Если говорить об особенностях архитектуры восточных стран, то здесь планировка городов была аналогичной: мечеть и минареты всегда располагались в центре, а строительство жилых домов уже отказалось от них.🔸
Архитектура городов и стран мира: история, особенности, современность
В современных городских «джунглях» больше нет места изыскам. То же самое и с архитектурой, которая сегодня приветствует все разнообразие и развитие, идущее в ногу с техническим прогрессом. Архитектура всегда была отражением изменчивости человеческих ценностей и устремлений в определенную эпоху.
В наше время очень отчетливо просматривается связь исторического города того времени с современным. Основным архитектурным сооружением в Древней Греции считался храм. Он считался оплотом культуры, политической жизни и религии. Именно от него расходились улицы города, расположенные по сетке прямоугольника. Древние храмовые комплексы в Греции строились по порядковой системе. Именно тогда было заложено влияние на будущее развитие архитектуры. В то время было создано правило соотнесения частей конструкции здания с его украшениями. Это правило называется порядком. Структура древнегреческих храмов опирается на балки и колонны. Если посмотреть на современные поселения, можно увидеть порядок в исторических памятниках и старых кварталах.
Напишите и мы Вам поможем
Промышленные здания являются важной частью архитектурной и пространственной среды и часто составляют основу городского развития, поэтому архитектура промышленных зданий может быть самой разной: иметь разные размеры и площади, расположение и так далее.🔸
Этапы развития промышленной архитектуры
По мнению специалистов, в развитии промышленной архитектуры следует выделить несколько этапов. Все они отличаются разным подходом к разработке проекта, использованием строительных материалов и другими особенностями.
Напишите и мы Вам поможем
Доиндустриальный
К этой эпохе относятся все промышленные здания, построенные до 1760 года, когда сама промышленность находилась в зачаточном состоянии и полностью зависела от повсеместного использования ручного труда. Однако этот период очень важен, так как именно тогда произошло рождение промышленной архитектуры.
Становление индустрии (1760-1910 гг)
После начала промышленной революции и все более широкого распространения механизации труда в Англии, а затем и во всем мире стало возникать промышленное производство, в котором ручной труд был заменен машинами. Таким образом, для промышленных предприятий возводятся функциональные и практичные здания, которые впоследствии оказали существенное влияние на развитие городской архитектуры ХХ века в целом.
Индустриальный период (1910-1970 гг)
По мере того, как машинное производство развивалось все более быстрыми темпами, к промышленным объектам предъявлялись новые требования. Выдающиеся архитекторы этой эпохи — П. Беренс и В. Гропиус, чьи проекты считаются переходными к индустриальной эпохе. При проектировании учитывались особенности будущего производства, поэтому такой подход считается второй промышленной революцией, символизирующей начало эпохи функционализма в архитектуре.
С окончанием научно-технической революции доля рационализма в функциональном промышленном дизайне достигает своего пика. Стандартизированные и унифицированные размеры поперечного сечения появляются для каждого типа промышленных зданий — такой подход позволил значительно снизить затраты на строительство промышленных зданий, но в то же время привел к кризису промышленной архитектуры, так как обезличил среду производства, заставил его невыразительный, стандартный и бездушный.
самостоятельно в этом разобраться сложно?
Попробуйте попросить учителей о помощи
Постиндустриальный период (с 1970 года).
С началом перехода отрасли на энергосберегающие технологии и массовую автоматизацию производственных процессов начался новый период в истории промышленной архитектуры. Условия труда на производстве улучшаются, акцент делается на роли и месте человека, что повлияло на изменение требований к производственным зданиям от полного рационализма к комфорту и практичности.
Периоды развития древнегреческой архитектуры, возникновения ордерной системы, знаменитые храмы Древней Греции.
Архитектура древней Греции
В истории развития всей европейской культуры искусство и культура Древней Греции занимают важнейшее место. На основе этого были сформированы классические каноны античности.
В целом его культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались в обществе рабской демократии. Однако работы старых мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.
