Говоря об архитектурных особенностях восточных стран, можно заметить, что планировка городов зачастую строилась по аналогичному принципу: центральная мечеть и минареты занимали ключевые позиции в градостроительной структуре, в то время как строительство жилых домов происходило уже вне этого ключевого ядра. Это указывает на важность религиозных центров в жизни общества и их влияние на организацию городского пространства.
Архитектура городов и стран мира: история, особенности, современность
В современных городах, которые можно охарактеризовать как «джунгли», архитектурные излишества и сложные формы уступили место функциональности и практичности. На сегодняшний день архитектура открывает двери для разнообразия и инноваций, реагируя на вызовы технического прогресса. Она всегда служила отражением изменчивости человеческих ценностей, норм и стремлений, присущих той или иной эпохе.
Современные исследования позволяют с неизбежностью провести параллели между архитектурными особенностями древних городов и современными мегаполисами. Например, в Древней Греции храм являлся не только религиозной, но и культурной институцией, местом политической активности. Именно от храмов, как правило, начинались главные улицы города, организованные по геометрической сетке прямоугольников. Стройка храмовых комплексов в Древней Греции осуществлялась с учетом определенных порядков и пропорций, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие архитектурной практики. В ту эпоху специалисты установили правила соотнесения конструктивных частей здания с его декоративным оформлением, что было впоследствии названо порядком. Основой этих храмов служили балки и колонны. Если взглянуть на современные жилые комплексы и архитектурные памятники, то можно заметить четкое соблюдение порядка как в древности, так и в нынешние дни.
Мы рады помочь, если у вас возникнут вопросы.
Промышленные здания играют важную роль в архитектурной среде и пространственном планировании, зачастую представляя собой структурные основы для развития городов. Архитектура промышленных объектов многообразна и может варьироваться по размеру, форме и концепции, в зависимости от конкретных условий и требований.
Этапы развития промышленной архитектуры
Специалисты выделяют несколько ключевых этапов в развитии промышленной архитектуры, каждый из которых отличается уникальным подходом к проектированию, выбору строительных материалов и техническим инновациям.
Мы готовы помочь вам разобраться во всех нюансах!
Доиндустриальный
Этот период охватывает все промышленные здания, возведенные до 1760 года, когда сама концепция промышленности начинала только формироваться и полностью зависела от ручной рабочей силы. Несмотря на это, данный этап имеет критическое значение, так как именно тогда закладывались основы промышленной архитектуры.
Становление индустрии (1760-1910 гг)
С началом промышленной революции в Англии, а вскоре и по всему миру, на смену ручному труду пришли машины, что поспособствовало развитию промышленного производства. В это время начали возводиться функциональные и практичные здания, что в дальнейшем оказало колоссальное влияние на архитектуру XX века.
Индустриальный период (1910-1970 гг)
Развитие машинного производства потребовало новых решений для промышленных объектов. Выдающиеся архитекторы, такие как П. Беренс и В. Гропиус, создавали проекты, которые стали рождением функционализма как нового стиля. Они учитывали особенности и условия будущего производства, что сделало эти проекты символами второй промышленной революции.
По мере завершения научно-технической революции, рационализм в функциональном промышленном дизайне достиг своего максимума, включая стандартизированные размеры для каждого типа промышленного здания. Это позволило существенно снизить затраты на строительство, однако привело к кризису в промышленной архитектуре, поскольку объекты стали слишком одинаковыми, без выраженной индивидуальности и уникальности.
Разобраться в этом самостоятельно сложно?
Мы рекомендуем обратиться за помощью к специалистам.
Постиндустриальный период (с 1970 года)
С началом перехода к энергосберегающим технологиям и массовой автоматизации производственных процессов начался новый этап в истории архитектуры производственных зданий. Условия труда существенно улучшаются, и акцент делается на создание комфортной и практичной среды, что меняет требования к архитектуре с полного рационализма на более гуманистический подход.
Периоды развития архитектуры Древней Греции, возникновение ордерной системы, и знаменитые храмы, уложенные в ее историю.
