Ключевым элементом в конструкции многодисковых сцеплений является корпус, на внутренней стороне которого имеется вырез. В этот корпус помещаются диски, обладающие канавками по внешней окружности. Они могут свободно вращаться вдоль осевой траектории и обеспечивают последовательную передачу крутящего момента между коробкой передач и маховиком двигателя.
Сцепление на мини-трактор: особенности и изготовление своими руками
Минитрактор является высокоэффективной и надежной сельскохозяйственной машиной, однако одной из основных проблем часто становится поиск запасных частей. В связи с этим знание методов самостоятельного изготовления сцепления для минитрактора может оказаться весьма полезным.
Для чего нужно?
Прежде всего, важно разобраться в основных аспектах планируемой работы. Сцепление, независимо от его вида, должно выполнять жизненно важную задачу — передачу крутящего момента на коробку передач. Если этот важный элемент отсутствует, функционирование минитрактора становится невозможным. Более того, сцепление позволяет быстро и плавно разъединить коленчатый вал двигателя и коробку передач, что критически важно для успешного запуска аппарата.
Производители склоняются к использованию фрикционных сцеплений, которые оснащены фрикционными элементами, обеспечивающими передачу крутящего момента. Однако существует возможность конструирования импровизированного сцепления иными способами. Важно тщательно исследовать все варианты перед принятием окончательного решения. По мнению многих экспертов, для мощного небольшого двигателя значительно практичнее использовать ременную передачу. Этот подход сводит к минимуму объективные недостатки, при этом явно подчеркивая свои многочисленные преимущества. Простота конструкции такого механизма также является важным фактором для фермера. Основная последовательность работы включает в себя следующие шаги:
- используются два клиновидных ремня длиной около 1,4 м, лучше всего профиля Б;
- на первичный вал коробки передач устанавливается шкив, служащий ведомым элементом;
- для создания системы натяжения устанавливается подпружиненный кронштейн, состоящий из 8 звеньев, связанный с педалью, на который добавляется сдвоенный ролик;
- необходимо установить упоры для уменьшения износа, когда двигатель работает в режиме холостого хода.
Наличие такой муфты значительно улучшает эффективность работы. Это также повышает надежность всей системы. Что касается приложенных усилий, то ременная муфта безусловно является предпочтительным выбором.
Есть и другой способ выполнения данной работы. На двигатель могут быть установлены маховики. В этом случае сцепление может быть снято с автомобиля и установлено с применением специального адаптера. Покупка данного переходника, однако, не является обязательной, поскольку отличные изделия можно приобрести у фирмы «Коленвал». Следующим шагом будет монтаж картера сцепления, который должен быть установлен поддоном вверх.
Важно: обязательно проверьте, чтобы базовые поверхности первичного вала и фланца картера совпадали. При необходимости расстояние можно увеличить с помощью напильника. Также весьма желательно снять коробку передач со старого автомобиля, при наличии раздаточной коробки.
Для упрощения работы можно использовать готовые коробки передач.
Какие еще варианты могут быть?
В некоторых случаях можно использовать гидравлическую муфту. Гидравлические муфты работают благодаря силе, возникающей в результате потока рабочей жидкости. Существует два основных типа: гидростатические и гидродинамические. Во втором варианте сила, создаваемая потоком, изменяется постепенно, что делает гидродинамические муфты более популярными, поскольку они менее подвержены износу и обеспечивают большую безопасность работы.
Также существуют электромагнитные муфты, где соединение двигателя и коробки передач осуществляется благодаря магнитному полю, создаваемому электромагнитами или порошком с магнитными свойствами. Разделение сцеплений по необходимости смазки также является распространенной практикой.
Сухие конструкции функционируют без смазки, тогда как мокрые работают исключительно в масляной ванне.
Кроме того, сцепления могут иметь разное количество дисков. Многодисковый вариант включает в себя корпус с углублением, в котором размещены диски специальной формы с канавками. При вращении вокруг своей оси они последовательно передают усилие на коробку передач. Также возможно создать автоматическое центробежное сцепление без ротора.
Проектируя и производя такие устройства, необходимо обратить внимание на уменьшение трения, так как оно неэффективно и может приводить к значительным потерям механической энергии. Важно помнить, что центробежное сцепление не подходит для передачи больших усилий, и его эффективность может заметно снижаться. Накладки центробежного сцепления со временем изнашиваются и уменьшаются в размерах.
