С точки зрения звучания, модели 1000 Tri Tracer и 1000 ZXL показали великолепное воспроизведение музыки, тогда как Nakamichi 700 Tri Tracer и Nakamichi 700 ZXL не смогли продемонстрировать столь же амбициозное качество звука.
Кассетная дека — Cassette deck
Кассетный магнитофон представляет собой вид магнитофона, предназначенный для воспроизведения и записи аудиокассет. В сфере бытовой электроники термин «дека» использовался для того, чтобы отделить данный тип устройства от традиционного магнитофона; первая подразумевала наличие в стереосистемах, в то время как «магнитофон» обычно носил портативный характер и часто имел автоматические функции записи, включая усилитель мощности и, в большинстве случаев, динамики.
Хоть в современном языке эти термины стали взаимозаменяемыми, «рекордер» в этом контексте чаще подразумевает скорее портативное устройство с ограниченной точностью воспроизведения, тогда как «дека» ассоциируется с высококачественным воспроизводящим компонентом, что позволяет добиться более точного и детального звука.
Истоки
На изображении представлен типичный портативный настольный кассетный проигрыватель, производимый RadioShack.
Первым магнитофоном, который использовал катушку ленты, постоянно размещаемую в небольшой съемной кассете, стала дека RCA, появившаяся в 1958 году, предшествовавшая кассетной ленте. В ту эпоху меломаны в основном использовали кассетные плееры и магнитофоны, которые требовали больших, разрозненных катушек и кассет, заправлявшихся вручную, что делало их менее доступными для широкой аудитории. RCA и Bell Sound предпринимали попытки продвигать кассетный формат, однако ряд факторов, таких как выбор предварительно записанных носителей и задержки в организации массового производства, а также своеобразный внешний вид оборудования, который не удовлетворял аудиофилов, сделали это особенно трудным.
В 1963 году компания Philips представила «компактную кассету» (торговая марка), на выставке Internationale Funkausstellung Berlin. Первоначально продукт позиционировался как устройство, разработанное исключительно для портативных речевых средств диктовки. Ширина ленты составила 3,81 мм (в переходе равна 1/8 дюйма), с полосой движения ленты, составляющей 4,8 см в секунду (1,875 дюйма в секунду). Это всего лишь ненадежные характеристики высококачественного воспроизведения, что вызывало повышенный уровень шума.
Ранние модели диктофонов были разработаны для нужд диктовки и журналистики и преимущественно имели портативный формат, в том числе работали от батареек и имели встроенные микрофоны с автоматической регулировкой уровня во время записи. К середине 1970-х годов качество звука магнитофонов заметно улучшилось, и кассетная дека с ручным регулированием уровня и VU-метром стала важным элементом домашних аудиосистем премиум-класса. Однако кассетная дека вскоре начала уходить в прошлое, частично из-за ограничений, связанных с размерами, стоимостью и неудобствами, связанными со сменой и перемоткой кассет. В результате кассеты стали очень популярными для использования в автомобилях и других портативных звуковых устройствах. Несмотря на их широкую доступность в магазине, многие пользователи предпочли смешивать треки со своих виниловых пластинок или кассет, создавая собственные уникальные микстейпы.
В 1970 году Advent Corporation представила первую кассетную деку с высокой точностью воспроизведения, сочетая систему шумоподавления Dolby B с лентами из диоксида хрома (CrO2). Применение Dolby B сводит к минимуму высокочастотные шумы, применяя сжатие громкости для повышения низких частот на 9 дБ и уменьшение высоких частот во время воспроизведения, тем самым улучшая общую звуковую картину. Использование CrO2 с различными настройками эквализации и компенсации снижает уровень шума и улучшает высокочастотный диапазон. Это позволило в итоге получить более ровную частотную характеристику выше 15 кГц. Первая дека была основана на механизме верхней загрузки от Nakamichi, который позднее был заменен на модель 201 с более надежной транспортной системой от Wollensak, сохранившейся в приложениях для аудио и видео. Обе модели имели необычные VU-метры, которые могли переключаться между каналами или для их совместной работы. Модель 200 отличалась фортепианоподобным управлением транспортом, в то время как модель 201 использовала обычное сочетание рычага перемотки вперед и назад и большой кнопки воспроизведения/остановки, что было характерно для коммерческих магнитофонов той эпохи.
