В настоящее время насчитывается 56 914 учебных заведений, которые имеют право на дополнительные накопительные скидки, размер которых варьируется от 2% до 25%. Чтобы узнать, какая именно скидка применяется к сотрудникам вашего учебного заведения, вам следует войти в личный кабинет Infowalk.
Почвоведение, или Что важно знать о составе и качестве почвы на вашем участке
При освоении нового земельного участка многие землевладельцы без раздумий прибегают к использованию различных материалов, включая торф, песок, удобрения или чернозем, даже если их собственная почва обладает гораздо более высокими качествами. Это подчеркивает необходимость более глубокого изучения информации о составе и качестве почвы. Как объясняет Сергей Батов, профессионал и доктор сельскохозяйственных наук, каждый землевладелец должен знать основы почвоведения и учитывать особенности своих участков.
Почва представляет собой сложный биологический комплекс, который включает как неорганические (механические), так и органические компоненты, почвенный воздух, воду, а также разнообразную микрофлору и микрофауну. Все эти элементы играют важную роль в формировании экосистемы участка.
Механическая часть почвы напрямую определяет ее «вес», то есть удельный вес, а также косвенно влияет на способность почвы удерживать воду. В частности, тяжелые почвы формируются в результате преобладания мелкозернистых глинистых и алевритовых осадочных пород, тогда как легкие почвы составлены, как правило, из песчаных и гравийных осадочных пород.
Тяжёлые грунты
Тяжелые почвы, в состав которых более 70% входят частицы ила, обладают высокой влагоемкостью, низкой аэрацией и проводимостью воды. Они, как правило, характеризуются высокой кислотностью, что может негативно сказаться на росте различных растений. Важно отметить, что в более или менее неглубоких районах, где присутствуют сверхтяжелые почвы (почвы с большим весом), они зачастую остаются под землёй и не выносятся на поверхность. Такие почвы возникают в процессе бурения шахт, котлованов или траншей.
Некоторые садоводы используют эти тяжелые грунты для создания земляных замков; тем не менее, распылять их равномерно по участку недопустимо, так как это потребует значительных усилий и финансов на их удаление, а создание террас и горок из таких видов грунта вряд ли принесёт ожидаемый результат.
Неправильное отложение тяжелых грунтов на верхних слоях почвы приводит к их высыханию и последующему проседанию, что требует значительных затрат на восстановление этих земель.
Лёгкие грунты
Легкие почвы в умеренных климатических условиях обычно содержат до 70% песка в разных фракциях. Эти почвы характеризуются низкой способностью удерживать воду, однако они имеют хорошую аэрацию и проницаемость для влаги. Примечательно, что кислотность минеральной фракции может варьироваться от кислой (в случае с кремнистыми песками) до щелочной (в случае известковых песков).
Уровень кислотности этих почв также может быть подвержен влиянию содержания органических веществ, которое чаще всего оказывается слегка щелочным. В полулегких почвах доля песка находится в пределах от 50% до 70%, а в сверхлегких почвах содержание песка и гравия превышает 80%. Поскольку гравий имеет крайне низкую влагосодержательность, почва становится значительно легче при содержании гравия на уровне 50% и более, что позволяет ей быть отнесенной к категории сверхлегких почв.
Из чего состоит почва?
Почва обладает неоднородной структурой и состоит из частиц различных пород с диаметром от 0,001 мм до нескольких сантиметров. Ее минеральный состав может изменяться в зависимости от того, находится ли она в твердом или жидком состоянии. В твердых почвах минеральные компоненты, такие как полевой шпат, кварц, циркон и каолинит, составляют приблизительно 50-60% от общего объема.
Железо, марганец, гидроксиды алюминия и карбонаты имеют ключевое значение в процессе формирования почвы. Твердые почвы содержат как минералы, так и органические вещества, среди которых гумус и остатки растений или животных. Влажные почвы, в свою очередь, представляют собой растворы и содержат значительное количество воды наряду с упомянутыми веществами.
Как образуется почва?
Процесс почвообразования можно разделить на две основные фазы: первичную и антропогенную. Первая фаза включает взаимодействие органических и неорганических веществ, что на ранних стадиях означает, что почва начинает формироваться на основе гумуса и различных минеральных веществ. Позднее пустоты между частицами заполняются почвенным воздухом, а в почве начинают оседать живые организмы, которые после своей гибели разлагаются и обогащают почву органическими веществами.
