Хотя фарфор является относительно новым строительным материалом, он уже укрепил свои позиции как один из ключевых отделочных материалов. Высокая популярность фарфора объясняется его значительной износостойкостью, долговечностью, привлекательными декоративными качествами, которые позволяют различным блестящим фарфоровым изделиям даже быть принятыми за натуральный мрамор.
Мозаика в интерьере: виды, особенности, дизайн
Мозаика — это украшение, которое завоевало внимание архитекторов и дизайнеров на протяжении веков, предоставляя возможность создания уникальных настенных и напольных покрытий. Известная с древних времен, мозаика ценится строителями за свою способность адаптироваться к любым криволинейным поверхностям и одновременно увлекает дизайнеров своей художественной выразительностью. Несмотря на дорогостоящую природу традиционной мозаики, с развитием промышленных технологий доступность мозаичной плитки значительно увеличилась, благодаря чему она по-прежнему считается одним из наиболее эстетически привлекательных и роскошных отделочных материалов.
Создание композиций из небольших фрагментов — это замечательный способ сделать любую поверхность более яркой и оригинальной. На современном рынке представлено множество видов мозаики, что позволяет легко выбрать подходящий материал для конкретного дизайнерского проекта. Все мозаичные плитки можно классифицировать по различным критериям, включая сырьё и технологии производства.
Коллекция Alma FG включает в себя множество золотистых изделий, которые подчеркивают роскошь и великолепие интерьеров, оформленных в стилях барокко или ампир.
Керамическая мозаика
Керамическая мозаика, изготовленная из стандартной керамики или фарфора, создается с применением тех же технологий, что и для настенной и напольной плитки, что позволяет ей иметь все преимущества и недостатки этих материалов. Она существенно прочнее, нежели стеклянная, и может быть представлена как в полированном, так и в матовом виде. Керамическая мозаика, предлагающаяся от ведущих производителей, доступна с разнообразной фактурой поверхности, градуированными цветовыми переходами, а также с включениями других материалов, дополнительными эффектами, такими как плямности, кракелюры и так далее.
Преимущества керамической мозаики заключаются в ее высокой устойчивости к истиранию и химическим воздействиям, низком водопоглощении и уникальном внешнем виде. Как миниатюрная версия стандартной плитки и фарфора, керамическая мозаика идеально сочетается с ними и при этом выделяет отдельные поверхности благодаря своему формату. Плитка из обожженной глиняной крошки подойдет для всех типов интерьеров и помещений, включая наружные фасады и стены бассейнов. Классификация мозаичной плитки согласно стандартам включает в себя 4 группы водопоглощения и 6 классов по истираемости, определяемые методами производства, такими как экструзия или прессование. Более подробную информацию об этом можно найти в нашей статье, посвященной свойствам керамических покрытий.
Керамическая мозаика, как один из самых доступных ее видов, отличается высоким уровнем прочности и долговечности (как видно на примере коллекции Alta Ceramica Cristall).
Стеклянная мозаика
Стеклянная мозаика, появившаяся раньше керамической, считается одним из самых древних известных видов мозаичного искусства. В прошлом создание мозаичных картин из венецианского стекла было доступно лишь самым состоятельным и влиятельным слоям общества, поэтому такие изображения можно встретить на стенах старинных особняков. В настоящее время стеклянная мозаика стала более доступной, однако низкая цена не должна умалять её художественную ценность.
Форма и размер чипов
Одним из значительных преимуществ мозаичной плитки является её возможность адаптироваться не только к ровным поверхностям, но и к любым изогнутым формам. Небольшие фрагменты мозаики часто используются для создания интересных узоров и даже целых картин. Как правило, стандартный формат для керамических и стеклянных чипов составляет 2х2 см, но также доступны элементы разных размеров — от 1х1 см до 5х5 см.
Для упрощения монтажа производители часто группируют небольшие фрагменты в матрицы размером 30х30 см, которые приклеены к либо тканевой, либо бумажной подложке. В случае тканевой подложки мозаика фиксируется к сетке, что позволяет легко регулировать расстояние между отдельными плитками в процессе установки, а также делает её гибкой для облицовки сложных поверхностей. В случае использования бумажной подложки, она приклеивается к лицевой стороне мозайки производителем. После нанесения и высыхания клея бумажная поддержка мочится горячей водой и снимается.
Важно отметить, что хотя в большинстве случаев мозаика представлена квадратными элементами, на рынке можно найти множество других форм, таких как прямоугольные, восьмиугольные, круглые, овальные и другие. Учитывая большое разнообразие цветов, доступных на рынке, можно с уверенностью говорить о том, что возможности дизайна с использованием мозаичной плитки практически не ограничены и зависят только от фантазии самих дизайнеров.