Снижение шума и точность воспроизведения
Различные системы шумоподавления и другие устройства были разработаны для повышения точности звучания, при этом Dolby B применяется практически во всех проектах, как в предварительно записанных продуктах, так и в домашних записях. Dolby B был первоначально создан для устранения высокочастотного шума, вызываемого кассетными лентами, и вкупе с улучшенной композицией фильма помог кассетам завоевать репутацию высокодостоверного формата. Кроме того, Dolby B был совместим с деками, которые не имели этой схемы, что способствовало его более широкому распространению.
Основной альтернативой Dolby B была система шумоподавления dbx, которая обеспечивала высокое соотношение сигнал/шум, но практически не использовалась на деках, не оснащенных системой декодирования dbx.
Также Philips представила альтернативную систему шумоподавления, известную как динамический ограничитель шума (DNL), которая не требовала предварительной обработки ленты во время записи; эта система также стала основой для последующего шумоподавления DNR.
Позднее Dolby представила более усовершенствованные системы шумоподавления: Dolby C и Dolby S, которые обеспечивали более эффективное шумоподавление; Dolby C стала широко использоваться в кассетных деках премиум-класса, однако Dolby S, представленная в период снижения продаж фильмов, так и не приобрела широкой популярности. Так как эта система лицензировалась только для высококлассных магнитофонов, ее функциональность комплексов ограничивалась двойными двигателями и тройными головками с другими усовершенствованиями.
Улучшенная версия Dolby, HX Pro, обеспечивала более высокие частоты во время воспроизведения, компенсируя сдвиги ленты, вызванные записями в высоких частотах, что также было одной из особенностей этого метода. Разработанный компанией Bang & Olufsen, он не требовал специального декодера для воспроизведения, что обеспечивало его более широкое использование. Поскольку BO была защищена патентом и требовала отчислений, многие другие производители также предпочли воздержаться от его применения.
Другая работа по улучшению качества звучания кассет предусматривала такие системы, как Tandberg DYNEQ, Toshiba adres и Telefunken High Com, и некоторые современные дека также используют автоматическую компенсацию записи, точную настройку шага и иногда регулировку азимута головки, как на Tandberg TCD-330 и TCD-340A.
Кассета TDK MA-R90
К концу 1980-х годов благодаря прогрессу в электронике, использованию более качественных материалов ленты и технологиям производства, а также значительным улучшениям в точности корпуса кассеты и транспортных механизмах, звук оборудования ведущих производителей стал значительно отличаться от того, что можно было ожидать от носителя в первоначальной версии. Если воспользоваться надлежащим аудиооборудованием, кассеты могут предоставить поистине волшебные впечатления от прослушивания. Высококачественные кассетные магнитофоны достигают частотного диапазона в 15 Гц-22 кГц ±3 дБ, с вау- и джиттером менее 0,022%, и соотношением сигнал/шум до 61 дБ (при использовании ленты типа IV и без шумоподавления). С применением шумоподавления можно достичь средней величины сигнал/шум 70-76 дБ для Dolby C, 80-86 дБ для Dolby S и 85-90 дБ для dbx. Многие слушатели не различают звук кассеты от CD.
