Внимание. При проектировании гаража настоятельно рекомендуется самостоятельно разработать чертежи гаражных ворот и адаптировать их в точности к размерам проема вашего здания.
Пошаговая технология, как лучше сварить гаражные ворота своими руками
Современный рынок предлагает множество готовых сборных гаражных ворот, но многие люди всё еще заинтересованы в самостоятельной сварке ворот. Этот процесс потребует тщательной подготовки, включая создание плана и закупку необходимых материалов. Поскольку выполнение всех этапов может быть довольно сложным, полезно заручиться поддержкой друга или профессионала, чтобы не допустить ошибок в процессе работы.
- 1 Преимущества сварных ворот
- 2 Необходимые материалы и инструменты
- 3 Технология сборки и сварки конструкции
- 3.1 Собираем и устанавливаем внутреннюю раму
- 3.2 Изготавливаем створки
- 3.3 Обшиваем ворота
- 3.4 Привариваем петли
- 3.5 Устанавливаем замки, запоры и задвижки
Преимущества сварных ворот
Сварные ворота обладают как положительными, так и отрицательными сторонами. К основным преимуществам можно отнести следующие моменты:
- Экономия. Фактические затраты на материалы для сварки ворот значительно ниже, чем стоимость готовых ворот на рынке. Кроме того, вам не потребуется нанимать специалистов для их установки, что также уменьшит общую стоимость.
- Индивидуальность. Вы имеете возможность создать ворота, которые будут соответствовать вашим предпочтениям и потребностям, что особенно важно для людей, которые хотят что-то уникальное.
Единственным недостатком является то, что процесс изготовления требует времени и усердия.
Необходимые материалы и инструменты
Перед началом работы важно заранее приобрести все необходимые материалы и инструменты. Измерьте размеры входного проема и учтите толщину стен, чтобы точно определиться с количеством и размерами материалов.
Среди материалов будут нужны следующие позиции:
- Стальной равнополочный уголок с шириной около 7,5 сантиметров, который понадобится для создания створок и установки рам на стены возле проема для въезда.
- Уголок шириной около 6 сантиметров, который необходим для установки раскосов и обеспечения жесткости конструкции.
- Металлический лист толщиной от 2 миллиметров и более для формирования дверного полотна и усиления рам.
- Навесы цилиндрической формы, которые устанавливаются снаружи.
- Четыре задвижки, которые можно приобрести или изготовить самостоятельно из круглого профиля.
- Замки для обеспечения безопасности.
Необходимо также обеспечить наличие следующих инструментов:
- Аппарат для сварки, который обеспечит необходимое качество соединений.
- Болгарка для обработки металлических деталей, которая позволит резать и шлифовать материалы.
- Дрель и набор сверл для отверстий под крепеж.
- Струбцины для надежной фиксации деталей во время сборки.
- Измерительные инструменты, такие как линейка, рулетка и уровень, для контроля точности размеров.
- Общие слесарные инструменты, такие как молоток и плоскогубцы, в силу их универсальности.
- Круги по металлу для болгарки и сварочные электроды диаметром 3 миллиметра.
- Шайбы, болты и гайки для установки замков.
- Эмаль и грунтовка, если вы планируете покрасить ворота для защиты от коррозии и придания эстетического вида.
Технология изготовления распашных гаражных ворот своими руками
Распашные ворота состоят из двух створок, которые часто имеют одинаковую ширину и прикреплены к U-образной коробке с помощью петель. Поэтому при изготовлении ворота следует рассмотреть несколько важных вопросов:
- Как изготовить створки и рамку;
- Как осуществить монтаж стального короба (рамы);
- Правила установки короба;
- Как правильно навесить створки на раму.
Приступая к строительству распашных ворот, важно заранее установить их размеры.
Размеры гаражных распашных ворот
К размерам существует множество рекомендаций, но строгих норм не установлено. Главное, чтобы автомобиль мог беспрепятственно въехать в гараж, не сталкиваясь со створками. С учётом этого рекомендуется, чтобы ширина проема была больше габаритов автомобиля с каждой стороны по минимуму на 30 см. Однако данный подход может быть неудобен для начинающих водителей.
В связи с этим существуют рекомендованные размеры:
- Высота для легковых автомобилей варьируется от 2,0 до 2,2 м, для микроавтобусов — 2,5 м;
- Оптимальная ширина составляет от 2,5 до 3 м, а максимальная — 5 м.
