Монолитная железобетонная плита является универсальным решением, которое подходит для всех видов перекрытий. Устанавливая такую плиту, необходимо помнить, что её периметр должен быть как минимум на 30 см больше, чем размеры самого гаража. Для начала работ полагается вырыть яму глубиной 40-45 см, после чего проводят выравнивание почвы и укладывают на неё слой гравия, толщиной около 20-25 см. Очень важно тщательно уплотнить гравий, используя для этого виброплиту, если есть такая возможность. Это позволит обеспечить надежную опору для будущего гаража.
Как построить гараж своими руками
На некоторых участках гараж располагается перед домом, что позволяет владельцам одновременно отдыхать, находясь в палатке, и хранить автомобиль под крышей. Таким образом, вопрос о том, как построить гараж своими руками, становится весьма актуальным. Начнем с определения места для строительства.
- 1 Выбор места
- 2 Размеры и конструкции
- 2.1 С ямой или без
- 2.2 Фундамент для гаража
- 2.2.1 Ленточный — монолитный и сборный
- 2.2.2 Свайный или свайно-ростверковый
- 2.2.3 Монолитная плита
- 5.1 Каркасный гараж из дерева
- 5.2 Гараж своими руками на ленточном фундаменте
Выбор места
Выбор места для гаража — это одна из основных задач, которая требует особого внимания. Вам потребуется не только удобное для использования расположение, но также важно, чтобы конструкция гармонично вписывалась в общий ландшафт вашего участка. На данном этапе необходимо определить, будет ли гараж отдельно стоящим или же он будет являться пристройкой к дому или другому зданию на участке.
- Отдельно стоящий. Такой вариант выбирают, когда дом уже построен, и форма участка не позволяет разместить гараж иначе, как отдельно. В этом случае имеет смысл расположить постройку ближе к воротам или обеспечить возможность открывания гаражных ворот непосредственно на улицу.
- Часть постройки. Это может быть как дом, так и хозблок. Гараж может быть возведён одновременно с другими постройками или пристроен позднее. Удобен, если жилое здание расположено близко к границе участка, что позволяет избежать необходимости прокладывать дополнительные коммуникации, ведь они уже находятся рядом.
Если вы планируете строить гараж самостоятельно, то в большинстве случаев он будет отдельно стоящим. Пристраивание к уже существующему дому подразумевает большие затраты на укрепление фундамента и, как следствие, окажется недешевым. Строительство гаража своими силами будет более экономичным вариантом. Важно учитывать, что гараж должен находиться на расстоянии как минимум 1 метра от соседнего участка, а подъездная дорога — не менее 10 метров от окна соседа. Расстояние до соседнего дома также должно быть соблюдено: более 9 метров, если дом сооружён из негорючих материалов, и более 15 метров, если из горючих.
Размеры и конструкции
При проектировании гаража, первым делом следует определить его назначение. Если гараж будет служить исключительно для парковки, достаточно добавить к его размерам по одному метру в длину и ширину. Эти размеры будут достаточно для создания комфортного парковочного места. Если же вы планируете также производить в гараже ремонтные работы, использовать подъемную платформу или смотровую яму, потребуется значительно больше пространства. Рекомендуется оставлять не менее одного метра свободного пространства с каждой стороны и впереди, полметра сзади будет вполне достаточно. В случае, если гараж предназначен в качестве мастерской или клуба, размеры могут быть еще больше. Единственными ограничениями остаются доступное вам пространство и бюджет, выделенный на строительство.
С ямой или без
Одним из ключевых вопросов является необходимость в смотровой яме. Это решение определит и тип фундамента, который вы будете использовать. Вы можете выбрать строительство подвала под гаражом, в этом случае яма будет служить как «входом» для работы или дополнительным пространством. Этот вариант интересен, но подразумевает значительные затраты на землю и материалы.
