Тем не менее, при использовании диафрагмы f/11 начинается некоторый обратный процесс: преломление света становится причиной снижения резкости изображения. Если диафрагма закрыта полностью, это может привести к размытию изображения, из-за чего теряются мелкие детали. Это явление актуально практически для всех объективов.
Диафрагма
Диафрагма, будучи уникальной мышцей, представляет собой круглый мышечный лист с центральным сухожилием и периферическими креплениями на костях. В процессе сокращения диафрагма расправляется от краев к центру, что позволяет ей выполнять свою функцию. Это объясняет, почему диафрагма играет ключевую роль во время вдоха, ведь её сокращение приводит к увеличению объема грудной клетки.
В процессе вдоха диафрагма сокращается от периферийных прикреплений к нижним ребрам и позвонкам, подтягивая за собой центральное сухожилие вниз, что значительно увеличивает вертикальный объем грудной полости. Напротив, когда диафрагма опускается, это вызывает уменьшение объема брюшной полости и, как следствие, увеличение давления в ней. Если при этом брюшная стенка остаётся рыхлой, внутренние органы могут смещаться вперед, увеличивая передне-задний диаметр живота. Несмотря на то, что диафрагма располагается ниже нижних ребер и не может быть прощупана, её сокращение можно легко обнаружить, наблюдая за движениями внутренних органов в брюшной полости.
Сила, с которой диафрагма тянет свои края, ограничена длиной сокращения её мышечных волокон. Если сокращение продолжается после достижения максимального опускания внутренних органов, это может привести к подъему нижних ребер, что дополнительно увеличивает объем грудной клетки.
Начало
Периферически диафрагма делится на три части: грудную, боковую и поясничную. Грудина соединяется с задней частью ксифоидного отростка, который не всегда может быть присутствующим. Реберная часть отвечает за прикрепление к глубоким поверхностям шести нижних реберных хрящей и ребер, а поясничная часть крепится к поясничным позвонкам и двум апоневротическим дугам, а также к медиальным и латеральным связкам.
Эти периферические отростки сходятся и объединяются с центральным сухожилием, которое не имеет костных связей.
Диафрагма является одной из важнейших дыхательных мышц. При сокращении её мышечных волокон диафрагма принимает более плоскую форму, что ведет к увеличению вертикального объема грудной полости, снижению давления в легких и, соответственно, притоку воздуха. При расслаблении диафрагмы объем грудной полости уменьшается, и эндопульмональное давление повышается, что способствует выдоху воздуха из легких.
Когда диафрагма работает совместно с передними мышцами живота, её сокращение приводит к повышению внутрибрюшного давления, что необходимо для процессов, таких как рвота, дефекация, мочеиспускание и роды. Важной функцией диафрагмы также является обеспечение прохождения ряда структур, таких как нижняя полая вена, пищевод и аорта, из грудной полости в брюшную.
Слабость или паралич диафрагмы могут возникать у людей, получивших травму верхнего шейного отдела позвоночника (C3), что также может привести к ослаблению или потере функции межреберных и скаленных мышц. У таких пациентов может развиться диспноэ, что приводит к необходимости в прерывистой механической вентиляции. Ослабленная диафрагма может сильно нарушать функцию дыхательной системы, даже если мышцы грудной клетки остаются активными. При изолированной слабости диафрагмы наблюдается парадоксальное дыхание, при котором обхват живота уменьшается во время вдоха.
Икота
Икота представляет собой распространенное расстройство, связанное с функционированием диафрагмы, которым на протяжении жизни страдает большинство людей. Икота вызывается непроизвольными, прерывистыми сокращениями диафрагмы, часто возникающими при употреблении слишком большого количества пищи за короткий период времени.
Икота может быть результатом механической реакции диафрагмы на избыточное растяжение желудка. Например, когда пища заполняет желудок, и его стенки давят на диафрагму, возникает ощущение дискомфорта, с которым связано сокращение диафрагмы. Это может привести к состоянию, называемому пищеводной устьевой диафрагмальной грыжей, когда желудок выпячивается через диафрагму. Диафрагмальные грыжи могут быть как врожденными, так и приобретенными. Врожденные грыжи возникают из-за аномального развития диафрагмы у плода, и могут привести к устранению функциональности легких и проблемам с их развитием после рождения. Приобретенные грыжи обычно происходят в результате травматического воздействия, такого как автомобильные аварии или серьезные падения. Для исправления диафрагмальных грыж требуется хирургическое вмешательство.
