Начнем с самого компактного представителя отечественной мотоиндустрии — Минского мотоцикла. Несмотря на то что он оборудован двигателем объемом 125 кубических сантиметров, он вполне способен функционировать в качестве снегохода. Более того, некоторые умельцы «умудряются» переделывать его в два различных типа снегоходов.
(+20 фото) Как сделать снегоход из мотоцикла своими руками
Снегоходы представляют собой чрезвычайно полезный вид транспорта для охоты и рыбалки в зимний период, даже не учитывая того, что в некоторых регионах передвижение возможно лишь с помощью таких транспортных средств. Профессионально изготовленные модели зачастую имеют высокую стоимость и требуют тщательного ухода. Однако иногда, из-за особенностей конструкции, становится довольно трудно понять, какие именно детали подлежат замене. Поэтому у вас есть возможность преобразовать мототехнику в самодельный снегоход.
В период Советского Союза были созданы мотоциклы, которые стали прообразами современных моделей и их достаточно просто переделать в снегоходы. Вспомним некоторые из них.
«Муравей»
Эта модель использовалась как грузовой автомобиль и имела кузов, а также три колеса. При этом колеса располагались в следующем порядке: одно спереди и два по бокам кузова. Снегоход, основой для которого послужила эта модель, стал одним из самых популярных среди жителей России. Именно с него все и началось. Один из знатоков в деревне разобрал свой старый мотоцикл, установил мотор на лыжу, а рельсы изготовил из обычного забора. У этого автомобиля, безусловно, были свои недостатки, но люди быстро нашли способы их устранения.
«Днепр»
К этой модели было внесено несколько модификаций: MT-9, 10, 11 и 16. Эти варианты мотоциклов оснащались двигателями с мощностью от 27 до 32 лошадиных сил, а также имели подставку для третьего пассажира. Практически все детали этого мотоцикла можно было использовать для создания снегохода. Однако приобретение запчастей для последующего ремонта может обернуться сложностью и высоким расходом.
«Урал»
В ходе Великой Отечественной войны этот мотоцикл часто оснащался военным оборудованием и обладал мощностью в 40 лошадиных сил. Именно поэтому этот мотоцикл является одним из лучших кандидатов для создания снегохода на базе его двигателя. Эта модель имеет трехколесную конструкцию и дополнительное сиденье для пассажира.
«Восход»
Данная модель появилась после «Ковровца» (К-175), который выпускался с 1957 по 1965 год. Он имел двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 175 куб. см с мощностью в 20 л.с. Эти неплохие характеристики позволяли легко восстанавливать мотоцикл за небольшие деньги.
«ИЖ Планета»
Выпускавшийся с 1962 по 1967 годы, этот мотоцикл имел мощность 20 л.с. У многих людей по сей день есть эта модель, которую также можно использовать для создания новых машин.
«Минск»
Это двухколесный мотоцикл, производство которого началось в 1951 году. Еще тогда многие пытались превратить его в снегоход, однако эти усилия оставались лишь в рамках идей.
Как сделать: инструкция
В первую очередь вам нужно сварить раму. Обратите внимание, что чем больше рама, тем более тяжелой получается машина, что снижает её скорость. Оптимальная длина рамы составляет 2 метра.
Затем, рама крепится к каркасу:
- ведущий вал, соединенный с принимающей звездой;
- силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
- передняя ось (она должна быть неподвижно прикреплена к раме, сваркой или болтами);
- задняя ось (ее крепление должно быть подвижным на направляющем элементе);
- передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей;
- сиденье(я) и кузов.
Гусеницы должны включать в себя клиновидные приводные ремни или конвейерные ленты. Оптимальная ширина колеи варьируется от 40 до 50 см. Менее широкие (40 см) гусеницы делают снегоход более маневренным и легким в управлении, в то время как более широкие (50 см и более) обеспечивают лучшую проходимость по сложным участкам.
Чтобы осуществить функцию желобчатых пластин, можно использовать ПВХ-трубы указанного диаметра, разрезанные пополам. Они крепятся к резиновому основанию с помощью болтов и гаек. Если ремни не достаточно широкие, можно воспользоваться металлическими клиньями для их соединения.
