Однако при f/11 начинается обратный процесс: преломление приводит к снижению резкости изображения, и если вы полностью закроете диафрагму, то рискуете получить размытое изображение без мелких деталей. Это справедливо почти для всех объективов.
Диафрагма
Диафрагма является необычной мышцей, поскольку она представляет собой круглый мышечный лист с центральным сухожилием и костным креплением на периферии. Во время сокращения она распространяется от периферии к центральной части сухожилия.
Поскольку деятельность диафрагмы увеличивает объем грудной клетки, диафрагма, очевидно, является мышцей вдоха. Диафрагма сокращается от своих периферических прикреплений к нижним ребрам и позвонкам и тянет за центральное сухожилие, оттягивая его вниз и увеличивая вертикальную длину грудной полости.
По мере опускания дна грудной клетки объем брюшной полости уменьшается, а давление в брюшной полости увеличивается. Если брюшная стенка остается рыхлой, внутренние органы брюшной полости смещаются вперед и увеличивается передне-задний диаметр живота. Хотя диафрагма лежит ниже нижних ребер и не поддается пальпации, ее сокращение можно легко определить, наблюдая за движением содержимого брюшной полости.
Внутренние органы брюшной полости ограничивают полное втягивание диафрагмы настолько, насколько позволяет длина сокращения мышечных волокон диафрагмы. Продолжающееся сокращение диафрагмы после достижения максимального опускания внутренних органов поднимает нижние ребра и еще больше увеличивает объем грудной клетки.
Начало
Периферически диафрагма делится на три части: грудную, боковую и поясничную. Грудина прикрепляется к задней поверхности ксифоидного отростка. Этот придаток может отсутствовать. Реберная часть прикрепляется к глубоким поверхностям шести нижних реберных хрящей и ребер. Поясничная часть крепится к поясничным позвонкам и двум апоневротическим дугам, а также к связкам медиальной и латеральной дуг.
Периферические отростки сходятся и соединяются с центральным сухожилием, которое не имеет костных отростков.
Диафрагма — одна из самых важных дыхательных мышц. Когда мышечные волокна сокращаются, диафрагма уплощается. Это увеличивает вертикальный объем грудной полости, снижая внутрилегочное давление и позволяя воздуху поступать в легкие. Когда диафрагма расслабляется, объем грудной полости уменьшается, эндопульмональное давление повышается, и воздух выходит из легких.
Когда диафрагма работает вместе с передними брюшными мышцами, ее сокращение способствует повышению внутрибрюшного давления. Это необходимо во время таких действий, как рвота, дефекация, мочеиспускание и роды. Еще одна функция диафрагмы — обеспечение прохождения определенных структур из грудной клетки в брюшную полость (нижней полой вены, пищевода и аорты).
Слабость и/или паралич диафрагмы может возникнуть у людей с травмой верхнего шейного отдела позвоночника (C3), что также проявляется в виде слабости или потери функции межреберных и скаленных мышц. Эти пациенты имеют выраженное диспноэ и нуждаются как минимум в прерывистой механической вентиляции. Слабость диафрагмы приводит к значительным нарушениям в работе дыхательной системы даже при сохранности мышц грудной клетки. Изолированная диафрагмальная слабость приводит к парадоксальному дыханию, при котором обхват живота уменьшается во время вдоха.
Икота
Икота — это очень распространенное расстройство диафрагмы, которым в то или иное время страдает большинство людей. Икота вызывается непроизвольными, прерывистыми сокращениями мышц. Обычно они вызываются употреблением большого количества пищи за короткий промежуток времени.
Икота
Икота может быть вызвана диафрагмой. На уровне пищеводного устья диафрагмы желудок может выпячиваться в заднее средостение, что называется пищеводной устьевой диафрагмальной грыжей. Диафрагмальная грыжа может быть врожденной. Они возникают в результате аномального роста диафрагмы у плода. Органы брюшной полости могут выступать в грудную полость и влиять на развитие легких, вызывая проблемы с развитием и функционированием легких после рождения. Диафрагмальные грыжи также могут быть приобретенными. Обычно это происходит в результате тупой травмы, например, автомобильной аварии или серьезного падения. Диафрагмальную грыжу необходимо вправлять хирургическим путем.