Из-за этого может происходить пробуксовка. Ремонт подобного устройства возможен, однако он требует выполнения ряда условий:
- следует воспользоваться качественным токарным станком;
- необходимо сточить накладки до металла;
- надёжно закрутить фрикционную ленту;
- использовать специальный клей для её фиксации;
- поддерживать заготовку в муфельной печи в течение одного часа;
- выточить накладки до необходимых размеров;
- подготовить канавки для прохода масла;
- всё аккуратно установить на место.
Как видите, этот процесс довольно сложный, трудозатратный и финансово затратный. Однако, даже достигнув определённых результатов, такое сцепление можно считать лишь импровизированным. А качество его работы будет зависеть от множества факторов, включая те, которые невозможно предсказать. Многодисковое сцепление, тем не менее, проще в изготовлении. Эти устройства рекомендуется использовать для сельскохозяйственных машин, где двигатель установлен поперечно.
Важно! Компоненты сцепления связаны с блоком привода и стартером, что подразумевает их общее смазывание моторным маслом. В качестве рабочих деталей можно применить старые сцепления от мотоциклов. Зубчатое колесо должно быть соединено с внешним барабаном так, чтобы он мог свободно вращаться. Ведущий барабан фиксируется с помощью щеколды. Ведущий и ведомый шкивы должны соединяться на общем валу, при этом важно обеспечить их подвижность. Конструкция фиксируется гайками, а главные и вспомогательные шкивы устанавливаются парами: первые присоединяются к внешнему барабану через проушины, а вторые — с помощью штифтов.
Наконец, упорная шайба устанавливается последней — она натягивает остальные элементы при помощи пружин. На каждом из шкивов должно быть установлено фрикционное покрытие, которое может быть выполнено из таких материалов, как пластик или пробка.
Особенности сцепления для мини-техники
Для начинающих строитель можно возникает вопрос: какое сцепление подойдет для самодельного трактора, чтобы оно прослужило как можно дольше?
Несмотря на все новшества, опытные специалисты единодушно согласны: лучше по-прежнему заниматься решением поставленных задач с помощью традиционных разработок — например, ременного сцепления. Несмотря на его определённые недостатки, этот вариант обеспечит надежную работу на небольшом сельскохозяйственном оборудовании, таком как минитрактор. Однако нельзя забывать, что помимо ременной муфты существуют и более современные аналоги, такие как:
- электромагнитные;
- дисковые;
- гидравлические;
- центробежные.
Делаем сцепление с ременным механизмом своими руками
Схема конструкции ременного сцепления достаточно проста для понимания, несмотря на разнообразие мнений о сложности процесса. Сцепление — это один из самых мощных механизмов:
- необходимо взять пару клиновидных ремней длиной 1,4 м, желательно профиля Б;
- на первичном валу коробки передач установите шкив, который будет выполняет роль ведомого элемента;
- установите на подпружиненный кронштейн 8 звеньев, связанных с педалью сцепления, и добавьте ролик сдвоенного типа. Этот ролик обеспечит необходимое натяжение ремней и будет отключать их во время пробуксовки;
- чтобы минимизировать износ, рекомендуем установить специальные упоры для ситуаций, когда двигатель работает в режиме холостого хода.
Подобная конструкция обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- сбалансированная работа;
- надежность эксплуатации;
- экономия, поскольку нет нужды приобретать дорогие компоненты, большинство из которых можно найти в собственном хозяйстве.
Перед завершением производства данного механизма желательно позаботиться о наличии коробки передач, даже если она была использована ранее. Подойдет агрегат от любого старого автомобиля, например, «ГАЗ-51».
2-й способ оснастки сцепления
Как уже было упомянуто, существует масса способов выполнения однотипной процедуры. Рассмотрим интересные альтернативы.
- оснастите двигатель маховиком;
- добавьте к конструкции автомобильное сцепление, используя переходное устройство, изготовленное из коленчатого вала от «Волги», при этом соедините маховик и коленвал;
- установите картер сцепления вверх дном;
- проверьте совпадение креплений фланца первичного вала и картера с маховика; если необходимо, увеличьте ширину зазора с помощью напильника;
- возьмите коробку передач с подержанной машины, а лучше, чтобы она была в сборе с распределительной коробкой;
- редуктор также следует использовать готовый, например, от мотоблока;
- соберите конструкцию и переходите к другим элементам мини-трактора.