Антропогенная фаза относится к хозяйственной деятельности человека. В этом процессе люди обрабатывают почву, высаживают сельскохозяйственные культуры и вносят удобрения, чтобы обеспечить высокий урожай. Так, почва становится плодородной именно благодаря взаимодействию многих факторов, как природных, так и искусственных.
Какие бывают почвы?
Исходя из доминирования определенных почвообразующих факторов, почвы классифицируются на черноземные, каштановые, лесные, подзолистые или слабоподзолистые, тундровые и множество других типов. Русский ученый Василий Докучаев выделил 10 основных типов почв, но на сегодняшний день их количество превышает сто. Существует полная иерархия классификации почв, которая охватывает не только типы, но также подтипы, роды, виды и классы.
Живая или неживая природа?
Почва занимает уникальное промежуточное положение между живой и неживой природой, что придаёт ей особый статус в экосистеме. Она служит связующим звеном между этими двумя мирами. Например, известняк, уголь и торф представляют собой минералы неживой природы, однако они образуются из остатков живых организмов, что также демонстрирует это взаимодействие.
Можно вернуться к понятию биокосмической материи, которая создается одновременно живыми микроорганизмами и процессов, не связанных с жизнью. Эти два фактора находятся в относительном равновесии, что является одной из характерных особенностей почвы и её создания.
Особенности образования
Весь процесс почвообразования традиционно делится на первичный, который происходит в естественных условиях, и антропогенный, обусловленный воздействием человека. В начале образования почвы она представлена гумусом и минеральными веществами. Со временем пустоты заполняются воздухом; местами поселяются микроорганизмы, которые разлагаются после своей жизни, тем самым обогащая почву органическими компонентами. Антропогенная фаза показывает, как непосредственно деятельность человека, включая сельское хозяйство и внесение удобрений, влияет на плодородие почвы.
По сути, моментом возникновения почвы считается действие разложения горных пород, за которым следует заселение микроорганизмами и растениями. Процесс измельчения горной породы приводит к образованию новой физической материи — почвы, для которой характерна её плодородность.
С момента появления Земли процесс почвообразования никогда не останавливался.
Процессы в почве
Существуют неспецифические и специфические почвенные процессы. Неспецифические процессы включают в себя простые физические, химические и биохимические процессы, которые могут происходить не только в почве, но и в других средах. Например, это может быть замораживание и оттаивание, набухание и уплотнение, окисление и восстановление.
Специфические процессы, которые иногда называют элементарными почвенными процессами, представляют собой явления, характерные только для почвы или отдельных её групп. Некоторые из этих процессов происходят очень быстро, например, растворение солей, тогда как другие требуют значительно большего времени — порой десятки или даже сотни тысяч лет, как, например, выветривание стабильных силикатов.
Множество элементарных процессов имеет собственные названия, такие как гумусонакопление — накопление гумуса в верхних горизонтах почвы, засоление — осаждение солей из раствора в почве, обессоливание — удаление растворенных солей в нижние горизонты или за их пределы; процесс альфит также включает в себя перемещение соединений железа и алюминия через профиль. Лиссиваж связан с перемещением частиц ила под воздействием нисходящих потоков воды, глейинг подразумевает восстановление железа и марганца в анаэробных условиях в почвах, насыщенных влагой, тогда как ферругинизация представляет собой высвобождение железа при эрозии силикатных солей и его осаждение в виде оксидов и гидроксидов. Криотурбация включает в себя перемешивание почвенного материала при замерзании и оттаивании.
Свойства почвы делятся на физические, физико-химические и биологические. Для определения состава и свойств почвы проводятся анализы. Физические свойства почвы в целом зависят от размеров её частиц и структуры. К физическим свойствам относят реологические характеристики, такие как сжимаемость, твердость, пластичность, а также водные и воздушные свойства. Последние зависят от соотношения твердых частиц почвы и единого пространства между ними. Кроме того, изучаются также электрические (например, электропроводность), магнитные (магнитная восприимчивость), тепловые (теплоемкость, теплопроводность) и оптические свойства (например, спектральная отражательная способность) почвы.
Химические свойства включают как интенсивные показатели (кислотность, содержание определенных элементов), так и экстенсивные (запасы этих элементов и веществ). Биологические свойства почвы имеют в виду её биологическую активность, выраженную в величине различных биологических групп организмов, интенсивности дыхания почвы, измеряемой общим количеством углекислого газа, выделяемым мицелием, а также ритмичны обмен газами между почвой и атмосферой, активность почвенных ферментов и фитотоксичность, вместе с многообразием внутри почвы.
