Мозаика из смальты: применение в оформлении интерьера. Что такое смальта для мозаики.

В отличие от обычной стеклянной плитки, эмаль используется в виде фрагментов. Она производится в виде блоков, которые необходимо разбить или распилить, чтобы получить мелкие цветные элементы. Понятно, что не каждый сможет справиться с таким материалом.

Мозаика из смальты: применение в оформлении интерьера

Эмаль — самый древний материал, получаемый путем плавления стекла с добавлением оксидов различных металлов: Золота, серебра и меди. Путем дробления мастера получают квадратные или прямоугольные пластины, которые имеют широкий спектр цветов и фактур.

Мозаичную эмаль можно встретить в древних цивилизациях Греции, Римской империи, Византии и даже в старинных русских церквях, которые сохранили до наших дней невероятные произведения искусства, отличающиеся необыкновенным блеском, яркостью красок и сочетанием блестящих и матовых элементов.

Достоинства

Современные дизайнеры смело используют технику мозаики в оформлении интерьера. Этот вид декора имеет множество преимуществ.

  • богатейший спектр красок – ярких и темных, насыщенных и прозрачных, которые не блекнут ни при каких обстоятельствах;
  • долговечность, о которой свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрески древнейших храмов;
  • износостойкость: смальта не подвержена коррозии, гниению, истиранию, истончению, что позволяет использовать ее как в оформлении стен, так и пола, причем этот материал выдерживает высокую степень нагрузки (благодаря этому свойству смальтовую мозаику применяют в интерьере общественных мест);
  • водонепроницаемые свойства материала позволяют использовать мозаику в хамамах, бассейнах, саунах и ванных комнатах;
  • смальта абсолютно независима от температурного режима. Это еще два важнейших ее преимущества – жаропрочность, благодаря которой современные дизайнеры оформляют смальтой стены каминов и печей, а также морозоустойчивость, позволяющая использовать материал при облицовке фасадов и предметов ландшафтного дизайна.

Виды мозаики

Современные искусствоведы выделяют несколько видов эмалевой мозаики. Основанием для классификации служат особенности расположения чипов — кусочков стекла. Существует несколько вариантов такого оформления.

Византийская

Византийская мозаика — традиционный и самый древний вид, в котором подобраны кусочки стекла примерно одинаковой геометрической формы и размера. Стеклянные кусочки укладываются как можно ближе друг к другу, а промежутки заполняются специальной затиркой.

Флорентийская

Флорентийская мозаика не сильно отличается от предыдущего типа по технике укладки, но готовое полотно — это совсем другая история. Мозаика здесь может иметь различные формы и размеры.

Инкрустация

В этом типе мозаики мозаика укладывается на полотно, которое различается по материалу и фактуре (например, эмаль, вкрапленная в дерево).

Маркетри

Инкрустация — это современная форма эмалевой мозаики на стекле или металле. Примером может служить украшение интерьера (стеклянный стол с мозаикой на поверхности стола, украшение входной двери).

Что представляет собой смальта?

Богатая история технологических процессов производства стеклянных мозаичных рам привела к неоднозначному определению эмали. В разные исторические периоды материал для таких композиций представлялся по-разному. Различные концепции связывались двумя компонентами. Сначала были стеклянные фрагменты, а затем добавки, которые придавали тот или иной оттенок элементам мозаики. Классическим примером эмали является синий цвет, получаемый составами на основе кобальта и кремнезема. Сегодня этот термин в основном используется для обозначения готовых стеклянных осколков, используемых для изготовления панно. Мозаика из эмали, изображенная ниже, является примером конечного использования этого материала.

мозаичная смальта

Читайте также: Влияние человека на природные экосистемы

Смальта – что это?

Влияние человека на здоровье человека и окружающую среду. Представьте, что стекло разбилось на множество осколков, и среди этих осколков есть необычные, странные элементы разной формы. Благодаря современным технологиям производятся материалы с неправильной структурой, которые могут воспроизводить тысячи оттенков и цветов, а также усиливать эффект блеска внутри.

Материал блестит, несмотря на сложную технологию плавления. Эмаль термостойка, морозостойка, износостойка, устойчива к коррозии и имеет коэффициент водопоглощения равный нулю, все эти свойства превосходят свойства многих видов камня и керамики. Эмаль — богатейший художественный материал.