Диафрагма
Диафрагма — это отверстие переменного диаметра внутри объектива, через которое свет попадает непосредственно на светочувствительную матрицу или пленку. Радужная оболочка глаза работает подобно зрачку человека: чем шире она открыта, тем больше света попадает на сетчатку. И наоборот, зрачок заметно сужается, чтобы ограничить количество света, например, в яркий солнечный день.
Параметры диафрагмы называются диафрагмами. Вот типичный пример f-стопов.
f/1.4 — f/2 — f/2.8 — f/4 — f/5.6 — f/8 — f/11 — f/16 — f/22
Меньшее число соответствует наибольшей открытой диафрагме и наибольшему количеству пропускаемого света. С каждой дополнительной диафрагмой количество пропускаемого света уменьшается ровно наполовину. Таким образом, количество света, получаемого датчиком камеры при диафрагме 2,8, в четыре раза меньше, чем при диафрагме 1,4. Поэтому экспозиция регулируется диафрагмой.
Помимо управления входящим светом, диафрагма также отвечает за другой важный аспект фотографии — глубину резкости.
Диафрагма f/2.8. Задний и передний план явно не в фокусе.
Диафрагма — f/8.0. Глубина резкости намного больше, чем на предыдущей фотографии.
Глубина резкости определяет, насколько передний и задний планы находятся вне фокуса по отношению к объекту, находящемуся в фокусе. Если вы делаете фотографию с большой диафрагмой, вы получите очень сильное размытие расфокусированных объектов. Это называется малой глубиной резкости. С другой стороны, если вы снимаете с закрытой диафрагмой, глубина резкости значительно увеличивается.
Контроль глубины резкости важен в различных видах фотографии. Если вы фотографируете пейзажи или интерьеры, вы, вероятно, хотите, чтобы все изображение было в фокусе.
С другой стороны, самый простой способ отделить объект съемки от фона — размыть его. Эта техника часто используется для портретов.
Выдержка
Выдержка (или время экспозиции) определяет время, в течение которого свет остается на матрице камеры или пленке.
Затвор камеры открывается только на время экспозиции, поэтому свет падает на матрицу только в течение точно определенного периода времени. Чем дольше время экспозиции, тем ярче будет изображение.
Управление выдержкой работает аналогично системе диафрагмы. Каждая дополнительная диафрагма уменьшает количество получаемого света ровно наполовину.
1/2 — 1/4 — 1/8 — 1/15 — 1/30 — 1/60 — 1/125 — 1/250
При экспозиции 1/4 секунды датчик камеры захватывает только половину света, чем при экспозиции 1/2 секунды (при одинаковой выдержке и диафрагме).
Быстрая выдержка позволяет «заморозить» изображение, а медленная — размыть движущиеся объекты.
Эта фотография была сделана с выдержкой 1/1250 секунды. Такая быстрая выдержка позволяет нам остановить стремительный поток воды и увидеть отдельные брызги воды.
Эта фотография также была сделана с выдержкой в одну треть секунды. Вода здесь выглядит совершенно по-другому.
Если вы хотите сфотографировать что-то очень быстро и резко, всегда делайте снимок с длинной выдержкой.
ISO
Значение ISO определяет, насколько чувствительна к свету ваша камера. Чем ниже значение ISO, тем менее чувствительна матрица, в то время как высокое значение позволяет делать снимки в очень темном окружении. Таким образом, в отличие от выдержки и диафрагмы, вы контролируете не количество проходящего света, а чувствительность самого сенсора.
Когда фотография еще была аналоговой и снимать можно было только на пленку, чувствительность нужно было устанавливать только один раз: при выборе самой пленки. Теперь вы можете изменить его в любое время, просто изменив настройки на камере.
Стоп для ISO: 100 — низкая чувствительность, 12800 — высокая чувствительность. Каждое увеличение увеличивает экспозицию в два раза.
100 — 200 — 400 — 800 — 1600 — 3200 — 6400 — 12800
При увеличении чувствительности на изображении появляется шум. Количество шума варьируется от камеры к камере. Некоторые камеры могут создавать изображения достойного качества при ISO 6400, в то время как другие не реагируют на эти уровни. Если вы хотите получить максимально четкие изображения, вам определенно следует снимать с низкой чувствительностью. Кроме того, это не всегда возможно.