Для возможности регулировки натяжения цепи, ось заднего колеса должна фиксироваться подвижным направляющим элементом, позволяющим зафиксировать ось в нужном положении.
Дополнительные замечания:
- Центр тяжести конструкции должен находиться около её центра. Поскольку силовая установка прикреплена в передней части, сидение водителя разумно смещать ближе к центру над передним мостом, либо немного назад.
- Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы уменьшить потери энергии при передаче на вал.
- Если вы решите установить амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а задняя часть сидения опирается на амортизатор.
- В ситуации, когда снегоход планируется на большую нагрузку, чтобы снизить часть веса с гусениц, разумно установить дополнительную лыжу посередине базы автомобиля (между двумя гусеницами). Эта лыжа длиной 50-70 см прикрепляется непосредственно к раме. Однако такая конструкция потребует более тщательных расчетов для дальнейшего выравнивания высоты «ножки», что усложнит процесс создания снегохода.
- В шинах снегохода рекомендуется поддерживать низкое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.
- Предложенный вариант снегохода является простейшим по своей конструкции. С применением необходимых инструментов и сварочного аппарата его можно собрать в гараже без особых проблем.
- С началом зимы в нашей стране, учитывая климатические условия, двухколесные транспортные средства, как правило, убираются в гаражи до весны. Часто передвижение автомобилем становится невозможным из-за сильного снега. В таких случаях снегоход на гусеницах становится спасением для автолюбителей, стремящихся переехать по заснеженным маршрутам, и его можно создать непосредственно из мотоблока своими руками.
- Не у всех есть возможность приобрести дополнительное транспортное средство, однако многие могут самостоятельно спроектировать и сконструировать гусеничный снегоход из имеющегося мотоблока.
Рекомендации
При разработке и создании снегохода важно следовать основным принципам проектирования — оценивать производительность двигателя, устойчивость, баланс, долговечность и взаимозаменяемость компонентов и всей структуры в целом. Рекомендуется использовать двигатель объемом 125 кубических сантиметров, однокомпонентный или двухкомпонентный, двухтактный. Желательная мощность должна составлять от 15 лошадиных сил. Ваш снегоход вполне способен развивать скорость до 80 км/ч.
В зависимости от имеющихся у вас компонентов, ваших навыков и предпочтений, у вас есть возможность создать основу для снегохода прямо у себя дома. Далее вы можете заняться моделированием, улучшением конструкций сидений и даже прикрепить кабину — для защиты от дождя или прицепа при транспортировке.
Ключевым компонентом при создании снегохода своими руками является двигатель. Перед тем как крепить его к конструкции, нужно провести необходимые испытания.
При эксплуатации самодельного снегохода важно помнить о правилах безопасности: надевать защитный шлем, специальную одежду и перчатки (протекторы). Во-первых, необходимо провести тест-драйв, чтобы убедиться в исправности рамы и мотора.
Особенности создания снегохода из мотоцикла «Урал»
Для строительства оборудования на базе модели «Урал» можно применять систему любой модели «Бурана». Рельсовая конструкция выполнена в виде цилиндров, которые также можно создать самостоятельно. Передача энергии производится через цепной механизм. В передней части снегохода оборудованы несколько стоек для крепления лыж, которые оснащаются пружинами амортизаторов мотоцикла «Урал».
Снегоходы, созданные на основе мотоциклов «Урал», чаще всего рассматриваются в гусеничном варианте. Это обусловлено тем, что собственная конструкция имеет значительный вес. Кроме того, сзади располагается карданная передача, что требует установки обычного гусеничного агрегата с цепным приводом.
Следует учитывать, что это означает, что в случае самостоятельного производства модульная конструкция, основанная на модели «Урал», будет гораздо более сложной в реализации из-за организации привода с использованием трансмиссии. В связи с этим потребуется внести изменения в шасси, ввиду возможного увеличения высоты кузова «Урала», что приведет к росту центра тяжести и снижению характеристик устойчивости.