Разновидности

Любой декоративный материал для мозаики дает возможность получить широкий спектр стилистических решений. Тот факт, что эмалевым элементам можно придать различные фактуры и текстурные свойства, обусловлен применением различных технологий обработки стекла. В частности, базовое состояние эмали, имеющее прозрачный оттенок, достигается за счет использования огнестойких красителей. Традиционные методы включают в себя получение опаловых или слепых фрагментов. При других способах обработки получается каменная эмаль, которая к тому же очень прочная. Например, элементы с золотыми и серебряными оттенками производятся путем прессования алюминиевой фольги между различными слоями стекла. Еще одна интересная разновидность — стипль-чеканка и проволочная эмаль. Она производится путем специальной термической обработки, при которой добавляются компоненты, придающие структуре определенные оттенки.

  Как правильно класть пароизоляцию. Пароизоляция какой стороной к утеплителю?

Помимо крещения, князья Киван-Руш уделяли внимание украшению своих церквей. Археологи обнаружили по крайней мере одну эмальерную мастерскую для изготовления икон.

В более позднее время эмалью занимался М.В. Ломоносов. Его работы в это время не использовались, хотя он полностью развил стеклоделие и выкладывание мозаик. Гораздо позже, когда Огюст Монферран строил Исаакиевский собор, для икон и других элементов собора использовалась эмалевая мозаика, занимавшая около шестисот квадратных метров.

мозаика из смальты

Еще один пример использования эмали связан с непростой датой — ранней смертью императора Александра III, в это время на крови была построена церковь Спаса на крови. Его интерьер был заполнен эмалевыми мозаиками.

Разновидности мозаики

Эмаль для мозаики выпускается в виде цельных плит, отдельных кусочков, а также готовых к монтажу блоков в мелкой сетке. Каждый вид материала имеет свое название и способ применения.

  1. Opus. Так называют кусочки смальты квадратной формы маленького размера. Их укладывают ровными рядами, получая поверхность строго геометрической формы. Можно использовать стеклышки одного цвета, но гораздо интереснее смотрятся такие полотна в переходящих тонах или разноцветные.
  2. Fusion. Данный тип стекла смальта наделен неправильными формами, камешки выглядят причудливыми многогранниками. Их любят художники и декораторы. поскольку есть где разгуляться фантазии. Сложные формы камней, преломляя световые лучи, дают необыкновенно красивую игру цветов и оттенков.
  3. Ravenna – это мозаика из смальты, для работы над которой используют квадратные камни разного размера, цвета, дизайна. Здесь совершенно отсутствует параллельная укладка стекол, при этом получаются интересные поля геометрической формы.
  4. Wall – техника укладки, напоминающая кирпичную кладку. В этом случае облицованная поверхность получается со строгой направленностью, вертикальной или горизонтальной.

Профессиональные художники и декораторы предпочитают использовать для изготовления мозаики слэбы, а не отдельные камни. При изготовлении эмалевых узоров они вырезают из цельного полотна куски нужного размера. При необходимости они шлифуют их до нужной формы. При изготовлении эмалевых работ используют камни строго геометрической формы, а также нестандартные камни в виде фрагментов, неправильных трапеций и многоугольников.

Свойства смальты

Свойства мозаичной эмали трудно переоценить. Помимо своей визуальной привлекательности и отличной сочетаемости с другими отделочными материалами, мебелью и декоративными элементами, эмаль:

  • высокой стойкостью к резким перепадам температур;
  • минимальным водопоглощением, выдерживает длительное воздействие воды;
  • способностью выдерживать значительные температуры, пригодна для облицовки печей.

Даже самый твердый камень не может соперничать с долговечностью мозаичной эмали. Полы из этого материала не изнашиваются и служат долгие годы, не меняя ни цвета, ни качества. Мы уже упоминали о бесконечном выборе цветов, форм и размеров. У эмали есть один недостаток, но только один — ее высокая стоимость. Однако она часто оправдывается красотой декора, его долговечностью и уникальностью.

Набор картин из мозаики

Для создания мозаичной картины вам понадобятся следующие инструменты для эмали:

  • кусачки дисковые и с режущими плоскостями:
  • молотки с колющей рабочей частью из закаленной стали или победита;
  • харди с подставкой для колки смальты.

Также необходимо приготовить клей (подойдет любой клей для стекла или плитки) и затирку.

Сначала выберите (нарисуйте) эскиз или схему, желательно в натуральную величину. Выберите, как вы хотите сделать свою эмаль — лицевой или обратной стороной. В первом случае материал кладется лицевой стороной вверх. Во втором случае кусочки стекла кладутся на бумагу лицевой стороной вверх. По окончании работы изображение переворачивается, закрепляется на подставке, а лицевая сторона бумаги смачивается водой и удаляется. Процедура для набора одного изображения выглядит следующим образом.