Внимание. Рекомендуется заранее составить чертежи ворот и адаптировать их под размеры проема вашего здания.
Подготовка к изготовлению ворот
- Сварочный аппарат и электроды;
- Болгарка с отрезным и шлифовальным диском;
- Рулетка, линейка и маркер (или мел);
- Строительный уровень и слесарный уголок.
Сначала позаботьтесь о необходимых материалах. Наружная поверхность ворот может быть изготовлена либо из стального листа толщиной от 3 до 4 мм, либо из профилей, которые должны иметь толщину не менее 1,2 мм. В первом случае соединение деталей будет производиться с помощью сварки, а во втором — с использованием саморезов по металлу.
Для монтажа рамы можно использовать уголок 63×63 мм или трубчатый профиль 40×40 мм со стенкой толщиной от 2 до 3 мм. Трубчатый профиль, как правило, является более экономичным и проще в обработке.
Важно также закупить петли, которые следует изготавливать из стального прута с диаметром не менее 25 мм. Минимальное количество петель — четыре, то есть две на каждую створку.
П-образный короб состоит из двух вертикальных стоек и одной перекладины. Вертикали могут быть изготовлены из уголка 63×63 мм, круглой трубы диаметром 80-100 мм или трубы с профилем не менее 80×60 мм. Поперечная балка должна быть выполнена из аналогичных материалов. При строительстве двухэтажного гаража в качестве поперечной балки рекомендуется использовать швеллер номер 12.
Изготовление рам для створок
Первый шаг — это вырезать восемь кусочков материала, необходимых для сборки каркаса створок. Четыре из них должны соответствовать высоте ворот с учетом допуска в 1-2 см, а оставшиеся четыре — ширине створок, что составляет половину ширины конструкции ворот минус 2-3 см. К примеру, если общая ширина ворот составляет 3 м, то необходимо вырезать четыре элемента длиной по 1,48 м каждый.
Важный момент заключается в том, что рамы следует собирать в горизонтальной плоскости. Пол не обязан быть идеально ровным; для этого подойдет любая твердая опора, верхние края которой находятся на одном уровне. Это могут быть, например, кирпичи или строительные блоки. Закрепите их в углах прямоугольника, длина которого соответствует высоте створки и ширине секции ворот. Уложите подготовленные элементы сверху и проверьте их расположение с помощью строительного уровня, для того чтобы убедиться, что они лежат ровно. В случае необходимости корректируйте отклонения, подкладывая под детали тонкие доски, гальку или металлические листы.
Монтаж распашных ворот
Идеально, если коробка гаражных ворот будет установлена в процессе строительства гаража, когда стены из кирпича или каменной кладки примерно на половину высоты. Однако монтаж может быть осуществлен в любом случае по одной и той же технологии.
- Сначала выкапываются ямы под стойки глубиной около 0,5 м.
- К нижним краям стоек привариваются одна-две поперечины, изготовленные из арматуры или уголка длиной 10-20 см, которые служат удерживающими элементами для последующей фиксации в бетоне.
- К нижним концам стоек привариваются металлические пластины в форме пятака, чтобы обеспечить упор на грунт.
- Нижние половины стоек обрабатываются гидроизоляционным составом, например, горячим битумом или рубероидом.
- Устанавливают короб в ямы, точно выставляя его по уровню в проеме гаража.
- Стойки необходимо приваривать к закладным деталям, которые ранее были установлены в процессе кладки стен. В качестве закладных можно использовать арматуру диаметром 12-16 мм длиной 50 см, который укладывается с интервалом в 6-8 рядов кладки.
- Приготавливается бетонная смесь по рецепту: цемент-песок-щебень в соотношении 1:2:2 с использованием цемента марки М400.
- Заливают бетон в ямы, тщательно трамбуя его, это необходимо для уплотнения и удаления возможного воздуха, который мог попасть в смесь во время замешивания. Воздушные поры могут привести к снижению прочности бетона.
- Навешивание створок на короб можно производить сразу после того, как бетон застынет и высохнет.
Как сделать ворота с калиткой?