Двигатель «Урала» имеет расход топлива не более 6 литров на 100 километров. Максимальная скорость этой самодельной конструкции может достигать 60 км/ч, а также она способна буксировать до 1 тонны груза.
Особенности создания снегохода из «Ижа»
Снегоход «Иж» можно построить несколькими путями. Первый — это версия с лыжами вместо колес. Главная конструкция при этом остается прежней, необходимо лишь убрать колеса, а на место передней части установить лыжу, изготовленную из трубки, которая будет соединена с осевым валом на передней вилке.
Для задней части будущего снегохода на основе «Ижа» будет создан гусеничный блок, который будет укреплен на месте расположения колеса. В дополнение к раме в ней будут присутствовать задний мост автомобиля УАЗ, а промежуточное колесо заменяется задней звездочкой.
Снегоход «Иж» должен быть оснащен промежуточной цепной осью. В конструкции с колесами должны использоваться распределительные валы ПТС-2-4. Колеса изготавливаются путем сваривания стержней и их соединения ремнями. Снегоход, который корпорация предлагает вам создать из модели «Иж», может развивать скорость до 60 км/ч.
Изготовление гусеничного движителя
Гусеничный двигатель для снегохода может быть создан на основе традиционной цепи с роликовой втулкой и конвейерной ленты. Для сборки трека не нужны специальные инструменты, но чтобы увеличить срок службы ремня, его края следует укрепить прочной леской, а кольца фиксируются связыванием концов.
Толщина ремня выбирается в зависимости от мощности двигателя. Для домашнего использования рекомендуется применять ленты толщиной до 10 мм, как это делается на конвейерных лентах в сельском хозяйстве. Такой тип ремня можно легко отремонтировать в случае поломки.
Второй вариант — это соединение ремней с грунтозацепами, крепящимися винтами или заклепками. Благодаря этому получается формирование гусеничного отвала с отверстиями для зубчатого ведущего колеса. Между ремнями оставляется небольшой зазор.
Как своими руками сделать снегоход на базе разных двигателей
В районах с обильными зимними снегопадами использование двухколесного транспортного средства становится нецелесообразным. Однако и автомобиль тоже не всегда необходим. В таких случаях снегоход становится отличным помощником, но данный вид транспорта часто стоит дорого. Если есть желание и возможность, можно самостоятельно изготовить снегоход различными способами.
Как сделать снегоход
Снегоход может состоять из различных транспортных средств, имеющихся в вашем гараже.
Из мотоцикла
Вы имеете возможность изготовить снегоход из мотоцикла, используя различные его модели. Самыми популярными являются «Иж» и «Урал». Преимуществом такой переделки является то, что особых изменений не требуется. Даже рама может остаться в исходном виде, если она находится в хорошем состоянии.
Процесс модификации выглядит следующим образом:
- Из металлических труб или подходящих уголков создайте прямоугольную раму. Ее оптимальные размеры составляют 150*43,5 см.
- Дополнительно к мотоциклу «ИЖ» можно сделать рулевую балку. Ее изготавливают из металлических уголков. Оптимальные размеры составляют 50*50*5 мм, а затем балку усиливают металлическими накладками.
- Установите ее на горизонтальной поверхности сверлильного станка и обработайте соединительные места. Так же поступите и с рамой, где нужно делать специальные пазы для надежной фиксации. В конце к передней раме прикрепите уголок.
- Закрепите сиденье для водителя.
- Не забудьте сделать отверстия в лонжеронах.
- По возможности разместите швеллер между передней и средней частями рамы для дополнительного укрепления конструкции.
- Независимо от того, делаете ли вы снегоход из «Урала» или другой модели мотоцикла, заранее необходимо подготовить гусеничную звездочку и резиновую ленту. Их оптимальные размеры должны составлять 220*30 см при толщине не более 1 см.
- Перед тем как установить гусеницу, рекомендуется обшить ее капроном для защиты от расслаивания в процессе эксплуатации.