С начала 1980-х годов качество воспроизведения предварительно записанных кассет претерпело значительные улучшения. Несмотря на то что система Dolby B уже широко использовалась в 1970-х годах, предварительно записанные кассеты были обычно перенесены на быструю ленту и зачастую использовали недостаточно качественные материалы, что не позволяло соперничать с высококачественными дисками. Тем не менее, такие системы, как XDR, с использованием лент более высокого качества, таких как кассеты с диоксидом хрома, и частое применение Dolby HX Pro позволили кассетам стать жизнеспособной альтернативой, обеспечивая более высокий уровень точности воспроизведения и требуя меньше обслуживания в сравнении с дисками. Обложки кассет постепенно улучшались, адаптировались под компактные форматы: их оформление менялось, и тексты на обложках стали более разнообразными.
История
История музыкальных кассет берет начало в 1964 году, когда Aiwa представила первый кассетный магнитофон. С этого момента современная технология быстро распространилась по всему миру. В 1980 году Aiwa также представила свою лучшую модель магнитофона на тот момент.
Важный момент в двадцатом веке для музыкальной индустрии — это выпуск первой компакт-кассеты компанией Philips. Следует упомянуть, что производитель не стал вводить никаких ограничений на использование своего изобретения, что обеспечило широкую доступность как носителей, так и магнитофонов, быстро заполнивших рынок.
Среди самых популярных моделей можно выделить кассетные магнитофоны, производимые Akai Electric Company Ltd. Эта японская компания, основанная Масукиши Акаи в 1929 году, снискала особую популярность среди высококачественных трехголосных магнитофонов, таких как Akai GX-90, GX-F91, GX-F95 и GX-R99. Хотя их производство прекратилось около тридцати лет назад, интерес к этим моделям не исчез и с недавнего времени возрос.
Другой знаменитой маркой в истории кассетных магнитофонов стал Pioneer. Его предшественник, Fukuin Shokai Denki Seisakusho, был основан в Токио в 1938 году. В 1947 году была основана компания Fukuin Denki, которая в 1961 году изменила свое название на Pioneer Electronic Corporation. Продукция этой марки быстро завоевала рынок и стала широко известной.
В Советском Союзе, как и на Западе, портативные магнитофоны пользовались большим спросом, обойдя стационарные модели. Специалисты завода «Вильма» первыми сделали шаги в создании домашних магнитофонов.
Важно отметить, что в то время предпринимались усилия для создания аналогов импортных устройств.
Общие характеристики
Большинство механизмов лентопротяжной деки были сконструированы в блоке, называемом «ленточный механизм» (LPM), который включает в себя двигатели и катушки. Основная функция LPM заключается в подаче пленки к звуковой головке с постоянной скоростью. Это передвигает пленку с подающей катушки на принимающую катушку, предотвращая ее перекос.
Простейший механизм состоял из одного вращающегося вала (тонарма) и резинового ролика, прижатого к нему. Между ними размещали кассету, которая проходила перед головкой воспроизведения. В более совершенных моделях инженеры использовали два валика для обеспечения работы двух отдельных пар (подачи и записи).
Эти аппараты имели два или три мотора и предназначались для двойной системы передачи (Dual Capstain).
Большинство этих устройств предусматривали возможность записи, т.е. имели хотя бы две головки. Одна отвечала за стирание записи, другая имела универсальную функцию (запись и воспроизведение). Такая система получила название «двухголовочная». Однако более дорогие и качественные деки были оборудованы тремя головками:
- стирающей;
- записывающей;
- воспроизводящей.
Следует отметить, что последние две головки могли быть выполнены в виде сэндвича, то есть в одном корпусе, однако также встречались модели с отдельными головками. Особое внимание следует уделить устройствам, имеющим так называемую «сквозную конструкцию», которая полностью отделяла головки друг от друга.
В таких моделях все головки расположены по кругу.
Для тех, кто создает или хочет создавать собственные записи, важной особенностью является возможность калибровки устройства под тип используемой пленки. Ранее организация IEC отвечала за стандартизацию всех типов кассет. Однако по ряду причин часто приходилось регулировать ток намагничивания, уровень записи и другие параметры. Исходя из этих требований, ведущие компании отрасли оснастили свои устройства разными генераторами частоты.