Альтернативный и более экономичный вариант заключается в строительстве ямы глубиной 1,8-2 метра и шириной около 1 метра. Такая ширина вполне оптимальна, а высота ямы должна превышать ваш рост примерно на 15-20 см, чтобы обеспечить комфорт доступа. Длина ямы, как правило, составляет около 2 метров, что будет достаточным для проверки любого легкового автомобиля.
Если же гараж строится без ямы, тогда выбирается гораздо проще вариант — просто заливается монолитная плита.
Фундамент для гаража
Что касается фундамента для гаража с одной полостью, выбор может быть любым — от ленточного до свайного. Но в случае с монолитной плитой, процесс окажется значительно проще: не нужно сначала возводить фундамент, а потом заливать пол, что позволяет сэкономить время и средства.
Ленточный — монолитный и сборный
Если вы остановились на ленточном фундаменте, и при этом почвы в вашем районе с высоким уровнем грунтовых вод, то рекомендуется закладывать его ниже уровня промерзания, который в большинстве современных городов варьируется от 1,7 до 1,9 метра, в зависимости от региона. На этой глубине выкапывается траншея, устанавливается опалубка, ширина которой должна быть не менее толщины стен будущего гаража. Затем тасуются и укладываются арматурные каркасы, после чего всё заливается бетоном. На этапе, когда бетон достигнет прочности в 50%, опалубку можно снимать, и возможно приступать к заливу пола гаража.
При использовании песчаных почв и отсутствия высоких уровней грунтовых вод, обычно для гаражей используют сборные ленточные фундаменты или мелкозаглублённые ленточные фундаменты, где высота ленты составляет около 40-50 см. Сборные фундаменты изготовлены из готовых блоков, которые соединяются раствором, а их ряды армируются прутьями диаметром от 10 до 14 мм, длина и количество которых варьируется в зависимости от характеристик грунта, материала стен и этажности гаража. Однако такие фундаменты рекомендуется устанавливать только на почвах, которые не подвержены пучению, такими как песчаные или супесчаные, с низким уровнем грунтовых вод.
Другой вариантом для фундамента является создание ровной полосы, которую затем покрывают железобетонными плитами. Этот метод также отлично подходит для построек на песчаных почвах.
Свайный или свайно-ростверковый
Свайный фундамент часто считается менее популярным для гаражей, однако он является только слишком повышенным над уровнем земли, что может вызвать некоторые неудобства. Но если это не смущает, он отлично подходит для строительства на пористых почвах, таким образом, как суглинок или глины с высоким уровнем грунтовых вод.
Преимущества каркасной конструкции
В последние годы особую популярность приобрело строительство каркасных домов, которые удачно заменяют холодные каменные стены, когда используются качественные материалы, правильно установлен каркас и организована эффективная теплоизоляция. Стало быть, почему бы не применить эту технологию для постройки гаража с деревянным каркасом?
Надёжный фундамент и прочное соединение элементов каркаса делают такой гараж не менее функциональным и долговечным, чем сооружение из кирпича или клинкера.
Среди преимуществ каркасного строительства можно выделить несколько ключевых моментов:
- Простота монтажа и возможность выполнения всех работ самостоятельно позволяет существенно сэкономить средства, которые в противном случае пошли бы на оплату услуг строительной бригады.
- Скорость возведения гаража — это также заметная экономия, как временных, так и денежных ресурсов.
- Относительно невысокая стоимость на строительные материалы, ассортимент которых зависит от специфики планируемого гаража.
- Небольшой объём и вес строительных материалов снижают необходимость в привлечении специализированной техники, что дополнительно уменьшает транспортные расходы.
- Каркасный гараж может быть сооружён как из древесины, так и из металла — выбор зависит от предпочтений владельца автомобиля.
Основные этапы работ по постройке каркасного гаража
Процесс строительства гаража не так уж отличается от возведения небольшого дома и включает в себя несколько ключевых этапов:
- Подготовка площадки для строительства — расчистка участка.
- Копка котлована.
- Создание фундамента.