- Перейдите к трансмиссии, которая состоит из двух частей. Первая часть — это передний мост, который является ведущим и изготавливается из трубчатого вала, гусеничной звездочки и катка. Вторая часть — задний мост, который состоит из гусеничного барабана и трубчатого вала.
- Завершите процесс создания снегохода привариванием лыж из листового металла.
При переоборудовании мотоцикла в снегоход важно не менять структуру рулевого управления. В итоговой конструкции этот элемент должен выполнять свои первоначальные функции.
Принципы переоборудования одинаковы, независимо от модели мотоцикла. Однако снегоход от «Урала» обычно будет тяжелее.
Из Жигулей
Конструкция автомобиля отличается простотой, удобством использования и высокой гибкостью. Чтобы построить снегоход из Жигулей, следует следовать таким инструкциям:
- Собрать раму. Рекомендуется использовать трубы. Она состоит из передней и центральной балок (стальные трубы диаметром 5 см), двух нижних диагональных элементов (согнутые трубы диаметром 3 см) и заднего подкоса. Для фиксации элементов используется сварка.
- Установить рулевые колонки. Для этого на передней балке следует разместить две втулки.
- Зафиксировать полуоси. Вместе с задней рамой заранее прикрепите корпус для нее, который делается из металлической трубы диаметром 6 см. Полуоси фиксируются с помощью втулок и электрозаклепок.
- Установить двигатель от автомобиля. Предварительно необходимо на центральной балке рамы создать передние и задние крепежные узлы, которые сначала располагаются на самом двигателе, а потом привариваются к раме.
- В самодельном снегоходе можно установить колеса большого диаметра или лыжи из металлического листа. В первом случае задние и передние колеса нужно соединить металлической трубой. На ступице делают проточки для подшипников, которые затем фиксируются пружинными кольцами. Дополнительно нужно установить распорную втулку между подшипниками.
- На каждом колесе устанавливаются звездочки в зависимости от предполагаемой максимальной скорости. Такой снегоход можно использовать в любое время года, тогда как для зимнего времени года лучше использовать конструкцию с лыжами вместо передних колес.
- При установке рулевой системы лучше всего использовать цельные элементы автомобиля, например, от Запорожца или мотоцикла. Вариант зависит от личных предпочтений. Если используете первую опцию, нужно дополнительно установить педали газа, сцепления и тормоза, а управление коробкой передач осуществляется с помощью рычага и жесткой тяги.
- Установить кабину снегохода, ее роль будет исполнять кузов автомобиля.
Изготовление отдельных элементов снегохода
Принципы переоборудования мотоцикла, бензопилы или мопеда практически схожи. Если вы понимаете, как собрать отдельные компоненты, это чрезвычайно упростит задачу.
Подвеска
При переделке автомобиля в снегоход внимательное внимание должно быть уделено задней подвеске. Необходимо оценить её состояние и подготовить к ремонту:
- шасси;
- два рычага;
- связующие рельсы;
- шарниры.
После подготовки можно приступить к ремонту подвески:
- Передний рычаг соединяют со скользящими рельсами с одной стороны и с шасси с другой.
- С задним рычагом действуют аналогично.
- Расположить торсионные пружины между скользящими рельсами и задней реактивной штангой.
- Между рычагами подвески разместить крепление двух силовых элементов.
Для крепления подвески рекомендуется использовать крепежные скобы.
Двигатель
Выбор двигателя для снегохода — это шаг, имеющий ключевое значение, так как именно от него зависит производительность транспортного средства и его способность передвигаться по снежным маршрутам.
Оптимальная мощность двигателя для снегохода составляет от 6 до 30 лошадиных сил.
В связи с этим, снегоходы зачастую строятся с двигателями Lifan или с компонентами от мотоциклов или мопедов.
Подъемник для снегохода
Это устройство может оказаться необходимым, если снегоход застрянет в снегу или потребуется провести ремонт. Построить подобие домкрата достаточно просто:
- Из металлического уголка шириной 25 мм создайте конструкцию, напоминающую швеллер. Высота должна составлять 19 см, в середине сделайте два отверстия для крепления вилки.