Например, эта фотография была сделана в театре в условиях низкой освещенности при ISO 3200 и выдержке 1/100 секунды. Если бы я делал снимок при более низкой чувствительности, мне пришлось бы либо шире открыть диафрагму и рискнуть размытием фокуса, либо увеличить выдержку и не получить результат без размытия.
Устройство и принцип работы
Современные цифровые зеркальные фотокамеры имеют множество функций, режимов и настроек, которые необходимо понять, прежде чем вы сможете комфортно работать с техникой. Одним из самых важных моментов в настройке камеры является работа с диафрагмой. Знание того, как правильно его настроить, что он делает и когда его регулировать, поможет вам получить высококачественные, четкие и яркие изображения. Диафрагма работает довольно просто: внутри объектива формируется отверстие разного размера, пропускающее определенное количество света. Диафрагма регулируется с помощью лепестков диафрагмы.
Существует три способа регулировки диафрагмы камеры.
- Револьверный, когда диафрагма имеет вид диска, в котором имеются отверстия разного диаметра. Этот принцип можно встретить в камерах 19 ст. и наиболее простых камерах и оптических приборах.
- Вставной, с диафрагмой, имеющей вид пластины, в которой есть отверстия разной величины, они вставляются в прорезь оправы объектива между линзами.
- Ирисовый, наиболее распространенный тип диафрагмы для фото- и видеокамер, который позволяет быстро и бесступенчато отрегулировать величину отверстия. Дополнительным достоинством этого варианта можно назвать компактный размер конструкции.
Установив диафрагму на максимальное отверстие, вы получите яркие, четкие и сочные фотографии, поскольку в объектив попадает достаточно света. Установка диафрагмы в положение, при котором просвет почти закрыт, приведет к получению темных и приглушенных изображений.
На что влияет?
Неопытные фотографы часто не понимают, что именно делает диафрагма и почему нужно тратить на нее так много времени. Диафрагма работает:
- количества света, проникающего в объектив за единицу времени;
- управление показателями глубины и резкости изображаемого объекта;
- яркость изображения;
- качество и резкость картинки, а также позволяет эффективно использовать различные эффекты, не нарушая при этом четкость снимков.
Каждое значение диафрагмы камеры соответствует определенным условиям: освещенности, расстоянию до объекта съемки, наличию других объектов в кадре, углу падения света и т.д. Профессиональный фотограф делает резкие, яркие снимки природы, приглушенные фотографии ночных пейзажей и создает уникальные образы окружающего мира благодаря идеальному знанию настройки диафрагмы.
Для первых шагов в искусстве фотографии стоит запомнить хотя бы несколько принципов о том, как работает диафрагма: Открытая диафрагма пропускает максимум света и наполняет кадр яркостью, а закрытая диафрагма уменьшает поток света и затуманивает цветовую гамму фотографии. Освещение отличается в помещении и на улице, в солнечный и пасмурный день, поэтому фотограф должен уметь справляться с этими изменениями и настраивать свою камеру для получения наилучшего снимка.
Если настройка не соответствует условиям окружающей среды, вы не получите хорошего качества, резкости и выдержки для ваших фотографий.
На количество попадаемого света
Основное различие заключается не в окружающей среде, а в количестве света, которое захватывает камера. На улице, днем и в солнечную погоду, света достаточно, поэтому вы можете сами регулировать диафрагму, чтобы получить нужные вам фотографии. В помещении часто не хватает света, поэтому важно настроить камеру так, чтобы захватить нужное количество света для получения хорошей, яркой фотографии.
Помимо диафрагмы, необходимо также установить выдержку и ISO, иначе будет трудно сделать хороший снимок.
Чтобы найти оптимальное значение диафрагмы для разных условий, поэкспериментируйте и сделайте серию фотографий в одинаковых условиях, но с разными значениями диафрагмы. Поскольку у каждого фотографа свое видение, не существует четких рекомендаций по использованию различных значений в определенных условиях; вы можете лишь прочитать некоторые рекомендации на эту тему.
Использование величин
Чтобы правильно установить диафрагму на вашей камере, необходимо следовать приведенным ниже правилам.
- Изучить характеристики своего объектива, узнать о максимальных значениях диафрагмы, которые рекомендуется использовать для пейзажных снимков.