- Разметка и сборка каркаса стен.
- Конструкция кровли.
- Работы по утеплению и обшивке стен.
- Монтаж гаражных ворот.
Для детального понимания каждого этапа, рассмотрим их более подробно.
Подготовка строительной площадки
Разбор каждого этапа работ необходимо начинать с подготовки строительной площадки. Этот этап включает в себя множество мероприятий, которые должны быть выполнены с высокой точностью. Это критично для ровности закладки фундамента, а значит, и всей конструкции в целом.
После выбора места для возведения здания нужно разметить его периметр и выровнять. Площадь должна превышать проектируемые размеры гаража на 500-600 мм с каждой стороны. Размеченный участок должен быть очищен на 150-200 мм ниже уровня земли. Эти работы могут быть выполнены как вручную, так и с использованием специализированной техники.
Использование техники может немного замедлить процесс, однако позволит существенно сэкономить, так как аренда строительной техники потребует значительных затрат. Для ручного снятия почвы используют штыковую и совковую лопаты. Штыковая лопата помогает обозначить границы и глубину выемки, а также разрезать и взрыхлить почву. После этого грунт удаляется с помощью совковой лопаты, а местность выравнивается.
Как только грунт будет удалён, его следует уплотнить вручную или с применением катка.
Фундамент под каркасную конструкцию
На следующем этапе следует залить фундамент гаража на подготовленном участке. Выбор типа фундамента для каркасной конструкции может быть произвольным, поскольку она не обладает большой массой, что снижает нагрузку на основание. Важно учитывать вес автомобиля и содержимого гаража. Оптимальными видами фундаментов являются ленточные или плитные, хотя также можно использовать столбчатые или свайные.
Необходимо разметить угловые точки фундамента, следуя заранее обозначенным размерам. Углы необходимо размечать одинаково для всех типов фундаментов, за исключением некоторых тонкостей внутреннего устройства.
Разметка границ фундамента осуществляется следующим образом:
— У одной из угловых точек отмечается позиция в соответствии с другими объектами в помещении.
— В указанном месте устанавливается мат, который представляет собой простое устройство из кольев и поперечной балки.
— К этому мату привязываются шнуры. Если речь идет именно о ленточном фундаменте, то к нему также необходимо прикрепить два шнура с каждой стороны, так как расстояние между ними будет определять ширину будущей ленты.
— Далее связываем шнуры по всей длине одной и другой стороны будущего фундамента и фиксируем их к блокам на противоположной стороне.
— Затем аналогичным образом отмечается предполагаемое положение последнего угла, который также соединен шнурами с двумя соседними углами.
— Убедитесь, что углы сформированы аккуратно и создают прямой угол. Для этого можно использовать правило «египетского треугольника», согласно которому стороны, кратные 3, 4 и 5, всегда образуют прямой угол. Это может быть сделано с помощью длинных прутьев, арматуры или прочного, ненатянутого каната.
Примеры строительства каркасного гаража — пошагово
Утепленный гараж с двухскатной крышей
Такой вариант каркасного гаража выглядит достаточно «капитально» и эстетично, что позволяет ему органично вписываться в ландшафт даже хорошо обустроенного участка.
Рисунок Краткое описание шагов, которые необходимо выполнить Поэтапное руководство по строительству гаража
Давайте приступим к строительству гаража с использованием ветровых блоков.
Первый этап – фундамент
Начинаем с устройства фундамента: для конструкции из бетонных блоков достаточно мелкозаглубленного фундамента с ленточной основой.
Выкопайте траншею в соответствии с ранее сделанной разметкой. Ширина заложения должна превышать линию промерзания почвы. В большинстве районов это составляет 60-80 см, а иногда 100 см. На этом же этапе следует подготовить котлован для подвала и смотровую яму, если это предусмотрено проектом.
Не забудьте прикрепить к стенкам ямы полиэтиленовую мембрану или рубероид для обеспечения гидроизоляции.