На заре кассетной эпохи на рынке была продукция как с усилителями воспроизведения, так и без них. Значительное внимание покупатели уделяли наличию такой функции, как «автореверс». Это решение выглядело удобно, так как убирало необходимость в переворачивании кассеты. Однако механизмы с вращающимися головками довольно быстро изнашивались, что негативно сказывалось на качестве воспроизведения.
Рейтинг моделей
С развитием технологий и появлением устройств нового поколения производство кассетных магнитофонов значительно сократилось. Однако согласно растущему интересу, существует вероятность того, что кассетные магнитофоны вновь воссоединятся с модой во многих регионах мира. Особое внимание стоит уделить текущему интересу со стороны пользователей к тестированию и покупке устаревшего оборудования. Ассортимент их запросов варьируется от бюджетных до высококлассных моделей.
На сегодняшний день в России и других странах можно наткнуться на непортативные магнитофоны. Это могут быть как базовые устройства начального уровня, так и более сложные комплектации с двумя кассетами. Учитывая подъем интереса к технологии, на многих тематических порталах можно найти обзоры актуальных моделей.
Из многого разнообразия продукции того времени выделяются следующие заметные модели ведущих производителей:
- Модель DX-57 от фирмы Akai. Сегодня бренд Akai хорошо известен современным музыкантам, выпускающим электронные инструменты. Однако когда-то компания имела репутацию за широкую линейку магнитофонов, среди которых выделялась DX-57, оснащенная тремя головками и регулятором тока намагничивания.
Данная модель была выпущена в конце 1990-х годов.
- Denon DR-M24HX – кассетная дека, выпущенная в конце 1980-х годов. Она была оснащена тремя магнитными головками и стабилизированным механизмом привода, а также системой ручной настройки ключевых параметров. Устройство завоевало огромную армию поклонников, а сама компания впоследствии прославилась своими качественными стереоусилителями.
Другой важной особенностью DR-M24HX стала эффективная система шумоподавления, устраняющая характерный шум во время воспроизведения звука с кассеты.
- С более поздней моделью DRS-810 от Denon произошли изменения, сделавшие ее внешний вид схожим с CD-плеерами, которые начали доминировать на рынке. Одним из отличительных факторов данного устройства стала горизонтальная загрузка кассет, что лишало пользователя возможности отслеживания процесса воспроизведения и перемещения пленки между катушками. Следует отметить, что такие устройства комплектовались дистанционными пультами управления, но сегодня найти рабочую деку с пультом довольно сложно.
Также не забыты такие важные элементы, как система шумоподавления и магнитный регулятор тока.
Где купить?
Старый кассетный магнитофон от надежного производителя (таких как Denon, Technics, TEAC, Nakamichi и так далее) часто можно найти за очень привлекательные деньги на eBay или других онлайн-аукционах (хотя цена может существенно увеличиться с учетом доставки). Так как вы не можете лично проверить состояние устройства до его получения, приобретение такого оборудования всегда связано с определенной степенью риска. Однако если продавец обладает высоким рейтингом на платформе eBay, есть высокая вероятность того, что вас не обманут. Продавцы ценят свою репутацию, и один негативный отзыв может нанести серьезный ущерб их бизнесу.
Если вы предпочитаете избегать потенциальных рисков, вам стоит обратить внимание на интернет-магазины, такие как Amazon, которые предлагают недорогие современные деки, например, от Pyle и ION, оснащенные USB-портами для подключения к компьютерам. Однако их качество воспроизведения и надежность, как правило, не могут соперничать с классическими старыми устройствами, которые находятся в хорошем рабочем состоянии.
Что слушать?
