Телега для лошади: конструкция, управление и изготовление. Как сделать телегу для лошади своими руками.

Последующее использование коляски определяется ее назначением, характеристиками тяглового животного и потребностями оператора, который управляет коляской.

Русская телега для лошади – лучший помощник в современной глубинке

С тех пор, как лошади были основным средством передвижения, прошло много времени, и на их место пришли машины. Тем не менее, лошади остаются надежными помощниками, особенно в отдаленных сельских районах России. В таких местах их продолжают активно использовать для домашней работы. Это может включать вспашку огорода, транспортировку древесины, сена и других видов грузов; лошадь, будучи верховой, легко справляется с этими задачами. Ей не страшны ни плохие дороги, ни неблагоприятные погодные условия. В условиях деревни конная коляска может перевозить грузы практически в любых условиях.

Дизайн конного багги, а также его конструктивные особенности, в значительной степени зависят от целей использования конечного продукта. Например, если коляска предназначена для перевозки людей по дорогам общего пользования, в ее конструкции должны присутствовать удобные скамейки для сидения, поручни для безопасности пассажиров и светоотражающие фонари снаружи. Боковые стенки должны быть достаточно высокими, чтобы защищать пассажиров от пыли и камней, которые могут вылетать из-под колес проезжающих автомобилей.

В случае если повозка предназначена исключительно для перевозки сена или соломы, основание можно сделать из дерева, не углубляясь в вопрос о прочности. В такой ситуации лучшим выбором будет древесина твердых пород (кроме хвойных), при этом она должна быть качественно просушена.

Телега для лошади

Для транспортировки больших и тяжелых грузов лучше использовать тележки с прочной рамой, сделанной из металла и оборудованной прочными колесами, которые способны выдерживать значительные нагрузки. При этом для создания такой конструкции можно использовать практически любые доступные материалы, но важно, чтобы они соответствовали всем требованиям по прочности.

В некоторых ситуациях также возможна запряжка лошадей в повозку, предназначенную для городских перевозок. В таком случае важно учитывать внешний вид конструкции. Все элементы кареты должны быть изготовлены из качественной древесины, прошедшей необходимую обработку для увеличения их срока службы.

Также интересен исторический факт: по данным историков, первая лошадь появилась примерно 60 миллионов лет назад, и её вес составлял всего 5 килограммов при росте 35 сантиметров. Эту крошечную лошадь зоологи назвали Эогиппо.

Пластик также может выступать в роли качественного декоративного материала, который можно использовать для завершения общего вида коляски или для акцентирования отдельных элементов конструкции. Особые повозки, предназначенные для зимних поездок на лошадях, отличаются от стандартных колесных вариантов отсутствием осей, что, тем не менее, не препятствует их скорости, которая может достигать 6 км/ч.

Виды телеги для лошади

Рекомендуем прочитать

Как выбрать имя для лошади: красивые имена для жеребцов и кобыл.

«Повозка» или «гайтани» — это распространенные названия четырехколесных повозок, которые могут быть использованы тягловыми животными. Обычно лошади применяются как основное животное, однако есть возможность запрязки мулов, буйволов и волов. Дерево является самым популярным материалом для изготовления такого типа повозок, часто в конструкциях используются одни и те же деревянные колеса.

Современная версия повозки включает в себя конструкции с пневматическими резиновыми колесами и плугом, способными выдерживать груз около 750 килограммов. Вес самой телеги варьируется от 250 до 300 кг, в зависимости от особенностей конструкции. Основные варианты тележек представлены ниже:

Тележка

Тележка — это специализированная конструкция для транспортировки людей. Она изначально оснащена сиденьями для пассажиров и водителя, а также может включать боковые ручки для повышения безопасности во время движения. Колеса этого типа тележки изготавливаются только из пневматических шин, так как они должны передвигаться по твердым дорожным покрытиям.

Тележка

Дроги

Этот термин описывает удлиненную тележку, где передняя и задняя части соединяются длинными досками или брусьями, которые покрыты металлическими пластинами. Дроги не имеют кузова и исторически использовались как катафалки для перевозки тел на похороны. В современном использовании, этот тип тележки успешно применяется для транспортировки крупногабаритных грузов, таких как солома, при условии, что грузы надежно закреплены.

