохо также предусмотреть небольшую зону для отдыха.
Виды каркаса
Каркасные гаражи могут быть построены из различных строительных материалов, таких как дерево, OSB, асбестоцементные панели, пластиковая обшивка и металлические панели. В зависимости от материала, из которого изготавливаются элементы каркаса и стен, гаражи подразделяются на следующие типы:
- Деревянные строения – для них, как правило, используют деревянные балки или бревна в качестве несущих конструкций, а для обшивки используют обрезные и необрезные доски, вагонку или панели на основе древесных материалов. Чаще всего деревянные коробки строятся из «подручных средств», когда используются имеющиеся в наличии материалы. Однако деревянные стены должны быть защищены от воздействия влаги, поэтому их следует регулярно обрабатывать антисептическими составами и, при необходимости, заменять повреждённые элементы.
- Металлические – такие конструкции являются наиболее распространёнными при постройке гаражей для автомобилей. При их возведении используются металлические уголки, швеллера и балки, а стеновая обшивка может быть из профилированных листов металла или гладкого проката. Для самостоятельного построения каркасного гаража из металла требуется знание технологии сварки и наличие соответствующего оборудования.
Кроме того, существуют смешанные варианты: например, деревянная конструкция может поддерживать пластиковые панели, а также можно сочетать металлические элементы с плитами из асбестоцемента.
Дополнительную информацию о строительстве каркасного гаража из различных материалов вы можете найти в специальном видео.
Строительство каркасного гаража
Для начинающего мастера крайне важен качественный чертеж каркаса и будущей постройки. Помимо этого, важно рассчитать расход необходимых строительных материалов, таких как несущие балки, стеновые панели и кровельные материалы. Вы можете прибегнуть к готовым планам гаражей, использовать типовые решения или обратиться к специалистам для расчета и проектирования гаража с учетом ваших индивидуальных требований и размеров.
Заключительный план должен содержать эскиз будущего каркаса, отражающий его основные размеры и пропорции.
В данном плане обязательно должны быть указаны размеры всех частей рамы, их расстояния между собой и способы крепежа. Также на чертеже следует обозначить тип и размеры стеновых облицовочных панелей, способы их крепления к несущим элементам каркаса, а также требования к кровельным панелям и угол их наклона. Правильно составленный план с точными размерами может послужить надежным руководством при строительстве гаража.
Фундамент
Процесс строительства каркасного гаража начинается с проектирования, но непосредственные строительные работы начинаются с закладки фундамента. Стены будущего гаража могут быть легкими и холодными, однако фундамент должен быть прочным и, если требуется смотровая яма, глубоким.
Фундаментная плита часто используется в качестве основания для каркасного гаража благодаря своей стабильности и скорости установки. Однако необходимо учитывать больший вес плиты, что может потребовать привлечения погрузочно-разгрузочной техники. Если для установки плиты используется кран, это можно сделать всего за час.
Перед укладкой плиты необходимо подготовить грунт, выровняв его, и создать углубление, если это потребуется, либо поднять его за счёт насыпи. В случае монтажа бетонной плиты в котловане, дно котлована следует засыпать слоем песка для дренажа. Если плита укладывается на возвышенности или поверхности без заделок, достаточно просто выровнять и уплотнить грунт.
Если в проекте гаража нет необходимости в яме, можно воспользоваться сборной фундаментной плитой. В ситуации, когда требуются традиционные смотровые ямы, необходимо сначала вырыть котлован и только потом возводить фундамент, стены и крышу.
Смотровая яма создаётся как подземная структура с необходимыми размерами. Стены её выложены кирпичом или бетоном, а пол покрывается небольшой бетонной плитой. После очистки котлована можно приступать к заливу основной бетонной плиты.
Для подготовки основания под заливку дна будущей плиты засыпают песок, который затем поливают для уплотнения. Устанавливается каркас основного фундамента из металлической арматуры и опалубки по периметру. После этого заливается бетон.
Для затвердевания фундаментной плиты потребуется около месяца. Через 24 часа можно приступать к обрабатыванию поверхности, при этом бетон приобретает необходимую прочность для дальнейших работ. Однако, по истечении 28 дней, стоянку на плиту ставить нельзя, пока она не наберет свою окончательную прочность.
В случае работ в жаркую погоду, поверхность бетона покрывают влажной тканью для предотвращения слишком быстрого высыхания и растрескивания плиты. Вокруг конструкции следует поддерживать высокую влажность, регулярно поливая цемент во время его сушки.
Важно, чтобы поверхность гаражной плиты имела хорошую влагостойкость, так как вода, попадающая на колеса и днище автомобиля, может затекать в поры бетона и при замерзании расширять их, вызывая трещины на поверхности. Поэтому в состав бетона добавляют влагостойкие добавки, такие как Пенетрон и Аквастоп. Поверхность готовой плиты также обрабатывают водостойкими составами.
