Вентиляция в гараже. Как сделать вентиляцию в гараже?

Его главное преимущество — независимость от природных факторов. Есть два основных недостатка: Зависимость от электроэнергии и относительно высокие затраты. Центробежные вентиляторы отвечают за подачу и вытяжку воздуха.

Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на деталях автомобиля. Выхлопные газы и пары эксплуатационных жидкостей делают обстановку в гараже небезопасной для владельца автомобиля.

Чтобы избежать этих проблем, необходимо обеспечить хорошую циркуляцию воздуха. Более того, улучшение микроклимата на автостоянке часто не требует специальных технических навыков или больших финансовых вложений.

Мы можем посоветовать вам, как рассчитать и сделать более эффективной естественную вентиляцию гаража, а также предложить альтернативные методы, способствующие воздухообмену.

Особенности гаражной вентиляции

В первые годы владения автомобилем людям требовалось закрытое убежище для проведения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, которую нужно было защищать от кражи — надежный гараж с охраняемой территорией.

Опыт предыдущих поколений автовладельцев требовал, чтобы автомобиль был защищен и стоял в гараже.

Гараж лучше проветривать. Когда вы въезжаете в гараж после долгих километров езды по дождливым и заснеженным дорогам, автомобиль приносит с собой влагу. Пространство автомобиля традиционно мало — влага быстро насыщает атмосферу автомобиля.

И если влажный воздух в гараже не менять 6 раз в час (лучше 10 раз), автомобиль обязательно заржавеет.

Система вентиляции в гараже необходима для создания благоприятных условий для владельцев, строительных конструкций и хранящегося там оборудования.

Вентиляция устраняет причины образования конденсата и ржавчины на капоте и других металлических поверхностях.

Регулярный воздухообмен, обеспечиваемый системой вентиляции, удаляет застоявшийся воздух из гаража и заменяет его свежим.

При строительстве многоэтажных гаражей каждый уровень здания должен иметь систему вентиляции.

Системы вентиляции для гаражей делятся на естественную и механическую вентиляцию. В естественном дизайне воздух сам поступает в помещение через вентиляционные решетки и отверстия и удаляется под действием силы тяжести.

В механических конструкциях движение воздуха создается вентилятором, установленным либо на приточной, либо на вытяжной стороне системы.

Отработанный воздух, вредные химические соединения и летучие токсины выводятся через вытяжной воздуховод.

Если вентилятор установлен в зоне приточного воздуха системы, воздух нагнетается в гараж, а отработанный воздух нагнетается в отверстие для отработанного воздуха.

СНиП 21-02-99 устанавливает температуру зимнего хранения на уровне +5 °C, если гараж отапливается. С этим СНиПом, кстати, вам не придется отапливать и гараж.

Температура, комфортная для владельца автомобиля (например, +15 °C), в зимнем гараже становится «некомфортной» для автомобиля, поскольку лед и снег тают и оседают на нем. Лучше придерживаться типичных 5 °C.

Типовой воздухообмен в гараже был установлен ОНТП 01-91 на уровне 150 м 3 / ч на одно автомобильное место. На первый взгляд, задача несложная — определить диаметр воздуховодов, поставить один со стороны впуска, второй со стороны выпуска, и атмосфера обновляется.

Однако в холодном российском климате приточно-вытяжная система на закрытой автостоянке должна быть спланирована более тщательно.

Комбинированная вентиляция гаража

Для равномерной вентиляции гаража круглый год лучше всего подходит комбинированная система. Она не зависит от погоды или внешней температуры.

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Система вентиляции гаража должна учитывать воздухообмен, сезонные колебания температуры и направление ветра, чтобы система вентиляции гаража, разработанная самим производителем, работала.

Естественная вентиляция гаража напрямую зависит от этих параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Несоблюдение перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вентиляции. Зимой температура в гараже должна быть выше, чем на улице, а воздухообмен следует уменьшить, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом следует полностью открывать отверстия приточного и вытяжного воздуха в зависимости от силы ветра.

Схема вентиляции гаража

Расположение приточного и вытяжного воздуховодов относительно друг друга должно быть либо в продольном направлении камеры, либо по диагонали.

Основным показателем воздухообмена является кратность воздухообмена, то есть количество полных обменов объема воздуха в гараже с наружным воздухом».