Новые кассеты все еще производятся такими компаниями, как Maxell, TDK, 3M и множество более мелких азиатских брендов. Заказать их можно в интернет-магазинах, в том числе и в российских. Если у вас есть намерение перевести свою коллекцию CD или винила в ретро-формат, стоит поискать качественные «хромированные» кассеты типа II (обычно отмеченные как High BIAS Cr или аналогично), а если повезет, то возможно и тип III или IV (с маркировкой FeCr или Metal соответственно). Помимо этого, вы наверняка захотите приобрести «домашние» записи, и в этом поможет Amazon: вы сможете найти музыку как от известных исполнителей, так и от непризнанных. Также рекомендуется проверять популярные ресурсы для начинающих и независимых музыкантов, такие как Bandcamp, на предмет новых релизов, которые могут быть доступны как в цифровом варианте, так и на виниле или кассетах. Различные благотворительные ярмарки в Европе могут стать бесценным источником, а для любителей экзотической музыки обычные книжные магазины в таких странах, как Турция и Египет, также могут предложить интересные находки.
Андрей Бухарин, музыкальный журналист и ведущий обозреватель журнала Rolling Stone.
Я использую (хотя и довольно редко) Sony TC-RX 311, который приобрел в начале 1990-х годов в подобном магазине, расположенном в Всемирном торговом центре. Я совершенно удовлетворен его работой и не планирую его заменять, хотя местами он может забиваться пылью.
Михаил Борзенков, главный редактор Stereo&Video и солист группы Electromonteur.
У меня есть Technics Rs-BX601 — одна из самых выдающихся дек 1990-х годов. Его звук довольно хорош, но не выдающийся — он звучит приемлемо. Тем не менее, данное устройство не может предложить истинного акустического наслаждения. В крайнем случае, возможно, стоит переключиться на NAD 614 — это очень достойный рекордер за свои деньги. Но действительно, какие кассеты у вас есть? Только катушка! Только reel2reel, только хардкор!
Современный дизайн
Сегодняшние кассетные деки привлекают глаза, благодаря красивым и элегантным линиям. Специалисты разрабатывают продуманные решения отделки, применяя минимум пластика и максимум алюминия и толстой стеклянной поверхности. Все новые модели кассетных дек обладают стильными экранами и моторизированными механизмами. На рынке также представлены устройства с автоматическими панелями управления, которые выдвигаются из передней части деки, а также различные другие инновационные решения.
Почему деки снова популярны?
Вернувшиеся когда-то в моду кассетные деки снова востребованы всерьез, и на это есть веские причины, прежде всего, современные дизайнерские решения делают эти устройства привлекательнее. Люди больше покупают кассетные магнитофоны не только ради их функциональности, но и ради уникальности, ведь у множества из них все еще есть редкие, не оцифрованные кассеты, которые они стремятся (или нуждаются) прослушать.
Модернизированные устройства 1980-х годов с анодированными пластинами сейчас находятся на пике популярности.
Кроме того, стоит отметить, что звук с хорошей кассеты — это нечто особенное, обладающее уникальным шармом.
Где купить?
Вы можете купить высококачественную кассетную деку на eBay или на других интернет-аукционах. Цены на такие устройства могут быть довольно доступными, но из-за доставки стоимость может существенно увеличиться. Конечно, существует риск, что вы получите устройство низкого качества, так как осмотреть его вы сможете лишь после прибытия посылки. Самый надежный способ — учитывать рейтинг продавца, так как пользователи на аукционах, как правило, дорожат своей репутацией.
Если вас интересует новое, не использованное устройство, стоит посмотреть на Amazon, где можно найти неплохие варианты, однако стоит помнить, что ни одно новое устройство не может сравниться со старым качественным магнитофоном.