Дроги

Полок

Этот тип тележек обычно предназначен для транспортировки тяжелых материалов. Его конструкция состоит из прочной деревянной платформы, на которую размещается груз и, при необходимости, крепится с помощью дополнительных фиксирующих элементов. Платформа может быть изготовлена из качественной древесины, настил укладывается плотно друг к другу и соединяется с поперечными элементами для большей прочности. Вся конструкция установлена на крепкой металлической раме и оснащена надувными резиновыми шинами для легкости и маневренности.

Полок

Экипаж

Экипаж представляет собой закрытый пассажирский вагон, который может быть оборудован рессорами. Он может быть одноосным (двухколесным) или двухосным (четырехколесным), причем это влияет на его маневренность. Между упомянутыми типами существуют определенные отличия, такие как:

  • разные уровни устойчивости конструкции;
  • объем кузова;
  • тип используемых рессор;
  • грузоподъемность.

Экипаж

В зависимости от типа запряжки, повозки могут быть оснащены дышлами или осями. Колеса могут быть деревянными, что обычно больше подходит для небольших туристических карет, выставленных в частных исторических музеях. В то же время, другие кареты имеют более современные, удобные резиновые колеса. Перед тем, как выбрать повозку, всегда стоит рассчитать примерный вес груза, чтобы приобрести наиболее подходящие материалы для телеги.

  Беременность у лошади. Кто рождается у лошади?

Как сделать телегу для лошади своими руками

Несмотря на то, что различные виды телег можно легко найти на рынке, не все фермеры готовы инвестировать в них значительные суммы. Гораздо более рациональным бывает самостоятельно построить телегу, особенно если у вас есть необходимые навыки «домостроения».

Размеры и чертежи

В базовом варианте телега, запряженная лошадьми, включает ось, раму и модульный набор, размеры которого зависят от назначения будущего транспортного средства. Для коротких поездок по сельскохозяйственным угодьям оптимальные размеры телеги могут составлять: длина 2,85-3 м, ширина 1,46 м, ширина оси 1 м, а высота телеги – около 1 м. Однако эти размеры стоит адаптировать в соответствии с размерами лошади и назначением самой телеги. Примерная схема подобного изделия может быть следующей:

Схема телеги

Читайте также: Лошадь Буденновск: характеристика и перспективы разведения.

Материалы и инструменты для работы

Поскольку не все фермеры обладают навыками разнообразной обработки древесины, рекомендуется заранее подготовить металлические оси колес, сварную раму и две пары шин (включая диски) от любого автомобиля или другого транспорта. Кроме этого, вам могут понадобиться:

  • деревянные доски (желательно из твердых пород древесины);
  • металлические трубы или профиль;
  • молоток;
  • гвозди;
  • металлические уголки;
  • сварочный аппарат и принадлежности к нему;
  • инструменты для работы с деревом.

Еще стоит подготовить отвертку и длинные саморезы, чтобы обеспечить надежное скрепление стыков. Важно помнить, что металлические уголки следует выбирать многослойные и толстые, с толщиной не менее 5 мм.

Поэтапность изготовления

Процесс изготовления телеги будет варьироваться в зависимости от выбранных материалов, однако существую стандартные шаги, которые необходимо соблюдать, если вы планируете использовать автомобильные шины в качестве основы:

  1. Создание ходовой части, подразумевающей изготовление колесных осей и прочного рамного основания. Желательно, чтобы эти компоненты были выполнены из металла.
  2. Изготовление неподвижной задней и подвижной передней осей, которые фиксируются с помощью толстого металлического штыря и шайб.
  3. Создание специального крепления для дышла (если планируется дышловая запряжка). Оглобли (длинные деревянные или металлические элементы) должны быть свободно подвижными, одновременно соединяясь с передней осью. Эту подвижность обеспечивает крепежный механизм.
  4. Дополнительная фиксация оглоблей возможна с помощью кронштейнов, которые можно укрепить проволокой, чтобы улучшить надежность.
  5. Установка колес. Подготовленные автомобильные колеса просто надеваются на нужное основание и фиксируются с подходящими болтами.
  6. Формирование кузова. Для этого из подготовленных досок нарезаются стуки определенной длины, которые затем скрепляются в цельную платформу и прикрепляются к раме. Дополнительно при необходимости можно добавить борта, чтобы сделать кузов более функциональным — например, с правой стороны можно установить 4 продольные жерди, на которые сбоку крепить рейки. Боковины фиксируются на несущей раме, а задняя и передняя части могут закрываться съемными деталями, что сделает процесс управления легче.