Первые археологические раскопки в начале 18 века проводились в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований было обнаружено множество уникальных образцов различных произведений мастеров той эпохи.
Это скульптуры и рельефные изображения, посуда и предметы быта, старинное оружие и инструменты. Среди всех найденных ценных предметов особое внимание обращают на фрагменты уцелевших построек. Они представляют большой интерес для ученых при изучении архитектурного облика городов Древней Греции.
Периоды развития древнегреческой архитектуры
Всю историю развития архитектуры Древней Греции можно разделить на несколько периодов:
- Гомеровская эпоха (с двенадцатого до середины восьмого века до нашей эры) — это период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родоплеменной системы и возникновения новых классовых отношений. Первоначально эллинская архитектура была основана на традициях эгейской культуры, но позже возникли новые отличительные черты.
В эпоху бронзы храмов еще не строили. И только в начале VIII века появляется храм, конструктивные особенности которого напоминают мегарон, возникший ранее в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для храма был сырцовый кирпич, а двускатная крыша была деревянной.
Большую часть информации о внешнем виде построек того периода ученые собрали из произведений Гомера. В те времена дома строили из дерева, которые для большей прочности крепили металлическими ножнами.
Еще одним распространенным типом строительного материала был необработанный кирпич. Ближе к концу эпохи строители начали использовать терракотовую плитку. На этот раз для него характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.
Этот период примечателен формированием особой городской системы, в которой важное место занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одна из самых ранних построек того периода — храм богини Геры на острове Самос.
Руины храма богини Геры на острове Самос
- Период архаики (VIII — начало V вв. До н.э.) характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства и возникновением города — полиса.
В начале архаического периода также была широко распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Единственное отличие заключалось в использовании терракотовых покрытий для украшения храмов. В будущем из мягкого, удобного в обработке известняка начнут возводить более заметные и крупные сооружения. В конце периода мрамор стал самым распространенным материалом .
В VII в. До н.э древнегреческое строительное искусство развивалось одновременно в нескольких направлениях, имеющих существенные различия.
В архаический период появляются первые образцы монументальных построек, создаются различные типы храмов и других общественных зданий.
Происходили зарождение и развитие орденов, которые впоследствии стали основными и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.
- Классический период (480–400 гг. До н.э.) — это период правления Перикла, характеризующийся высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.
Система заказов, доведенная до идеального состояния, широко используется. Внешний вид зданий приобретает изысканность, а почерк архитекторов становится узнаваемым.
Афины становятся главным городом с правильной планировкой улиц. В других городах строительство новых жилых массивов также ведется по единому плану.
В этот период сформировался архитектурный облик типичного греческого дома, состоящего из двора, окруженного аркадами, прототипом которых был мегарон.
Классический период характеризовался появлением открытых каменных театров и мюзик-холлов — одейлонов. Общественные здания приобретают новые формы для размещения большого количества людей.
- Эпоха упадка полиса (4 век до н.э.) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако светская архитектура развивается с большей интенсивностью, а дизайн жилых домов совершенствуется.
Внешний вид зданий приобретает большую изысканность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского орденов.
- Эпоха эллинизма (330-е годы — 1 век до н.э.) — период возникновения греко-восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.
Для эпохи эллинизма характерно смешение разных стилей и порядков исключительно в декоративных целях. Но при этом теряется старинная лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.
Однако это нисколько не мешает созданию масштабных городских комплексов, в архитектуре которых широко используется перистиль — ряды колонн, окружающие дворы и площади.
Ордерная система
Порядок в архитектуре — это система проявления структуры сооружения в определенной форме. По мере развития и формирования стилистики различных порядков устанавливается пропорциональность всей конструкции и отдельных ее частей, композиции и соответствующих пропорций. Формы построек постепенно улучшаются, и греческая классика достигает вершины своего развития.
В архитектуре Древней Греции использовались три основных ордера:
- Дорический
- Ионный
- Коринфский
Основное различие архитектурных ордеров заключалось в форме колонн и антаблементов, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций
При этом планировка помещения была одинаковой для всех систем заказа. И дорический, и ионический ордены использовались при строительстве не только религиозных, но и светских построек, а также мест общественного посещения.