Архитектура древней Греции
В контексте истории европейской культуры искусство и архитектура Древней Греции занимают важнейшее место. Именно на основе греческого наследия были созданы классические каноны античности, которые продолжают оказывать влияние и вопросам архитектуры по сей день.
В общем, культурные традиции этой цивилизации были полны противоречий, так как существовали в условиях рабской демократии. Тем не менее, достижения архитекторов того времени стали эталонами для великих творцов последующих эпох.
Первые археологические раскопки, начатые в начале XVIII века, проходили в таких знаменитых городах, как Помпеи и Геркуланум, разрушенных извержением Везувия. Раскопки позволили обнаружить множество уникальных объектов культуры и искусств, включая различные художественные произведения, посуду и повседневные вещи, а также древнее оружие и инструменты. Здесь особое внимание уделяется остатков зданий, поскольку они представляют собой неоценимый источник для изучения архитектурной эстетики Древней Греции.
Периоды развития древнегреческой архитектуры
Архитектурная история Древней Греции может быть разделена на несколько периода:
- Гомеровская эпоха (с двенадцатого до середины VIII века до нашей эры) — это время зарождения и становления греческой архитектуры, когда происходило постепенное разложение родоплеменной системы и возникновение новых классовых отношений. В этот период храмы еще не строились, первые постройки напоминали мегарон, которые использовались в архитектуре Крита и Микен. Основным строительным материалом для первых храмов служили сырцовые кирпичи, крыша которых была выполнена из дерева.
Большая часть информации о внешнем виде построек этого времени поступила от произведений Гомера. Строения изготавливались из древесины, которая для большей прочности крепилась металлическими креплениями. На момент окончания этой эпохи мастера начали использовать терракотовую плитку, что позволяло возводить как обычные жилые дома, так и первые храмы. Этот этап был важен для формирования особой городской системы, в которой колоннада стала неотъемлемой частью архитектурного ландшафта. Одним из самых ранних примеров той эпохи является храм богини Геры, возведенный на острове Самос.
Руины храма богини Геры на острове Самос
- Период архаики (VIII — начало V века до н.э.) характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства и зарождением города-государства — полиса.
В начале архаического периода преобладали технологии строительства из дерева и сырцового кирпича, однако вскоре началось использование терракотовых элементов для украшения храмов. В будущем мрамор стал основным материалом для крупных проектов. В VII веке до н.э. древнегреческое архитектурное искусство развивалось в нескольких направлениях, имея свои отличительные особенности.
В этот период появляются первые примеры масштабных сооружений, а также создаются различные типы храмов и общественных зданий. Формируется система ордеров, которая в дальнейшем становится основополагающим элементом древнегреческой архитектуры.
- Классический период (480–400 гг. до н.э.) — это время правления Перикла, характеризующееся высоким уровнем развития всех аспектов архитектуры и искусства.
Система заказов достигает идеала, и архитекторы могут прекрасно воплощать свои идеи в жизнь. Архитектурные произведения в это время становятся настоящими шедеврами. Афины, в частности, становятся центром культуры и архитектуры с правильной планировкой улиц. В других населённых пунктах также начинается реализация схожих проектных решений. В этот период окончательно формируется типичный облик греческого дома, в архитектуре которого проявляется традиция окружения двора аркадами, которая восходит к мегарону.
Этот период также отмечен появлением открытых театров и мюзик-холлов, известных как одейлоны. Общественные здания обретают новые формы, чтобы вместить большое количество зрителей и участников.
- Эпоха упадка полиса (IV век до н.э.) — в это время храмы утрачивают своё первостепенное значение, но светская архитектура продолжает развиваться, а дизайн жилых домов становится всё более утонченным.
Внешний вид зданий в этот период претерпел изменения благодаря использованию ионического и коринфского ордеров, которые придавали зданиям изящество и утонченность.
- Эпоха эллинизма (330-е годы — 1 век до н.э.) — время возникновения новых греко-восточных монархий и распространения древнегреческой культуры в Малой Азии и Египте.