Заполните дно траншеи слоем 20-30 см смеси щебня и гравия и тщательно уплотните.
Установите опалубку, аккуратно задав высоту бетонной конструкции примерно на 10 см выше уровня земли.
Дайте бетону застыть. Обычно бетон затвердевает в течение 28 дней. После этого рекомендуется уложить два слоя рубероида поверх затвердевшей бетонной ленты для дополнительной гидроизоляции.
Второй этап – стены
Теперь нужно определить высоту и длину стен отдельно. Блоки укладываются аналогично кирпичам, где наиболее распространенные способы включают:
- в половину камня;
- в камень;
- в полтора камня;
- в два камня.
Толщина кирпичной кладки имеет решающее значение для устойчивости готовых стен к перепадам температуры, ветровым нагрузкам и другим внешним факторам.
Как уже упоминалось, большинство строителей предпочитают использовать «кирпичный» метод, при котором следующий укладываемый ряд перекрывает стыки предыдущего. Сначала установите углы, затем натяните верёвки для проверки ровности кладки, а затем продолжайте работу.
Финишные работы
Установите гаражные ворота. Выбор дизайна или их изготовление самостоятельно остаётся за вами, но следуйте при этом инструкциям, соответствующим выбранной вами системе.
Подключите электроснабжение удобным способом (как «надземным», так и «подземным»). Установите розетки и светильники в необходимых местах.
Теперь можно перейти к внутренней и внешней отделке. Требования к отделке могут быть различными, и строгих ограничений здесь нет. Стены можно замазать цементной смесью, оштукатурить, известковать или обшить облицовочными панелями.
Обязательно позаботьтесь об утеплении гаража. Обычно для этого используют минеральную вату или полистирол. Также следует обеспечить гидроизоляцию с помощью полиэтиленовой мембраны.
Дизайн интерьера гаража будет зависеть только от ваших предпочтений. Не забудьте предусмотреть рабочий стол, полки и место для хранения, которые будут отвечать вашим потребностям. Также убедитесь, что в гараже имеется огнетушитель, песочница, лопата и ведро.
В завершение внесите в ваш новый гараж необходимую мебель и дополнительные аксессуары.
Ограничения по размерам
Деревянный каркасный гараж, расположенный на территории гаражного кооператива, должен иметь минимальные размеры: длина — не менее 7 метров, ширина — не менее 5 метров, что-бы соответствовать нормам охраны труда и техники безопасности. Минимальная высота такого гаража также составляет 3 метра. Подобные требования распространяются и на крытые парковочные места в специально отведённых местах.
Если же конструкция интегрируется в жилой дом, высота её крыши должна быть не менее одного метра выше крыши транспортного средства, что необходимо для обеспечения достаточного пространства для открывания дверей автомобиля. Важно соблюдать одинаковые расстояния от стен и других конструкций для комфортного использования пространства.
Подготовка материалов для стен
В строительстве обычно используется древесина размером 15х15 или 10х10 см. При необходимости её можно изготовить из досок. Деревянные детали также пригодятся в качестве основы для легких стен, обшивки и покрытий для пола, где часто применяются доски с сечением 5х15, 2,5х15 и 5х10 см. Обычная длина таких заготовок — 6 метров.
При выборе материалов обязательно обращайте внимание на их качество. Изделия не должны иметь механических повреждений, незакрепленных сучков или пятен смолы. Поверхность материала должна быть чистой, без следов плесени. В случае обнаружения плесени, её обязательно необходимо убрать, а поверхность обработать антисептиком. Плесень может проникнуть довольно глубоко в материал, поэтому такие участки проще удалить, чем сохранить.
Используемый материал должен быть сухим. Влажные волокна подвержены значительным деформациям во время сушки. Даже закупленная древесина, соответствующая всем стандартам, должна пройти сушку; такие изделия практически не изменят свою форму и размеры после высыхания и покраски.