Особенности конструкции

Первые телеги, используемые несколько столетий назад, имели деревянные колеса, созданные как в виде цельного дерева, так и в виде спиц с ободом. Спицевые колеса обладали более высокой эффективностью, так как были легче и обеспечивали лучшую амортизацию.

Для продления срока службы деревянных ободов их покрывали металлическими ободами, что защищало колеса от повреждений при контакте с дорогой.

Современные аналоги вагонных колес обладают более высокими характеристиками: их обод изготовлен из легкого металла и оснащен воздушной камерой с резиновой шиной, что существенно уменьшает нагрузку на тягловое животное и на саму повозку.

Конструкция современных вагонов включает в себя следующие элементы:

  • оси;
  • колеса;
  • корпус;
  • оглобли;
  • поворотные механизмы.

Существуют два типа вагонов: одноосные и двухосные.

Одноосный вагон — это легкий двухколесный вариант, который оснащен поперечной осью, к концам которой прикреплены колеса. Кузова одноосных вагонов могут быть как пассажирскими, так и грузовыми. Пассажирская платформа обычно служит основанием для сидений, и большинство моделей одноосного вагона предлагают два места для пассажиров, так как это количество оптимально для сохранения равновесия конструкции.

Грузовые платформы аналогично представляют собой основание с легкими боковыми стенками, используемое для транспортировки различных сельскохозяйственных грузов, таких как сено, навоз, строительные материалы и другие объекты. Одноосный грузовой вагон часто используется для перевозки легких и объемных грузов.

Двухосные вагоны, напротив, считаются многофункциональными, их грузоподъемность обычно выше. Такие конструкции включают более сложные механизмы и оснащены двумя парами колес, что обеспечивает возможность поворота.

Для улучшения маневренности передняя ось таких вагонов соединяется с поворотным механизмом, который приводится в действие валом, приводящим к движению лошади. Адаптация углов поворота и величина колес являются критически важными для функционирования механизма. Действительно, чтобы увеличить поворотные характеристики передние колеса должны быть в 1,5–2 раза больше задних, что несомненно улучшает маневренность.

Это принципиально уменьшает радиус поворота коляски и увеличивает её эффективность при эксплуатации на общественных дорогах.

Управление

Управление коляской осуществляется через специальный ремень, который связывает тело лошади с самим транспортным средством. Этот ремень состоит из нескольких соединений и креплений, которые прикрепляются к передней части животного, объединяясь с водителем, который управляет повозкой. Зажимы или захваты – это два ремня, которые фиксируются на руках погонщика.

  Что едят лошади. Что любят есть лошади?

Когда погонщик тянет за одним из ремней, он создает тяговое усилие на лошадь с той стороны, за которую он держится. Для того чтобы уменьшить силу тяги, лошадь может быть обучена наклоняться на бок. Тело животного будет опираться на шарнир, где длинный стержень соединяет механизм, из-за чего передняя ось начинает вращаться вокруг своей центральной оси, изменяя угол наклона вектора движения повозки.

Изготовление

Благодаря современным технологиям, повозку можно создать своими руками в домашних условиях. Для этого потребуется подготовить такие материалы:

  • деревянные компоненты;
  • металлические части;
  • колеса;
  • ременные изделия.

Из древесных материалов потребуются доски, брусья, жерди, а также обрешетка. К металлическим изделиям можно отнести уголки, прутки, стержни, а также гайки, болты, шайбы и саморезы. Колеса могут быть использованы от других транспортных средств, такие как автомобили или мотоциклы – этот выбор обычно выгоден, поскольку подобные детали обеспечивают легкость и простоту в сборке.

Основная упряжь, которая прикрепляется к лошади, не является частью коляски, но при проектировании устройства необходимо учитывать размер и конфигурацию используемой упряжи, которая будет задействована совместно с конструкцией коляски.

Зачастую упряжь изготовляется из кожи и может быть приобретена в готовом виде. Уздечки создаются отдельно, с учётом специфики каждой конкретной коляски. В большинстве случаев для их изготовления используется специально представленный петлевой материал, который доступен в хозяйственных магазинах или прочих специализированных магазинах.

Основные узлы

Рама и кузов составляют основные компоненты коляски. Рама состоит из всех элементов приводного механизма. Кузов представляет собой саму повозку и ее отдельные части.