  • Прежде всего делается подгонка. На подготовленный эскиз надо выложить все камешки, сделать нужную корректировку, чтобы композиция получилась такой, какой она видится дизайнеру.
  • Поверхность под мозаику должна быть ровной, ее необходимо тщательно отчистить, отмыть и высушить.
  • Затем нанести клеящий состав ровным тонким слоем.
  • Со схемы все кусочки смальты нужно аккуратно перенести на клей, осторожно вдавливая их в него.
  • После того, как последний камешек уложен, необходимо окончательно оценить свою работу. Если надо, то что-то изменить или поправить.

Конверт запечатывается, излишки клея удаляются. После высыхания изображение или панно можно отполировать мягкой тканью. Если вы используете эмаль для создания точных геометрических форм, стыки между камешками заделываются герметиком подходящего цвета.

  Как паять аккумуляторы. Как спаять батарейки между собой.

Особенности материала

Эмаль обладает всеми преимуществами и достоинствами стекла, но из-за своей особой формы и способа использования мозаика из нее обладает дополнительными свойствами.

  • Смальта привлекает не за счет разнообразия цветовых оттенков, а благодаря своеобразному свечению изнутри. Оно обусловлено толщиной элемента, комбинаций прозрачных и полупрозрачных участков, введением металлического зерна и так далее. Да и сам материал зачастую изготавливается из нескольких цветных смесей, позволяющих получить игру полутонов в пределах самого крошечного осколка стекла.
  • Обработка тессера допускает любую поверхность – гладкую, блестящую, матовую, рельефную, колотую, пиленую и прочее. А это позволяет создавать игру цвета и тени за счет разницы фактур.
  • Смальту можно укладывать на сколь угодно неровные и криволинейные поверхности и даже скрывать за ней строительные дефекты.
  • Это один из самых долговечных материалов из ныне существующих. Известным сегодня римским мозаикам более 2 тысяч лет, но они ни на йоту не потеряли своей красоты и красочности.

Однако у этих преимуществ есть и недостаток.

  • Использовать смальту для отделки всей стены особенно в большом помещении не рекомендуется. И дело даже не в том, что мозаика таких размеров будет утяжелять стену, а в том, что тессеры – осколки с острыми краями и представляют определенную опасность. Для оформления детской, например, да и вообще для жилища, где есть дети, отделка смальтой не допускается, уж лучше просто мозаика, или, например керамическая плитка на пол.
  • «Мертвая зона» для такого панно – 5 метров, так что при небольших размерах комнаты мозаика будет представлять собой очень небольшой фрагмент.
  • Трудоемкость – это тяжелый, требующий предельного внимания труд. К тому же здесь нужны художественные способности и чувство цвета. Соответственно, стоимость таких работ очень высока.
  • Смальта – дорогой материал и облицовка им ванной обойдется в изрядную сумму (в сравнении с керамической плиткой).

В этом видео вы узнаете, как резать смолу:

Цветовая гамма

Что касается выбора цветов для смальты, то можно сказать, что они безграничны. Неорганические красители всех видов, включая фосфоресцирующие, добавляются в стекло во время производства, часто комбинируя различные соли и оксиды для достижения наиболее ярких оттенков. Кроме того, существуют и другие способы обогащения цветовой палитры.

Существуют различные виды эмали.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Производство продукции

Технология

смальта

На первый взгляд, технология производства эмали проста и не сильно отличается от производства стекла. Однако для получения желаемого оттенка в нее добавляют оксиды металлов в различных комбинациях. Именно здесь и кроется основная сложность.

Сами по себе печи для обжига эмали несложны, поскольку температура процесса относительно невысока — 1000-1200 С — и, что самое главное, не требуется особой точности в поддержании температурного режима. Это значит, что нет дорогостоящего оборудования для контроля температуры и давления.

  • Исходное сырье заливают в емкости – отдельно для каждого оттенка и устанавливают в печь. Варка, как правило, занимает около 3–4 часов.
  • Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают специальными металлическими валиками.
  • Полученные неправильной формы «лепешки» распиливают на бруски, «блоки» или «блины».

Технология действительно примитивная, но малый объем производства не позволяет автоматизировать процесс.

Варка

Процесс изготовления эмали почти такой же творческий, как создание мозаики.

  • Во-первых, рецепты цвета и дополнительных эффектов считаются секретом производства.
  • Во-вторых, при самом точном соблюдении технологии нет гарантии получения ровно такого же оттенка. К тому же имеет значение и последующая термическая обработка материала. Так, например, медь, добавленная в стекло, никак не окраску и прозрачность не влияет.
  Оконные откосы из панелей ПВХ: опыт читателя Homius. Как сделать пластиковые откосы?