Зная нормированную кратность воздухообмена между приточным и вытяжным воздухом (6-10 раз) и кубатуру автомобиля, мы можем рассчитать потребление воздуха в час:

L=n-Vr, где

  • L – расход воздуха за час, м 3 /ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • Vг – воздушный объем гаража, м 3 .

Чтобы определить объем воздуха в гараже, умножьте внутренние размеры на ширину, длину и высоту.

  Флюгарки, дымники и зонты на трубу дымохода: в чем разница. Флюгарка что это такое.

Для гаража шириной 4 м, длиной 6 м и высотой 2,7 м, например, требуется Vr=4-6-2,7=64,8 м³. Если выбрать, например, семикратный воздухообмен в час, то для такого гаража потребуется L=7-64,8=453,6 м3.

Диаграмма подбора диаметра воздуховодов

Если мы знаем расход воздуха и его скорость, мы можем использовать эту диаграмму для определения оптимального диаметра круглого воздуховода для системы приточно-вытяжной вентиляции гаража.

Значение L необходимо округлить до кратного 5, чтобы получить кратное 5, чтобы мы могли выбрать диаметр круглого воздуховода для приточного и вытяжного воздуховодов.

Поэтому значение расхода воздуха, полученное в результате нашего расчета, необходимо увеличить до 455 м3, так как это число делится на 5 и остатка не остается — 455:5=91.

Затем посмотрите на таблицу диаметров воздуховодов и выберите подходящий параметр.

Поскольку скорость движения воздуха в каналах естественной вентиляции составляет около 0,5-1 м/с, для «приблизительного» гаража, рассчитанного выше, требуются круглые каналы диаметром 500 мм. Или профилированный, с внутренним сечением 450х500 мм.

Зачем требуется вентиляционная система

Возможна нормальная вентиляция гаража:

  1. Д обиться снижения уровня влажности в помещении.
  2. П редупредить возникновение ржавчины в автомобиле.
  3. С охранить инструменты в надлежащем виде как можно дольше.
  4. У далить из гаража вредные испарения от бензина, включенного двигателя и различных химических реагентов.
  5. П оддержать оптимальную температуру, независимо от времени года;
  6. С охранить продукты питания в подвале дольше.

Параметры вентиляционной системы

Нормы СНиП гласят, что вентиляция должна быть обеспечена независимо от используемого материала. Гараж может быть построен из кирпича, бетона или металла.

Правила требуют, чтобы скорость воздухообмена составляла 180 кубических метров в час, когда автомобиль находится в гараже. Вентиляционная система может быть одного из трех типов, описанных выше.

Если гараж используется для ремонта, сборки или покраски автомобилей, ставка должна быть увеличена в несколько раз. Например, для гаража объемом 60 куб. м (6x4x2,5), где ведутся работы, скорость воздухообмена увеличивается в 6-8 раз до 360-480 куб. м в час.

вентиляция гаража

Независимо от наличия или отсутствия отопления, оптимальной температурой в гараже считается +5°C. Это благоприятные условия для хранения автомобиля, хотя +10-15°C более приемлемы для водителя.

Типы вентиляции

Чтобы воздух свободно входил и выходил из гаража, можно просто соорудить воздуховод из дренажной трубы. Более теплый поток кислорода обычно идет вверх, а более холодный вниз — так перемещаются воздушные массы.

Преимущества естественного кровообращения:

  • надёжная работа;
  • бюджетный вариант;
  • бесшумность;
  • длительная эксплуатация;
  • отсутствие затрат на источники энергии.

Недостатки естественной циркуляции:

  • в летнюю пору неэффективна из-за небольшой разницы температур;
  • для создания разницы давлений требуется соблюсти между приточным и выходным отверстиями расстояния в 3,5–4 м;
  • необходимость установки с учётом розы ветров — там, где преобладает ветер.

Преимущества механической циркуляции:

  • работа в любых погодных условиях;
  • возможность контроля и изменения параметров воздухообмена;
  • организация тёплого притока воздуха;
  • использование в цокольном гараже.

Недостатки механической циркуляции:

  • необходимость покупки вентиляторов, датчиков, заслонок;
  • энергозависимость;
  • необходимость квалифицированного обслуживания.