Основные узлы

Ранее все элементы повозки в основном изготавливались из дерева, даже колеса. Современные решения позволяют использовать металл для создания многих частей вагона, что значительно увеличивает их прочность и долговечность.

Ход

Компоненты повозки включают:

  1. Оси – обе: передняя и задняя, каждая из которых имеет так называемые надосники для усиления конструкции.
  2. Колеса – два на передней оси и два на задней. Обычно передние колеса имеют меньший радиус по сравнению с задними колесами.
  3. Стойки – передняя и задняя, которые функционально действуют в качестве амортизаторов, снижая удары и вибрации во время передвижения.
  4. Роспуск – элемент, который связывает оси между собой. Он соединен с стойками: одна сторона фиксируется стационарно, а другая устанавливается с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. Оглобли крепятся к передней оси.

Назначение, выбор материала

Перед началом строительства коляски необходимо четко определить ее предназначение, так как, к примеру, традиционные элементы для заготовки сена должны быть сделаны из древесины, специфический выбор которой играет значительную роль. Обычно для этих целей подходят хорошо просушенные лиственные породы, тогда как сосна — не самый подходящий вариант.

Если же конная повозка будет в основном использована для перевозки тяжелых и объёмных грузов, необходимо выбрать крепкие материалы, включая металл и другие прочные варианты. В случае создания декоративной повозки для рекреационных целей, вполне можно использовать пластик и аналогичные материалы.

Назначение, выбор материала

Для энтузиастов, которые стремятся создать что-то своими руками, вопрос «Как сделать конную телегу» не кажется сложной задачей. Это способен сделать каждый, при условии, что он готов потратить время, проявить креативность и найти нужные материалы, что может включать в себя старые автомобильные, велосипедные или другие предметы.

Размеры

Один из ключевых аспектов при создании телеги — это размер. Например, наши предки использовали размеры, при которых длина тележки составляла около 3 м, ширina — 1,5 м, а высота колебалась от 0,5 до 1,0 м. Учитывая обстоятельства того времени, эти показатели могут служить основой для современного строительства.

  • Невозможно переоценить значение рамы как главного несущего элемента конструкции. С учетом сегодняшнего разнообразия доступных материалов разумнее всего выполнить сварную металлическую раму из П-образного профиля (или стального). Эта рама включает в себя лонжероны (длинные продольные элементы) и поперечные соединители, при этом стоит заранее подобрать и вложить бруски или аналогичные элементы, к которым затем будет прикреплен грузовой настил.

Процесс изготовления

  • К раме привариваются стойки — передняя и задняя. К передней стойке (внизу) прикрепляется верхний поворотный круг, тогда как нижний поворотный механизм крепится к передней оси (сверху). Для повышения надежности конструкции между поворотными кругами укладывается специальный смазываемый диск из войлока, что позволяет усилить эффект, действующий как подшипник скольжения во время поворотов.
  • Оси весом телеги могут быть изготовлены из металлической трубы с небольшим диаметром. Также можно использовать деревянный брус в этом случае. Важно проделать достаточно длинные отверстия в торцах бруса, чтобы они могли вставляться в шпильки. Сверху на ось надеваются шайбы, а колеса фиксируются с помощью гаек, что обеспечивает их надежную работу.
  • Выбор колес для телеги зависит от запланированного использования повозки, поэтому можно использовать колеса от старого велосипеда, мотоцикла или прицепа, которые без труда можно компоновать в конструкции.
  Нубийские козы: описание и характеристики породы. Сколько молока дает нубийская коза.

Процесс изготовления

  • К передней оси телеги крепятся оглобли.
  • Этап создания кузова зависит от креативности строителя. Характерного универсальным является кузов в формате платформы, что удобно для перевозки грузов. Базу можно оборудовать откидными бортами, либо сделать их съемными. Если предполагается перевозка людей, то конструкцию можно оснастить мягкими сиденьями для повышения комфорта.

Как изготовить простую телегу для лошади своими руками

Перед началом сборки кареты важно тщательно продумать, как соединить все компоненты. Первостепенное значение имеет правильное создание системы привода, что будет основополагающим компонентом. Включает в себя:

Screenshot_1

  • Передняя и задняя ось,
  • Рама,
  • Колеса,
  • Стойки для амортизации.

Важно, чтобы передняя ось была построена так, чтобы карета могла поворачивать, в то время как задняя ось должна быть надежно закреплена. Если вы планируете строить повозку для лошади, важно уделить особое внимание конструкции оси, так как в паровых повозках сцепное устройство является важным элементом.

