В отличие от стандартной стеклянной плитки, смальта используется в виде небольших фрагментов. Этот материал производится в виде массивных блоков, которые необходимо разбить или распилить на более мелкие цветные элементы. Понятно, что не каждый сможет справиться с таким специфическим видом материала и требует определенных навыков и умений для работы с ним.
Мозаика из смальты: применение в оформлении интерьера
Эмаль является одним из самых древних материалов, который получается путем плавления стекла с добавлением различных оксидов металлов, таких как золото, серебро и медь. При дроблении мастера получают квадратные или прямоугольные пластины, представляющие собой огромный спектр цветов и текстур. Уникальная цветовая палитра и возможность применения различных фактур делают смальту востребованным материалом.
Такую мозаичную эмаль можно встретить в архитектурных произведениях древних цивилизаций, например, в Греции, Римской империи, Византии, а также в старинных русских церквях, сохранивших до наших дней удивительные произведения искусства. Эти произведения отличаются невероятным блеском, яркостью красок, а также акцентированным сочетанием блестящих и матовых элементов.
Достоинства
Современные дизайнеры охотно применяют технику мозаики при оформлении интерьеров, так как этот вид декора обладает множеством неоспоримых преимуществ.
- Богатейший спектр цветов — от ярких до темных, насыщенных и прозрачных, который не теряет своей яркости ни при каких условиях;
- Долговечность, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней фрески древних храмов. Эти произведения искусства продолжают восхищать своей красотой на протяжении веков;
- Износостойкость: смальта не подвержена коррозии, гниению и истиранию, что позволяет использовать ее как в отделке стен, так и в качестве напольного покрытия. Этот материал выдерживает высокую степень нагрузки, что делает его идеальным для применения в общественных местах;
- Водонепроницаемость материала позволяет использовать мозаичные элементы в таких влажных помещениях, как хаммамы, бассейны, сауны и ванные комнаты;
- Смальта независима от температурных условий. Это означает, что она обладает жаропрочностью, благодаря которой дизайнеры могут оформлять ею стены каминов и печей, а также морозоустойчивостью, подчеркивающей ее пригодность для фасадной облицовки и объектов ландшафтного дизайна.
Виды мозаики
На сегодняшний день искусствоведы выделяют несколько основных видов эмалевой мозаики, основываясь на особенностях расположения отдельных чипов — кусочков стекла. Существует несколько вариантов оформления, с которыми полезно познакомиться.
Византийская
Византийская мозаика — это традиционный и самый древний вид, где кусочки стекла подбираются с одинаковыми геометрическими формами и размерами. При укладке стеклянные фрагменты располагаются как можно ближе друг к другу, а промежутки между ними заполняются специальной затиркой, что обеспечивает ровность и эстетически привлекательный вид.
Флорентийская
Флорентийская мозаика несколько отличается от византийской лишь техникой укладки, так как готовое полотно Гарибальди может похвастаться разнообразием форм и размеров, что делает его визуально более сложным и интересным.
Инкрустация
При инкрустации кусочки мозаики укладываются на полотно, которое может различаться по материалу и фактуре, например, создании композиции, где смальта вкрапляется в дерево.
Маркетри
Маркетри — это современная форма эмалевой мозаики, чаще всего выполняющаяся на стекле или металле. Примером может служить интерьерный декор в виде стеклянного стола, украшенного мозаикой на его поверхности, или декорирование входной двери.
Что представляет собой смальта?
Богатая история технологии производства стеклянных мозаичных рам привела к возникновению неоднозначного определения для эмали. В разные исторические эпохи материалы для таких композиций представлялись по-разному. Современные концепции чаще всего связываются с двумя основными компонентами: во-первых, стеклянными фрагментами, а во-вторых, добавками, которые придают эмали определенные оттенки. Классическим примером является синий цвет, достигаемый с помощью составов на основе кобальта и кремнезема. На сегодняшний момент этот термин в основном используется для обозначения законченных стеклянных осколков, предназначенных для создания панно. Мозаика, представленная ниже, является наглядным примером конечного использования данного материала.
Читайте также: Влияние человека на природные экосистемы
Смальта – что это?