Преимущества комбинированной циркуляции:

правильная вентиляция в гараже

  • возможность установки обычного бытового вентилятора на вытяжку;
  • экономичность и удобство использования по сравнению с принудительной;
  • использование механической вентиляции по необходимости.

Задачи, решаемые вентиляционной системой

Требования к вентиляции определены в СНиП, который определяет кратность воздухообмена и сопутствующие параметры. Следующие проблемы могут быть решены с помощью подходящей системы циркуляции воздуха:

  • Избавляет воздух от повышенной влажности. Если влаге некуда деваться, она начнет оседать на машине. Постоянно образующийся конденсат неизбежно приведет к коррозии металла.
  • Конденсат вреден не только для авто, но и для строительной конструкции, инструментов и вещей, хранящихся в гаражном боксе (например, велосипеда). Снижение влажности продлевает срок их службы.
  • Вентсистема удаляет не только избыток влаги, но и пары бензина, а также химические соединения, производные работающего двигателя. Чем меньше вдыхать этот букет, тем безопаснее для здоровья.
  • Воздухообмен поддерживает комфортную температуру, что создает подходящие условия для длительного хранения продуктов питания.

СНиП о размерах и вентиляции

Нормы СНиП требуют вентиляции гаражей без подвалов (а также нежилых помещений) со следующими характеристиками:

  • Организуется постоянная циркуляция воздуха, причем ее параметры не зависят от материала, из которого построен гараж, буде он кирпичным, бетонным или металлическим.
  • Нормами предусмотрен воздухообмен 180 кубометров в час на одну легковую машину. Условия можно обеспечить при помощи естественной, принудительной или смешанной вентсистемы.
  • Действуют дополнительные (увеличенные кратно) нормы воздухообмена для помещений, в которых проводится обслуживание автомобиля (ремонт, сборка, покраска). В этом случае перемножают объем бокса и коэффициент (кратность) воздухообмена (нормы указаны для разных видов работ). Например, коэффициент для СТО составляет 6-8.
  • Правилами предусматривается возможность отапливать или не отапливать гаражное помещение. Зимняя температура +5°C считается наиболее рациональной для хранения автомобиля. Владельцу было бы комфортнее при +10-15°C, но в таких условиях наледь и снег на автомобиле создают влажную среду.
  Как выбрать бетон и самостоятельно приготовить смесь для фундамента. Какой бетон для фундамента.

Для определения количества воздуха, которое необходимо обменивать в час в гараже, производятся следующие расчеты:

  • Вычисляется объем гаража перемножением его длины, ширины и высоты. Например, для постройки с габаритами 6х4х2,5 м объем составит 60 кубов.
  • Если хозяин занимается ремонтом и мелкой реставрацией, используется коэффициент для СТО, равный 6-8.
  • Перемножение единичного объема и кратности дает 360-480 кубов час. Это тот объем воздуха, который должен меняться каждый час. Такую циркуляцию можно организовать, используя только механическую вентсистему с установкой круглых канальных вентиляторов.

Особенности разных типов вентиляции

В естественной системе воздух движется по воздуховоду (например, для вентиляции гаражей часто используются дренажные трубы). Из-за разницы температур более теплый (и легкий) воздух движется снизу вверх, уступая место более холодной воздушной массе.

Естественная циркуляция имеет много преимуществ и широко используется. Он надежен и бюджетен, работает тихо, рассчитан на длительную эксплуатацию и не требует источников энергии.

Иногда становится очевидным один недостаток системы: летом, когда разница температур минимальна, производительность значительно снижается. Эффективность определяется следующими характеристиками:

  • Разницей температур. Лучше всего система работает, когда в гаражном боксе значительно теплее, чем на улице. В этом случае теплый воздух активно вытесняется холодным, более плотным наружным воздухом.
  • Атмосферным давлением. Из курса физики известно, что с увеличением высоты над уровнем моря давление падает. Чтобы устроить циркуляцию воздуха в гараже, достаточно совсем небольшой разницы давлений. Это можно организовать, если расположить приточное и выходное отверстия с разницей по высоте в 3,5-4 м.
  • Ветром. Ветер создает зону повышенного (с наветренной стороны) и пониженного (с подветренной) давления. Это можно использовать с выгодой, если установить приточное отверстие по розе ветров (со стороны преобладающего ветра).