Диафрагма
В фотографии диафрагма представляет собой регулируемое отверстие различного диаметра внутри объектива, сквозь которое свет попадает на светочувствительную матрицу или пленку. Аналогично зрачку человеческого глаза, диафрагма открывается, позволяя большему количеству света пройти к сенсору при широком открытии и сужается, чтобы ограничить свет в ярких условиях.
Параметры диафрагмы обозначаются f-стопами, вот типичный их порядок:
f/1.4 — f/2 — f/2.8 — f/4 — f/5.6 — f/8 — f/11 — f/16 — f/22
Меньшее значение соответствует максимально открытому отверстию диафрагмы и, соответственно, большему количеству света, проникающего через объектив. С каждым увеличением значения диафрагмы количество пропускаемого света уменьшается ровно вдвое. Таким образом, при фиксированной диафрагме 2.8 количество света, попадаемого на датчик камеры, будет в четыре раза меньше, чем при диафрагме 1.4. Поэтому настройка диафрагмы является важным аспектом регулирования экспозиции.
Кроме управления поступающим светом, диафрагма также отвечает за другой важный аспект фотографии — глубину резкости.
На изображении, сделанном при диафрагме f/2.8, задний и передний план четко не фокусированы.
В случае, если диафрагма установлена на f/8, вас ждет значительно большая глубина резкости, что позволяет четко видеть как центральный объект, так и фон.
Глубина резкости определяет, насколько объекты на переднем и заднем планах будут находиться вне фокуса по сравнению с основным объектом. При съемке с открытой диафрагмой создается эффект сильного размытия, что позволяет выделить главный объект — это называется малой глубиной резкости. Напротив, использование закрытой диафрагмы приводит к заметному увеличению глубины резкости и может быть особенно важно в пейзажной или архитектурной фотографии, где важно, чтобы все элементы кадра были в фокусе.
В то время как высокая глубина резкости может быть недостатком при портретной фотографии, где необходимо отделить модель от общего фона, это позволяет создавать более сбалансированные и гармоничные композиции в других жанрах.
Выдержка
Выдержка, или время экспозиции, определяет период времени, в течение которого свет остается на матрице камеры или пленке.
Затвор работает только на протяжении установленного времени экспозиции, позволяя свету попадать на матрицу строго в течение заранее определенного временного промежутка. Чем больше это время, тем ярче будет итоговое изображение.
Система управления выдержкой аналогична работе диафрагмы. Каждое удвоение выдержки уменьшает количество света, попадаемого на матрицу, вдвое.
1/2 — 1/4 — 1/8 — 1/15 — 1/30 — 1/60 — 1/125 — 1/250
При экспозиции в 1/4 секунды сенсор камеры захватывает лишь половину света по сравнению с экспозицией в 1/2 секунды (при одинаковых значениях диафрагмы и ISO).
Установка быстрой выдержки позволяет «заморозить» движение, в то время как медленная выдержка создаёт размытие движущихся объектов, создавая визуально привлекательные эффекты.
На этом изображении, сделанном с выдержкой 1/1250 секунды, мы можем наблюдать четкую остановку стремительного потока воды, что позволяет увидеть отдельные капли.
На другом снимке, сделанном с выдержкой в одну треть секунды, вода выглядит совершенно иначе, демонстрируя эффект размытия.
При съемках быстродвижущихся объектов обязательно следует использовать короткую выдержку для получения резких и четких кадров.
ISO
Значение ISO характеризует чувствительность матрицы вашей камеры к свету. Более низкое значение ISO свидетельствует о меньшей чувствительности, в то время как высокие значения позволяют получать четкие снимки при слабом освещении. Таким образом, в отличие от специального регулирования света через диафрагму и выдержку, ISO отвечает за чувствительность самого датчика.
Ранее, когда фотография была исключительно аналоговой и производилась только на пленке, чувствительность устанавливалась единожды при выборе пленки. В современных цифровых камерах это можно изменять в любое время, просто корректируя настройки устройства.
Значения ISO: 100 — представляют собой низкую чувствительность, а 12800 — высокую чувствительность. Каждое увеличение ISO вдвое увеличивает экспозицию.