Смальта, несмотря на свои художественные достоинства, также имеет определенные негативные последствия для здоровья человека и окружающей среды. Представьте, что стекло разбилось на множество осколков, среди которых есть необычные и поразительные элементы различной формы. Благодаря передовым технологиям сегодня изготавливаются материалы с неправильной структурой, которые могут воспроизводить тысячи оттенков и цветов, а также усиливать эффект блеска, создавая необычные визуальные эффекты.
Материал блестит, даже несмотря на сложные технологии плавления. Эмаль обладает термостойкими, морозостойкими и износостойкими свойствами. Она устойчива к коррозии и имеет коэффициент водопоглощения равный нулю. Все эти характеристики превосходят свойства многих видов камня и керамики. Таким образом, эмаль представляет собой богатейший художественный материал.
Разновидности
Любой декоративный материал для мозаики предоставляет возможность получить широкий спектр стилистических решений. Факт того, что эмалевым элементам можно придать различные фактуры и текстурные характеристики, обусловлен использованием различных технологий обработки стекла. В частности, базовое состояние эмали, имеющее прозрачный оттенок, достигается с помощью огнестойких красителей. Традиционные методы включают получение опаловых или глухих фрагментов. При других способах обработки может быть получена каменная эмаль, которая отличается высокой прочностью. Например, элементы с золотыми и серебряными оттенками изготавливаются с помощью прессования алюминиевой фольги между несколькими слоями стекла. Еще одна интересная разновидность – стипль-чеканка и проволочная эмаль, которая производится путем специальной термической обработки с добавлением компонентов, придающих конструкции определенные оттенки.
Помимо христианской символики, князья Киевской Руси также уделяли внимание украшению своих церквей. Археологи обнаружили по меньшей мере одну эмальерную мастерскую, где производились иконы.
В более поздний период эмалью занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Его труды в это время не были коммерчески использованы, однако он полностью развил технологии стеклоделия и укладки мозаик. Гораздо позже, когда Огюст Монферран строил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, для икон и других элементов этого архитектурного шедевра использовалась эмалевая мозаика, общая площадь которой составляла около шестисот квадратных метров.
Еще один пример использования эмали связан с созданием церкви Спаса на крови в Санкт-Петербурге, построенной на месте, где был убит император Александр III. Интерьеры этого храма были украшены великолепными эмалеваями мозаиками, что добавляет ему исторической ценности.
Разновидности мозаики
Эмаль для мозаики может поставляться в виде цельных плит, отдельных кусочков или готовых к монтажу блоков, закрепленных на мелкой сетке. Каждый вид материала имеет свои названия и особенности применения.
- Opus. Так называют кусочки смальты квадратной формы маленького размера. Их укладывают ровными рядами, создавая поверхность строго геометрической формы. Для эффектности можно использовать стеклышки одного цвета, однако наиболее интересный результат получается при бо́льшей разнообразности, когда мозаика состоит из переходящих тонов или многоцветных элементов.
- Fusion. Этот тип стеклянной смальты отличается неправильными формами; камешки выглядят как причудливые многогранники. Они особенно нравятся художникам и декораторам благодаря возможности для воплощения самых смелых фантазий. Сложные формы камней, отражая световые лучи, создают необыкновенно красивую игру цветов и оттенков.
- Ravenna — это мозаика из смальты, в которой используются квадратные камни различного размера, цвета и дизайна. Такая укладка не имеет строго параллельности; в итоге получаются интересные геометрические поля.
- Wall — это техника укладки, которая напоминает кирпичную кладку. Облицованная поверхность, как правило, имеет строгую направленность — вертикальную или горизонтальную.
Профессиональные художники и декораторы предпочитают использовать для создания мозаики слэбы вместо отдельных камней. При изготовлении эмалевых узоров они вырезают куски нужного размера из цельного полотна и, при необходимости, шлифуют их для достижения идеальной формы. При создании эмалевых работ могут использоваться камни строгих геометрических форм, а также нестандартные элементы в виде фрагментов, неправильных трапеций и многоугольников.