Механическая система создает принудительный воздухообмен с помощью электромеханических устройств. Он состоит из одного или нескольких вентиляторов, датчиков и заслонок с ручным или автоматическим управлением.

Система основана на одной из трех систем приточный воздух, вытяжной воздух или приточный воздух-вытяжной воздух и имеет следующие преимущества:

  • На ее эффективность не влияют погодные условия и время года.
  • Позволяет регулировать (при наличии контроллера) параметры воздухообмена. Вы можете менять производительность и температуру, чтобы получить комфортные условия.
  • Можно организовать теплый приток, то есть, фактически, альтернативное отопление.
  • Принудительную схему удобно применять в гараже, расположенном в цоколе (ниже уровня земли).

Недостатком автоматической системы является ее полная энергозависимость. Также требуется капитал для приобретения и установки оборудования. Он требует большого внимания во время работы и нуждается в регулярном обслуживании.

Комбинированная вентиляция проектируется как естественная вентиляция, дополненная вентилятором. Если вы используете гараж только для парковки автомобилей, для вентиляции гаража можно использовать бытовой вентилятор; вентиляция подвала гаража требует дополнительного оборудования.

Основным преимуществом комбинированной системы является ее эффективность: она работает в основном в естественном режиме, вентилятор подключается, когда естественная вытяжка не справляется. Недостатком является необходимость установки дополнительных элементов.

Как это работает?

Приточная система работает так же, как и описанная выше естественная вентиляция. Вытяжная система моторизована, и отработанный воздух выбрасывается в атмосферу вытяжным вентилятором.

Преимущества комбинированного типа вентиляции:

  • он сравнительно независим от времени года;
  • простота монтажа.

Недостатки:

  • в холодное время года воздух внутри гаража быстро охлаждается;
  • электровентилятор требует регулярного обслуживания;
  • воздух, забираемый снаружи, не подвержен очистке.

Конечно, каждый владелец гаража выбирает тип системы самостоятельно, исходя из своего бюджета и предполагаемого использования гаража. В любом случае, установка системы вентиляции в гараже очень важна для владельца с эксплуатационной точки зрения.

Из чего можно оборудовать?

Сегодня монтаж отводов для вентиляционных систем всех типов может осуществляться с использованием самых разных материалов, начиная от пластиковых или металлопластиковых труб для слива и заканчивая использованием гофрированных труб ховера.

Давайте рассмотрим некоторые из вариантов.

  • Можно выполнить вентиляционные каналы в боксе с помощью труб, изготовленных из асбеста. Такие трубы не пожароопасны, их можно не красить либо наоборот, если хозяин является творческой личностью – они смогут послужить материалом для создания определенного антуража при покраске.
  • Как уже упоминалось, пластиковые канализационные трубы – также неплохой вариант.
  • И, наконец, самые простые решения – старые шланги от пылесоса, садовые шланги, другие трубные конструкции.

Естественное желание каждого владельца гаража — иметь подвал, в котором из-за конструктивных недостатков приходится устанавливать отдельную систему вентиляции. Это может привести не только к порче продуктов из-за повышенной влажности в подвале, но и к неприятным последствиям в виде коррозии на кузове автомобиля. По этой причине никогда не следует пренебрегать вентиляцией подвала.

Естественная вентиляция высушивает погреб за счет теплового смешивания газовых масс — по законам физики более легкий, нагретый воздух в верхней части погреба поднимается вверх, а воздух в вентиляционном отверстии снаружи заполняет пустое пространство.

  Крыльцо из дерева для частного дома. Как сделать деревянное крыльцо?

Второй вариант — установить вентиляторы и создать принудительную вентиляцию. Это более эффективная система, но требует значительно больше денег и энергии.

Подготовка чертежей

Для одноэтажных и двухэтажных гаражей, а также для жилых помещений, независимо от того, отапливаются они или нет, должна быть предусмотрена система вентиляции с учетом равномерной вентиляции всех помещений.

Для того чтобы вентиляционные системы работали стабильно с заданной производительностью, на этапе проектирования необходимо рассчитать производительность и диаметр воздуховода. Воздуховоды — это трубы, по которым проходит воздух. Они используются в различных областях, как бытовых, так и промышленных, в химическом и фармацевтическом производстве и на других промышленных предприятиях.

Рассчитать объем системы вентиляции гаража довольно просто.