100 — 200 — 400 — 800 — 1600 — 3200 — 6400 — 12800
С увеличением чувствительности на изображениях может появиться шум, уровень которого варьируется в зависимости от модели камеры. Некоторые устройства способны создавать качественные изображения при ISO 6400, в то время как другие могут испытывать недостаток в качестве на этих значениях. Если ваше намерение — получить максимально четкие изображения, вам желательно использовать низкие уровни ISO, однако это не всегда возможно.
К примеру, эта фотография была сделана в театре с низким освещением при ISO 3200 и выдержке 1/100 секунды. Если бы я использовал более низкие значения ISO, мне пришлось бы либо открыть диафрагму, рискуя потерять резкость, либо увеличить выдержку, что также могло бы привести к размытению изображения.
Устройство и принцип работы
Современные цифровые зеркальные камеры оснащены множеством функций, режимов и настроек, которые необходимо осваивать, прежде чем вы научитесь комфортно работать с техникой. Один из важнейших элементов в настройке камеры — управление диафрагмой. Понимание, как правильно настраивать диафрагму, какую функцию она выполняет и когда требуется её регулирование, поможет вам создавать высококачественные, четкие и яркие изображения. Принцип работы диафрагмы довольно прост: внутри объектива формируется отверстие разного диаметра, которое пропускает определенное количество света. Регулировка диафрагмы осуществляется с помощью лепестков.
Существует три основных способа настройки диафрагмы камеры:
- Револьверный — конструкция представляет собой диск с отверстиями разного диаметра. Этот тип конструкции был характерен для фотокамер 19 века и простейших фотоаппаратов.
- Вставной — данный механизм включает в себя пластину, на которой размещены отверстия различной величины. Она устанавливается в прорезь объектива между линзами и может быть заменена.
- Ирисовый — это самый распространенный тип механизма, который позволяет быстро и плавно регулировать диаметр отверстия, обеспечивая компактный размер конструкции.
Установив диафрагму на максимальное отверстие, вы сможете получить яркие, четкие и насыщенные фотографии за счёт достаточного количества света, попадающего в объектив. Напротив, при закрытой диафрагме вы рискуете получить тусклые и безжизненные изображения.
На что влияет?
Неопытные фотографы зачастую не осознают, как функционирует диафрагма и почему так важно уделять ей внимание. Основные функции диафрагмы включают:
- Управление количеством света, попадающего в объектив за единицу времени;
- Регулирование глубины резкости и уровня четкости изображаемого объекта;
- Влияние на яркость изображения;
- Определение качества и четкости картинки, позволяя эффективно использовать различные художественные эффекты без потери резкости снимков.
Каждый установленный параметр диафрагмы соответствует конкретным условиям: уровню освещенности, расстоянию до объекта съемки, наличию других объектов в кадре, углу падения света и т.д. Профессиональный фотограф способен создавать резкие, яркие снимки природы и мягкие, приглушенные фотографии ночного пейзажа, благодаря идеальному пониманию настройки диафрагмы.
Для начинающих в искусстве фотографии будет полезно запомнить, что открытая диафрагма пропускает максимальное количество света и наполняет кадр яркостью, тогда как закрытая диафрагма снижает поток света и уменьшает яркость изображения. Условия освещения могут значительно различаться между помещениями и на улице, а также в солнечный и облачный день, поэтому фотограф должен уметь реагировать на эти изменения и соответствующим образом настраивать своё оборудование для достижения наилучшего результата.
Если настройка камеры не соответствует условиям окружающей среды, шансы на получение качественного, резкого изображения снижаются.
На количество попадаемого света
Основное отличие освещения в различных условиях не всегда связано с внешней средой, а больше зависит от количества света, которое может захватить ваша камера. Например, при съемке на улице в яркий солнечный день света достаточно для правильной настройки диафрагмы. В помещениях часто недостаточно света, поэтому очень важно правильно настроить камеры для захвата необходимого количества света для создания яркого и четкого снимка.
Помимо настройки диафрагмы, также необходимо корректировать выдержку и ISO, иначе создавать качественные снимки будет крайне затруднительно.
Для нахождения оптимальных значений диафрагмы в разных условиях желательно поэкспериментировать и сделать серию фотографий в одинаковых условиях, но с различными значениями диафрагмы. Так как каждый фотограф имеет своё видение, универсальных рекомендаций по выбору значений в конкретных условиях не существует, поэтому стоит ознакомиться с рекомендациями, чтобы выяснить, что лучше всего сработает на практике.
