Чтобы в полной мере освоить функцию настройки баланса белого в зависимости от условий и времени съемки, настоятельно рекомендуется экспериментировать в самых разных погодных условиях. Это не только поможет вам разобраться в принципах работы этой функции, но и покажет, как каждая настройка баланса белого может оказывать влияние на итоговые изображения при различных обстоятельствах.
Как фотографировать в ручном режиме
Ручной режим работы камеры, который обозначается буквой М (от английского слова Manual), часто вызывает чувства тревоги и волнение у тех, кто только начинает свой путь в мире фотографии. Казалось бы, в автоматических или полуавтоматических режимах камера может сама выставить правильные настройки экспозиции, и фотографии зачастую получаются довольно удачными. Однако в режиме M все управление отдано фотографу, что может стать значительным испытанием для новичка. Без достаточного опыта его снимки могут выйти либо чрезмерно темными, либо, наоборот, слишком яркими.
Тем не менее, если вы никогда не попробуете себя в ручном режиме, то не сможете получить необходимый опыт — разве не так? Однако стоит помнить, что освоение ручного режима вовсе не является чем-то непосильным!
Как настроить фотоаппарат в ручном режиме М
При photography в ручном режиме, как и в полуавтоматических или автоматических, фотографу (либо самой камере) требуется правильно настроить лишь три основных параметра. Они необходимы для достижения корректной экспозиции фотографии.
Итак, из всего многообразия возможностей и «наворотов» вашей камеры, только три настройки имеют решающее значение для получения снимка, который будет качественным с технической точки зрения! Эти параметры часто объединяются под термином «ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ».
Некоторые «опытные» профессионалы советуют новичкам сначала установить свою камеру в автоматический режим, а затем просто зафиксировать используемые в нем параметры для последующей настройки в ручном режиме.
Однако, следует избегать таких советов — параметры в ручном режиме не следует путать с автоматическими настройками! Если бы они были идентичны, то потерялся бы смысл в освоении ручного контроля камеры.
С немногочисленными творческими подходами к тому, как использовать ручные настройки, вы можете не только создавать технично совершенные фотографии, но также вносить разнообразные динамические и статические эффекты, лишь варьируя эти три параметра!
И если вы все еще не догадались, речь идет о следующем: Три силы фотографии — это выдержка, диафрагма и чувствительность матрицы (ISO).
Но если в цифровой фотографии главными аспектами являются выдержка и диафрагма, то в чем же заключается страх любителей фотографировать в режиме M (где M – первая буква слова manual)?
Ошибка при настройках фотоаппарата в режиме М
Сложность в настройке камеры в ручном режиме возникает из-за того, что неопытный фотограф пытается разобраться сразу во всех трех параметрах съемки. Это — выдержка, диафрагма и чувствительность сенсора. При этом все три настройки влияют друг на друга, что может не только вызывать панику, но и полное замешательство у начинающего фотографа.
Если взглянуть на ситуацию с другой стороны и рассматривать её пошагово, то ручной режим M оказывается не таким уж пугающим.
Как правильно настроить фотоаппарат в режиме М
Перед тем как перевести камеру в ручной режим, фотограф должен решить, какие эффекты он желает применять в своих снимках — динамические или статические. Лишь после этого можно начинать настройку камеры в режиме M.
Как настроить фотоаппарат в ручном режиме с учётом динамических эффектов
Если ваша цель — добиться динамических эффектов, сначала потребуется установить подходящую выдержку. К примеру, чтобы получить «замороженное» движение, в большинстве случаев будет достаточно выдержки в пределах 1/250-1/500 секунды. А если вы хотите размыть движущийся объект или фон, например, при съемке с проволокой — те, кто уже знаком с моими бесплатными пособиями, знают, о чем идет речь — рекомендуется установить более длительную выдержку, например, 1/30-1/60 секунды.
Затем важно отрегулировать диафрагму в зависимости от установленной выдержки. Что здесь подразумевается под «сцеплением»? Это означает, что, принимая во внимание условия освещения объекта съемки, необходимо выбрать такое значение диафрагмы, которое обеспечит оптимальную экспозицию при заданной выдержке.