Эта эпоха характеризуется смешением различных стилей и порядков с целью декоративного оформления, однако теряется лаконичность и монументальность традиционных ордеров. Тем не менее, это не помешало созданию масштабных городских комплексов, в архитектуре которых широко использовались перистили — ряды колонн, окружавшие дворы и площади.
Ордерная система
Ордер в архитектуре— это система структурних проявлений здания в определенной форме. С развитием различных архитектурных стилей устанавливается пропорциональность конструкции и её частей, а также композиционные и структурные соотношения. Форма зданий постепенно улучшалась, и греческая классика достигла своего расцвета.
В архитектуре Древней Греции применялись три основные ордера:
- Дорический
- Ионный
- Коринфский
Основные отличия архитектурных ордеров заключаются в особенностях колонн и антаблементов, а также в различных декоративных деталях и их пропорциях.
Стоит отметить, что планировка помещений оставалась схожей для всех систем ордеров. Как дорический, так и ионический ордера использовались для строительства не только религиозных, но и светских зданий, включая места общественного назначения.
Каждым зданием являются уникальные целостные конструкции, состоящие из отдельных архитектурных элементов, таких как:
- Крепида — основание здания, напоминающее фундамент.
- Стены
- Колонны различного порядка
- Антаблемент
- Крыша
- Треугольный фронтон
В древнегреческой архитектуре применялась система колонн и балок, лучший пример которой — это храмы, изначально возводившиеся из дерева, а затем создавшиеся из камня.
Дорический ордер
Дорический ордер является самым массивным из всех и отличается простотой и строгостью в оформлении. Первые примеры дорического ордера восходят к VI веку до нашей эры, ярким примером которого служит храм Геры в Олимпии.
Пропорциональность вертикальных и горизонтальных частей конструкции зависит от длины радиуса колонны у основания, называемого модулем, который служит основой для вычислений всех последующих пропорций.
Позже, по мере усовершенствования строительных технологий, колонны становились более тонкими, изящными и высокими, что приводило к увеличению расстояния между ними и уменьшению высоты антаблемента.
Стандартный дорический храм возводился на высоком трехъярусном фундаменте. Ступени, образующие основание, не предназначались для подъема людей, и этот элемент является характерным для древнегреческой архитектуры. Высота ступеней фундамента рассчитывалась с учетом общих пропорций конструкции.
Дорический храм Сегесты в Греции
На трехступенчатом основании размещали колонны, которые не имели подножия. Эти колонны consisted of a three-part capital (hypotrachelium, echinus, abacus) and a fluted shaft with a slight bulge (entasis). В высоту ствол колонны составлял приблизительно 11 модулей.
Антаблемент дорического ордера также делился на три части. На колоннах располагалась фризовая перемычка, составная часть которой включала триглифы и метопы. Крыша была двускатной с легким уклоном, а треугольный фронтон часто украшался скульптурными композициями.
Дорический орден Храма Гефеста (V век до н.э).
Для общего впечатления дорического храма существенно значение имел цвет здания, который подчеркивал его конструктивные особенности
Среди наиболее известных сохранившихся дорических построек можно назвать храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах.
Храм Посейдона в Пестуме
Парфенон на Афинском Акрополе считается самым значительным зданием благодаря своим архитектурным достоинствам и гармонии всех элементов.
Храм Парфенона в Афинах
Ионический ордер
Ионический ордер отличается своей легкостью и грацией, что становится особенно заметным на фоне массивных деталей дорического ордера.
Ионические храмы раннего периода отличались большим размером и экстравагантностью отделки по сравнению с массивными и строгими дорическими храмами.
Главная отличительная черта — это внешний вид колонн, которые гораздо тоньше и изящнее. Кроме того, у них есть основание, ствол и капитель.Самая декоративная форма капители — это спиральная.
Колонны ионического ордера реже образуют ритмические последовательности, как в дорическом ордере. Вместо стандартного фриза ионический антаблемент заканчивался поясом, украшенным барельефами, детали же могли иметь более сложный профиль.
Наибольшее распространение ионный ордер получил в Малой Азии, где строительство и архитектура достигли значительных масштабов. Ярким примером служит храм Артемиды в Эфесе, длиной 126 метров и высотой 18 метров, окруженный величественными колоннами.
