Выбор колес для моего проекта также оказался довольно сложным. Колеса, предназначенные для мопедов, не подошли, так как они не смогли бы выдержать боковую нагрузку, создаваемую при движении по неровным поверхностям. Автомобильные колеса, в свою очередь, оказались слишком дорогими и тяжелыми для моего самодельного средства передвижения. А колеса, используемые в троллейбусах, не обеспечивали необходимой грузоподъемности. В конечном итоге я решил приобрести колеса, предназначенные для электрических фрезерных станков.
Багги своими руками или лавочка с мотором
Создание коляски своими руками — это мечта, которая начала зреть во мне еще в детстве. Я вспоминаю времена, когда мы, фермерские мальчишки, будучи в возрасте 5-7 лет, испытывали глубокий интерес к технике. Мы собирали различные металлические предметы и обсуждали автомобили и мотоциклы, подходя к водителям, которые заезжали к нам во двор, чтобы узнать, насколько быстро их машины могут развиваться. На эти вопросы многие отвечали, порой с серьезным видом, а иногда в шутливой форме. Мы могли часами наблюдать, как соседи занимаются ремонтом своих железных коней, а после обсуждать детали, найденные на свалке, полагая, что кайф от работы своими руками вполне заменит нам детскую ностальгию.
В то время у многих семей был велосипед, и старшие ребята часто могли провести небольшой ремонт, например, подтянуть цепь или подкачать шины. У одного из моих сверстников был зеленый «Москвич». Это был не оригинальный автомобиль, а кастомизированное творение на базе велосипеда с фарами, и он стал предметом споров и маленьких басен о том, кто будет за рулем. К сожалению, «Москвич» не обладал высокой скоростью, и его легко обходили велосипедисты. Идея установить настоящий двигатель в этот транспорт была бы просто чудом!
Среди нас даже ходили легенды о наличии подобных автомобилей. Я часто грезил о том, как поеду на таком чуде техники по узким тропинкам и дорожкам, наслаждаясь свободой движения.
Спустя годы, подрос и научился обращаться с различными инструментами: гаечным ключом, дрелью и паяльником. Конечно, со временем я уже не помещался в размеры «Москвича», и он не подходил для установки двигателя, однако мечта построить свой собственный транспорт с колесами и мотором осталась.
Электровелосипед — генеральная репетиция на пути к «багги своими руками».
Мой первый опыт самостоятельного конструирования автомобиля начался с электровелосипеда.
На правой стороне фотографии вы увидите его. Придумать и собрать удобный электровелосипед оказалось несложной задачей: достаточно было приобрести аккумулятор, колесо с электрическим мотором и закрепить это все на раме велосипеда. Я глубоко кайфовал от результата. Наверное, никогда не забуду ту первую ночную поездку по городу на этом велосипеде. Ездить самому! Никакого шума, нет необходимости крутить педали! В тот момент электрические велосипеды были редкостью в нашем городе, и меня часто обгоняли другие велосипедисты, которые с удивлением поглядывали на меня. Поскольку у меня не было гаража, чтобы построить что-то более серьезное, в том числе электрический мотоцикл, он просто занимал бы много места на проезжей части. Лишь переехав за город, в среду частного дома, с площадкой для разворота, я задумался о создании коляски своими руками.
Итак, что же строить?
Начать создание багги своими руками из старых автомобилей — интересная идея. Это может быть не только самодельная багги, но и возможность вдохнуть новую жизнь в старое транспортное средство.
Также можно рассмотреть использование концепции четырехколесного велосипеда с электродвигателем, аналогичным советскому Д6.
Вариант с веломобилем, представляющим собой компактный автомобиль на колесах мопеда, который приводится в движение электрическим мотором с тормозами, тоже весьма заманчив.
Или, возможно, трехколесный велосипед с улучшенным алюминиевым корпусом, мощным электродвигателем и множеством литиевых батарей, которые обеспечивают солидный запас хода.
Я долго размышлял над этим. У каждого варианта были свои преимущества и недостатки:
- Не очень хотелось иметь дело с порядочным «Окой», когда нужно было бы раскручивать прикипевшие болты с помощью болгарки и кувалды, а затем постоянно возиться с мотором — это казалось непростой задачей.
- Веломобиль мог показаться хлипким для эксплуатации по проселочным дорогам, а циклокар были лишены подвески и передач, что ли немало проблем.
- Электротрайк оказался слишком дорогим в обслуживании и зависимым от электросети, что не удобно с точки зрения мобильности.