Вот она, первая трудность при настройке камеры в ручном режиме М — как определить правильное значение диафрагмы, чтобы достичь нужной экспозиции при установленной выдержке? В конце концов, ведь диафрагма также сказывается на экспозиции, так как она регулирует все, что связано с пропуском света через объектив.
Если вы используете цифровую камеру в режиме M, процесс становится не таким уж сложным: вам необходимо пошагово переходить от одного значения диафрагмы к другому, пока индикатор экспозиции не दिखाईвает, к примеру, 0 (ноль), как показано на следующих иллюстрациях. На этих примерах индикатор экспозиции выделен красным цветом как на видоискателе, так и на жидкокристаллическом экране зеркальной камеры.
Отображение экспозиции на основном ЖК-экране
Отображение экспозиции на дополнительном ЖК-мониторе зеркального фотоаппарата
Индикатор экспозиции в видоискателе зеркального фотоаппарата
Индикатор нулевой экспозиции в видоискателе (увеличенный)
Индикатор экспозиции на главном ЖК-экране зеркального фотоаппарата
Зеркальный видоискатель Индикатор экспозиции ZERO (увеличенный) Нажмите на изображение
На разных цифровых камерах индикатор нулевой точки дисплея экспозиции может выглядеть по-разному.
На некоторых моделях это может быть шкала с делениями и подвижным маркером. Ноль появляется, когда этот маркер останавливается в центральной части шкалы измерения экспозиции.
В более простых вариантах индикатор экспозиции может отображаться без шкалы, используя только цифровые значения и символы плюс или минус. Цифры показывают, насколько параметры настройки различаются от тех, которые могла бы установить камера в автоматическом режиме. Знак плюс или минус определяет направление коррекции: минус указывает на переэкспозицию, в то время как плюс означает недоэкспозицию.
Как настроить фотоаппарат в ручном режиме М с учётом глубины резкости
Если ваш объект съемки статичен и вы не планируете применять динамические эффекты (то есть выдержка не играет значительную роль в достижении желаемого результата), сначала стоит обратиться к понятию глубины резкости (DOF).
Форматирование карты памяти
Перед тем как начать использовать новую камеру и карту памяти, важно правильно ее настроить. Это обеспечит достаточное количество свободного места для сохранения фотографий и будет гарантией совместимости с вашей новой камерой. Рекомендуется форматировать карту памяти периодически, что продлит ее срок службы при активном использовании. Вы можете найти функцию форматирования в меню вашего фотоаппарата.
Все камеры, как правило, сохраняют фотографии в формате JPEG, но некоторые модели, особенно полупрофессиональные и профессиональные, предлагают возможность снимков в формате RAW.
Формат RAW позволяет достигать максимального уровня детализации при редактировании фотографии на компьютере, поскольку сохраняет все данные изображения без потерь. Однако, стоит учесть, что изображения в формате RAW часто выглядят неприглядно и нуждаются в постобработке. Каждый файл RAW требует обработки с использованием специального программного обеспечения, которое может быть поставлено вместе с камерой или же загружено от сторонних разработчиков. Это может быть, например, Adobe Camera RAW или Adobe Lightroom, и многие другие программы. Обратите внимание: файлы RAW требуют значительного объема дискового пространства, и их нельзя открывать в обычных просмотрщиках изображений. Поэтому, если вам необходимо передать фотографии по электронной почте или разместить их на социальных сетях, вам придется предварительно конвертировать их в формат JPEG.
3. Размер изображения
Все камеры предоставляют возможность выбора размера создаваемых снимков, который измеряется в пикселях. Чем меньше размер снимка, тем меньше его вес, но и, следовательно, ниже качество изображения.
Режимы экспозиции
Каждая камера предлагает различные режимы экспозиции.
Автоматическая экспозиция может сама выставить необходимый режим, но для получения более творческих фотоснимков с индивидуальным подходом придется использовать ручные настройки. Эти настройки позволяют точно выставить выставление временной экспозиции для снимка. Автоматической камере иногда сложно работат в условиях низкой освещенности либо в нестандартных ситуациях.