- К нижней части приварите пластину, которая будет выполнять роль направляющей. На верхней части расположите аналогичную деталь, не фиксируя её. При этом расстояние между ними должно составлять 14 см.
- В этих пластинах сделайте отверстия для пропуска трубы домкрата. Верхнюю пластину сделайте подпружиненной.
- Под углом к верхней пластине вместе размещайте ещё одну деталь, аналогичную крюку, которая будет поддерживать пружинящую часть.
- Создайте вилку для подъемника. Длина составляет 12 см. Один конец фиксируйте в швеллере. Вторую ось крепления разместите на расстоянии 67 мм. В вилку вставьте кусок трубы, которая проходит через вторую ось. К этой трубе приварите металлическое кольцо (можно использовать металлическую пластину с дополнительными отверстиями для резинок), через которое пропускать трубу домкрата.
- Вы можете зафиксировать кольцо мотоциклетными резинками на основе под пружиной верхней пластины. Для предотвращения сползания резинок их можно закрепить винтами.
Колеса
Для полноценной мобильности по различной местности автомобиль строят на основе труб. Колеса снегохода должны быть большого диаметра. Однако их лучше оснастить лыжами, которые могут быть сделаны из фанеры или труб большого диаметра. Лыжи можно взять даже с другого снегохода или детских санок. Также необходимо изготовить втулки для поворота, однако наличие подшипников в этой системе не является обязательным.
Самодельные снегоходы отлично ведут себя в дорожных клетках. Также вы можете самостоятельно изготовить этот компонент. Гусеница приводится в движение с помощью колес внутри, для чего достаточно установить садовые колеса. Такой аксессуар можно создать из пластиковых трубок. Даже если вы решите построить снежный гусеничный механизм с двумя гусеницами, подходящими будут трубки диаметром 4 см. Если их распилить, они вполне могут взять на себя функцию гусеничных башмаков.
Снегоходы из «Урал»
Мотоциклы «Урал», как правило, чаще всего применяются как снегоходы в гусеничном варианте. Их особенностью является достаточно внушительный вес мотоцикла, при этом имеющего заднеприводную карданную передачу, что сделает невозможным использование стандартного гусеничного агрегата с цепным приводом.
Конструкция оборудования для «Урала» будет значительно сложнее, так как привод организации осуществляется через коробку передач. Поэтому конструкция рамы мотоцикла также нуждается в существенных изменениях, чтобы избежать увеличения высоты мотоцикла, что могло бы сказаться на стабильности и устойчивости конструкции.
Снегоходы из мотоблоков
Конструкция снегоходов в значительной степени проще, нежели у мотоциклов, без зависимости от модели мотоблока.
Их зубчатое колесо отвечает за вращение обеих колес. Таким образом, для создания снегохода достаточно установить вместо оригинальных колес широкие колеса, предназначенные для снега.
Некоторые мастера осуществляют ещё более сложную переделку и устанавливают гусеничные ходовые треки на приводные валы, то есть на три цилиндра, прикрепленные к оси, на которой установлена гусеничная ходовая часть. В большинстве случаев, средний цилиндр будет направляющим.
В этой статье мы рассмотрели только несколько самых распространенных типов снегоходов на базе отечественных мотоблоков и фрезерных машин. На самом деле существует значительно больше разновидностей снегоходов.
В данной статье вы получите советы по выбору правильной длины цепи для вашего снегохода.
Детский снегоход Polaris 120 INDY — это отличная модель для новичков и любителей активного отдыха.
Фотогалерея
Предлагаем вашему вниманию подборку фотографий снегоходов, изготовленных собственными руками из отечественных мотоблоков. При этом оказалось, что такие «конструкции» можно создавать не только из старых мотоциклов, но и из автомобилей и велосипедов.
Изготовление
Различные типы снегоходов могут быть построены на основе старых мотоциклов, адаптированных с одной или двумя лыжами. На задней части снегохода может размещаться цепная или колесная система, и это зависит от условий снежного покрова, с которыми вы сталкиваетесь.
