Жесткая фреска — это изображение, которое печатается на картоне и может быть как вставлено в рамку, так и прикреплено с помощью клея. Размеры данных изделий обычно ограничены, что стоит учитывать при выборе.
Фрески
Фреска (от итальянского слова «fresco», что в переводе означает «свежий») представляет собой роспись, выполняемую на ещё влажной штукатурке — одной из техник фресковой живописи. Как только штукатурка высыхает, она образует тонкий прозрачно-кальцитовый слой, который обеспечивает долговечность фрески. Это делает такие произведения искусства особенно устойчивыми к выцветанию и другим внешним воздействиям.
Точная дата появления фресок остаётся неясной, однако настенная живопись, как можно заметить, была весьма распространена в Древней Греции уже во втором тысячелетии до нашей эры. Древние греки переняли эту технику, а затем римляне развили её дальше. Позже, в России, также начали создавать фрески, что свидетельствует о широкой популярности этого художественного стиля.
Цифровая фреска
Цифровая фреска — это большой декоративный роспись, состоящая из уникального слоя штукатурки на гибкой нетканой основе, на которую изображение наносится с помощью цифровой печати. Эта техника сочетает традиционное искусство и современные технологии, что позволяет создавать уникальные произведения.
Процесс монтажа цифровой фрески является несложным; необходимо лишь открыть тюбик клея и приклеить фреску на подготовленную поверхность. Важным аспектом производства цифровых фресок является работа опытного архитектора, который отвечает за их создание.
Размер цифровой фрески не ограничен, и она может быть практически любого размера — это определяется исключительно фантазией заказчика и требованиями конкретного интерьера. Для облегчения процесса монтажа такую фреску можно разделить на несколько панелей, что также позволяет упростить установку на большой площади.
Отличие фрески от фотообоев
Настенные фрески и фотообои способны придавать интерьеру неповторимый стиль и индивидуальность. В связи с этим, данные декоративные покрытия пользуются большой популярностью среди потребителей. У многих возникает вопрос: в чём же заключается разница между настенными фресками и фотообоями, а также почему цена этих изделий может существенно различаться?
Ключевым фактором, определяющим отличие, является наличие сильного тиснения, а также прочность и износостойкость фресок. Благодаря особенностям структуры их поверхности изображение на фреске получает глубину и объём, которые трудно достичь при печати изображений на бумаге или синтетических материалах.
Обои могут изготавливаться из обычной бумаги или ткани, тогда как фрески создаются только на основе шерсти, поскольку этот материал обладает большей долговечностью и способностью сохранять цвет.
Красивые фрески в интерьере гостиной, прихожей и других комнат квартиры
На протяжении длительного времени техника настенной росписи оставалась преобладающей в области монументального искусства. Данная техника была особенно популярна с начала второго тысячелетия до нашей эры в Эгейском периоде и достигла своего расцвета в древнегреческой культуре, когда в интерьере использовались полы, покрытые мрамором. В древности доступные материалы для работы включали известь, песок, цветные минералы, а традиционная простота и долговечность данной техники способствовали её популярности. В первые века нашей эры в Индии и Центральной Азии начали появляться изображения, свидетельствующие о том, что техника, схожая с фресками, имела широкое распространение. В Древней Руси и Византии (в 10-12 веках и 14-17 веках) также начали развиваться средневековые фрески, над созданием которых работали известные мастера, такие как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Фресковая живопись продолжала развиваться в Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других странах. Этот вид искусства достиг особого расцвета в эпоху Возрождения в Италии, где следует упомянуть таких мастеров, как Микеланджело, Рафаэль, Джотто, Масаччо и Леонардо да Винчи, известного благодаря своей знаменитой работе «Тайная вечеря».
В девятнадцатом веке искусство фресковой живописи получило поддержку от немецких мастеров, а также от некоторых представителей модерна, таких как Ф. Ходлер в Швейцарии. В двадцатом веке технику стенописи использовали Боргонцони в Италии и Диего Ривера в Мексике. Неоспоримо, что техника фрески продолжает оставаться популярной и в наши дни. Несмотря на то что современные люди менее склонны верить в мистическую силу картин, оформление интерьеров по-прежнему имеет большое значение для них.
Что такое фреска
Фреска — это техника живописи, осуществляемая на свежей (влажной) штукатурке, разбавленной чистыми водными красками или известью. Благодаря этому подходу картина приобретает прочность и долговечность, что делает её сохранность на многие века уверенной. Грунтовка и связующее вещество в этой технике представляют собой одно целое, причем основным компонентом является известь. Краска не осыпается, благодаря тому, что воздух образует на поверхности прочный, прозрачный слой карбоната кальция, который стабилизирует и сохраняет пигменты.
Поверхность фрески может быть как гладкой, так и зернистой. Штукатурка в свою очередь может классифицироваться на два вида: «грунтовка» и «штукатурка». В первом случае мы имеем смесь песка и извести, во втором — комбинацию извести, мелкого песка и мраморной крошки. Нельзя не отметить, что помимо собственно фресковой живописи, с древних времён существовала также живопись по сухой штукатурке. Мастера, такие как Ченнини, проводили четкое разграничение между фресковой живописью и живописью по мокрой штукатурке.