Однако где-то нужно было начать. Важно было заранее понять, для каких целей будет использоваться ваше самодельное транспортное средство. Оно может служить как удобное средство передвижения для отдыха и прогулок по окрестностям, или быть сельскохозяйственным помощником в виде мини-трактора, или, возможно, самоделкой — тележкой для занятий спортом, например, катания на беговых лыжах. Моя жена и теща подкидывали такие идеи, но мне нужен был автомобиль для отдыха, который не оставлял бы после себя колеи и следов на лесных тропах. Безусловно, у багги должна была быть надежная подвеска, устойчивое рулевое управление и фары для безопасной езды.
Покупка двигателя — 1-й шаг к «багги своими руками»
Мое приключение началось с поиска мотора. Мне не требовалась высокая скорость, поэтому возможность выбора стояла между мопедными двигателями и стационарными моторами от фрезерных станков.
Мопедные двигатели могут похвастаться наличием коробки передач, генератора, электростартера и сцепления, в то время как стационарные двигатели славятся своей высокой тяги на низких оборотах и долгим сроком службы.
В итоге я остановился на стационарном двигателе Lifan 168, мощностью 5,5 лошадиных сил. Этот двигатель был оснащен генератором и электрическим стартером, и, в отличие от мопедных вариантов, не требовал покупки глушителя и топливного бака.
С учетом того, что коробка передач является важным элементом для любого типа автомобиля, я приобрел ее от мотоцикла «Днепр». Конечно, перед установкой мне пришлось проделать некоторые работы: поменять масло и прокладки для оптимальной работы.
Из чего можно сделать?
Истоки создания багги начинаются в Соединенных Штатах, где в 1950-х годах были выпущены первые малогабаритные автомобили. В качестве необходимых компонентов многие мастера использовали неработающие автомобили Volkswagen Beetle, что и стало причиной официального наименования — «багги». Эта модель была идеальным выбором для создания самодельного транспортного средства благодаря своим уникальным характеристикам, таким как высокий дорожный просвет, прочное шасси и хорошая проходимость благодаря заднему расположению двигателя.
На протяжении процесса сборки автомобили очищались от ненужных элементов, таких как дверцы, крылья и прочие детали кузова, которые считались излишними и тяжеловесными.
Вместо этого устанавливалась облегченная рама, а в некоторых случаях создавался кузов из стеклопластика. Некоторые модели багги зарифмовывались с шестицилиндровыми двигателями от автомобилей Chevrolet Corvair. Постепенно четырехколесные автомобили начали набирать популярность, и багги стали частью гоночной культуры, что поспособствовало их появлению в Европе.
Какие же транспортные средства доступны для постройки багги в современном мире? Может ли каждый желающий создать малый автомобиль своими руками, не прибегая к помощи специалистов? Конечно, это возможно, но лишь при условии наличия подробного плана, хорошо оборудованного рабочего пространства, всех необходимых деталей и инструментов, а также определенных знаний. В зависимости от уровня подготовки, количества имеющегося оборудования и времени, необходимого для завершения работ, сборка может занять от одной недели до нескольких месяцев.
Зачем же собирать подобный автомобиль, если есть возможность купить готовое? Во-первых, это увлекательное и познавательное занятие, приносящее массу удовольствия. Во-вторых, самодельный автомобиль может стать отличным подарком, например, для подростка, интересующегося техникой и инженерией. В-третьих, обладая собственным багги, вы сможете интереснее участвовать в различных соревнованиях или же просто прокатиться по пересеченной местности. Перед тем как начать процесс постройки, стоит знать, что багги бывают двух основных типов:
- Туристические модели, которые предназначены для поездок по сложным маршрутам и труднопроходимым местностям.
- Спортивные машины, участвуют в различных гонках на специальных автодромах и трассах.
На начальной стадии процесса сборки четырехколесного транспортного средства крайне важно проверить, что все подготовленные узлы, механизмы и агрегаты будут органично выглядеть в конструкции, с учетом соотношения размеров, веса и предполагаемой нагрузки. Главное преимущество сборки багги заключается в том, что отсутствуют сложные конструктивные элементы, как, например, в полноприводных автомобилях. Поэтому создать четырехколесный джип под свои нужды может почти любой горожанин или мастер, имеющий базовые навыки в ремонте автомобилей. А какие модификации современных автомобилей можно взять за основу для сборки? Вот несколько идей, как можно создавать свои ранние автомобили:
Инструменты и материалы
К процессу подготовки, прежде чем начинать сборку багги, нужно подойти с должной ответственностью, ведь от него зависит успех всего проекта. Этот этап включает несколько шагов, каждый из которых важен:
- Определение финансовых средств, необходимых для приобретения всех нужных материалов и оборудования.
- Разработка чертежа-проекта или использование уже готовых схем и решений, доступных в тематических журналах.