Каждое здание — это уникальное целое, созданное отдельными архитектурными элементами, среди которых:
- Крепида — это основа любого здания, своего рода фундамент здания.
- Стены
- Колонны разного порядка
- Антаблемент
- Крыша
- Треугольный фронтон
В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и балок или, как ее еще называют, система балок. Лучшими образцами построек были храмы, первоначально возведенные из дерева, а затем из натурального камня.
Дорический ордер
Дорический ордер — самый массивный из всех, но вместе с тем отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический орден образовался в 6 веке до нашей эры, ярким примером является храм Геры в Олимпии.
Храм Геры в Олимпии
Размеры отдельных частей конструкции и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны у ее основания. Этот радиус называется модулем, и на его основе рассчитываются все последующие пропорции.
Позже, с развитием строительных технологий, колонны стали тоньше, изящнее и выше. В результате расстояние между ними увеличилось, а высота антаблемента уменьшилась.
Храм дорического ордена обычно строился на высоком трехъярусном фундаменте. Ступени из расщелины не были предназначены для подъема людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней фундамента определялась расчетом общих пропорций конструкции.
Дорический храм Сегесты в Греции
На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имевшие основания. Они состояли из трехчастной капители (гипотраахелия, эхинус, абак) и рифленого ствола с небольшим утолщением — энтахиса. По высоте вал колонны был примерно 11 модулей, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны у основания.
Антаблемент дорического ордена также состоял из трех частей. На колоннах была перемычка фриза, состоящая из триглифов и метопов. Он также имел слегка выступающий выступ. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Треугольный фронтон обычно украшали скульптуры.
Дорический орден Храма Гефеста (V век до н.э).
Для композиционной завершенности дорического храма большое значение имел цвет здания, что еще больше подчеркивало его структурные характеристики.
Самыми известными сохранившимися дорическими постройками являются храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.
Храм Посейдона в Пестуме
Парфенон на Афинском Акрополе считается самым значительным зданием благодаря своим архитектурным достоинствам.
Храм Парфенона в Афинах
Ионический ордер
Здания ионического ордера отличаются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.
Ионные храмы раннего периода были больше и роскошнее по убранству, чем могучие и строгие дорические храмы.
Но главная отличительная черта — это внешний вид колонн — они намного тоньше и тоньше. Кроме того, у них есть основание, ствол и капитель. Самая роскошная форма — это спиральная капитель.
При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент завершился поясом, украшенным барельефом. Все детали ионического ордена имели сложный профиль.
Наибольшего расцвета ионный отряд достигает в Малой Азии, где образцы построек имеют значительные размеры. Ярким примером является храм Артемиды в Эфесе, длиной 126 метров и высотой 18 метров с колоннами.
Храм Артемиды в Эфесе
В самой Греции постройки ионического ордера представлены небольшими элегантными постройками. Сохранившиеся примеры включают Храм Ники-Аптерос и Эрехтейон на всем Афинском Акрополе.
Храм Ники — Аптерос
Эрехтейм — последний храм во всем Афинском Акрополе
Коринфский ордер
Коринфский орден развился на основе ионического ордера и окончательно оформился только в римской архитектуре. Основным отличием коринфского ордера от ионического было наличие четырехгранной капители, украшенной скульптурным изображением листьев аканта.
Среди наиболее значительных примеров коринфского ордена в Греции — столица памятника Лисикрату в Афинах. Другой пример использования коринфского ордера — незаконченный Афинский Олимп.
Олимпиец — Храм Зевса в Афинах
Памятник Лисикрату (Афины)
Строительная техника
В архитектуре Древней Греции основным строительным материалом был натуральный камень различных видов. Итак, в ранний период использовался мягкий известняк, с которым было легко работать. Известняк использовался при строительстве афинского акрополя в 6 веке до нашей эры. Но во всем Новом Акрополе, построенном Периклом, уже есть сооружения из пентелийского мрамора.