Мы рассмотрели несколько вариантов, которые отличаются от стандартного состава компонентов, но итог в обоих случаях превышает ожидания. Какой из способов использовать — решать вам, но всегда помните о том, что продуманное сцепление для вашего минитрактора является залогом его долговечности и успеха.
Какое сцепление можно сделать для самодельного минитрактора?
Этот вопрос кипит не только среди новичков, но и среди опытных мастеров.
Среди множества возможных вариантов рекомендуется выбирать наиболее простые и стандартизированные:
- клиноременное;
- многодисковое, работающее в масляной ванне.
Оснастка минитрактора ременным сцеплением
Ременная передача для микро-трактора по своей структуре схожа с перечисленными ранее классификациями. Она также включает первичные и вторичные компоненты, представленными шкивами.
Необходимые материалы:
- два ремня длиной не более 140 см; каждый из них будет выполнять функции передней и задней передачи;
- пружинные ролики, которые будут натягивать ременные ленты;
- направляющая пластина, изготовленная из прочного металла;
- две направляющие планки, соответствующие размеру шкивов.
Процесс работы состоит из следующих шагов:
- установите трехручьевой шкив на коленвал двигателя, который станет ведущим звеном вашей самодельной конструкции;
- второй шкив устанавливается на входной вал редуктора коробки передач, он же будет основой ведомого механизма муфты;
- обратите внимание, что шкивы, расположенные ближе к двигателю, должны быть установлены параллельно;
- кронштейн из непрозрачного металла оснастите роликами, которые будут создавать эффект натяжения или ослабления ремней;
- ремень заднего хода следует дополнить специальной направляющей — стальной пластиной, соединяющей его со шкивом и роликом;
- установите направляющие планки на задний шкив и ролики; они должны закруглять конструкцию с каждой стороны.
Данная конструкция сцепления для минитрактора легка в сборке и устойчива к вибрациям двигателя. Она гарантирует стабильную работу минитрактора и считается наиболее экономичным вариантом, так как минимизирует капиталовложения на приобретение запчастей и их обслуживание.
Как сделать сцепление на минитрактор своими руками, рассмотрим поэтапно:
- используйте старое исправное сцепление от мотоцикла «Планета» или «ИЖ»;
- соедините мотоциклетную звездочку с наружным барабаном сцепления, обеспечив его свободное вращение на валу трансмиссии;
- оснастите ведущий барабан храповиком;
- соедините ведомые диски, которых обычно больше, чем ведущих, на том же валу, что и главные. Они должны иметь возможность свободного движения;
- закрепите конструкцию гайками.
Основные диски соединяются с внешним барабаном при помощи выступа, а инерционные — с помощью зубьев. Для правильной сборки пакета дисков сначала необходимо установить основной диск, затем инерционный, и далее — вторичный в том же порядке.
Далее представлено схематическое изображение этих двух частей: внутренний диск слева, внешний диск справа.
В завершение установки производится монтаж нажимного диска, который фиксируется с помощью специальных пружин на многодисковом сцеплении.
Также требуется установка фрикционных накладок на ведущие диски. Их можно изготовить из пластика или пробки.
За счет масляной среды между дисками приводные и вспомогательные элементы сцепления соединяются постепенно, что обеспечивает плавный старт без пробуксовки.
Идеально отрегулированный механизм должен выглядеть следующим образом.
Чтобы предотвратить трение элементов, необходимо систематически и в необходимых количествах подавать смазку. Вместо смазочного материала можно использовать парафин.
Приведенная выше схема сборки имеет свои недостатки, главным из которых является обязательное наличие масляной среды. Обойдя этот нюанс, можно создать надежный сцепление для миниатюрного привода, срок службы которого намного превышает срок эксплуатации приводного ремня.
Дополнительная информация
Широко применяется инерционная муфта, где рычаги соединены с передаточными валами и подлежат дополнению кулачками. Сила инерции движет эти кулачки в пазы, расположенные в чашеобразной полумуфте. Эта полумуфта, в свою очередь, прикреплена к приводному валу. Рычаги функционируют вместе, используя общий вал, установленные в пазе вспомогательных механизмов.