- Поиск надежного партнера, потому что самостоятельная сборка багги может быть сложной и длительной.
- Аренда ремонтной мастерской или оснащение своего гаража современными инструментами и оборудованием — подъемниками или освещением.
- Закупка необходимого инструмента — наборов ключей, сварочных аппаратов, гидравлических устройств и другого.
- Приобретение автомобиля-донора и запасных частей для доработки, а также материалов для покраски.
Помимо перечисленного, можно добавить и другие полезные пункты, но все описанные выше факторы крайне важны.
Инженер или мастер, намеренный построить собственный багги, должен быть готов к возможным трудностям, иначе процесс сборки может затянуться на неопределенный срок.
Варианты изготовления
Существует возможность построить небольшую модель багги, например, с полным приводом 4×4, используя различные основные и дополнительные элементы, а также готовые чертежи. Можно найти схемы и модели в старых советских журналах. Была эпоха, когда многие энтузиасты писали письма в редакции с просьбой публиковать подробные проекты для создания мини-автомобилей для гоночных трасс.
Некоторые современные мастера, стремящиеся построить автомобиль без посторонней помощи и не разрабатывая собственный дизайн, успешно справлялись с этой задачей. Они исследовали интернет или обращались к библиотеки, где искали выпуски журналов «Моделиста-конструктора», в которых описывались технологии сборки багги. Многие из них находили интересные проекты, такие как модель AB-82, требующая донора ЗАЗ 968.
Полезно вкратце описать процесс сборки багги из вышеуказанной модели автомобиля в домашних условиях, так сказать, с нуля.
Сначала вам нужно будет найти редкий экземпляр. Разберите его в гараже: снимите кузов, двигатель, трансмиссию и другие важные компоненты. Затем приобретите стальные трубы и каркас, которые можно использовать для создания кузова, и сделайте основу с помощью сварочного аппарата. Важно соблюдать размеры рамы, чтобы избежать проблем на следующем этапе.
В дальнейшем вам потребуется выполнить следующие шаги, строго следуя предложенной пошаговой инструкции. Первым делом пришло время сварки и сборки стальной конструкции. Необходимо предусмотреть форму независимой подвески, обращая особое внимание на высоту от земли. Чем она выше, тем лучше будет ваша багги справляться с препятствиями на сложной местности.
Далее установите колеса и двигатель от «Запорожца». Можно использовать заводские крепления, но, при необходимости, допускаются модификации. Также на промежуточном этапе необходимо приварить сиденье из стальных листов ближе к установленному мотору, который, как правило, располагается сзади. Заключительный этап должен предусматривать улучшение комфорта в салоне.
В ходе постройки багги стоит решить вопрос о крыше. Есть возможность обратиться к готовым решениям, или же создать свой отдельный проект.
Следующий шаг – монтаж педалей, основы для цилиндров, рулевой тяги и рулевого колеса. Не забудьте подключить необходимые механизмы и элементы управления. Для этого можно использовать компоненты от автомобилей ОКА или ВАЗ.
После этого необходимо приварить нижнюю часть багги. Для этого подойдут металлические листы толщиной не менее 1 мм. Нельзя создать одноместный багги без дополнительных принадлежностей. Необходимо установить генератор, натянуть ремень, реализовать электрическую систему — установить фары, выключатели, выполнять подключение зажигания и многими другими необходимыми компонентами. После предварительной сборки желательно провести пробный заезд на ровной асфальтированной дороге. Багги может быть выполнена как с полным, так и с задним приводом. Поэтому следует кратко описать еще один проект четырехколесного транспорта с двигателем Lifan. Для его реализации необходимо:
Инструменты
- сварочный аппарат;
- трубопроводы;
- двигатель;
- трубогиб — перед его покупкой проверьте, какую максимальную толщину труб можно обрабатывать с помощью данного инструмента;
- болгарка;
- дрель;
- доски для рамы и других конструктивных элементов.
Двигатель
Выбор двигателя напрямую зависит от мощности и желаемых характеристик вашей багги. Ранее я делился с вами, как мы с друзьями планировали переделку электрического фрезерного станка в багги.
Электродвигатель с тормозом станет отличным решением, если вам не требуется мега быстрая машина.
Преимущества таких двигателей перед мопедными заключаются в том, что вам не нужно тратиться на покупку топливного бака и глушителя отдельно.
Рама
Начинать сборку багги лучше всего со стального каркаса, к которому в дальнейшем будут конечно прикреплены все остальные элементы. Изготовить раму из трубок достаточно просто. Все действия должны выполняться поэтапно, согласно подготовленным планам.