Следует подчеркнуть, что в первую очередь из камня возводились церкви и общественные здания. Но жилые дома в основном строились из кирпича: грубого или жженого.
При кладке стен общественных зданий иногда также использовался кирпич, но позже внешняя сторона была облицована каменными плитами.
Древесина обычно использовалась для строительства крыш и потолков. В ранний период колонны храмов также были деревянными. Это можно увидеть на примере Храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны позже были заменены каменными.
Кладка производилась сухим методом без применения строительного раствора. При этом для укрепления конструкции использовались гвозди или деревянные дюбеля. Конструкция должна была выдерживать удары в случае землетрясения, поэтому каменные блоки были скреплены между собой многочисленными металлическими скобами.
Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Некоторые детали выполнены как единое целое, например капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные детали обрабатывались только после их установки. В данном случае окончательная обработка проводилась сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных лесов здания.
Однако с точки зрения профессиональных архитекторов древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством форм, была очень простой по замыслу. Эта система состояла из конструктивных элементов здания (стен и колонн), выдерживающих нагрузку, и транспортируемых частей — балок, перекрытий и перемычек.
Типичные образцы египетской архитектуры, типы храмов и гробниц, особенности градостроительства.
Архитектура Египта в древности
Главная отличительная черта египетской архитектуры — ее монументальность. Об этом можно судить, прежде всего, по известным во всем мире египетским пирамидам .
Однако в строительном искусстве Древнего Египта были не только величественные пирамиды, но и множество других типов построек, архитектурный стиль которых весьма своеобразен. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить в разные периоды времени.
Периоды развития египетской архитектуры
Длинная узкая долина реки Нил со всех сторон была окружена знойной пустыней. Тем не менее, на этом небольшом участке плодородной земли жители Египта сумели создать свою собственную цивилизацию, в отличие от всех других, существовавших до и после нее. Можно с уверенностью сказать, что египетское искусство, религия и архитектура по сей день остаются наиболее значительными достижениями древнего мира.
Небольшая территория Египта была условно поделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта. Однако эти племена самостоятельно создают уникальные архитектурные традиции. Развитие египетской архитектуры условно можно разделить на несколько периодов времени:
- Доисторический период — (длился до 3200 г до н.э.) — в это время на территории Древнего Египта были построены отдельные деревни, укрепленные для защиты. Они состояли из жилых домов, построенных из простых и недолговечных материалов. Также в этот период были сооружены небольшие надгробия.
- Старое царство — (2700–2200 гг. До н.э.) — этот период характеризуется строительством больших построек тамплиеров.
- Среднее царство (2200-1500 гг. До н.э.) — храмы, высеченные в скале или расположенные в глубоких пещерах, стали очень популярными в те времена.
- Новое царство — (1500–1100 гг. До н.э.) — известные архитектурные ансамбли были построены в Луксоре и Карнаке.
Храм Амона в Карнаке
В будущем египетская архитектура начинает обогащаться элементами других культур, а ее оригинальность и уникальность перестают проявляться столь выразительно.
Основным правилом для египетских архитекторов был закон симметрии. Она участвовала в композиции всех построек, в масштабах зданий и в расположении частей сооружения относительно его центральной оси.
Архитектура Древнего Египта
Строительные материалы
Основным строительным материалом в Древнем Египте был натуральный камень. Египтяне научились добывать его, а древние мастера умели с ним работать. Карьеры принадлежали государству, поэтому методы добычи и обработки камня были одинаковыми по всей стране и не менялись в течение 3500 лет.
Высокие и тонкие обелиски были вырезаны из цельных каменных блоков, массивные колонны и столбы высотой в десятки метров были из камня, которые и сегодня поражают воображение специалистов изысканностью и совершенством своих форм.
Гигантские пирамиды также были сделаны из огромных каменных блоков, изготовленных так искусно, что для их сборки не потребовался раствор. К тому же кладка оказалась настолько качественной, что нельзя было вставить лезвие тончайшего ножа между двумя соседними камнями.