Современные объемные сотовые мозаики стали настоящей модной тенденцией последних лет (как продемонстрировано в коллекции L`antic colonial Gravity).
Где будет уместной мозаика
Мозаика прекрасно зарекомендовала себя в помещениях, отличающихся высоким уровнем влажности и загрязненности, таких как ванные комнаты, туалеты, кухни и зоны у бассейнов, благодаря своей высокой устойчивости к воздействиям влаги и химии. Например, в ванной комнате отделка маленькими декоративными элементами особенно применяется в душевых зонах, а также вдоль ванны или раковины. При этом, учитывая относительно высокую стоимость мозаики, хорошей альтернативой будет использование её в сочетании с обычной плиткой или керамогранитом. Цветные мозаичные фрагменты также известны своей способностью придавать изысканность подоконникам, нишам и полкам, особенно в сочетании с атмосферным освещением, создающим дополнительные визуальные эффекты. Наличие цветных панно, абстрактных картин или художественных фотографий на фоне простой керамики может выглядеть весьма впечатляюще.
Помимо ванных комнат, мозаичная плитка актуальна и на кухне, где она может служить в качестве выразительного фона. В частности, кухонный фартук, выполненный из мозаики, является практичным и эстетически привлекательным решением, которое могут выполнять как в однотоном, так и в ярких цветах с градуированными переходами или в многогранных вариациях с узорами. Однако применение мозаики не ограничивается лишь оформлением стен вокруг зоны готовки: она также часто применяется для отделки столешниц, настенных полок и даже полов. Мозаика пола может прекрасно дополнить аналогично оформленные фартуки и столешницы.
Кроме описанных областей, мозаика может быть использована и в других помещениях. При правильном выборе узора, мозаика может подчеркнуть зеркальные поверхности в прихожей или оригинально обрамить диван и камин в гостиной. Эстетически привлекательный дизайн мелкой плитки способен визуально расширять пространство, либо создавать иллюзию высоких потолков. Разнообразие оттенков и текстур предоставляет широкие возможности для экспериментов с перспективой и создания визуальных эффектов, необходимых для реализации вашей дизайнерской задумки.
Одним из самых значительных преимуществ мозаики является возможность покрытия поверхностей с любым радиусом кривизны, так как демонстрируется на примере коллекции Dune Materia.
Мозаика: что это и для чего
Слово «мозаика» вызывает у большинства людей яркие образы с кусочками различных материалов, гармонично уложенными на полах, стенах или даже потолках. Это искусство создает восхитительные и сложные узоры из множества мелких элементов.
Это слово имеет латинское происхождение, звучащие как «musivum», что переводится как «посвященный музам». Оно охватывает широкий спектр применения — от оформления квартир и частных домов до роскошных гостиниц и элитных ресторанов.
История происхождения: как развивалось искусство мозаики
Не существует однозначного объяснения происхождения термина «мозаика», однако его ассоциация с красотой поверхностей является достаточно очевидной.
В храмах Ближнего Востока были обнаружены витиеватые украшения из глиняных кругов.
Изображение, известное историкам под наименованием «Модель Ура», считается ранним примером мозаичного искусства.
Эпоху античности можно охарактеризовать как эпоху мозаики, поскольку данное искусство было широко распространено в древних городах. Почему это произошло? Во-первых, мозаика отличалась своей красотой и долговечностью, а во-вторых, её производство было сравнительно дешевым по сравнению с монолитными покрытиями.
Древние мастера быстро осознали, что это искусство можно быстро создать, а обработка зарядов не представляет сложности. Конечный результат всегда выглядел потрясающе красиво, что заслуживало признания со стороны владельцев зданий.
Первоначальным материалом мозаик были необработанные речные и морские гальки, используемые в технике под названием «opus barbaricum». Такие мозаики были довольно простыми по оформлению, и фигуры животных и людей изображались крайне схематично, лишь с помощью ассоциаций.
Техника мозаики со временем усложнена, и метод «opus tesselatum» стал результатом использования множества мелких фрагментов, называемых тессерами. Первоначальные элементы представляли собой кубические гальки.
Со временем узоры стали более изощренными, стежки становились все более тонкими, а поверхности полировались. Эта эволюция технологических процессов произошла в эллинистический период, когда начались разработки технологий изготовления стекла. Были внедрены цветные эмали, которые придавали произведениям более реалистичный вид. Этот новый метод укладки получил название «opus vermiculatum».