Храм Артемиды в Эфесе
В самой Греции постройки ионического ордера представлены меньшими, но изящными строениями. Сохранившиеся примеры включают Храм Ники-Аптерос и Эрехтейон на Афинском Акрополе.
Храм Ники — Аптерос
Эрехтейм — последний храм во всем Афинском Акрополе
Коринфский ордер
Коринфский ордер возник на базе ионического ордера и окончательно оформился в римской архитектуре. Основное отличие коринфского ордера от ионического — это четырехгранная капитель, украшенная скульптурными изображениями акантовых листьев.
Среди значительных примеров применения коринфского ордера в Греции — памятник Лисикрату в Афинах. Другим примером может служить незаконченный Храм Зевса Olímpieion в Афинах.
Олимпиец — Храм Зевса в Афинах
Памятник Лисикрату (Афины)
Строительная техника
Основными строительными материалами, использовавшимися в Древней Греции, были натуральные камни различных сортов. На ранних этапах использовался мягкий известняк, что позволяло легко обрабатывать его. Он стал основным материалом для строительства Афинского Акрополя в VI веке до н.э. Однако в Новом Акрополе, созданном Периклом, уже применялся пентелийский мрамор.
Стоит также отметить, что церкви и общественные здания в основном возводились из камня. Жилые дома зачастую строились из кирпича — сырцового или обожженного. Иногда при возведении общественных зданий применялись кирпичи, однако внешняя часть обычно облицовывалась каменными плитами.
Древесина широко использовалась для создания крыш и перекрытий. В ранний период колонны храмов также выполнялись из дерева, как, например, в Храме Геры в Олимпии, где деревянные колонны затем заменили на каменные.
Кладка стен производилась без применения строительного раствора, с обязательным использованием гвоздей или деревянных дюбелей для крепления конструкции. Учитывая, что здания необходимо было защищать от сейсмической активности, каменные блоки фиксировались с помощью многочисленных металлических скоб.
Процесс установки сложных архитектурных элементов был довольно трудоемким. Некоторые детали производились как единое целое, например капители и плиты со скульптурным оформлением. Многие другие детали обрабатывались только после их установки, и финальная обработка происходила сверху вниз, по мере снижения высоты строительных лесов.
Однако, несмотря на трудности, с точки зрения профессиональных архитекторов древнегреческая архитектура поражала благородством и утонченностью форм, оставаясь в то же время по простоте замысла. Структура зданий состояла из конструктивных элементов, включая стены и колонны, которые были ответственны за несение нагрузки, а также различных транспортируемых частей — балок, перекрытий и перемычек.
Архитектурные образцы, характерные для Египта, включая различные типы храмов и гробниц, выделяют особенности градостроительства.
Архитектура Египта в древности
Одним из основных отличительных признаков египетской архитектуры является её монументальность, что ярко демонстрируют известные во весь мир египетские пирамиды.
Однако в строительном искусстве Древнего Египта помимо величественных пирамид существовали различные типы строений, обладающие различными архитектурными стилями. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить на протяжении нескольких периодов ее истории.
Периоды развития египетской архитектуры
Долина реки Нил, окруженной пустыней, играла важную роль в жизни древних египтян. На узкой полосе плодородной земли эта цивилизация смогла создать уникальную архитектуру, отличающуюся от всех других культур. Следует отметить, что искусство, религия и архитектура древнего Египта остаются выдающимися достижениями античности.
Территория Египта была условно поделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта, однако каждый из этих племен создал уникальные архитектурные традиции. Развитие архитектуры Египта условно можно разбить на несколько периодов времени:
- Доисторический период — (до 3200 года до н.э.) — во время которого были построены отдельные деревни, которые защищались укреплениями. Постройки состояли из простых и недолговечных материалов. Также в этот период создавались небольшие надгробия.
- Старое царство — (2700–2200 гг. до н.э.) — этот период характеризуется строительством великих храмов и монументальных сооружений.