- Для портретной съемки стоит открывать апертуру, прикрыв ее на 2/3 от максимально открытого состояния. Такая настройка позволит сконцентрировать внимание на лице, сделав фон размытым. Полностью открывать створки не рекомендуется, так как это ухудшит качество снимка.
- Для съемок в темное время суток или в помещениях со слабым освещением необходимо открыть диафрагму, что позволит уменьшить выдержку и сделать кадры более четкими.
- В процессе съемок групп людей лучшим вариантом будет использование средних показателей диафрагмы, что позволит сохранить резкость и не допустит выпадения отдельных людей или важных элементов на фото.
- Для съемок в темное время суток важным компонентом является штатив, без него фото получается размытым. Если нет возможности им воспользоваться, можно немного больше открыть диафрагму, что снизит резкость, но позволит сделать хороший кадр.
- Чтобы на макрорежиме получить снимки с ГРИП, можно закрыть диафрагму до значений f 22-f 32.
- Для съемки двигающихся объектов необходимо установить максимально короткую выдержку и открыть диафрагму.
- В процессе съемок на природе в ясную солнечную погоду нужно прикрывать диафрагму объектива.
Чтобы безопасно пользоваться фотоаппаратом и делать прекрасные снимки в любых условиях, важно знать, как установить диафрагму, которая определяет качество изображения.
Чтобы понять, какие значения использовать в разных ситуациях, есть таблица с пояснениями.
Числовое значение диафрагмы
В каких случаях он используется
Для портретов, где глубина резкости будет «мягкой». Важно держать кадр в фокусе. Используйте его, когда освещение слишком слабое, а выдержки и ISO недостаточно для получения хорошего снимка.
Подходит для съемки портретов в условиях низкой освещенности. Настраивать фокус легче, а качество изображения лучше.
Можно использовать для съемки людей или пейзажей во весь рост. Особенностью является возможность размытия определенных областей.
Это лучший выбор для пейзажной фотографии, поскольку при этом значении диафрагмы достигается максимальная резкость. Его можно использовать для групповых снимков, чтобы получить качественные и четкие фотографии всех участников съемки.
Используйте его для фотографий с максимальной глубиной резкости, если ваш объектив достаточно длинный.
Подходит для макросъемки, но используется нечасто.
Каждый фотограф должен изучить, как работают все режимы диафрагмы, понять разницу между ними и оценить полезность каждого варианта в конкретных условиях. Если вы серьезно подойдете к ремеслу фотографа, то сможете быстро освоить основы и попрактиковаться в создании красивых и, главное, качественных фотографий.
Предварительный просмотр глубины резкости
Современные камеры обычно способны фокусироваться при полностью открытой диафрагме. Когда вы делаете снимок, камера автоматически закрывает диафрагму до определенного значения. Чтобы увидеть, как выглядит изображение при закрытой диафрагме, иногда можно использовать усилитель диафрагмы. Не делая снимка, вы можете увидеть через видоискатель (оптический или электронный), как будет выглядеть изображение, когда камера закроет диафрагму. Подробнее о предварительном просмотре глубины резкости.
Управление диафрагмой просто изменяет значение диафрагмы. Регулируя диафрагму, вы можете получить более резкое изображение из объектива. Как правило, более резкое изображение достигается в середине значения диафрагмы данного объектива. При больших значениях диафрагмы объективы страдают от хроматических аберраций и виньетирования. Когда вы закрываете диафрагму, ХА и виньетирование практически исчезают. При очень малых апертурах объективы теряют резкость из-за рефракции. Кроме того, закрытие (уменьшение диафрагмы) увеличивает не только резкость, но и контрастность изображения. Благодаря большой диафрагме вы можете без особых проблем видеть через оптический видоискатель, так как объектив дает много света, и вы можете четко видеть все изображение через глазок. Диафрагмы ниже F5.6 можно рассматривать только через оптический видоискатель при хорошем освещении. Кроме того, фотографии, сделанные с большей диафрагмой, могут казаться более яркими и насыщенными, поскольку переход от темных участков к светлым более плавный.
Боке и диафрагма связаны навек
Диафрагма оказывает большое влияние на рисунок боке. Наилучшее боке объектива обычно достигается при максимальной диафрагме. Сама естественная диафрагма максимально круглая. Когда диафрагма закрыта, лезвия диафрагмы образуют различные многогранники вместо круга. Эти полиэдры хорошо видны в расфокусированной области. Очень часто эти многогранники называют гайками, шайбами и циркулярными пилами.