Каркасный гараж: пошаговая инструкция по строительству
Одним из самых простых и эффективных способов возведения гаража является строительство каркасной конструкции. Этот вариант всё чаще выбирается владельцами дач и загородных домов благодаря множеству своих плюсов. Основные доводы в пользу каркасного строительства: доступность и простота процесса. Рассмотрим подробнее, как можно построить каркасный гараж своими руками, какие материалы лучше использовать и какую технологию необходимо соблюдать.
Плюсы и минусы каркасных гаражей
Популярность деревянных гаражей обусловлена множеством значительных преимуществ:
- Низкая себестоимость. В сравнении с традиционными кирпичными или бетонными постройками, каркасный гараж отличается демократичной ценой.
- Легкость конструкции. Благодаря небольшому весу материалов, для строительства небольшого гаража не нужно привлекать специальную технику. Некоторые типы построек создаются так, чтобы их можно было легко транспортировать на новое место.
- Простота возведения. Изучив основы технологии строительства, даже начинающий мастер без значительного опыта в слесарных работах сможет самостоятельно построить каркасный гараж.
- Универсальность. Для строительства можно использовать различные материалы — каркас может быть выполнен из металлических профилей или брусьев. Гараж отлично подходит как для дачных участков, так и для создания функциональной пристройки к частному дому.
- Всесезонность. Строительные работы возможны даже в холодное время года, если технология закладки фундамента позволяет это.
- Скорость постройки. Этот аспект также является важным аргументом в пользу каркасной технологии. Весь процесс может занять меньше месяца.
Среди недостатков быстровозводимого гаража можно отметить:
- гигроскопичность древесины, подверженность её гниению и повреждению вредителями;
- повышенный риск возгорания;
- необходимость регулярной обработки пиломатериалов специальными антисептическими и антипиреновыми составами;
- сложности при фиксации навесных элементов (например, шкафов и полок).
Как построить каркасный гараж своими руками: пошаговая инструкция
Строительство деревянного гаража начинается с разработки плана и детального проекта.
Разработка проекта
Вы можете самостоятельно составить план строительства и рассчитать необходимый расход материалов. В первую очередь следует определиться с такими параметрами:
- месторасположение автостоянки — будет ли это отдельностоящее строение или пристройка к дому;
- требуемая вместимость, площадь выбирается исходя из габаритов транспортных средств и наличия свободного пространства на участке;
- количество окон, которые вы планируете установить в гараже;
- размер ворот, нужна ли отдельная входная дверь;
- материал для каркаса, обшивки стен и кровли, а также планируемый способ утепления;
- необходимость подключения инженерных коммуникаций — помимо электроэнергии, некоторые владельцы подключают к гаражу воду и отопление.
Для легкового автомобиля достаточно площади 6 x 4 м, для внедорожника — 6 x 6 м. Для размещения двух автомобилей необходимо спланировать гараж с каркасом размером 8 x 8 м.
Подготовка инструментов и материалов
Для постройки каркасного гаража нужно составить смету на материалы:
- для обустройства фундамента: бетон М300, песок, металлические прутья, рубероид и доски для опалубки;
- для каркаса стен, перекрытий и стропильной системы – брусья 150х150 мм и доски 50х150 мм;
- для обшивки стен – подойдет ОСП толщиной 9 мм;
- для обрешетки крыши – доски 25х150 мм;
- для облицовки кровли – профнастил, ондулин, шифер или черепица;
- для теплоизоляции – базальтовые маты толщиной 150 мм;
- для огнебиозащиты и крепежные элементы.
Список необходимых инструментов включает:
- циркулярную пилу;
- шуруповерт;
- бетономешалку;
- углошлифовальную машину (УШМ);
- торцовую пилу;
- точило;
- строительный уровень, рулетку, стремянку и малярную шнурку;
- ножовку по дереву;
- набор стамесок.
Выбор и обустройство фундамента
Существует три основных типа фундамента для garaжного строительства:
- монолитный;
- столбчатый;
- ленточный.
Монолитная плита считается отличным вариантом для каркасного гаража. Подобное основание, усиливающее конструкцию, обеспечивает долговечность и надежность. Стяжка, выполненная на основе монолита, обеспечивает ровный пол, который можно дополнить дощатым настилом для теплоты. Однако, стоит учитывать, что плита требует длительного времени для высыхания, что затрудняет продолжение строительных работ. В дополнение, затраты на армирование и механизированные работы могут значительно увеличиться.
Столбчатый фундамент менее распространён для гаражей, так как подходит преимущественно для мягких грунтов.
Наиболее рациональным выбором остаётся ленточный фундамент. При соблюдении пошаговой инструкции по его обустройству, можно получить прочное и надёжное основание.