Использование величин
Чтобы правильно установить значение диафрагмы на вашей камере, следуйте приведенным ниже рекомендациям.
- Изучите характеристики своего объектив, выясните, какие максимальные значения диафрагмы рекомендуются для пейзажной съемки.
- Для портретной съемки стоит открывать диафрагму, закрыв её примерно на 2/3 от максимальной. Это обеспечит хороший фокус на лице модели с размытым фоном. Однако полное открытие может ухудшить качество снимка.
- При съемке в темное время суток или в помещениях с низким освещением необходимо открыть диафрагму, снижая значение выдержки и обеспечивая четкость кадра.
- При фотосъемке групп людей лучше использовать средние значения диафрагмы для сохранения четкости всех объектов на снимке, избегая размытий.
- При съемках в условия низкой освещенности важен штатив, для избежания размытости. Если его нет, можно немного увеличить значение диафрагмы, что позволит получить четкое изображение при несколько сниженной резкости.
- Для макросъемки, чтобы достичь хорошей глубины резкости (ГРИП), можно закрыть диафрагму до значений в диапазоне f/22-f/32.
- При съемке движущихся объектов желательно установить максимально короткую выдержку и открыть диафрагму для лучшего результата.
- Во время съемки на природе в солнечный день рекомендуется прикрывать диафрагму, чтобы избежать переэкспонирования.
Для уверенной работы с фотоаппаратом и получения качественных снимков в различных условиях важно понимать, как устанавливается диафрагма, так как именно она во многом определяет итоговое качество изображения.
Система значений диафрагмы и их применение может стать более понятной, если исследовать данную таблицу:
Числовое значение диафрагмы
Ситуации, в которых используется данное значение
Для портретов, где нужна мягкая глубина резкости. Важно создать фокус на лице. Используйте при слабом освещении, когда другие настройки недостаточны для достижения хорошего качества снимка.
Оптимально для портретной съемки в условиях низкого освещения. Упрощает настройку фокуса и улучшает качество изображения.
Можно использовать для съемки людей или пейзажей в полный рост, позволяя легкое размытие определённых областей.
Наилучший вариант для пейзажной фотографии, так как гарантирует максимальную резкость. Также подходит для групповых фотографий, чтобы запечатлеть всех участников в четкой манере.
Используйте для изображений с максимальной глубиной резкости, если длина вашего объектива позволяет это.
Уместно для макросъемки, но не часто используется.
Каждый фотограф должен понимать, как работают все режимы диафрагмы, осознавать различия между ними и оценивать их полезность в различных условиях. Если вы серьезно относитесь к своему ремеслу в фотографии, то сможете быстро овладеть основами и практиковаться в создании красивых и качественных снимков.
Предварительный просмотр глубины резкости
Современные камеры обычно осуществляют фокусировку при полностью открытой диафрагме. Когда вы делаете снимок, камера автоматически закрывает диафрагму до установленного значения. Чтобы увидеть, как изображение будет выглядеть при закрытой диафрагме, можно использовать функцию предварительного просмотра глубины резкости. Не делая кадра, вы можете наблюдать через видоискатель (оптический или электронный), как будет выглядеть изображение при закрытой диафрагме. Подробности о предварительном просмотре глубины резкости можно найти в документации камеры.
Управление диафрагмой позволяет изменять её значение, что помогает достигать большей четкости изображения. Как правило, максимальная резкость достигается на среднем значении диафрагмы. При значительных значениях диафрагмы могут возникать хроматические аберрации и виньетирование. При закрытии диафрагмы эти искажения могут значительно снизиться. В то же время, использование очень малых апертур может привести к потере резкости из-за дифракции света. К тому же, устранение диафрагмы также может увеличить резкость и контрастность изображения. Большая диафрагма позволяет легче использовать оптический видоискатель, так как объектив передает много света, что делает видение изображения четким. Диафрагмы ниже значения F5.6 обычно видно через оптический видоискатель только при хорошем освещении. Кроме того, фотографии, снятые с большей диафрагмой, могут выглядеть ярче и насыщеннее, так как переход от темных зон к светлым становится более плавным.