Если вы опасаетесь испортить раму, в интернете легко найти множество видеоруководств по сборке багги. Главное помнить, что при сварочных работах в металл внедряется напряжение, и необходимо следить за тем, чтобы не возникали деформации в процессе работы.
Корпус вашей самодельной багги может иметь различные размеры и формы. Первый вариант подразумевает создание мини-коли, второй же — более крупного с дополнительными местами для пассажиров. Важно, чтобы все соответствовало проектной документации.
Чертежи багги
Эти чертежи иллюстрируют различные модели рам для самодельных багги.
Кроме того, важен расчет размеров для передних и задних поперечных рычагов, о которых я расскажу ниже.
Подвеска
Наилучшим вариантом для багги станет независимая подвеска. Если у вас есть такая возможность, рекомендуем выбирать оптимальные решения от японских производителей.
При независимой подвеске один рычаг отвечает за подвешивание всей длины автомобиля, а другой предназначен для подъема груза. В результате этого вес автомобиля распределяется равномерно.
В передней подвеске целесообразно использовать поперечные рычаги, что придаст колесам необходимую степень гибкости.
Установка
Если вы уже выполнили все предыдущие этапы согласно заранее составленным планам, пришло время установить двигатель вашей багги. Не рекомендуется снимать трос дроссельной заслонки, который устанавливается на двигатель, поскольку это создаст дополнительные трудности в проделывании пробных заездов. Лучше разместить его максимально удобно для ваших нужд, чем собирать все в одном кузове.
Когда двигатель установлен, можно переходить к сборке нижней части конструкции. Это вовсе необязательно, но дополнительная защита не будет лишней. К тому же, первые такие автомобили собирались вовсе без защитных конструкций, но современным транспортным средствам это необходимо.
После этого установка сиденья может стать последующим шагом. Важно учесть нужды будущего водителя: подобрать удобное положение и форму. Лучше всего избегать использования сидений, схожих с теми, что идут в автомобилях ОКА, поскольку они жестковаты и могут создать множество дискомфорта во время поездок по неровной местности.
В итоге, ваш автомобиль готов к работе. Однако, если планируете использовать его на дороге, обязательно добавьте бампер, возможности установки поворотников и хорошие фары.
Перед тем, как отправиться покорять сложные маршруты на своем новом багги, настоятельно рекомендуется протестировать его на ровных дорогах, проверить все системы и обеспечить функциональность.
Если все отработано правильно, тогда вы будете готовы покорять самые сложные поверхности, а ваше творение станет предметом восхищения и удивления окружающих.
Более того, не забывайте, что внимание всех окружающих детей будет сосредоточено на вашем самодельном транспорте, что добавит радости и интереса в вашу жизнь.
Гусеничный мини-вездеход
Перед тем, как приступить к проекту, убедитесь, что оборудование и инструменты в вашем наборе приведены в порядок. Мы можем с полной уверенностью сказать, что они окажутся необходимыми:
- разнообразные отвертки;
- молоток;
- электросварка;
- приспособление для гибки труб (если отсутствует готовая рама).
Также рекомендуется ознакомиться со стандартной структурой, прежде чем разрабатывать чертежи для вашего проекта.
- Рама. Безусловно, любой гусеничный снегоход требует очень прочной рамы. Чем сложнее структура, тем надежнее она должна быть. Лучший способ — заимствовать раму от скутера, квадроцикла или мотоцикла. Если же ничего подобного нет, можно сварить раму из стальных труб диаметром не менее 40 миллиметров.
- Сиденье. Убедитесь, что сидение для вездехода будет крепким и выполнено из влагостойкого материала, поскольку конструкция довольно низкая и требует прочности.
- Двигатель. При выборе двигателя важно быть внимательным к его ресурсу. Если вездеход должен быть действительно мощным, то и двигатель необходимо подбирать аналогичным образом.
- Топливный бак. Идеальным вариантом будет бак на 10-15 литров, выполненный из хорошего металла.
- Лыжи. Если у вас нет готовых лыж, их можно сделать самостоятельно, используя древесину, желательно 9-слойную фанеру.
- Руль. Выбирая руль, учтите комфорт. Рекомендуется взять его от двухколесной техники.
- Гусеницы. Создание гусениц — это, пожалуй, самый сложный этап в этом проекте.
- Силовой привод. Для вращения гусениц понадобится силовой привод; идеальным вариантом станет использование мотоциклетной цепи.
Если у вас нет полностью готовой стандартной рамы, можно самостоятельно сварить ее из отрезка трубы, придавая желаемую форму с помощью трубогиба.
После создания каркаса не забудьте обработать его антикоррозийным раствором и окрасить хорошей краской, которая устойчива к влаге и морозу.