Свойства смальты
Свойства мозаичной эмали трудно переоценить. Помимо своей визуальной привлекательности и отличной сочетаемости с другими отделочными материалами, мебелью и декоративными элементами, эмаль обладает сезонной стойкостью:
- высокой устойчивостью к резким перепадам температур, что делает ее надежным решением для использования в помещениях с изменяющимися климатическими условиями;
- минимальным водопоглощением, что позволяет ей сохранять свои свойства и при длительном воздействии влаги;
- стойкостью к высоким температурам, что делает ее пригодной для облицовки печей и каминов, даже в условиях значительных перепадов температур.
Даже самые твёрдые каменные материалы не могут сравниться с долговечностью мозаичной эмали. Полы, выполненные из этого материала, сохраняются в идеальном состоянии многие годы, при этом цвет и качество не теряются. Мы уже упомянули о почти бесконечном выборе цветов, форм и размеров. У эмали есть один недостаток — высокая стоимость. Однако, она часто оправдана красотой декора, его долговечностью и уникальностью.
Набор картин из мозаики
Для создания мозаичной картины вам понадобятся специфические инструменты для работы с эмалью:
- дисковые кусачки и кусачки с режущими плоскостями;
- молотки с колющей рабочей частью из закаленной стали или победита, для более точного ударного воздействия;
- харди с подставкой, предназначенные для колки смальты и уточнения форм элементов.
Также необходим клей — подойдет любой клей для стекла или плитки, а также затирка для герметизации швов.
Сначала вам следует выбрать или нарисовать эскиз или рисунок, желательно в натуральную величину. Важно определить, как именно вы хотите расположить свою смальту — лицевой или обратной стороной. В первом случае материал размещается лицевой стороной вверх, а во втором — кусочки стекла укладываются на бумагу лицевой стороной вверх. По окончании работы изображение аккуратно переворачивается, фиксируется на основы, а лицевая сторона бумаги смачивается водой и удаляется. Процесс создания мозаичного изображения может выглядеть следующим образом:
- Первым шагом является подгонка. На подготовленный эскиз нужно выложить все камешки, максимально скорректировав композицию, чтобы она выглядела именно так, как задумывалось дизайнером.
- Поверхность, предназначенная для мозаики, должна быть тщательно выровненной; ее необходимо очистить, отмыть и высушить до идеального состояния.
- Затем следует нанести клеящий состав ровным тонким слоем на подготовленную поверхность.
- Кусочки смальты следует аккуратно переместить на клей, осторожно внедряя их в него, чтобы предотвратить появление пустот.
- После того, как последний камешек будет уложен, необходимо проверить работу и, если потребуется, внести изменения или корректировки для финальной оценки.
После того как изображение будет окончательно закреплено, излишки клея следует удалить, а по завершении высыхания панно можно отполировать мягкой тканью. Если в процессе работы с эмалью используются точные геометрические формы, стыки между камешками заделываются герметиком, подходящим по цвету.
Особенности материала
Эмаль обладает всеми преимуществами и достоинствами стекла, но благодаря своему уникальному составу и способу использования мозаика из смальты обладает дополнительными характеристиками:
- Смальта привлекает внимание не только за счет разнообразия цветовых оттенков, но и благодаря своей внутренней светоотражающей способности. Эта особенность обусловлена особенностями толщины каждого элемента, а также комбинацией между прозрачными и полупрозрачными участками, включая введение металлического зерна и так далее. Часто сам материал изготавливается из нескольких цветных смесей, что позволяет создать игру полутонов даже в пределах самого крошечного осколка стекла.
- Обработка тессера допускает различные вариации поверхностей – гладкую, блестящую, матовую, рельефную или колотую. Это позволяет создавать удивительную игру света и тени благодаря различным фактурам.
- Смальту можно укладывать на поверхности с любым уровнем неровности и кривизны, что позволяет скрывать строительные дефекты и создавать гармоничные композиции.
- Это один из наиболее долговечных материалов, известный на сегодняшний день. Например, римские мозаики, пережившие больше 2000 лет, не утратили своей красоты и яркости.