Боке и диафрагма связаны навеки
Диафрагма существенно влияет на рисунок боке, которая в свою очередь является важным аспектом при создании художественных эффектов в фотографии. Наилучшее боке достигается при максимальной открытой диафрагме, когда её форма максимально округлая. Когда диафрагма закрыта, лепестки образуют многоугольники, что становится заметно в расфокусированном контексте. Эти многоугольные формы часто называют «орехами», «шайбами» и «циркулярными пилами».
Низкокачественные объективы часто имеют малое количество лепестков диафрагмы, что приводит к образованию «орехов» в области размытия. Поэтому важно выбирать объективы, которые способны создавать округлые света в области боке, например, Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control или Таир-11А 2,8/135. В современных объективах задачи улучшения боке чаще достигаются за счет проектирования более округлых лепестков, что обеспечивает округлую форму диафрагмы даже при меньшем количестве лепестков.
Ниже представлены фотографии, сделанные различными камерами и объективами, с различными значениями диафрагмы. Параметры съемки (EXIF) указаны в нижней строке.
Cветосила
Максимальное значение диафрагмы может варьироваться в зависимости от каждого конкретного объектива. Например, некоторые объективы имеют максимальную диафрагму при f/3.5, другие — при f/2.8, а самые светосильные могут открываться до f/1.4. Фотографы часто называют максимальное значение диафрагмы коэффициентом диафрагмирования (f-stop).
Светосила диафрагмы всегда указывается в названии объектива. У зум-объектива этот параметр может варьироваться. Например, у него может быть наименьшее значение f/3.5 при минимальном зуме, и f/5.6 на максимальном, что тоже отображается в его названии.
Чем больше диафрагма объектива, тем больше света ее поверхность может пропустить. Важно не путать светосилу с ISO — это совершенно разные параметры!
Совсем недавно выпущенный NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct имеет светосилу f/0.95, что делает его самым светосильным объективом среди всех, предлагаемых данной компанией в настоящее время. Естественно, предельная светосила влечет за собой и больший размер оптики.
Быстрый объектив позволяет снимать при различных условиях освещения без необходимости устанавливать высокие значения ISO. Например, при съемке при выдержке 1/60 с в условиях комнатного освещения, объектив f/5.6 может потребовать ISO 6400, тогда как объектив с f/1.4 будет иметь достаточно ISO 400. Разница в уровне шума при этих настройках будет весьма значительной! Фотографии, выполненные при ISO 400, обладают более высоким качеством. Именно поэтому фотографы ценят быстрые объективы и уверены, что слишком высокая скорость диафрагмы — это не недостаток.
Тем не менее, важно помнить, что увеличение размера диафрагмы ведет к уменьшению глубины резкости. Вы должны научиться работать с быстрыми объективами и фокусироваться как можно точнее. Не торопитесь переходить на высокосветосильные объекты, если вы только что купили свою первую камеру; постарайтесь сначала поработать с объективом, который идет в комплекте. Обычно это менее светосильные объективы (часто диапазон f/3.5-f/5.6), что подразумевает, что фотографу придется снимать на несколько более закрытых диафрагмах. Это поможет компенсировать ошибки фокусировки за счет большей глубины резкости — качество фотографий гораздо ниже при таких условиях.
Этот кадр был снят с использованием объектива Nikon AF-P DX 18-55mm f/3.5-5.6G VR NIKKOR на настройках: ISO 100, F9, 3 с, 27 мм эквивалент.
Диафрагма и резкость объектива
Давайте рассмотрим, как значение диафрагмы влияет на уровень детализации изображения. Почти все объективы, особенно те, которые имеют большую светосилу, обеспечивают несколько худшее качество изображения при открытых диафрагмах по сравнению с режимами f/5.6 и f/11. Это обусловлено особенностями конструкции оптики и основами физики. Однако современные оптические технологии делают потерю резкости, наблюдаемую на открытых диафрагмах, практически незаметной, как например, в случае с объективами Nikkor Z. Они демонстрируют отличную резкость даже при полной открытой диафрагме, однако при детальном анализе можно заметить, что они становятся еще более резкими на закрытых фокусах. В то же время, более старые и дешевые объективы часто демонстрируют нерезкие и размытие изображения.\nПоэтому, если нет возможности улучшить оптические характеристики, разумно закрыть диафрагму хотя бы на пару стопов.
Настройки NIKON D7500 / 85mm f/1.8.