Стальные уголки и пластины часто используются в строительстве для крепления деревянных деталей к боковым сторонам. Хотя сталь является очень прочным материалом, она может быстро ржаветь под воздействием влаги. Окраска и грунтовка не обеспечат долговременной защиты, поэтому предпочтительно использовать оцинкованные детали, которые не подвержены коррозии. Кованые элементы хорошо подходят как для внутренней, так и для внешней отделки, они тоже не ржавеют и не уступают в прочности нержавеющей стали.
Детали каркаса прикрепляются саморезами, поскольку гвозди имеют гладкую поверхность, что чревато пониженной прочностью соединений. Гвозди лучше использовать для соединений, которые не подвергаются большим механическим нагрузкам. Все используемые крепежные элементы, включая гвозди и винты, должны быть оцинкованы для предотвращения коррозии.
При выборе материалов для крыш и фундаментов, ориентируйтесь на особенности их конструкции.
Варианты кровли
Тип кровли определяется на этапе проектирования каркаса гаража. Двускатная крыша может прекрасно вписаться в пристройку. Если планируется возводить несколько уровней, то их необходимо стремить вниз от основного здания. Это позволит избежать образования луж, куда будет скапливаться вода и грязь.
Отдельно стоящее строение обычно покрывают двумя фронтонами, так как это наиболее рационально. Такой вариант позволяет избежать необходимости увеличения одной из стен, что приведёт к перерасходу материалов. Плоские кровли требуют периодической очистки от снега.
Выбор места для гаража
Первое, что нужно сделать, это определиться с местом для гаража. Это должно быть удобное расположение, которое не будет мешать другому строительству или общему ландшафтному дизайну. Гараж может располагаться отдельно от других строений или, наоборот, быть их частью.
- Отдельно стоящий гараж. Это довольно распространенный вариант, особенно если дом уже построен. Однако гараж можно в любой момент пристроить к дому.
- Гараж как часть постройки. Он может быть пристроен либо к дому, либо к другой хозяйственной постройке. Гараж может строиться одновременно со строительством другого здания или добавляться позже.
Гаражи часто строят отдельно от остальных строений, особенно если планируется, что автомобиль будет приобретен позже, когда определится решение о размещении. Помимо этого, проектирование отдельного гаража экономически более выгодно и технически проще. Также важно учитывать, что гараж должен находиться на расстоянии 1 метра от соседского участка, а въезд в гараж — на 10 метров от окна соседа. Максимальное расстояние до близлежащего дома должно составлять не менее 15 метров при использовании горючих материалов и 9 метров — для негорючих.
Размеры гаража и его конструкции
Перед тем, как приступить к строительству, первым шагом будет определение назначения гаража. Если гараж будет использоваться только для парковки автомобиля, вполне достаточно добавить к его габаритам один метр с каждой стороны. Такие размеры будут комфортны. Однако если вы планируете проводить в гараже ремонт, этих размеров будет явно недостаточно, поскольку потребуются дополнительные пространства для установки подъемной платформы, смотровой ямы и хранения разнообразных инструментов и материалов. В данном случае размеры нужно увеличить на метр в каждую сторону.
Нужна ли смотровая яма
Решение о необходимости смотровой ямы может добавить некоторые затраты к проекту. Деньги, потраченные на обустройство ямы, могут быть использованы и для других целей. Некоторые владельцы делают под гаражом погреб для хранения продуктов, овощей, консервов и т.п. Это тоже подразумевает значительные земляные работы.
Если вы всё же решите сделать смотровую яму, её ширина должна составлять примерно один метр, а глубина — не более двух метров. Глубина ямы должна быть больше роста владельца автомобиля примерно на 15-20 см. Длина ямы, как правило, составляет около двух метров; этого достаточно, чтобы проверить любой легковой автомобиль.