Некоторые передаточные муфты оснащены радиальными инерционными штифтами. Они вращаются и действуют на промежуточный элемент, который связан с ведомым валом через паз. Кроме того, этот промежуточный элемент с пазом упирается в вал и фиксирует рычаги в зажатом положении, удерживая их до тех пор, пока ведомый вал не раскрутится.
Но большинство пользователей предпочитают традиционные дисковые сцепления. Для оптимальной работы навесное оборудование необходимо настроить сразу после установки. В последующем, в процессе эксплуатации, будет нужно периодически производить подобные регулировки. Убедитесь, что педаль сцепления свободно движется. Если настройки не помогают, обратите внимание на:
- состояние подшипников;
- исправность дисков;
- возможные проблемы с чашкой и пружинами, сцепления, тросами.
Ниже представлено руководство по самостоятельной регулировке сцепления на минитракторе.
Сцепление на минитрактор — виды и их отличия
Сцепление для минитрактора является важнейшим компонентом любой сельскохозяйственной машинерии. Основная функция этого узла биológica заключается в обеспечении связности между двигателем и трансмиссией, а также в разъединении этих элементов. Другими словами, сцепление принимает крутящий момент от двигателя и передает его трансмиссии, обеспечивая при этом безопасную эксплуатацию.
Все микротракторы, доступные на рынке, обычно уже оснащены правильно подобранным и отрегулированным сцеплением. Совсем другая ситуация возникает, когда речь идет о создании сцепления для самостоятельно собранного минитрактора. В этом случае необходимо изучить различные типы сцеплений, их конструктивные особенности и недостатки.
Существуют разные типы сцеплений в зависимости от элемента, который передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии минитрактора:
- фрикционные – обычно заводские модели минитракторов комплектуются именно такими узлами. Они состоят из ведущей и ведомой частей, а также системы управления, которая обеспечивает передачу оборотов от коленчатого вала к ведомым компонентам. Способность этих компонентов к работе зависит от фрикционных свойств материалов, из которых они изготовлены, что при необходимости может быть улучшено путем применения различных накладок, уменьшающих силу трения;
- гидравлические – функционирование муфт данного типа основывается на усилии, создаваемом потоком жидкости. Если сила потока стабильна на протяжении всей работы, такая муфта называется гидростатической. Если же поток изменяется, тогда она именуется гидродинамической. Гидродинамические муфты набирают популярность в современных минитракторах, так как подвержены меньшему износу и обеспечивают более стабильную работу тяговых механизмов. Применяются в основном, когда в хозяйстве работают сеялки, косилки и бороны;
- электромагнитные – соединение мотора и трансмиссии минитрактора в таких муфтах осуществляется посредством магнитного поля, созданного электромагнитами или специализированным магнитным порошком.
В зависимости от типа соприкасающихся друг с другом поверхностей различают:
- сухие – могут функционировать без применения смазки;
- мокрые – работают исключительно в условиях наполнении масляной ванной.
В зависимости от количества дисков, расположенных в конструкции, различают:
- однодисковые;
- многодисковые.
Основным компонентом многодискового устройства является корпус, в котором расположена зубчатая поверхность. Основным элементом конструкции выступает полость в корпусе, содержащая многодисковую пластину. В рабочем состоянии эти диски свободно вращаются вокруг своей оси и последовательно передают крутящий момент от двигателя к трансмиссионным элементам через маховик.
Как сделать сцепление на минитрактор своими руками?
Этот вопрос волнует многих фермеров, владеющих самодельными минитракторами. Прежде чем ответить на него, следует определить, какой механизм проще свести к единому основанию. Самые простые конструкции двусторонние: это ременная передача и многодисковый привод в масляной ванне.
Ременная передача, подобно другим типам, состоит из первичных и вторичных частей, где ведущими являются шкивы.
Для сборки ременной муфты вам понадобится:
- два ремня длиной не менее 140 см. Они выполнят функции передней и задней передачи;
- ролики пружинного типа, которые обеспечат необходимое натяжение ремней;
- две направляющие планки соразмерные параметрам шкивов;
- металлическая направляющая пластина большой прочности.