При нагревании до температуры, близкой к температуре плавления, продукт начинает приобретать розовый цвет. При дальнейшем нагревании цвет эмали меняется на ярко-красный, а затем на коричневый. На последней стадии становятся видны медные пятна, и материал становится частично непрозрачным. Это явление характерно для производства искусственных авантюринов, но в сырье чаще добавляют хром, чем медь.

Поэтому идея сделать и приготовить собственную эмаль для мозаики в домашних условиях очень заманчива. Многие мозаичисты известны тем, что сами изготавливают свой материал. Однако этот навык вырабатывается в результате многолетнего опыта работы с глазурью.

Процесс изготовления золотой эмали выглядит несколько иначе. В этом случае сначала выдувают листы стекла толщиной не более 1 мм и разрезают их на плитки площадью 100-200 квадратных сантиметров.

На каждую плитку кладется кусочек сусального золота, и заготовки помещаются в специальную печь, где температура повышается до тех пор, пока стекло не размягчится, но не расплавится. Затем на каждую плитку наливают жидкое стекло в таком количестве, чтобы после застывания оно образовало слой толщиной не более 1 см. Затем плитки прессуются и отжигаются.

О том, где купить известь для мозаики и сколько она стоит, вы можете узнать ниже.

История смальты

Ранние попытки изготовления эмали неразрывно связаны с попытками изготовления прозрачного стекла. Три тысячи лет назад сделать прозрачное стекло было бесконечно сложнее, чем сплавить в порошок песок, золу и оксиды металлов. Однако говорить об эстетических качествах первого цветного стекла было невозможно. Коричневое, грязно-зеленое, серое и в лучшем случае черное, оно не было похоже на эмаль дохристианских времен.

Первая эмаль была не очень удачной, и римские мастера-мозаичисты заменили цветное стекло (в основном коричневое и желтовато-коричневое) фрагментами натурального камня. Византийские мастера были гораздо успешнее. Они владели секретами ассирийских и вавилонских стеклоделов, которые освоили искусство изготовления синего кобальта.

Византийцы также изобрели золотую тройку: трехслойную эмаль, в которой толстая основа спекается с сусальным золотом и тонким покровным стеклом. В зависимости от толщины сусального золота и сплава золота цвет готовой эмали различается. Сплав золота с медью и серебром дает нежно-розовый оттенок.

Византийская эмаль красочна и имеет более ста оттенков мозаичного стекла

Ломоносовская смальта

После падения Византии производство эмали стало уделом небольших общин ремесленников. Стеклоделы второго века быстро освоили технику производства красочного материала. Сильная конкуренция со стороны живописцев лишила европейских мастеров мозаики заказов эпохи Возрождения.

Смальта

Однако Христофор Сурер из Богемии, работавший во второй половине XVI века, сумел возродить полузабытое искусство. Изобретя новую технику плавления сплавов стекла с пигментами, он создал прозрачные витражи и декоративное стекло. Эмаль была побочным продуктом производства его мастерской.

Михаил Васильевич Ломоносов, тогда уже профессор химии, но еще не куратор Московского университета, в 1748 году решил заняться производством эмали. Проводя по несколько опытов в день, Ломоносову удалось в течение трех лет получить образцы высококачественного цветного стекла.

Вскоре после этого он основал фабрику по производству декоративного стекла. Именно эмаль Ломоносова дала начало современному разнообразию высококачественного мозаичного материала.

Смальта: разновидности и назначение

Сегодня эмаль массового производства состоит не менее чем из трехсот цветов и оттенков. Однако многие художники не удовлетворены таким выбором и делают свою собственную литию. Поэтому подсчитать точное количество типов, видов, подвидов и разновидностей эмали не представляется возможным.

Принято различать четыре основных типа эмали. Для производства прозрачных или непрозрачных цветных эмалей используются термостойкие пигменты. Гетерогенные цветные эмали получают путем комбинирования высокотемпературостойких минеральных пигментов и пигментов, изменяющих свои свойства в расплавленном стекле.

Как и в древности, большим спросом пользуются триплексные стекла, состоящие из двух разнородных стекол и цветной фольги между ними.

Оптические свойства современной эмали чрезвычайно интересны. Поликристаллизация стекла и использование фосфоресцирующих пигментов создают эффект внутренней флуоресценции эмали. Сочетание прозрачных и полупрозрачных участков, введение металлических зерен в стекло и структурированная обработка поверхности делают эмаль материалом высочайшей художественной выразительности.

Оцените статью
Ремонт до и после