Получив некоторый опыт, вы сможете перейти к более продвинутым режимам работы, таким как приоритет диафрагмы и приоритет затвора. В этих режимах вы устанавливаете один параметр (либо выдержку, либо диафрагму), а другой будет управляться камерой. Есть также полностью ручной режим «M» (Manual), где фотограф имеет полный контроль над всеми параметрами фотоаппарата.
Чувствительность ISO
Светочувствительность датчика изображения измеряется в единицах ISO. Эта опция позволяет камере становиться более или менее восприимчивой к свету. Для обычных условий съемки, как правило, используется ISO 100 или 200. Увеличение параметра светочувствительности позволяет получать более яркие изображения, особенно в условиях ночной съемки. Однако это имеет и свои недостатки: увеличение ISO неизбежно приводит к шуму на фотографиях. Чрезмерное повышение этого параметра может испортить изображение.
Разные источники света обладают разными цветами. Человеческий глаз, а более точно, наш мозг, интерпретирует эти расцветки в процессе восприятия, создавая ощущение «белого», в то время как камера фиксирует цвет таким, какой он есть. Это значит, что, скажем, желтый свет лампочки будет передан именно желтым на снимке, изменяя весь фон. Для решения этой проблемы в камерах предусмотрен баланс белого. Он предлагает автоматический режим, а также несколько программ, заранее настроенных под самые распространенные условия освещения, параллельно предоставляя пользователю возможность ручных настроек. Суть действия камеры в этом случае сводится к определению той вспышки, которая будет восприниматься как белая.
Лучший режим съемки
Некоторые фотографы приводят аргумент, что всегда лучше снимать в ручном режиме для полного контроля над съемкой, однако я не совсем согласен с этим мнением. Да, бесспорно, в ручном режиме вы получаете полный контроль над процессом, что значительно облегчает творческий процесс, но для начинающих вполне сложно справиться с этой задачей без нужного опыта. С учетом всех возможностей современных фотоаппаратов в определении правильной экспозиции в разных условиях, настоятельно советую использовать один из режимов приоритета: режим приоритета диафрагмы или режим приоритета выдержки. Это отличные выборы, и вам стоит решить, что для вас важно: установка собственной диафрагмы или значение выдержки.
Лично я применяю режим приоритета диафрагмы (обозначаемый как Av или A в зависимости от производителя камеры) примерно 90% времени. В этом режиме я имею полный контроль над значением диафрагмы и ISO на протяжении всего 90% времени — это действительно имеет значение. Данный режим работает превосходно, и я контролирую не только диафрагму, но и то, насколько ярким или темным получится итоговое изображение. Если камера, например, делает снимок ярче, чем бы мне хотелось, я просто использую кнопку компенсации экспозиции для быстрой корректировки без необходимости менять основные настройки устройства:
Эта кнопка расположена по-разному на разных моделях камер, но называется она одинаково.
Если вы задаетесь вопросом, стоит ли использовать предустановленные сюжетные программы, такие как макросъемка, спорт или портрет, моя рекомендация будет заключаться в том, чтобы от этого воздержаться по нескольким причинам. Главная причина заключается в том, что эти режимы значительно различаются не только у разных производителей, но и у разных моделей. Поэтому, если вы привыкли полагаться на конкретный сюжетный режим на одной камере, а затем переходите на другую, неминуемо сталкиваетесь с тем, что результаты будут непредсказуемыми. Эти различия могут стать особенно явными, так как большинство высококлассных и профессиональных фотоаппаратов зачастую вообще не имеют сюжетных режимов.
Лучший режим автофокуса
В зависимости от снимаемого объекта, вам нужно выбрать соответствующий режим автофокуса. Например, если вы фотографируете неподвижные объекты, лучше выбрать режим динамического автофокуса, известный как One-Shot (Canon) или AF-S (Nikon). В случае, если ваш объект продолжает двигаться, настоятельно рекомендуется переключиться на режим непрерывной фокусировки/AI Servo Focus, поскольку в этом варианте камера сможет активно отслеживать перемещающийся объект.