Хотя эта новая техника оставила множество традиционных черт, сами мозаичные элементы уменьшались в размере, а палитра становилась все более разнообразной. Мозаика перестала быть доступной для большинства и стала считаться дорогим удовольствием, что в свою очередь объясняет средний размер мозаичных полотен, варьирующихся от 1 до 2 квадратных метров.
С III века до н.э. зародилась новая техника исполнения «opus sectile», которая легла в основу флорентийской мозаики.
Византийские мастера начали применять золотую эмаль, что позволяло создать уникальные образы с эффектом движения и жизненности.
Из чего сделана эта чудесная мозаика
Несмотря на то что XXI век значительно опередил античность и средневековье с точки зрения технологий, некоторые традиционные методы и материалы всё еще используются в мозаичном деле. Каков же состав современных мозаик?
Стеклянная и смальтовая
Венецианское стекло — один из наиболее востребованных материалов для мозаики благодаря своим отличным внешним качествам и физическим характеристикам.
Стекло имеет прочную структуру, устойчивую к негативному воздействию различных микроорганизмов и бактерий, благодаря чему такую мозаику можно с уверенностью использовать для украшения бассейнов и фонтанов.
Цветовая палитра этого материала отличается богатством оттенков, достигаемых за счет использования в процессе производства борной кислоты, кадмия, селен, авантюрин, перламутр и других компонентов.
Эмаль представляет собой разновидность стеклянной мозаики. Этот материал включает в себя соли калия и некоторые природные соединения, которые влияют на цвет конечного продукта.
Данный вид материала характеризуется высокой устойчивостью к физическим и химическим воздействиям, что делает его удобным в использовании и практически не требующим заботы.
Современные технологии позволяют мастерам создавать около 10 000 оттенков эмали, что делает каждую поверхность, даже выполненную в одном цвете, поистине уникальной благодаря особенностям отражения света.
Эмаль также обладает гладкой, приятной на ощупь поверхностью, которая легко очищается от загрязнений. Этот вид мозаики может использоваться как для внутренней, так и для внешней отделки зданий.
Керамическая и металлическая
Керамическая мозаичная плитка представляет собой уменьшенную копию традиционной квадратной плитки. Производители предлагают множество цветов и декоративных эффектов, включая глазурь, кракелюры и имитации различных аномалий.
Керамика, как правило, прочнее стеклянной, но неглазурованные материалы могут быть очень пористыми, что создает различные проблемы при эксплуатации. Более дорогой вариант — это материал с низкой пористостью, именуемый монопрессакоттура.
Металлическая мозаика появилась относительно недавно. Она выполнена в виде штампованного металлического колпачка высотой около 4 мм, который изготавливается из листа нержавеющей стали толщиной 0,5 мм. В качестве дополнительного материала используется запатентованная резиновая подложка, обеспечивающая нужный уровень жесткости.
Искусство мозаики в России
Профессиональные навыки древних византийских мастеров распространились на многие страны, включая Россию. Первые мозаичные полотна появились в столице Болгарии, Софии, и в Киеве. Спустя тысячу лет многие из них сохранились до наших дней в прекрасном состоянии. Исторические источники сообщают, что работы в Софии и Киеве были созданы византийскими мастерами, однако в соборе Архангела Михаила мозаики создавали уже русские мастера.
В дальнейшем связь между Русью и Византией была утрачена, что повлияло на развитие мозаичного искусства, которое на многие годы перестало развиваться. В XVII веке в Россию вернулась данная техника благодаря Михаилу Ломоносову. Он открыл новый способ вываривания соли и применил его на практике. Ломоносов разработал множество примеров плавки и планировал создать серию картин, описывающих жизнь Петра Великого. Тем не менее, его первая работа «Полтава» была резко раскритикована Екатериной II, что, в конечном счете, не позволило Ломоносову возродить интерес к мозаичному искусству в стране.
Лишь в XIX веке, с приходом модернизма, в России мозаичное искусство испытало второе рождение. В 1890 году отец и сын Фроловы основали частную мастерскую в Санкт-Петербурге, которые создали известные мозаики на стенах храма Спаса на Крови. Когда к власти пришел Хрущев, мозаичное искусство стало заново востребовано, ведь художники получили задание создавать произведения, которые бы не давали ощущения унылости и серости. Подобная инициатива привела к созданию сотен картин, прославляющих жизнь советских граждан, которые в дальнейшем появились в жилых домах, на спортивных и культурных площадках, в универмагах и поликлиниках.