Процесс установки распашной двери с калиткой аналогичен тому, что описан выше. В одну из створок встраиваются четыре элемента, создавая тем самым дверной проем. Вертикали вставляются по всей высоте створки, а горизонтали устанавливаются между ними как перекладины. Монтаж дверного проема осуществляется на этапе создания рамы.
Сами ворота изготавливаются по аналогии с секциями ворот: сначала собирается рама, затем устанавливаются металлические листы. Сложность заключается в том, что дверной проем остается открытым, в то время как остальные поверхности должны быть закрыты листами. Поскольку размеры плоскостей могут отличаться, каждую из них необходимо точно измерить и перенести на лист, после чего вырезать. Затем каждый отрезанный элемент фиксируется на раме с помощью точечной сварки по всему периметру. Дополнительные профили могут быть установлены для обеспечения жесткости конструкции каркаса.
Размер двери определяется в зависимости от доступных размеров и общего размера дверного полотна. Например, если ширина полотна составляет 1,5 м, ширина самой двери не должна превышать 1 м, а её высота также обязана учитывать высоту и положение двери относительно нижних элементов дверной коробки. Максимальная высота должна составлять 40 см. Рекомендуемая высота самой двери — от 1,8 до 2,1 м.
Виды конструкций
Существует несколько различных типов гаражных ворот, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.
Откатные
Откатные ворота имеют особую конструкцию – створка, которая движется параллельно стене гаража. Основные преимущества этого типа ворот следующие:
- Работа безотказна;
- Срок службы долговечен;
- Конструкция прочна;
- Экономия пространства;
- Сравнительно низкая цена.
Однако главный недостаток заключается в том, что откатные ворота можно установить только в гаражах с широким фронтом. Конструкция дверных полотен практически полностью копирует обычные раздвижные двери, с той лишь разницей, что вместо шарниров применяются бегунки и ролики.
Подъемно-секционные
Эти ворота состоят из отдельных элементов, которые при открытии уходят под крышу. Ключевым элементом является рычажно-пружинный механизм с цепной направляющей, что делает эти ворота трудными для самостоятельного изготовления.
Тем не менее, у них есть значительные преимущества:
- Многофункциональность. Существуют варианты для низких и высоких проемов разной ширины;
- Высокий уровень тепло- и шумоизоляции;
- Простота и удобство использования;
- Экономия пространства перед гаражом.
Однако они имеют и недостатки, такие как относительно низкая взломостойкость и высокая стоимость.
Подъемно-поворотные
Этот тип конструкций открывается за счет подъема створок под крышу. Подъем осуществляется благодаря шарнирно-рычажному механизму, и данная конструкция требует наличия специальных навыков и опыта для сборки. Если вы новичок в этом деле, рассмотрите возможность выбрать готовые изделия от производителя.
Основные преимущества включают в себя повышенную взломостойкость и экономию пространства, в то время как недостатком является большее пространство, необходимое под крышей.
Если пространства под крышей недостаточно, использование складных ворот будет невозможным.
Автоматические роллетные (рулонные или рольставни)
Этот тип конструкции встречается редко и используется преимущественно в случаях повышенной безопасности. Он состоит из алюминиевых полос, которые сматываются в короб, установленный под потолком. Рольставни можно использовать в охраняемых зонах и отапливаемых гаражах.
Размеры
Первым шагом является определение как высоты, так и ширины будущей конструкции ворот. Минимальная ширина должна быть такой, чтобы расстояние от обеих сторон автомобиля до дверной коробки составляло не менее 30 см. Минимальная ширина ворот составляет 5 м, но более распространенным вариантом является ширина от 2,5 до 3 м, что обеспечивает удобный доступ в гараж. При определении ширины двери не забывайте учитывать расстояние между коробкой и вертикальной стеной — оно должно составлять минимум 80 см.
Высота конструкции зависит от размера вашего транспортного средства: для микроавтобуса требуется проем высотой 2,5 м, в то время как для легкового автомобиля достаточно проема высотой от 2 до 2,2 м.
Чтобы избежать несоответствий с планом гаража, опытные специалисты рекомендуют учитывать размеры ворот при проектировании самого помещения гаража.
Инструменты и комплектующие
Кроме материалов важно также подготовить инструменты и комплектующие:
- Углошлифовальная машина (болгарка) с набором шлифовальных и отрезных дисков;
- Сварочный аппарат для соединения металлических частей;
- Угольник слесарный и рулетка для контроля размеров;
- Строительный уровень и гидроуровень для выставления вертикальных и горизонтальных линий;
- Фурнитура для механизма открывания и закрывания;
- Крепежные элементы для надежной сборки конструкций.