Поскольку дешевые объективы имеют небольшое количество лепестков диафрагмы, обычно не более 5-6, в расфокусированной области появляются фигуры, похожие на «орехи». Цените те объективы, которые при закрытой диафрагме дают правильные круглые световые пятна в расфокусированной зоне, например, Nikon AF DC-Nikkor 105mm 1:2 D Defocus Image Control или Таир-11А 2,8/135. В новых объективах редко можно встретить большое количество лепестков диафрагмы, но сейчас производятся более круглые лепестки, которые дают округлую диафрагму даже при небольшом количестве лепестков.
Ниже приведены мои фотографии, сделанные разными камерами и объективами и с разным числом диафрагм. Параметры съемки (EXIF) для каждой фотографии перечислены в нижней строке.
Cветосила
Диафрагма может быть открыта до определенного значения. Это зависит от конкретного объектива. Некоторые объективы открываются при f/3,5, другие — при f/2,8, а некоторые объективы могут открываться при f/1,4. Фотографы называют максимальное значение диафрагмы и коэффициент диафрагмирования f-stop.
Диафрагменное число всегда указывается в названии объектива. Если у нас есть устройство с зумом, оно может иметь переменный коэффициент f-stop. Например, при минимальном зуме максимальная диафрагма может быть f/3.5, при максимальном — f/5.6. Это также отражается в названии объектива.
Чем больше диафрагма объектива, тем больше света он пропускает. Кстати: не путайте светосилу со светочувствительностью (ISO) — это разные параметры!
Недавно выпущенная модель NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct имеет диафрагму f/0.95! Это самая быстрая светосила среди всех объективов, доступных в настоящее время компанией. Конечно, такая высокая светосила означает, что и само устройство будет великолепным.
Быстрый объектив позволяет снимать при слабом освещении без необходимости использования высоких значений ISO. Так, если для съемки с выдержкой 1/60 с при комнатном освещении быстрый объектив с f/5,6 требует ISO 6400, то объективу f/1,4 достаточно ISO 400. Между этими значениями ISO существует большая разница в количестве цифрового шума! Фотографии с ISO 400 имеют гораздо лучшее качество. Не зря фотографы любят быстрые объективы и говорят, что нет такого понятия, как слишком большая скорость.
Однако следует помнить, что чем больше диафрагма, тем меньше глубина резкости. Поэтому вам нужно научиться работать с быстрыми объективами и научиться фокусироваться как можно точнее. Если вы только что купили камеру, не стоит спешить переходить на быстрые объективы, а сначала использовать объектив из комплекта. Как правило, они являются малоосвещенными (обычно f/3.5-f/5.6), что означает, что фотограф снимает с относительно небольшой диафрагмой. В этом случае ошибки фокусировки компенсируются относительно большой глубиной резкости. Таким образом, низкая светосила оптических комплектов является своего рода подспорьем для начинающих — с такими объективами нет необходимости идеально фокусироваться.
Снято с помощью объектива Nikon AF-P DX 18-55mm f/3.5-5.6G VR NIKKOR Kit Lens
NIKON D3500 / 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 3 с, 27.0 мм экв.
Диафрагма и резкость объектива
Давайте посмотрим, как диафрагма влияет на детализацию изображения. Абсолютно каждый объектив, особенно быстрый, обеспечивает несколько худшее качество изображения на широких диафрагмах, чем при f/5.6-f/11. Это связано с конструктивными особенностями оптики и законами физики. Однако с современной оптикой потеря резкости на открытой диафрагме может быть практически незаметной, как в случае с объективами Nikkor Z. Все они имеют отличную резкость на открытой диафрагме, но при внимательном рассмотрении становятся еще более резкими на закрытой диафрагме. С другой стороны, более старые и дешевые объективы в таких ситуациях могут давать размытые и расфокусированные изображения. Лучше всего заменить объектив на более качественный, но если это невозможно, уменьшите диафрагму на несколько стопов.
NIKON D7500 / 85,0 мм f/1,8 НАСТРОЙКИ.
Если ваш объектив имеет диафрагму f/2.8, закройте ее до f/5.6. При закрытой диафрагме детализация в любом объективе увеличивается. В то же время исчезают такие искажения, как хроматическая аберрация — цветные контуры вокруг высококонтрастных объектов. Все это подтверждает тест любого объектива в нашем журнале.