Сегодня многие предпочитают не устанавливать смотровые ямы в своих мастерских, так как ремонт современных автомобилей требует чрезмерной квалификации, и владельцы обращаются к профессиональным механикам, работающим на СТО. Кроме того, проще и быстрее построить гараж без смотровой ямы, просто осуществив заливку пола бетоном.
Варианты фундамента для гаража
Гараж для легкового автомобиля не требует больших размеров, что позволяет использовать множество типов фундаментов, включая упрощенные варианты, однако выбор зависит от состояния грунта и климатических условий в вашем регионе.
Ленточный фундамент
Ленточный фундамент считается одним из самых надежных и простых в проектировании. При проектировании обязательно учитывайте характер почвы и уровень грунтовых вод: важно, чтобы фундамент находился ниже уровня замерзания. Для средней полосы России это составляет примерно 1,7-1,9 метра. На этой глубине выкапывается траншея, где устанавливается опалубка, а затем заполняется арматурным каркасом и бетоном. После достижения бетоном 50% своей прочности, опалубку можно убирать и заливать пол гаража.
Если уровень грунтовых вод высок, а грунт не поднимается, вам подойдет мелкозаглубленный ленточный фундамент с высотой ленты 40-50 см или сборный ленточный фундамент. Сборные фундаменты изготавливаются из готовых блоков, которые соединяются между собой цементно-песчаным раствором.
Как альтернатива, ленточный фундамент может быть запроектирован на одном уровне с землёй, а затем поднят на железобетонные плиты.
Свайный или свайно-ростверковый тип фундамента
Этот вариант считается экономичным и используется реже при строительстве гаражей. Для чисто свайного гаража становится острой проблемой подъем пола над землёй, однако при наличии подъездной дороги это можно компенсировать. Свайные и плитные фундаменты оптимально подойдут для участков с вечномерзлыми грунтами и высокими уровнями грунтовых вод.
Утепление гаража и его отопление
Если вы планируете использовать гараж круглый год, важно позаботиться о его утеплении. Для того чтобы стены сохраняли тепло, рекомендуется использовать материалы с низкой теплопроводностью. Гараж из деревянного каркаса можно дополнительно укрепить, усилив конструкции. В качестве изоляции чаще всего используется минеральная вата или пенопласт. Плотно вспенённый бетон также может быть актуален как негорючий изоляционный материал. Он не горит, прекрасно удерживает тепло и доступен по цене. Его легко устанавливать между спальнями каркасной конструкции. Не забывайте, что изоляция не должна сильно загружаться, а соединители должны располагаться в местах прохода каркасных стоек.
Отопление гаража также бывает постоянным или периодичным. Оба варианта могут быть реализованы как отдельные системы, так и быть включены в общую отопительную систему дома. Постоянная система отопления может стоить довольно дорого, требуя инвестиций, чтобы быть полноценной, хотя и назначенной на меньшую площадь. Однако за этим также необходимо следить и поддерживать в рабочем состоянии.
Подключение гаража к системе отопления дома через отдельную трубу также является хорошим решением. Если он соединен с домом, это будет просто, однако если он находится далеко от основного здания, это потребует дополнительных затрат. Прежде всего, чтобы обеспечить тепло, secondary pipeline должен обеспечить хорошую изоляцию. Во-вторых, для прокладки этой трубы потребуется выкопать траншею, глубина которой превышает линию замерзания почвы. Это может стать предметом дискуссии относительно затрат, особенно если вы не собираетесь делать это сами, а планируете привлечь рабочую силу.
Периодическое отопление может быть организовано с помощью установки печи типа «буржуйка» или её аналогов. Это позволяет получать тепло, используя дрова и другие ненужные материалы, что является приятным дополнением.
Установить такой тип отопления в гараже на самом деле очень просто, однако имеет свои нюансы, которые могут негативно сказаться на использовании этого ресурса. При использовании печи тепло будет сосредоточено возле неё, и пока гараж нагреется, пройдет определенное время, однако это не пугает автолюбителей, так как многие из них готовы находиться в гараже длительное время.