- При использовании монолитной плиты, необходимо продумать армирование для создания прочной и долговечной конструкции. Гладкая стяжка, выполненная по монолиту, обеспечит равномерный пол внутри гаража, но стоит отметить, что данное основание требует времени для затвердевания, а также дополнительных затрат на устройство армирования и привлечение специальных машин.
- Столбчатый фундамент чаще всего не используется для построек, как правило, предпочтение отдается другим видам оснований.
- Наиболее выгодным и распространённым является ленточный фундамент. Если вы будете придерживаться пошаговой инструкции по обустройству данного типа фундамента, получите надёжную базу для своего гаража.
На стадии подготовки ленточного фундамента надо очистить участок от мусора и растительности. Площадку нужно выровнять и провести разметку, установив на ней колышки и натянув шнур. В этом процессе следует вырыть траншею глубиной примерно 50 см.
После этого идет монтаж опалубки, которая делается из пиломатериалов, фанеры или ДСП и укладывается вдоль стен траншеи. На дно укладывают подушку из гравия и песка, затем устанавливают арматурный каркас для прочности. Для того чтобы опалубка смогла выдержать давление бетона, горизонтальные балки нужно будет укрепить вдоль вертикальных стен. На заключительном этапе заливается бетонная смесь. Бетона должно быть достаточно, чтобы залить весь фундамент за один раз, так как это единственный способ получить монолитную полосу. Для обеспечения однородности смеси в процессе заливки её регулярно прокалывают металлическим стержнем для удаления воздуха и предотвращения образования пустот.
Монтаж конструкции каркаса
Независимо от того, какой именно материал используется для сборки конструкции гаража, процесс монтажа каркаса можно разделить на несколько этапов. Первый этап — это установка нижней части стропильной системы. Здесь соединяются детали и фиксируются к основанию (в фундаменту). Если рама выполнена из металла, соединение производят с помощью сварки. В случае с деревом используются шурупы. Пол гаража соединяется с фундаментом с помощью анкеров. Важно отметить, что часто оба вида материала комбинируются в одном проекте. В случае самостоятельного строительства, проще использовать деревянные элементы для нижней части.
Технология сборки каркаса позволяет комбинировать дерево и металл. Нижняя опора может формироваться одновременно с основанием для деревянного пола. В качестве балок используются прочные, заранее обработанные антисептиками древесные элементы. Пол укладывается поверх балок, и, если позже вы захотите улучшить конструкцию, это будет проще сделать с досками, чем с пустым полом. Однако поскольку одно лицо не сможет осуществить весь процесс в одиночку, вам обязательно понадобится помощник. Один человек должен удерживать вторую установленную деталь, пока другой её собирает. Для некоторых операций, таких как установка стен, может потребоваться еще один специалист.
Металлические боковые стены прежде всего стоят горизонтально, что увеличивает качество сборки. На материалах, как правило, гораздо легче осуществить сварочные работы. Обычно такие стены вес имеют небольшой и их можно возводить вручную. В случае с деревом, сначала устанавливаются стойки в необходимых местах, и крепление их осуществляется сучками и уголками. Для увеличения устойчивости устанавливаются дополнительные скобы и поперечные балки. На третьем этапе производится установка верхней части стропильной системы. В зависимости от выбранного вами материала, эта часть изготавливается из дерева или металла. Работа выполняется аналогично созданию нижней части с учетом того, что второй элемент находится сверху.
Строительство каркаса завершается установкой крыши. Здесь также возможно использование обоих типов материалов. Для скатных крыш обычно используют деревянную обрешетку. Это позволяет значительно облегчить процесс установки крыши независимо от того, какое покрытие выбирается. Монощитовидная крыша – самый простой в исполнении вид конструкции. Не требуется проектировать сложную систему стропил, уклон можно создавать за счёт стен разной высоты. Процесс сборки может пройти быстрее, если заранее подготовить все детали и элементы корректно подписать в соответствии с последовательностью сборки.
Советы
Хотя для таких гаражей, как дачные, утепление не обязательно, для круглогодичного использования желательно создать тёплое помещение. Для этого можно воспользоваться отопительными системами от дома или установить локальный источник тепла. В любом случае, необходимо утеплить стены и крышу гаража. Обычно такой процесс осуществляется изнутри — пространство между стойками заполняется утеплителем. Лучшими выборами являются плиты из пенопласта или минеральной ваты. Утеплитель покрывается фанерой или плитами из OSB, которые не пропускают влагу.
Пол также должен варьироваться для теплоты. Один из самых простых способов — это уложить слой керамзита под деревянным полом, а затем покроить цементом. В процессе строительства крайне важно не забыть обеспечить систему вентиляции.
Правильно спроектированный и изготовленный каркас гаража надёжно защитит ваш автомобиль от неблагоприятных внешних воздействий.
Не забудьте посмотреть следующее видео, где вы сможете увидеть, как построить каркас гаража своими руками.