Процесс сборки ременного сцепления можно разбить на следующие шаги:
- коленчатый вал мотора следует оснастить трехручьевым шкивом, который станет ведущим элементом конструкции;
- второй шкив устанавливаем на входной вал редуктора, который послужит основой для ведомого механизма муфты;
- придерживайтесь того, что шкивы, находящиеся ближе к двигателю, должны быть расположены строго параллельно друг другу;
- кронштейн снабдите роликами, которые предоставят эффект натяжения ремней или, при необходимости, их ослабления;
- закрепите ремень заднего хода специальной направляющей — металлической пластиной. При этом ремень соединяется своей противоположной стороной с шкивом и роликом;
- в завершение на задний шкив и ролики устанавливаются направляющие планки, огибающие конструкцию с различных сторон. Более подробно о том, как устроена самодельная ременная муфта сцепления, можно узнать из видео.
Самостоятельно собранное сцепление будет надежно работать и устойчиво к двигательным вибрациям. Такой метод изготовления является самым доступным с точки зрения затрат.
Как сделать сцепление на минитрактор своими руками, рассмотрим поэтапно:
- найдите исправное сцепление от мотоцикла «Планета» или «ИЖ»;
- сцепите мотоциклетную звездочку и наружный барабан сцепления, чтобы обеспечить его свободное вращение;
- оснастите ведущий барабан храповиком;
- ведомые диски (которых обычно больше, чем ведущие) соедините на том же валу. Они должны быть подвижными;
- закрепите конструкцию гайками.
Основные диски соединены с внешним барабаном при помощи выступа, а инерционные – зубьями. Чтобы правильрано собрать стек дисков, установите сначала основной диск, затем инерционный, а в заключение вторичный диск в том же порядке.
На фотографии ниже представлено схематическое изображение этих двух частей (внутренний диск слева, внешний диск справа).
Финальной точкой будет установка нажимного диска, который удерживается на многодисковом сцеплении специальными пружинами.
Кроме того, необходимо установить фрикционные накладки на ведущие диски, которые можно изготовить из пластика или пробки.
Благодаря масляной среде между дисками приводные и вспомогательные элементы сцепляются плавно, что позволяет избежать пробуксовки при запуске.
Ожидается, что конечный механизм будет выглядеть следующим образом:
Важно следить за тем, чтобы смазка подавалась в достаточном количестве и с регулярной периодичностью, чтобы избежать трения между элементами. В качестве альтернативы можно использовать парафин.
Последняя схема сборки имеет свои недостатки, связанными с необходимостью наличия масляной среды. Избежав проблемы, можно создать надежную муфту для минипривода, срок службы которой заметно превышает стандартный приводной ремень.
Зачем мотоблоку муфта сцепления?
- Муфта соединяет и разъединяет коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии во время резких остановок;
- Она передает крутящий момент;
- Еще одной важной задачей является бесконтактное соединение шестерен, что повышает износостойкость всего узла трансмиссии.
Поэтому столь важно выбрать оптимальную модель сцепления специально для вашего агрегата. Рассмотрим наиболее распространенные виды.
Как сделать минитрактор из мотоблока «Нева» своими руками, фото и чертежи
Получение удовольствия от садоводства – это задача не из легких. Многие люди стремятся механизировать физическую работу, покупая культиваторы, мини-тракторы или аналогичное оборудование.
Некоторые мастера, поработав с электрокультиватором, решают создать мини-трактор из культиватора «Нева».
Чтобы упростить процесс, можно приобрести специальный адаптер с сиденьем, позволяющий трансформировать электрокультиватор в четырехколесный помощник.
Делаем минитрактор из мотоблока «Нева» своими руками
Создание минитрактора из электрического культиватора «Нева» позволит значительно сэкономить время и усилия, при этом вы получите отличное устройство для любых работ на своем участке. Существует масса дополнительных устройств, таких как плуги, задние тяпки, бороны и многое другое навесное оборудование.
Кроме того, вы можете самостоятельно преобразовать электрический культиватор в минитрактор, используя детали и узлы от других непригодных для дальнейшего использования машин. Хотя эта конверсия потребует больше времени и усилий, она экономически оправдана.
Для превращения культиватора «Нева» в минитрактор вам понадобятся такие материалы, как: сам культиватор, металлические трубы, уголки, листовой металл, два колеса, сварочный аппарат, сиденье для водителя и набор инструментов.