Однако такие преимущественные качества влекут за собой и недостатки:
- Не рекомендуется использовать смальту для отделки всей стены, особенно в больших помещениях, поскольку это может утяжелить конструкцию. Кроме того, острые края тессеров могут представлять опасность, особенно в помещениях, где находятся дети. В таких случаях лучше отдать предпочтение вариантам из обычной мозаики или керамической плитки;
- Технические ограничения: «мертвая зона» для использования подобного панно составляет 5 метров, что значит, что в небольших помещениях мозаика будет довольно ограниченной;
- Трудоемкость работы: это тяжелый, требующий значительного внимания процесс. К тому же данная техника требует художественных навыков и чувства цвета, что напрямую влияет на стоимости выполнения подобных работ;
- Смальта — это достаточно дорогой материал, и облицовка с ее помощью в ванной может обойтись в значительную сумму по сравнению с использованием керамической плитки.
В этом видео вы сможете ознакомиться с процессом резки смолы:
Цветовая гамма
Когда речь заходит о выборе цветов для смальты, можно с уверенностью сказать, что он практически не имеет границ. Неорганические красители всех видов, включая фосфоресцирующие, добавляются в стекло в процессе производства, часто комбинируя различные соли и оксиды для покрытия максимально ярких цветовых оттенков. Кроме того, существуют и альтернативные методы, позволяющие расширить цветовую палитру.
Представлены различные виды эмали, которые могут варьироваться по своим характеристикам:
- Прозрачная – в состав исходного сырья входят различные калиевые соли. Они придают цвет материалу, но не влияют на его прозрачность. Так, например, сера может давать яркий синий цвет стекла, а присутствие солей кадмия, которые сами по себе бесцветны, создает насыщенный желтый эффект.
- Опаловая или глухая – это непрозрачный материал, в котором для создания пигментов используются заглушающие вещества, такие как триоксид сурьмы или оксид олова.
- Жилистая или пятнистая – получается путем комбинирования исходного сырья различных оттенков, глубина цвета может изменяться и заметно варьироваться в зависимости от использования разных техник окраски.
- Золотая или серебряная – это своего рода триплекс, где между двумя слоями стекла помещается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты зависит от толщины и пробы фольги; так, например, раскатанное до прозрачности червонное золото может просвечивать зеленым светом, тогда как золото с добавками меди будет розовым.
Производство продукции
Технология
С первого взгляда кажется, что технология производства эмали проста и не сильно отличается от производства обычного стекла. Однако для получения желаемых оттенков в состав добавляются оксиды различных металлов в различных пропорциях, что является основной сложностью этого процесса.
Печи для обжига эмали являются относительно простыми, так как температура процесса довольно низкая — от 1000 до 1200 градусов Цельсия. Кроме того, в этом случае не требуется строгое соблюдение температурного режима, что делает процесс более доступным и не требует дорогого оборудования для контроля температуры и давления.
- Сначала исходное сырье помещается в емкости — отдельно для каждого цветового оттенка, после чего загружается в печь. Варка обычно занимает около 3-4 часов.
- Затем смальту выливают на ровные чугунные доски и раскатывают с использованием специальных металлических валиков, чтобы получить более равномерные слои.
- Полученные лепешки неправильной формы затем распиливаются на бруски, «блоки» или круглые «блины».
Хотя технология действительно довольно примитивная, малый объем производства не позволяет автоматизировать процесс, требуя, таким образом, ручной работы и искусства.
Варка
Процесс изготовления эмали можно считать поистине творческим и близким к искусству, как и создание самой мозаики. В этом процессе есть несколько важных моментов:
- Во-первых, рецепты цветовых решений и дополнительных эффектов при производстве эмали остаются настоящим секретом, что приводит к уникальным изделиям.
- Во-вторых, даже при самом тщательном соблюдении технологий, нет гарантии, что получится такой же оттенок, как ранее. Рыночные условия и последующая термическая обработка также могут значительно влиять на конечный результат. Например, медь, добавленная в стекло, не будет влиять на цвет или прозрачность, но при его нагревании до температуры плавления она может начать менять оттенок.
При нагревании до температуры, близкой к температуре плавления, продукт начинает приобретать розовый цвет. По большей части, при дальнейшем прогреве оттенок меняется на ярко-красный, а затем на коричневый. Финальная стадия приводит к проявлению медных пятен, и материал становится частично непрозрачным. Данное явление частично характерно для создания искусственных авантюринов, и для этих целей чаще всего в сырье добавляется хром, чем медь.