Мозаика в современном мире
На сегодняшний день мозаика воспринимается не столько как искусство, сколько как отделочный материал. Тем не менее, некоторые мастера продолжают работать в этой технике, создавая уникальные произведения и устраивая выставки. Искусство мозаики продолжает эволюционировать, благодаря новым технологиям. Современные мозаики могут быть не только плоским украшением, но и трехмерными изображениями, которые завораживают своей реалистичностью. Существуют специальные организации, поддерживающие художников-мозаичистов, например, Британская ассоциация современной мозаики. Мы хотим выделить несколько выдающихся мастеров мозаики нашего времени:
1. Марко Бравура, работающий с различными материалами. В его произведениях заключен глубокий философский смысл. Золотые фонтаны работы Бравуры можно увидеть в Равенне и Бейруте.
2. Светлана Растебина, основательница бренда Rastebina, собственница мозаичной студии. Ее работы украшают стены множества зданий в разных городах России, включая фреску для фестиваля Burning Man.
3. Ольга Голандри, органзизовавшая 9 персональных выставок и получившая множество наград за уникальный стиль мозаики. Ее работы были выставлены в галереях и музеях по всему миру.
4. Вероника Поллини, работающая в мозаике более десяти лет, разрабатывает аксессуары для интерьера, сочетая в своих работах различные материалы: стекло, эмаль, мрамор, керамику и другие. Фирменным знаком Вероники являются круговые мозаики, символизирующие миры и галактики.
5. Памела Ирвинг, художник с более чем тридцатилетним стажем работы, участвовала во множестве выставок. Ее работы располагаются в художественных галереях, арт-банках и Австралийском музее Виктории. Одним из её выдающихся произведений является мозаическая инсталляция «Сон с открытыми глазами», которая была установлена на стене здания Luna Palace в Мельбурне.
6. Space Invader, самый оригинальный мозаичист, работает под псевдонимом и предпочитает сохранять свою анонимность. Его работы отличаются пиксельной графикой и можно встретить на улицах многих городов по всему миру. Invader также активно использует элементы кубизма в своих работах, создавая мозаичные изображения из кубиков Рубика.
Алмазная мозаика как вид искусства
В наше время у каждой рукодельницы есть возможность стать настоящим художником-мозаичистом, благодаря популярности алмазной мозаики. Данная техника не использует настоящие алмазы, вместо этого применяются пластиковые кристаллы, которые сверкают и переливаются на солнце.
Основы технологии лежат в древности. Ещё в Древней Греции мелкие драгоценные камни использовались как украшение предметов роскоши знати. Для их крепежа использовали клей или воск. В средние века на смену драгоценным камням пришли стеклянные бусины, которые можно считать предшественницами алмазной мозаики. В это время холст уже начинал использоваться, на нем рисовались узоры, поверх которых наклеивались стеклянные бусины.
В России несколько веков назад украшение сумок, кошельков, одежды и различных аксессуаров драгоценными камнями стало популярным направлением. Их также нередко использовали для создания разнообразных рисунков и символов. В середине XX века интерес к алмазной мозаике заметно возрос, и она начала восприниматься как самостоятельный вид искусства.
На сегодняшний день стразы нередко используются для оформления ярких панно и украшения мебели. Специальные наборы для создания алмазной мозаики содержат схему и все необходимые инструменты. Узоры выполняются полимерными стразами, которые наклеиваются на холст по заранее заданному шаблону. В данный комплект включены:
- плотное полотно с нанесенным узором и клеящей основой;
- разноцветные стразы, удобно отсортированные по цветам;
- пинцет для удобной работы со стразами;
- карандаш для наклеивания страз с клеевой основой;
- лоток для удобного размещения страз.
Стразы могут быть как квадратными (например, 2,5х2,5 мм), так и круглыми. Круглые стразы легче наклеивать, так как не требуется точно прилегание к краям.
Рекомендуем: Узоры на холсте могут быть цветными или черно-белыми. Если вы планируете создать объемную картину, предпочтите рисовать на холсте с многоцветным шаблоном.
Размеры мозаичных картин варьируются: существуют как частичные, так и полные полотна. Классические размеры обычно составляют 30×40 см или 40×50 см, однако доступны и другие размеры, что предоставляет огромные возможности для выбора в зависимости от желания художника.
Для начинающих мастериц следуйте следующим советам, чтобы ваши мозаичные картины выглядели аккуратно и привлекательно:
- начинайте выкладку от наиболее удобного угла, к примеру, правого верхнего;
- рекомендуется выполнять выкладку полосами, так как работа по всей площади сразу может стать утомительной;
- сохраняйте защитный слой, пока не закончите выкладку всей картины, отклеивайте его лишь на тех участках, которые планируете завершить в данный момент.