- Среднее царство — (2200-1500 гг. до н.э.) — в это время стали популярны храмы, высеченные в скалах или расположенные в глубоких пещерах.
- Новое царство — (1500–1100 гг. до н.э.) — этот период включает строительство знаменитых архитектурных ансамблей в Луксоре и Карнаке.
Храм Амона в Карнаке
Со временем египетская архитектура обогащалась влиянием других культур, и её уникальность стала менее заметной.
Основным принципом египетских архитекторов было соблюдение симметрии, которая применялась в композиции всех построек, в пропорциях и в расположении частей зданий относительно их центральной оси.
Архитектура Древнего Египта
Строительные материалы
Натуральный камень был основным строительным материалом в Древнем Египте. Египтяне овладели искусством его добычи и обработки. Карьер принадлежал государству, что обеспечивало единообразные методы добычи и обработки на протяжении всей истории, не меняясь в течение 3500 лет.
Из цельных каменных блоков вырезали высокие и тонкие обелиски, массивные колонны и столбы, высота которых достигала десятков метров. Эти произведения удивляют мастеров своим совершенством и изяществом форм.
Гигантские пирамиды также были построены из огромных каменных блоков, которые были уложены так, что не требовалось использование раствора. Качество кладки было настолько высоким, что невозможно было просунуть даже лезвие ножа между соседними камнями.
Тяжелые балки перекрытий опирались на стены, колонны и пилоны. Хотя египетские мастера знали, как строить своды, они их не использовали.
Вместо сводов применялись различные типы несущих элементов:
- Каменные столбы: монолитные, с простым квадратным сечением, которые выступали массивными и суровыми, но вместе с тем эффектными.
- Колонны: состоящие из основного элемента, ствола и капители. Простые колонны имели квадратную форму, а более сложные — многоугольную, часто украшались растительными мотивами, например, стеблем папируса. Некоторые слева колонн заключали в себе вертикальные каннелюры.
В древнеегипетской архитектуре капители часто имели форму пальмовых листьев, цветов лотоса или папируса. Встречаются также статуи головы богини Хатор, покровительницы земледельцев.
Колонны Древнего Египта
Древние храмы Египта
На фоне больших храмовых комплексов, возведенных на земле Древнего Египта, также следует отметить множество пещерных храмов, которые имели богатое внутреннее убранство.
Фасадные стены храмов зачастую наклонялись, что позволяло обеспечить большую устойчивость зданий. Такая форма могла иметь свои корни в ранних уязвимых глинобитных построек.
За передним пилоном находился квадратный двор — перистильный, со всех сторон окруженный массивными колоннами, которые располагались очень плотно друг к другу, что обеспечивало лёгкий вход внутрь.
Затем следовал зал с колоннами — гипостильный, освещаемый за счет щелей в потолке. Освещение в нем было организованоз так, что в определенные моменты оно создавало неповторимый визуальный эффект.
Далее находились святилища. Каждое следующее святилище имело все меньшую площадь, а доступ к ним был ограничен для священников.
Вся композиция храмового комплекса строго соблюдала закон симметрии, которая была священна для египтян. Каждое помещение располагалось симметрично относительно центральной оси храма.
Храмовый комплекс царицы Хатшепсут
Архитекторы Древнего Египта не только были выдающимися мастерами и гениальными дизайнерами. Их проекты отражали влияние внешнего вида зданий на восприятие миропорядка местными жителями. Плавное чередование пространств различной высоты, огромные колонны, постепенное затемнение интерьеров и сгущение тьмы создавали атмосферу, подчеркивающую могущество божественных сил и оказывали сильное эмоциональное воздействие на посетителей.
Известные крупные храмовые комплексы данного периода включают великий храм Амона в Фивах (современный Луксор и Карнак), храм Хора в Эдфу и на острове Филе.
Храм бога Гора в Эдфу
Среди известных памятников пещерной архитектуры — храмы Абу-Симбел, вырезанные прямо в скалах. Их фасады украшены гигантскими скульптурами, а внутренние пространства богатым рельефным оформлением, скульптурами и яркими росписями.