Необходимые материалы и их количество

Перед тем как начинать изготовление тележки, вам будут нужны следующие материалы и инструменты.

Screenshot_2

  • Инструмент для сварочных работ,
  • Деревянные доски,
  • Трубы или металлический профиль,
  • Сварная рама и металлические колеса,
  • Молоток,
  • Гвозди,
  • Чертежи повозки,
  • Инструмент для работы с деревом.

Количество необходимых материалов строго зависит от размеров тележки, а также от ее назначения и типа. В качестве наиболее универсального материала для изготовления чаще используется древесина. Высота тележки, как правило, фиксирована – около одного метра, но при этом обязательно нужно учесть параметры лошади и предназначение самой тележки.

Чертёж с комментариями

Для начала создания телеги вам необходимо составить чертеж, который имеет общую форму. Схема выглядит следующим образом:

Screenshot_3

Если детализировать чертеж, он состоит из оси, рамы и модульного узла. Ось тележки представит собой следующий элемент:

Screenshot_4

Следующий этап заключается в построении рамы:

Screenshot_5

Screenshot_6

Наконец, создается модульный узел:

Screenshot_7

Screenshot_8

Screenshot_9

Таким образом представлена пошаговая схема создания повозки. При выполнении процесса необходимо четко знать размеры запланированной конструкции и формировать ее общую форму для упрощения процесса сборки коляски.

Как сделать деревянную телегу для лошади

Изготовление деревянных колёс

Изготовление колес для телеги

В давние времена детали конных повозок практически всегда изготавливались из дерева. Это был самый экономичный метод для создания конной телеги. Первым шагом является изготовление колес, которые представляют собой наиболее ответственные элементы, способные переносить значительные нагрузки. Поэтому прочная древесина является необходимым компонентом для их создания. Наиболее популярным и прочным материалом для этого считается береза. Конструкция деревянных колес состоит из нескольких ключевых частей:

  1. Ступица;
  2. Железная втулка;
  3. Спицы;
  4. Бруски;
  5. Металлический обруч.

Сначала изготавливается ступица – выпиливается кусок березового кругляка размером 20 см в длину и минимум 25 см в диаметре. В его центре сверлится отверстие, в которое вставляется металлическое кольцо. Снаружи, с помощью стамески, создается гнездо для удержания лучей колеса. Для этого используются небольшие цилиндрические или скошенные стебли из березы, один конец которых вставляется в гнезда ступицы. После этого можно приступить к производству ободов. Исходные древесные детали обрезаются до нужной длины и сверлятся квадратные отверстия для спиц. Одна сторона обода остается прямой, а другая закругляется для формирования внешней части колеса.

Чтобы сделать конструкцию более устойчивой и прочной, добавляется железный обод, который изготавливают из металлической полосы, обрезанной до нужного размера и свернутой в кольцо. Концы обода склепываются или сваряются. Все части собираются вместе и фиксируются обручем. В ободках просверливаются специальные отверстия, в который вставляются болты. Для уменьшения вибрации рекомендуется использовать болты с потайными головками, так как прямое перемещение коляски по асфальту увеличивает уровень дребезжания и шума от выступающих головок болтов.

Как сделать заднюю ось и шкворень для телеги своими руками

Телега для лошади своими руками

Конструкция российской коляски включает две оси: задняя ось закреплена на коляске, а передняя ось — подвижная и поворачивается при помощи рулевого механизма. Это важно для предотвращения опрокидывания телеги во время поворотов. Ранее оси изготавливались полностью в кузнице, но в настоящий момент можно изготовить их вручную, комбинируя различные части. Для корпусов осей стоит использовать карбид вольфрама, так как они должны держать высокие нагрузки. В противном случае детали быстрее изнашиваются в местах соединения с колесами.

Стандартная конструкция для русской телеги, как таковая, отсутствует, и вы сами можете создать оси, следуя простым рекомендациям. Рекомендуем выбрать наиболее простые и распространенные строительные материалы. Обычно русская телега имеет ширину 1,5 метра и длину 3 метра, следовательно, задняя ось получится длиной около 1,5 метра. Для ее изготовления понадобится прочная труба, желательно с толстыми стенками, при этом внутренний диаметр должен совпадать со ступицами колес.

Оцените статью
Ремонт до и после