Внешние функции почв
Внешние функции почвы определяются её ключевой ролью в поддержании жизни на Земле. Почвы создают оптимальные условия для роста растений как в природных, так и в сельскохозяйственных зонах, обеспечивая правильное соотношение воды и воздуха для корневой системы и подавая необходимые минеральные питательные вещества.
Также почвы выполняют важные экологические функции для живущих в них организмов и действуют как глобальный регулятор и фильтр для гидросферы, регулируя состав атмосферы через процессы дыхания и поглощения газов. Почвы являются связующим элементом между крупномасштабными геологическими и мелкомасштабными биологическими циклами, а также аккумулируют как обменные, так и необменные загрязняющие вещества. Важную роль играет и тот факт, что почва, по мнению В.О. Таргульяна, служит «памятью биосферы», фиксируя в своём профиле изменения экологических условий.
Разнообразие почв зависит от пространственной и временной изменчивости факторов почвообразования. Их можно разделить на категории, характеризующиеся схожими профилями и происхождением; в отечественной традиции классификация построена на основе генетических типов почв, тогда как в других классификациях используются группы или основные группы. В мире существует множество национальных почвенных классификаций, некоторые из которых, такие как в США и Франции, охватывают все почвы планеты. Основываясь на Меморандуме о почвенной карте мира, разработанной ФАО/ЮНЕСКО в 1968-1974 годах, была созданы всемирная справочная база почвенных ресурсов.
Авторы: Добровольский Глеб Всеволодович, Шоба Сергей Алексеевич, Красильников Павел Владимирович. Статья впервые была опубликована в Большой российской энциклопедии в 2015 году.
Дата публикации: 9 сентября 2022 года, 14:23 (GMT+3)
2023 год педагога и наставника: вызовы и решения
- Дата: 22 апреля 2023 года
- Формат: онлайн
Большой европейский конкурс по экологии, прошедший 9 сентября 2009 года, стал важным событием для образовательной среды.
Мероприятие доступно для учащихся всех профессий, начиная с 1 и заканчивая 11 классами, а также для дошкольников.
Проект включает участие всех образовательных учреждений и охватывает все возрастные группы.
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
В нашей базе данных насчитывается 6,220,821 записи.
Другие материалы
Вам также могут быть интересны следующие курсы:
- Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
- Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
- Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
- Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»
Оставьте свой комментарий
Войдите в систему, чтобы задать свои вопросы и получать ответы.
- 09.12.2021: 283
- DOCX 187.9 кбайт
- Оцените материал:
Если вы считаете, что данный материал нарушает авторские права или должен быть удален с сайта по другой причине, вы можете подать жалобу на данный материал.
Автор материала
- На сайте: 1 год и 5 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 723477
- Всего материалов: 4656
Кроме того, для новых слушателей предлагается скидка. Рекомендуется зарегистрироваться для её применения к любому курсу.
Дистанционные курсы для педагогов
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Курсы для учеников 1-11 классов
Каждый урок длится около 23 минут.
Композиция: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников.
26 минут
Логистика: Управление транспортом — курс длительностью 33 минуты.
Оппозиционно-девиантное поведение у детей — также уделяется внимание этому аспекту.
При выборе подарков для девочек на 8 марта, вы можете рассмотреть вариант ваучеров. Достаточно просто распечатать их.
Рабочие листы для самопроверки полезны для всех школьных предметов, а также найдут применение на внеклассных мероприятиях.
Рабочий лист на тему «Увеличительные стекла» предназначен для 5 класса и подходит для использования с любыми учебными материалами.
Подарочные сертификаты
- Курсы «Инфоурок»
- Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU
Также стоит обратить внимание на мнение ваших одноклассников об ИНФОВРОК СТУДИИ. Это важно для понимания популярности и качества предоставляемых услуг.
Для ваших учеников предлагается 28 конкурсов на различные темы от проекта «Инфоурок», предназначенные для детей всех возрастов, от 1 до 11 классов и дошкольников.
Ответственность и поддержка
Администрация сайта несет ответственность за разрешение любых споров, связанных с материалами и их содержанием, и готова оказать поддержку при возникновении вопросов. Если вы замечаете нарушение законных прав на материалы, размещенные на сайте, сообщите об этом администрации через форму обратной связи. Каждый обращение будет рассмотрено с намерением соблюсти права всех сторон.