Храм Рамзеса в Абу-Симбеле
Виды гробниц
По верованиям древних египтян, душа человека, Ка, сохраняла свою жизнь до тех пор, пока его тело, Ба, находилось в сохранности. Поэтому было разработано искусство мумификации и созданы специальные гробницы для хранения мумий, которые варьировались по величине и стилю:
- Маленькие гробницы — для мирян, где размещали минимальный набор необходимых вещей для загробной жизни.
- Мастабы — в виде усеченных пирамид, использовались для хранения мумий чиновников и знати. Эти строения располагались в ряд, формируя целые «города мертвых».
- Пещерные гробницы — зачастую вырезанные в скалах, имели несколько комнат, оформленных барельефами.
- Пирамиды — величественные гробницы фараонов, построенные при их жизни, которые символизировали могущество правителя и обеспечивали сохранение их тел для вечной жизни. Внутренние камеры для хранения мумий обычно находились в очень маленьких помещениях, глубоко под землей, что служило защитой от нарушителей.
Ученые считают, что пирамидальная форма связанных с мастабами, которая была расширена и дополнена новыми уровнями.
Ярким примером является ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, высота которой достигает 60 метров и сооружение представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров, известное своим архитектурным новшеством.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
На сегодняшний день сохранилось всего несколько десятков пирамид разной величины, расположенных между Фаюмом и Каиром, возведенных в III тысячелетии до н.э.
Самым шедевром среди них считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Она была построена при помощи миллиардов каменных блоков, каждый из которых весил около 2.5 тонн. Исследователи подсчитали, что на возведение пирамиды Хеопса ушло около 2,5 миллионов кубометров природного камня.
Пирамида Хеопса
Внешняя сторона пирамид была облицована тщательно обработанными каменными плитами, однако сегодня это покрытие почти не сохранилось. Остатки можно увидеть на вершине пирамиды фараона Хефрена.
Пирамида Хефрена с остатками внешней облицовки в каменных плитах
Наименьшей пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, возведенная в более поздний исторический период из прочных, полированных гранитных плит.
Пирамида Микерина
Архитектура городов
Первые поселения в Египте появились еще в IV тысячелетии до нашей эры. Эти были города, населяемые в основном купцами и ремесленниками. Руины городов Ахетатон и Кахуна до сих пор сохранились, искатели приключений и историки исследуют эти уникальные структуры. В процессе строительства египетские архитекторы использовали одноэтажные дома, образуя прямоугольные улочки.
Самые простые здания были предназначены для проживания рабочих, выполнявших строительные работы, а более сложные постройки были сооружены для высококвалифицированных специалистов (архитекторов, инженеров, врачей) и были известны своим разнообразием, однако в целом придерживались типовых планировок.
Город Кахун славился своими укреплениями и продуманной системой канализации. Для строительства жилых домов часто использовались грубые кирпичи, изготовленные из нильского ила, смешанного с соломой. Терракотовый кирпич был более прочным, но, к сожалению, такие постройки не сохранились до нашего времени.
Обустройство застройки в городе Кахун
Именно поэтому история архитектуры древнего мира в основном изучается на основе сохранившихся постройк дворцов и храмов, мостовых сооружений, плотинах и крепостях, которые были построены из прочного и долговечного природного камня.
Во II тысячелетии до нашей эры проектирование жилых домов выполнялось в форме правильного прямоугольника. Такие здания имели несколько небольших помещений и залов, потолки которых поддерживались внутренними колоннами.
В период Нового царства жилищное планирование стало более продуманным. В Фивах и Ахенатоне строились квадратные или прямоугольные жилые дома, а рядом с невысокими одноэтажными зданиями возводились многоэтажные дома с внутренними лестницами. Ориентация комнат была на север, в сторону освежающих потоков воздуха.
Египетские архитекторы также создавали масштабные и сложные технические сооружения. Сюда можно отнести разветвленные каналы и водохранилища, которые снабжали город водой. Пожалуй, самым значимым было создание первого в мире канала, соединяющего Нил с Красным морем, который также был построен египетскими мастерами.
Каналы в Древнем Египте