Также важно упомянуть, что техника, описываемая в трактатах, заключается в том, что древние мастера завершали роспись «насухо» с использованием темперы, а поверхность фрески впоследствии полировалась горячим воском. С начала XVI века в Италии зародилась техника «чистой фрески» или «buon fresco», в которой не использовалась темпера. В этой технике применялись два слоя грунтовки, причем верхний слой наносился только на ту часть поверхности, которую художник намеревался закончить за один или два дня. Эта методика впервые была описана в трактате Ченино Ченнини, написанном в 1437 году: художник должен был начинать и завершать работу до того, как известь высохнет, в противном случае ему приходилось бы убирать часть слоя и наносить новый.
Виды техник
В методе «a secco» роспись выполняется по сухой штукатурке с использованием различных связующих материалов: яиц в темпере, масла, клея или известковой воды. Метод, известный как «мезофреско», включает нанесение слоя краски на влажную или недавно увлажнённую поверхность, не позволяя слою углубляться. В методе «фрески-секко» роспись осуществляется с применением известковой воды на известковом растворе, добавляя гашеную известь и речной песок. Цветовая палитра может быть расширена благодаря добавлению казеина. Техника акриловой живописи или с использованием клея и казеина была весьма популярна в Средние века и античности. Необходимо также отметить древний метод «Стукко-люстро», применяемый для создания изображений, имитирующих мраморные колонны. Для этого использовали мраморную пыль, смешанную с известью, что напоминает технику фресковой живописи.
Современная фреска с колоннами может преобразить столовую или гостиную, визуально увеличивая пространство.
Поверхности под фрески, оштукатуривание
- Трепел;
- Диатомит и пемза;
- Гипс.
Однако бетонные поверхности, сделанные из обычных цементов и не подготовленные специально, не подходят для окрашивания из-за выделяющихся из цементных растворов известковых солей. Шлакобетонные поверхности, содержащие серу, также не подходят для таких работ. В этом случае необходимо будет изолировать оштукатуренную поверхность с помощью специальной сетки или керамического слоя. Поверхности, выполненные из натурального камня — известняка, тоффо или песчаника — хорошо подходят для нанесения, но перед оштукатуриванием требуют предварительной обработки для создания лучшего сцепления со штукатуркой.
Фресковая живопись
Мы можем наслаждаться фресками, находящимися на древних памятниках монументального искусства. Настенные росписи также были распространены для украшения жилых помещений, особенно домов богатых людей и знати. В эпоху Возрождения настенные росписи получили особую популярность. Они украшали дворец герцога Луи Гонзага, над ними трудились величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело и Масаччо. Интересно, что люди стремились запечатлеть образы своих семей на таких фресках. В Италии, начиная с XVI века, «чистые» фрески выполняли без применения темперы. В этом разновидности настенной живописи верхний слой грунтовки (интонако) наносился лишь на тот участок, который художник намеревался завершить до его высыхания. Традиции настенной живописи сохранились в декоративных росписях XVII-XVIII веков, а в девятнадцатом веке началась новая волна интереса к технике.
В России фрески часто можно увидеть в церквях, например, на стенах Светогорского монастыря и Ферапонтово монастыря располагаются замечательные произведения, которые завораживают своей красотой и историческим значением.
Кроме того, католические церкви, такие как церковь Санта-Мария в Риме, также украшены фресками, которые служат не только для эстетического наслаждения, но и для глубокого духовного содержания.
Современные фрески зачастую выполняются акриловыми красками или создаются с использованием цифровой печати, но большинство опытных мастеров отдают предпочтение классическим техникам, продолжая традиции, насчитывающие века. Однако следует отметить, что такие классические методы требуют определённых затрат времени и ресурсов.
Самые известные фрески
Фреска «Дельфийские сивиллы», созданная Микеланджело, является одной из наиболее известных работ и представляет собой отрывок из росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненной в период с 1508 по 1512 годы. Источник: dic.academic.ru.
Фреска, созданная Дионисием, находится в соборе Рождества Богородицы Ферапонтового монастыря и была написана в 1502-03 годах. Эта работа нашла своё место в Вологодской области и является примером высокой художественной традиции. Источник.
Фреска «Иоаким и пастухи», созданная Джотто ди Бондоне, была написана в период с 1304 по 1306 годы и располагается в Капелле дель Арена в Падуе. Эта работа была высоко оценена как одно из первых произведений живописи эпохи Возрождения. Источник: https://dic.academic.ru
Читайте также
Мы хотели бы обратиться с небольшой просьбой. Эта статья могла стать доступной благодаря поддержке наших читателей. Даже самое малое ежемесячное пожертвование помогает нашей редакции работать, обеспечивая публикацию важных материалов.
Наши читатели поддерживают проект «Правмир» уже на протяжении 18 лет. На вашу поддержку была опубликована эта история, и она стала возможной благодаря вам.
Пока вы здесь, мы надеемся, что вы рассмотрите возможность произвести небольшое регулярное пожертвование. Даже небольшой вклад поможет нам продолжать делиться тем, что актуально и важно для людей.
Спасибо, что дочитали нашу статью! Команда корреспондентов, фотографов и редакторов трудится благодаря поддержке читателей.
«Правмир» уже 18 лет работает для людей и обсуждает вопросы, которые волнуют всех нас. Каждый небольшой регулярный взнос означает новые истории, которые помогают другим.