Тяжелые балки перекрытия опирались на стены, колонны и пилоны. Египетские мастера не использовали своды при строительстве зданий, хотя знали технологию их строительства.
Вместо сводов использовались различные типы несущих элементов:
- Каменные столбы: монолитные, простого квадратного сечения. Такие опоры делали массивными из монолитных каменных блоков. Каменные столбы выглядели сурово, сурово, но невероятно эффектно.
- Колонны: они состояли из основного элемента, ствола и капители. Стволы простых колонн также имели квадратную форму, а более сложные — в виде многогранников, которые украшали стебли растений, из которых делали папирусы. Иногда на стволах колонн можно увидеть вертикальные бороздки — каннелюры.
В древнеегипетской архитектуре капители имели форму пальмовых листьев, цветов лотоса или папируса. Также можно встретить изображения головы богини Хатор, покровительницы земледельцев.
Колонны Древнего Египта
Древние храмы Египта
Наряду с большими храмовыми комплексами, построенными на египетской земле, в каменистые отложения были снесены пещерные храмы с богатым внутренним убранством.
Фасадные стены храмов были наклонными, что способствовало их большей устойчивости. Пологая форма могла быть заимствована из ранних глинобитных построек.
Сразу за передним пилоном находился квадратный двор — перистальный, окруженный со всех сторон частым рядом массивных колонн. Они были очень близки друг другу. Кто угодно мог войти во двор.
Затем последовал зал с колоннами — гипостиль, который освещался через щели в потолке. Освещение было так грамотно устроено, что в определенные моменты интерьер зала представлял собой зрелище неповторимой красоты.
Еще дальше были святилища. У них было все меньше и меньше площади, и чем дальше они находились от входа, тем более ограниченным был круг священников, имевших доступ к нему.
В композиции всего храмового комплекса был четко прописан закон симметрии, неприкосновенный для египтян. Поэтому все помещения располагались строго симметрично относительно центральной оси храма.
Храмовый комплекс царицы Хатшепсут
Архитекторы Древнего Египта были не просто талантливыми мастерами и гениальными дизайнерами. В них отражалось влияние внешнего вида зданий и расположения в них помещений на мировоззрение обычного гражданина. Следовательно, последовательное чередование пространств разного размера, огромные колонны, постепенное затемнение освещения и сгущение тьмы должны были подчеркнуть мощь божественных существ и оказать невероятно сильное эмоциональное воздействие на входящего человека.
Крупнейшие и наиболее значимые храмовые комплексы этого периода — великий храм Амона в городе Фивы (сегодня это Луксор и Карнак), а также храм Гора в Эдфу и на острове Филе.
Храм бога Гора в Эдфу
Среди известных пещерных храмов — сооружения Абу-Симбел, высеченные в толще скал. С внешней стороны обрыва — фасад с гигантскими скульптурами и целыми нанизанными комнатами, богато украшенными рельефными изображениями, скульптурными композициями и искусными росписями насыщенных цветов, спускающимися в глубину.
Храм Рамзеса в Абу-Симбеле
Виды гробниц
Согласно верованиям древних египтян, человеческая душа Ка жила до тех пор, пока тело (Ба) сохранялось в своей правильной форме. Именно поэтому было успешно изобретено и развито искусство мумификации останков умерших. А для размещения мумий использовались специальные постройки — гробницы, которые имели разные размеры и характер конструкции:
- Маленькие гробницы — предназначены для отдыха и сохранения останков простых горожан. Они содержали минимальный перечень обязательных предметов, необходимых умершему для жизни в загробной жизни.
- Мастабы — имели форму небольшой усеченной пирамиды и использовались для хранения мумий чиновников и знати. Возле пирамид часто строили мастабы. Они располагались правильными рядами, ориентированными по сторонам света. Так образовались целые «города мертвых».
- Пещерные гробницы — иногда гробницы были вырезаны в толще скал, создавая несколько углубленных комнат. При этом вход в гробницу украшали барельефы или статуи.