Чтобы упростить жизнь новичкам, некоторые производители камер предлагают гибридный режим, который автоматически переключается между одиночным и непрерывным фокусом, в зависимости от того, движется объект или нет. Этот режим называется «AF-A» на камерах Nikon и «AI Focus AF» на Canon. Он может стать отличным вариантом автофокусировки по умолчанию, если вам сложно постоянно переключаться между одиночной и непрерывной фокусировкой.
Рекомендации
Если вы хотите научиться самостоятельно настраивать свою камеру, вот несколько рекомендаций, которые могут помочь:
- Если вы хотите, чтобы ночное время проходило без необходимости использования вспышки, просто увеличьте значение светочувствительности.
- Если вы проводите съемку (фото или видео) зимой и замечаете, что подвижные элементы становятся значительно размазанными, дисплей начинает работать с задержкой, а автофокусировку осуществляется медленно, это значит, что пришло время закончить сеанс — такое происходит не из-за ошибочных настроек, а в результате длительного пребывания оборудования на морозе.
- Для получения официальных семейных или групповых фотографий настоятельно рекомендуется использовать штатив и пульт дистанционного управления. Это поможет снизить вероятность размытости из-за движения рук. Точно так же стоит использовать этот прием во время видеосъемки.
- При установке нужного баланса белого в вашем фотоаппарате лучше воспользоваться максимальными настройками и вручную задать нужные параметры. Это облегчит контроль этой функции в вашем устройстве.
- Большинство моделей камер склонны лучше фокусироваться на тех объектах, которые находятся ближе всего к центру кадра. Следовательно, если предмет съемки (или человек) находится далеко от этой точки, и между ним и камерой расположены дополнительные объекты, требуется более внимательный подход к тому, на чем именно сфокусировалась техника.
- Многие собственники камер сталкиваются с проблемой размытых фотографий. Эта ситуация часто возникает из-за дрожания рук. Чтобы избежать подобного явления, включите систему стабилизации в самой камере или в объективе (если такого рода функции предусмотрены в вашем оборудовании).
- Если вы используете штатив для съемки, возможность стабилизации изображений чаще всего должна быть отключена.
- Некоторые фотоаппараты включают специальный режим «снег», который необходим, чтобы компенсировать слишком высокую долю белого в кадре.
- Если ваша цель — максимально близкое изображение маленького объекта, лучшим вариантом будет режим «макро», который присутствует во многих современных фотоаппаратах.
- Если вы хотите продолжать делать снимки до тех пор, пока карта памяти не заполнятся, рекомендуется установить режим «непрерывной съемки». В этом режиме камера будет делать фотографии до тех пор, пока вы не отпустите кнопку спуска затвора или не заполоните всю доступную память.
В следующем видеоролике показано, как правильно настроить камеру, что может быть весьма полезным.
Основные настройки фотокамер
Камера
- Принцип работы цифрового фотоаппарата
- Инструменты настройки цифровой фототехники
- Выдержка
- Диафрагма
- Фокусировка и ГРИП
- ISO матрицы
- Баланс белого
- Заключение
Радость от приобретения новой камеры для любителя фотографии без границ, особенно для тех, кто действительно увлечен своим делом. Однако вскоре вы столкнетесь с вызовом настройки камеры, особенно если ранее использовали оборудование типа «наведи и снимай». Конечно, можно получить неплохие снимки в автоматическом режиме, но куда лучше использовать оптимальные настройки для разных сценариев. Знание правильных настройках избавит вас от проблем при попытке сделать снимок в помещениях без вспышки или в сложных условиях освещения.
Сегодня найти камеру для любого уровня профессионализма достаточно просто — выбор камер колоссален, но они все работают по одному принципу. Вам просто нужно знать основные настройки камеры, чтобы максимально эффективно использовать их у себя, и зачастую инструкции по эксплуатации недостаточны для того, чтобы почувствовать, как именно правильно выставить настройки оборудования.