Откатные ворота в гараж
Подобно раздвижным, откатные ворота включают в себя движущиеся элементы, которые перемещаются по направляющим рельсам и роликовой дорожке. Откатные ворота также имеют съемный концевой ролик, который поддерживает ворота в закрытом положении, а также нижний и верхний лотки для направляющих, крепеж, опоры и возможный дополнительный механизм для фиксации.
Откатные ворота просты в установке, однако занимают достаточно много места и чаще встречаются в индустриальных зданиях, чем в гаражах.
Монтаж
Как только проект двери завершен, можно переходить к установке всех ее компонентов и частей.
Процесс монтажа достаточно прост и включает в себя следующие шаги:
- Первоначально необходимо установить каркасные рамы. Они фиксируются к откосам гаражного проема с использованием длинных металлических штырей длиной 15-20 см.
- Выступающие снаружи концовые части штырей обрезаются, шлифуются и замазываются краской для защиты от коррозии и для того, чтобы они не мешали закрытию дверей.
- Соедините внутреннюю и наружную обрешетки с помощью металлических пластин-перемычек.
- Затем навесьте створки на петли и оцените итоговый результат.
Для удобства эксплуатации распашные ворота могут быть дополнительно оснащены специальным электроприводом, что приведет к их автоматизации. Операционный механизм такого устройства подразумевает использование профильных рельсов, которые приводятся в движение электродвигателем.
Также стоит отметить, что складные и откидные ставни можно установить самостоятельно, если у вас имеются необходимые механизмы для открывания и закрывания (створки, раздвижные части, планки, ролики и замки), которые вы можете приобрести в строительных магазинах. Все, что потребуется — это изготовить каркас и собрать конструкцию в соответствии с прилагаемыми инструкциями.
Для установки откатных ворот рама не требуется, достаточно создать большое профильное дверное полотно и обеспечить его герметичность. При желании вы можете изготовить раздвижные ворота. Процесс установки прост и интуитивно понятен, все сводится к сборке компонентов согласно прилагаемым инструкциям.
Советы профессионалов
Чтобы добиться максимально качественного результата, рекомендуется учитывать советы профессионалов:
- Не ограничивайтесь лишь чтением нескольких статей, посвященных самостоятельному изготовлению гаражных ворот. В интернете доступно множество детализированных видеуроков и обзоров на данную тему, которые могут ответить на многие ваши вопросы.
- При выборе материалов отдавайте предпочтение более современным и легким вариантам, что упростит использование готовой конструкции в дальнейшем.
- Для создания грамотного и читабельного чертежа можно воспользоваться простыми специализированными программами, такими как: КОМПАС-3D, AutoCAD, NanoCAD, FreeCAD и другими.
- Для большей прочности соединений каркасной рамы старайтесь соединять края уголков, располагая их внахлест при сварке.
- Для комфортной эксплуатации конструкции гаражных ворот, плавного открывания-закрывания дверей и безошибочной работы замков и запоров необходимо регулярно осуществлять их смазку и следить за чистотой механизмов.
- С целью повышения теплоизоляционных характеристик, сначала настоятельно рекомендуем застелить уплотнитель полиэтиленом, а только потом укрыть его вагонкой.
- Гаражные ворота не обязательно должны быть самыми обычными и банальными. Существует масса стильных и оригинальных решений для их создания и оформления, ограничением может быть лишь ваша фантазия и бюджет.
В заключение, предлагаем вам рассмотреть несколько примеров готовых гаражных ворот различных типов и стилей.
Красивые примеры
Даже классические ворота «вверх-вниз» могут приятно удивить разнообразием дизайна, который варьируется от традиционного до современного стиля.
Творчеству есть место почти везде, даже в гараже! Особенно если он украшен дверью яркого цвета.
Качественные и выразительные секционные ворота являются признаком хорошего вкуса их владельца.
Элегантные и легкие жалюзи придутся по вкусу любителям европейского стиля.
Компактные и простые в использовании раздвижные двери также смотрятся очень эффектно.
Посмотрите видео ниже, чтобы ознакомиться с основными принципами создания ворот своими руками.