- Пирамиды — эти всемирно известные гробницы фараонов были построены при их жизни. Гигантские пирамиды были созданы, чтобы увековечить имя правителя, а также сохранить его тело для будущей вечной жизни. Камера для хранения мумифицированных останков фараона была очень маленькой и лежала глубоко под землей в сети запутанного лабиринта. Это было сделано во избежание разрушения мумии, даже если основные помещения пирамиды будут вскрыты и разграблены.
Ученые считают, что сама пирамидальная форма огромных гробниц фараонов связана с надстройкой и возвышением мастабы. База была расширена и добавлено больше ступеней.
Примером такого сооружения является уникальная пирамида Джосер в Саккаре, построенная около 2800 г до н.э.. Она достигает высоты 60 метров и представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров. Впоследствии пирамиды стали возводить на квадратном основании.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Сегодня сохранилось несколько десятков пирамид разных размеров, расположенных между Фаюмом и Каиром. Они были построены в 3 тысячелетии до нашей эры в Гизе.
Самым грандиозным сооружением считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Он был построен из множества огромных каменных блоков, каждый весил почти 2,5 тонны. Ученые подсчитали, что для строительства пирамиды Хеопса потребовалось около 2,5 миллионов кубометров природного камня.
Пирамида Хеопса
Внешняя сторона пирамид была облицована искусно обработанными каменными плитами. Но покрытие практически не сохранилось до наших дней. Его останки можно увидеть только на вершине пирамиды фараона Хефрена.
Пирамида Хефрена с остатками внешней облицовки в каменных плитах
Самой маленькой пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, построенная в более поздний период. Для его внешнего вида использовались прочные и красивые полированные гранитные плиты.
Пирамида Микерина
Архитектура городов
Первые поселения появились в Египте в 4 тысячелетии до нашей эры. Это были города, в которых жили в основном купцы и ремесленники. Сохранились руины городов Ахетатона и Кахуна. В процессе строительства египетские архитекторы использовали одноэтажный дом, поэтому однотипные дома образовывались в прямоугольной системе улиц.
Самые простые здания предназначались для проживания рабочих — строителей пирамид, а для специалистов более высокого уровня (архитекторов, инженеров, врачей) и домов безопасности строились различные, но все же типовые планировки.
Город Кахун имел специальные укрепления, а также был оборудован канализацией. Для строительства жилых домов часто использовался кирпич — грубый кирпич из нильского ила, смешанного с соломой. Терракотовый кирпич был более прочным материалом, но даже постройки из него не сохранились до наших дней.
Обустройство застройки в городе Кахун
именно по этой причине история архитектуры древнего мира в основном изучается по сохранившимся постройкам дворцов и храмов, мостовым сооружениям, плотинам и крепостям, которые были построены из прочного и долговечного природного камня.
Во 2 тысячелетии до нашей эры проектирование жилых домов выполнялось в форме правильного прямоугольника. В таком доме было несколько небольших комнат и залов, потолок которых поддерживался внутренними колоннами.
В период Нового Царства жилищное планирование было улучшено. Квадратные или прямоугольные жилые дома строятся в Фивах и Ахенатоне. Рядом с невысокими одноэтажными домами возводятся многоэтажные дома, оборудованные внутренними лестницами. Ориентация комнат была на север, на освежающие потоки воздуха.
Египетские мастера также построили огромные и сложные технические сооружения. Среди них можно назвать обширную сеть каналов и водохранилищ, из которых город снабжался водой. В частности, первый в мире канал, соединивший Нил с Красным морем, был построен египетскими строителями.
Каналы в Древнем Египте
Источники
- https://spravochnikvs.com/arhitektura_gorodov_i_stran_mira_istoriya_osobennosti_sovremennost
- https://spravochnikvs.com/istoriya_razvitiya_promyshlennoj_arhitektury
- http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/arxitektura-grecii-periodi.html
- http://design-fly.ru/stili-arxitektury/arxitektura-egipta.html