Виды мозаики
Современные технологии позволили изготавливать мозаичные покрытия из самых различных материалов. Чтобы четко различать виды мозаики и понять, в чем их отличие, необходимо подробно рассмотреть каждую из них.
Стеклянная мозаика
Стеклянная мозаика относится к одним из самых популярных видов, известных своей прочностью и устойчивостью к перепадам температур и механическим нагрузкам.
Это покрытие также обладает многими преимуществами, так как производится с использованием специальной технологии, при которой кварцевый песок, полевой шпат, специализированные оксиды и соль сплавляются при высоких температурах в течение долгого времени. После завершения первой стадии производственный процесс продолжает с выпеканием полученного материала, а затем идет его охлаждение. Благодаря этой технологии достигнутый результат представляет собой высокопрочный материал, который значительно превосходит стандартное стекло, несмотря на идентичный состав.
Различие между ними заключается в меньших размерах используемых кусочков, которые имеют площадь 2 см.
Формат маленьких блоков позволяет создать идеальные и детализированные дизайны на любой поверхности и в любом помещении. Для достижения впечатляющей отделки предоставляется широкий выбор цветов, поскольку при производстве в мозаику добавляют различные цветовые элементы, такие как кадмий. В более дорогие варианты покрытия дополнительно включаются натуральные минералы, такие как оникс, или даже полудрагоценные камни, такие как авантюрин или перламутр.
Матовая стеклянная мозаика
Также существует так называемая матовая стеклянная мозаика, известная как смальта, которая изготавливается с добавлением калия в композицию. Это вещество отвечает за насыщенность цвета, отсутствие прозрачных участков и глянец на поверхности изделия. Эмаль, как одна из самых старинных декоративных систем, использовалась в современных ремонтах еще с времен Древней Греции и не утратило своей актуальности и до сегодняшнего дня.
Гладкая поверхность с приятной текстурой и отсутствием включений позволяют создавать замысловатые трехмерные эффекты. Благодаря своим эксплуатационным характеристикам, эмаль часто становится выбором для многих архитектурных и дизайнерских проектов.
Как создавались мозаики — искусство, которое хочется потрогать руками: от шумеров до СССР
Подписывайтесь на нашу рассылку и ежедневно получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик. Следите за нами на Facebook и ВКонтакте.
Любовь к мозаике неизменно велика — будь то за глубокий философский смысл, связанный с созданием чего-то нового и целого из множества частиц, или детские воспоминания о сортировке цветных камней, которые есть у каждого. Работы, к которым хочется прикоснуться, — это искусство мозаики, от которого отделяет более пяти тысяч лет истории.
Мозаики в древнем мире
Самая древняя мозаика относится к IV тысячелетию до нашей эры — шумеры украшали свои дворцы и храмы различными мотивами. Глинобитные стены декорировались глиняными стержнями длиной около десяти сантиметров, которые имели особые «шапочки» различного цвета. Древние мастера экспериментировали с добавлением различных компонентов в глину для достижения новых оттенков.
Шумерская мозаика является старейшей, и искусство создания узоров из различных цветов связано с Древней Грецией. Мозаики города Гордий, древней столицы Фригии (на территории современной Турции), добавляют контекст к этому искусству. Фригийский мозаичный узор выполнен из необработанных гальк, что послужило материалом для создания разнообразных орнаментов, включая меандр, который стал символом для древнегреков. Данные работы датируются VIII веком до нашей эры.
Коринфяне с V века до нашей эры создавать не только узоры, но и богов, мифических героев, людей и животных. В эллинистический период, начиная с IV века до н.э., мозаика достигла высшего уровня как искусство. События жизни Александра Македонского можно отразить в мозаичных панно, и даже пол шатра, в котором он находился, возможно был выложен подобными орнаментами. Греки использовали цветное стекло и сделали прорыв в технике «резьбы» по камне, когда каждый камень тщательно подбирался к соседнему, что позволяло работать с деталями высшего уровня точности.
Как и в многих других областях древнего греческого и эллинистического искусства, мозаика появилась в Древнем Риме и быстро завоевала популярность, становясь распространенным украшением домов, храмов, бань и вилл. Само слово «мозаика» происходит от латинского opus musivum и означает «работа, посвященная музам». Римляне, используя как известные сегодня осколки гальки и стекла, так и кусочки мрамора, применяли множество техник и методов для создания своих шедевров. Мозаичные полы обрели в тот период особую популярность, их оформление могло имитировать знаменитые произведения искусства или содержать разнообразные геометрические фигуры и цветочные узоры, или же быть просто проявлением дизайнерской фантазии владельца дома.