Принцип работы цифрового фотоаппарата
Ключевая особенность цифровой камеры заключается в том, что она должна улавливать достойное количество света, чтобы создавать качественные фотографии. Аналогично работает и цифровая видеокамера. Чем больше света попадает в кадр, тем четче будет изображение — это основное правило.
Диафрагма и выдержка — вот ключевые элементы, обеспечивающие необходимую светопопускную способность.
Они позволяют световым лучам проходить через объектив, отражаться от зеркала и достигать пентапризмы, которая и переворачивает изображение в правильное положение. Когда вы нажимаете спуск затвора, зеркало откидывается, а затвор открывается, позволяя достаточному количеству света попадать на матрицу, что, в свою очередь, создает итоговое изображение.
Матрица цифрового фотоаппарата — это центральный элемент всей конструкции. Размер объектива играет важную роль в том, сколько деталей удастся запечатлеть в фокусе. Основной момент: камера с качественной матрицей может делать отличные снимки даже в условиях недостаточного освещения.
Инструменты настройки цифровой фототехники
Все современные цифровые фото- и видеокамеры предлагают целый ряд настроек, доступных на диске выбора режима съемки.
В большинстве ситуаций режимы аналогичны:
- A (A+) — полностью автоматический режим. Это включает в себя все сюжетные режимы, которые доступны на любых фотоаппаратах, вне зависимости от уровня их мастерства. В автоматическом режиме камера автоматически корректирует настройки под условия съемки и выставляет все необходимые параметры, учитывая ситуацию. Автоматический режим является оптимальным выбором для начинающих фотографов;
- P — полуавтоматический режим, при котором возможен выбор некоторых отдельных параметров. Пользователь может регулировать некоторые настройки по своему усмотрению. Находясь в автоматическом режиме, остальные основные параметры все же остаются прежними. Этот режим удобно использовать как в студийных, так и в уличных условиях.
- A (Av) — режим приоритета диафрагмы. Это один из наиболее «ручных» режимов, который позволяет регулировать открытие диафрагмы. Для получения большего света следует выбирать меньшее значение диафрагмы. Например, значение F/1.4 представляет собой максимальное раскрытие диафрагмы. Таким образом, контролируя это значение, можно влиять на количество света, проходящего через оптику.
- S (Tv) — режим приоритета выдержки. Этот режим дает возможность менять скорость срабатывания затвора, что измеряется в долях секунды, например, 1/100 сек, 1 сек и др. Для съемки движущихся объектов предпочтительно устанавливать короткую выдержку, а в условиях низкой освещенности этот параметр стоит изменять, сочетая с изменением значения фокусного расстояния. Более длинная выдержка позволяет достигать большего количества света, попадающего на матрицу; соответственно, чем она длиннее, тем более размытым может стать изображение. Если не понять, как снимать в помещениях без вспышки в этом режиме с рук, есть вероятность получить смазанный кадр;
- M — полностью ручной режим. В этом режиме фотограф имеет возможность самостоятельно контролировать каждую настройку на свое усмотрение, исходя из условий освещенности и других факторов. Для начинающих этот режим может показаться непростым, однако со временем большинство фотографов начинают снимать именно в нём.
Самое главное — правильно выбрать режим в зависимости от места и условий съемки, поскольку настройки для студийной съемки могут существенно отличаться от тех, что необходимы в уличной съемке и т. д. Также могут быть доступны дополнительные режимы, такие как сюжетные, портретные режимы и режим видеосъемки.
Режимы могут различаться в зависимости от моделей, однако принципы работы и настройки являются аналогичными для всех камер, так что любые зеркальные камеры от разных производителей можно легко настроить.
Поменять режим можно, просто поворачивая главный диск, а ручная регулировка осуществляется с помощью переключателя между видоискателем и экраном, диска для изменения ISO, экспозиции и прочих функций.
Некоторые модели камер имеют монохромный дисплей, на котором отображаются все выставленные настройки.
Выдержка
Выдержка — это время, на протяжении которого затвор камеры остается открытым, что позволяет регулировать количество света, поступающего на матрицу.