Снегоход можно создать в домашних условиях, в вашем гараже, и использовать для охоты, рыбалки или просто для передвижения по заснеженным лесам зимним днем.
Чтобы сконструировать снегоход, выберите одну из вышеназванных моделей старых мотоциклов и другие необходимые детали.
Что же мы получим в результате?
Если говорить просто, у нас получается конструкция с лыжей и рулем спереди, рама с двигателем и сиденьем, а также дорожка, расположенная под ней или за ней. Для этих целей подходит рама от «ИЖ Планета» или «Восход», однако придется адаптировать крепления. Двигатель можно использовать от такого же мотоблока «Восход» (20 л.с.), установленного на гусеницу. Снегоход с подобным двигателем может достигнуть скорости до 70 километров в час, что вполне достаточно для домашнего применения.
Вы можете использовать готовую раму или создать её по чертежам из отрезков труб малого диаметра. Очень важно усилить раму сваркой, особенно в местах соединений. Иногда используются временные крепления. При необходимости, вместо гусеницы и лыж, можно вернуть колеса. Собранная конструкция должна быть устойчивой и надежной. Между главным валом силового агрегата (как вариант, подойдет ИЖ «Планета» или «Урал») и приводным валом гусеничной системы используется приводная цепь.
Для создания гусеничного двигателя можно использовать секцию гусеничной ленты от других устройств (например, «Бурана»), однако можно также заказать её отдельно в новом исполнении. Но это не всегда доступно. В таких случаях у вас есть возможность соорудить её самостоятельно.
Чтобы самостоятельно собрать трек, вам понадобятся рейки (пластиковые или из листового металла), конвейерная лента и крепежные элементы. В процессе изготовления дорожки необходимо сделать трубочки одинаковой длины и ширины (из пластика или листового металла) с изгибами, которые потом соединяются с конвейерной лентой через равные промежутки. Три пары колес разного размера служат для привода в строительстве трека.
Для конструктивного оформления лучше использовать колеса большого диаметра для ведущего вала, а меньшие колеса для двух других (они могут выступать в роли цилиндров). Цилиндры обязательно должны иметь резину для более надежного сцепления. Имейте в виду, что все самодельные конструкции не отличаются высокой прочностью, поэтому избегайте слишком высоких скоростей на снегоходе.
Амортизационная система задней подвески может быть использована от оригинального мотоцикла. В передней части можно использовать пружины от автомобильных или мотоциклетных моделей. Демпфирование играет важную роль при поворотах и оказывает влияние на стабильность конструкции.
Рекомендуется размещать топливный бак объемом от 15 до 20 литров в удобном месте, в зависимости от версии, но обычно он располагается на позиции оригинала с другого мотоцикла.
Рекомендации
При разработке вашего снегохода следует соблюдать основные правила проектирования — оценивать производительность двигателя, устойчивость, баланс, долговечность построенных частей и всей конструкции. Предпочтение стоит отдавать двигателю объемом 125 кубических сантиметров, который может быть однокомпонентным или двухкомпонентным, с двухтактным циклом. Мощность снегохода должна быть не менее 15 лошадиных сил. Максимальная скорость, которую способен развить собранный вами снегоход, составляет около 80 км/ч.
Судя по имеющимся у вас компонентам, вашим навыкам и желаниям, вы можете создать базовую модель для вашего снегохода в домашних условиях. Далее вы сможете заняться улучшением моделей, улучшением сидений и даже соорудить кабину — для защиты от дождя или во время транспортировки.
Процесс создания снегохода своими руками требует достаточно много времени и усилий, особенно обращая внимание на все детали. Самым важным элементом снегохода, который требует особого внимания, является двигатель. Перед тем как монтировать его в конструкцию, необходимо провести все необходимые испытания.
При эксплуатации самодельного снегохода следует соблюдать правила безопасности: надевайте защитный шлем, подходящую одежду и перчатки (протекторы). Первым делом проведите тест-драйв, чтобы убедиться, что с конструкцией и ее компонентами все в порядке.
Посмотрите видео, где демонстрируется процесс постройки снегохода из мотоблока.