Рига-230/Радиотехника МЛ-6201
0 Два названия использовались для расширения ассортимента, и оба магнитофона были практически идентичны. С осени 1987 года они производились на предприятии «Радиофабрика А.С. Попова» в Риге. Эти устройства имели разделение на два канала, встроенный магнитофон работал с двумя типами лент, имел поканальную регулировку записи, систему шумоподавления и автоматическое отключение. По сути, этот магнитофон можно было использовать в автономном режиме. Максимальная выходная мощность составляла 2 x 3 Вт при подключении к сети, а для портативного использования требовалось 8 батарей типа 343. Общий вес составил 10,5 кг, а цена модели была около 675 рублей.
Кассовые деки, которые уже вышли из моды, вновь начинают завоевывать популярность благодаря современным дизайн-решениям. Сегодня многие покупают их не только ради функциональности, но и ради эстетики. Кроме того, у многих людей до сих пор есть редкие, недоступные в цифровом формате кассеты, которые они стремятся прослушать.
Особенной популярностью пользуются модернизированные модели 1980-х годов с анодированными пластинами.
Наконец, нельзя не согласиться с тем, что звук качественной кассеты — это нечто потрясающее и особенное.
Читайте также: Как правильно настроить виниловый проигрыватель, публикация от 21.09.2015 в 14:07.
Где купить?
Существуют возможности приобрести высококачественную кассетную деку на eBay или другом интернет-аукционе. При этом цена за такой товар обычно невысока, но за счет доставки может увеличиться. Есть риски получить некачественный товар, так как проверить устройство можно только после его получения. Хорошая идея — учитывать рейтинг продавца, потому что на аукционах обычно славятся своей репутацией.
Если вас интересует приобретение нового и не использованного устройства, Amazon предлагает достойные варианты, однако ни одно новее устройство не сравнится со старыми качественными изделиями.
Вега-328-стерео
0 Модель, выпущенная Бердским радиозаводом с начала 1982 года, являлась одним из первых советских кассетных плееров, работающих в стерео-формате. Радиостанция поддерживала диапазоны УКВ, СВ и КВ. Устройство имело мощность всего 2 x 0,8 Вт при питании от шести батарей A-373 и 2 x 2 Вт от сети. Оно весило 5,5 кг и стоило довольно дорого — 420 рублей.
Перед покупкой кассетной деки рекомендуется отдавать предпочтение моделям, у которых как минимум два приводных двигателя и три головки. Также следует избегать дек с двумя кассетами, поскольку наличие большего числа компонентов усложняет конструкцию, что влияет на надежность устройства. Кроме того, в XXI веке вряд ли кто-то будет переписывать звук с одной кассеты на другую, поэтому стоит избегать советского оборудования, так как даже в 1980-х оно не имело особенно высокого качества.
Nakamichi LX5 считается одной из лучших моделей, особенно в плане воспроизведения лент, записанных с мастер-барабанов. Эта модель отличается надежностью, минимализмом и высоким качеством звука. Если сравнивать более поздние версии, такие как Nakamichi 1000 ZXL и Nakamichi 700 ZXL/ZXE, в этом плане «ZXL» показывает лучшие результаты, но Nakamichi 1000 Tri Tracer поддерживает запись только на хромированные кассеты, причем не на всех моделях.
В моделях 1000 ZXL и 700 ZXL/ZXE нет необходимости в дополнительных проблемах благодаря автоматической калибровке ленты. Однако если что-то случится с головкой, единственным вариантом замены будет поиск донорской деки, что является сложной задачей.
С точки зрения звучания, 1000 Tri Tracer и 1000 ZXL показывают прекрасное звучание музыки, тогда как Nakamichi 700 Tri Tracer и Nakamichi 700 ZXL не обладают столь же амбициозным музыкальным качеством.
При выборе деки важно учитывать цель покупки: кто-то ищет устройство для прослушивания кассет, другие стремятся удовлетворить эстетическое чувство, а третьи просто являются любителями винтажной техники. Важно помнить, что хоть старое оборудование может быть относительно дешевым, затраты на его возможный ремонт могут значительно возрасти, поэтому разумный подход к покупке будет нужной грамотной стратегией.