Основной показатель — это количество изменений объема воздуха в гараже с количеством подаваемого наружного воздуха (кратность). Если это число составляет от 6 до 10, а общий объем гаража известен, необходимо рассчитать расход воздуха в час: L=nxVr

Где:

L — расход в час, м3/ч,

n — эмпирическое правило для изменения количества воздуха в гараже,

Vr — общий объем воздуха в гараже, м3.

Чтобы найти объем гаража, умножьте ширину на длину и высоту на внутренние размеры бокса.

Например, если гараж имеет размеры 4x6x2,7 м, то формула Vr=4x6x2,7=64,8 м3. Если для объема наружного воздуха в гараже требуется количество слоев, равное семи слоям в час, то для этого бокса необходимо L=7×64,8=453,6 м3. По этой диаграмме можно определить расход воздуха и скорость воздушного потока:

Для определения площади поперечного сечения приточного и вытяжного воздуховодов L округляется до кратного 5. Следовательно, наше расчетное число увеличивается до 455 м3, так как оно кратно 5: 455: 5=91. Если сравнить это с диаграммой и знать, что скорость воздуха в каналах при естественной вентиляции составляет около 0,5-1 м/с, то для указанных объемов необходимы круглые каналы диаметром более 500 мм или другие каналы с сечением более 450 х 500 мм с изгибами или без них.

Механический воздухообмен

Принудительная вентиляция гаража достигается путем установки вентиляторов на приточных и вытяжных отверстиях. Однако существуют и другие устройства, которые могут выполнять эту задачу.

Вот лишь некоторые из них:

  • Нагревательная лампочка. Ее установка производится в саму трубу. Благодаря ей происходит нагревание воздуха, а вследствие этого усиливается напор;
  • Флюгер-диффузор. Крепится на трубу, выполняющую приточную функцию. Работает за счет напора ветра;
  • Дефлектор. В отличие от флюгера-диффузора, устанавливается на вытяжке. Лучший обмен обеспечивается благодаря разжижению воздуха;
  • Моноблок. Среди специалистов по вытяжке считается лучшим вариантом для обеспечения вентиляции в гараже. Благодаря этой системе у владельца появляется возможность контроля всего процесса воздухообмена. Воздухообмен, сделанный таким способом, будет самым эффективным по сравнению с естественным и комбинированным. Единственный минус – стоимость установки, которая может достигать 240 тысяч рублей и более.

Однако в некоторых случаях принудительная вентиляция гаража своими руками может обойтись совсем недорого. Для этого нужно действовать так же, как и при установке естественной вентиляции: дрелью просверливаются отверстия по диагонали в противоположных стенах и в них укладываются трубы. Затем на входе в воздуховоды устанавливается вентилятор.

Это позволяет регулировать воздухообмен в любое время года. Чтобы предотвратить замерзание вентиляционных каналов и гаражного бокса зимой, можно установить задвижки или регуляторы скорости вращения вентиляторов. Чтобы не допустить попадания влаги зимой, эксперты рекомендуют закрывать контрольную яму или подвал.

Очищение воздуха в погребе

Как правило, гараж используется не только для парковки, но и для хранения продуктов. В результате он также обеспечивает дополнительное увлажнение. Но даже если яма не хранится, она должна быть вентилируемой, чтобы в ней было комфортно работать.

Совмещение вентиляции погреба и гаража

Эксперты отмечают, что естественная вентиляция подвала является лучшим решением.

Можно использовать трубы диаметром 10 см, если в помещении хороший воздухообмен.

Один из них размещается примерно в десяти сантиметрах от пола, а другой — на противоположной стороне в десяти сантиметрах от потолка. Конец верхней трубы выходит наружу.

Также необходимо позаботиться о защите капота.

Заключение

Поэтому мы рассмотрели, как правильно вентилировать гараж. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор одного из них должен быть сделан на основе бюджета. Лучшим выбором с точки зрения соотношения цены и качества является комбинированная система.

Как вы уже знаете из этой статьи, вентиляция в гараже своими руками — это обязательное условие для каждого автовладельца, к тому же, и совсем не сложное. Не стоит забывать, что благодаря ей «железный конь» прослужит дольше, а для владельца гаража будет меньше опасности для здоровья при посещении этого помещения.

Оцените статью
Ремонт до и после