Именно поэтому желание создать индивидуальную эмаль для мозаики в домашних условиях выглядит весьма привлекательным. Многие мозаичисты известны тем, что изготавливают свой материал самостоятельно, однако добиться такого уровня требует многих лет опыта работы с глазурью.
Создание золотой эмали включает в себя особую технологию. В этом процессе сначала выдуваются листы стекла толщиной не более 1 мм и разрезаются на плитки размером 100-200 квадратных сантиметров. Затем на каждую плитку помещается кусочек сусального золота. Заготовки помещаются в специализированные печи, где температура повышается до тех пор, пока стекло не размягчится, но не расплавится. После этого на плитки накладывается жидкое стекло в необходимом количестве, чтобы после затвердевания образовать слой толщиной не более 1 см. Затем плитки прессуются и отжигаются, что завершает процесс.
О том, где купить известь для создания мозаики и сколько она может стоить, вы можете узнать ниже.
История смальты
Ранние попытки создания эмали неразрывно связаны с процессом изготовления прозрачного стекла. Более трех тысяч лет назад создание прозрачного стекла было значительно сложнее, чем простое смешивание песка, золы и оксидов металлов. Однако с эстетической точки зрения, первое цветное стекло обычно было коричневым, грязно-зеленым или серым, что, конечно же, не шло ни в какое сравнение с эмалью, известной в дохристианскую эпоху.
Первые образцы эмали также были довольно неудачны, что заставило римских мастеров-мозаичистов заменить цветное стекло, в основном коричневое и желтовато-коричневое, фрагментами натурального камня, которые выглядели более эстетично. Возятийские мастера значительно превосходили своих предшественников, так как они обладали секретами древних стеклоделов Ассирии и Вавилона, которые освоили производства синего кобальта.
Кроме того, византийцы изобрели трехслойную золотую эмаль, состоящую из толстого основы, которая спекается с сусальным золотом и тонким покрывающим слоем стекла. Цвет готового эмалевого изделия варьируется в зависимости от толщины сусального золота и сплава. Сплав золота с медью и серебром зачастую дает нежно-розовый оттенок.
Цветовая палитра византийской эмали впечатляет, он насчитывает более ста оттенков мозаичного стекла.
Ломоносовская смальта
После падения Византии техника производства эмали постепенно стала уделом небольших групп ремесленников. Стеклоделы второго века быстро освоили процессы производства красочного материала. Однако сильная конкуренция со стороны живописцев привела к падению интереса к мозаике в эпоху Возрождения.
Тем не менее, в конце XVI века Христофор Сурер из Богемии смог возродить полузабытое искусство, создав новую технику плавления сплавов стекла с пигментами, которая позволила производить прозрачные витражи и декоративное стекло. Эмаль в этом контексте стала побочным продуктом производства его мастерской.
Михаил Васильевич Ломоносов, уже будучи профессором химии, в 1748 году решил заняться производством эмали. После завершения многих экспериментов в течение трех лет ему удалось получить образцы высококачественного цветного стекла. Вскоре он основал фабрику по производству декоративного стекла, именно эмаль Ломоносова стала основой для современного разнообразия высококачественного мозаичного материала.
Смальта: разновидности и назначение
На сегодняшний день эмаль массового производства включает не менее трехсот цветов и оттенков. Тем не менее, многие художники не ограничиваются этим ассортиментом и творят свою уникальную литию. Таким образом, подсчитать точное число типов, видов, подвидов и разновидностей эмали становится практически невозможным.
Традиционно выделяется четыре основных типа эмали. Для создания прозрачных или непрозрачных цветных эмалей применяются термостойкие пигменты. Гетерогенные цветные эмали получают путем комбинирования высокотемпературостойких минеральных пигментов и пигментов, меняющих свои свойства при нагревании.
Как и в древности, особым спросом продолжает пользоваться триплексное стекло, состоящее из двух разнородных слоев стекла с цветной фольгой между ними.
Современные оптические свойства эмали представляют собой предмет глубокого интереса. Поликристаллизация стекла и применение фосфоресцирующих пигментов создают эффект внутренней флуоресценции эмали. Сочетание прозрачных и полупрозрачных участков, добавление металлических частиц в стекло и структурированная обработка поверхности делают эмаль материалом высокой художественной выразительности.