Если у вас объектив с максимальной диафрагмой f/2.8, следует закрыть её до f/5.6. Это поможет улучшить детализацию в любом объективе. В это время искажения, такие как хроматическая аберрация, исчезают, что также подтверждается множеством тестов, проведенных на различных объективах в нашем журнале.
Это изображение было сделано при f/1.8, и оно демонстрирует «мягкость» по сравнению с предыдущими аналогами. Такая мягкость иногда приветствуется в портретной фотографии, но в большинстве случаев это считается недостатком с технической точки зрения.
NIKON D7500 / 85 mm f/1.8, настройки: ISO 100, F1.8, 1/8 сек, 127 мм экв.
Это изображение, выполненное с использованием объектива f/1.8 при закрытой до f/2.8 диафрагме, демонстрирует хорошую резкость.
NIKON D7500 / 85 mm f/1.8 настройки.
Этот снимок сделан с использованием объектива f/1.8, при диафрагме, закрытой до f/5.6: хорошая резкость.
NIKON D7500 / 85 mm f/1.8 настройки: ISO 100, F5.6, 1 сек, 127 мм экв.
Недорогой зум-объектив при открытой диафрагме f/5.6: «мягкое» изображение.
NIKON D7500 / 18.0-140.0mm f/3.5-5.6 настройки: ISO 100, F5.6, 1 сек, 150 мм эквивалент.
Недорогой зум-объектив, закрытый до f/8: обращаем внимание на увеличение резкости изображения.
Как настраивают диафрагму
Ниже приведены несколько конкретных рекомендаций по установке диафрагмы для различных объектов съемки.
- При семейных репортажах или съемках детей лучше всего доверить настройку диафрагмы автоматике. В случаях, когда есть движение в кадре, важнее всего выдержка. Определите значения выдержки, при которых объекты не смазываются (примерно 1/125–1/500 с). Если вы хотите больше контроля над диафрагмой, обязательно добейтесь нужной глубины резкости, чтобы в кадре поместились все главные действующие лица, при этом учитывая возможность небольших фокусировочных ошибок. Лучше не использовать слишком открытые диафрагмы (f/1.4–f/1.8) без достаточного опыта. Китовый объектив, который обычно идет в комплекте, может значительно облегчить задачу; просто оставьте его на значениях f/3.5–f/5.6, глубины резкости в этих пределах будет достаточно для качественной фотографии. Также не забывайте о лучших условиях освещения: наиболее удачные кадры получаются при естественном свете в светлых помещениях или на улице. Если съемка запланирована в условиях недостаточного освещения, эффективнее всего использовать внешнюю вспышку, направленную в потолок для роста освещённости.
NIKON D810 / 35.0 mm f/2.0 настройки.
- Для групповых портретов, если вы хотите, чтобы все участники были в фокусе, постарайтесь разместить их на равном расстоянии от камеры и закройте диафрагму на f/5.6–f/11, это поможет добиться нужной глубины резкости для всех лиц.
NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 настройки: ISO 140, F1.8, 1/320 с, 85.0 мм экв.
- Для съемки постановочного портрета, когда модель готова и позирует, следует уделить внимание эстетическим аспектам. Чтобы получать красивые портреты, нередко необходимо выделить модель на фоне. В таких случаях лучше использовать малую глубину резкости, размывая фон. Вы можете снимать при максимальной открытой диафрагме, но если используете светосильный фикс-объектив, лучше немного прикрыть диафрагму для повышения детализации и устранения хроматических аберраций.
NIKON D850 / 70.0-300.0 mm f/4.5-5.6 настройки: ISO 64, F8, 120 с, 165.0 мм экв.
- При съемке пейзажей, архитектуры или интерьеров важно учитывать рекомендуемую глубину резкости. Когда предстоит кадрировать передний и задний план, глубина резкости должна быть достаточной, чтобы включить все элементы композиции; для этого придется прикрыть диафрагму до значений f/11–f/16. Важно помнить, что такие значения не стоит превышать, чтобы избежать снижения резкости из-за дифракции света. Даже при съемке далеко расположенных объектов лучше не использовать самой открытой диафрагмы. Найдите на своём объективе оптимальное значение для достижения наилучшей четкости. Съемка на закрытой диафрагме также требует использования минимального ISO для достижения идеального качества. Поэтому для съемок на закрытой диафрагме использование штатива становится практически обязательным аспектом.