Снимок при f/1.8 с максимальной диафрагмой объектива: «мягкое» изображение. Эта мягкость хороша для портретов, но в целом является техническим недостатком.
NIKON D7500 / 85,0 мм f/1,8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1,8, 1/8 сек, 127,0 мм экв.
Снимок с объективом f/1.8 при закрытой диафрагме f/2.8: хорошая резкость.
NIKON D7500 / 85,0 мм f/1,8 НАСТРОЙКИ.
Снимок с объективом f/1.8 при закрытой диафрагме f/5.6: отличная резкость.
NIKON D7500 / 85.0 мм f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1 с, 127.0 мм экв.
Недорогой зум-объектив с большой диафрагмой f/5.6: «мягкое» изображение.
NIKON D7500 / 18.0-140.0mm f/3.5-5.6 НАСТРОЙКИ: ISO 100, F5.6, 1с, 150.0mm эквалайзер
Недорогой зум-объектив с закрытой диафрагмой при f/8: посмотрите на увеличение резкости.
Как настраивают диафрагму
Наконец, несколько простых и конкретных советов по установке диафрагмы для различных объектов съемки.
- Семейный репортаж, любительская съёмка детей. Здесь лучше отдать настройку диафрагмы под управление автоматики. Напомним, что когда в кадре есть движение, важнее не диафрагма, а выдержка. Определите такие её значения, при которых объекты съёмки не смазываются от собственных движений (примерно 1/125–1/500 c). Если же вы хотите жёстко контролировать диафрагму, то прежде всего надо получить достаточную глубину резкости, чтобы поместить туда главных действующих лиц и подстраховаться от небольших ошибок фокусировки. В таких ситуациях без необходимого опыта лучше не использовать диафрагмы в районе f/1,4–f/1,8 на светосильных фикс-объективах. Китовый объектив с низкой светосилой позволяет на первое время вообще забыть о настройке диафрагмы — просто оставляйте её открытой на значениях f/3,5–f/5,6, глубины резкости на них будет вполне достаточно для съёмки. Не забывайте, что качественная фотосессия начинается с выбора хороших условий освещения. Лучшие кадры получаются на улице в светлое время суток. Если обязательно нужно снимать в плохо освещённом помещении, пользуйтесь внешней вспышкой, направленной в потолок.
NIKON D810 / 35,0 мм f/2,0 НАСТРОЙКИ.
- Групповой портрет. Если вы хотите, чтобы все участники попали в резкость, попросите их встать примерно на одной дистанции от камеры и прикройте диафрагму на f/5,6–f/11, чтобы на все лица хватило глубины резкости.
NIKON D810 / 85,0 мм f/1,4 УСТАНОВКИ: ISO 140, F1.8, 1/320 с, 85,0 мм экв.
- Съёмка постановочного портрета. Модель нам позирует, а значит можно спокойно поработать с эстетической составляющей фотографии. Для создания красивого портрета часто бывает необходимо отделить модель от фона. Здесь нужна малая глубина резкости и размытый фон. Можно снимать на самой открытой диафрагме. Если вы пользуетесь светосильным фикс-объективом, можно чуть-чуть прикрыть диафрагму, чтобы увеличить детализацию изображения и убрать хроматические аберрации.
NIKON D850 / 70.0-300.0 мм f/4.5-5.6 РАЗМЕР: ISO 64, F8, 120 с, 165.0 мм Эквалайзер.
- Пейзажная, архитектурная, интерьерная. Тут, во-первых, необходимо отталкиваться от желаемой глубины резкости. Если мы делаем кадр с передним и задним планом, глубина резкости должна быть достаточной, чтобы туда вошли все элементы композиции. Поэтому диафрагму придётся прикрывать до значений f/11–f/16. Больше не надо из-за снижения резкости под влиянием дифракции. Если переднего плана нет и вы снимаете просто сильно удалённый объект, всё равно не стоит использовать самую открытую диафрагму. Найдите на своем объективе Sweet spot и используйте это значение, чтобы получить наилучшую резкость. В этом направлении съёмки используют минимальное ISO для получения идеального качества картинки. Поэтому съёмка на закрытой диафрагме потребует почти обязательного использования штатива.