В процессе создания топливной смеси для двухтактных двигателей важно заранее рассчитать, какое количество масла потребуется на литр бензина, и это необходимо делать не только исходя из общепринятого соотношения, но также учитывая конкретные характеристики марки бензина и типа используемого масла. Это особенно актуально для двухтактных движков, так как правильная пропорция смеси напрямую влияет на их работоспособность и долговечность.
Соотношение масла и бензина
Двухтактные двигатели функционируют на основе смеси бензина и масла. Если залить в такой двигатель чистый бензин, это приведёт к его быстрой поломке. Разнообразные устройства, такие как мопеды, скутеры, мотоциклы, газонокосилки, триммеры, ножницы и бензопилы, требуют применения специального масла, предназначенного именно для двухтактных двигателей. Это масло играет ключевую роль в процессе смазки, что способствует надёжной работе мотора.
Как же правильно определить соотношение масла и бензина для вашего конкретного двигателя? На этот вопрос ответит инструкция по эксплуатации, прилагаемая к устройству. Если эти сведения отсутствуют в момент разговора, можно воспользоваться информацией, указанной на этикетке бутылки с маслом; на ней обычно обозначено безопасное и рекомендованное соотношение для смешивания.
Для снегоходов, бензокос, бензопил и аналогичных инструментов типичное соотношение масла к бензину составляет 1:50, что подразумевает использование 1 части масла на 50 частей бензина. Однако для старых советских мопедов, например, соотношение может быть увеличено до 1:25, что следует учитывать при использовании данной техники.
Соотношение масла и бензина для Stihl
Компания Stihl предоставляет на своем сайте информацию о смене топливной смеси для своих бензопил и другого оборудования. Рекомендуется ознакомиться с этими данными перед началом работы с новым инструментом, так как различные модели могут иметь разные требования.
Соотношение масла и бензина для Husqvarna
Обращаясь к инструкции по эксплуатации бензопилы Husqvarna, вы найдете точные рекомендации по подготовке топливной смеси, которые также стоит учитывать при использовании этой техники.
Стандартные пропорции
Неоднократно владельцы кусторезов сталкиваются с трудностями при определении правильного соотношения масла и топлива. Эти проблемы могут возникать из-за разрозненных данных в различных источниках информации. Нередко соотношения варьируются, иногда отличия могут составлять до 15%. Поэтому может возникнуть вопрос: сколько масла необходимо на 1 литр бензина — 20 мл или 40 мл? Это отлично подчеркивает важность наличия технического паспорта на приобретенный товар, который должен содержать не только описание устройства, но и инструкции по эксплуатации вместе с указаниями по приготовлению топливной смеси.
Если у вас на руках есть инструкция от производителя, используйте её в первую очередь, так как в случае выхода из строя мотокосы именно к производителю следует обращаться за гарантийным или послегарантийным обслуживанием. В ситуации, когда инструкции нет, и мануала не существует, стоит обратить внимание на стандартные пропорции для наиболее распространённых компонентов топливной смеси, используемой в двухтактных двигателях.
В большинстве случаев такие устройства работают на бензине АИ-92 с использованием специального синтетического масла, содержащего растворитель для лучшего взаимодействия с топливом. Данное масло имеет свойства медленного испарения и полностью сгорает в цилиндре, что исключает образование остатков после сгорания.
Распределение синтетического масла по отношению к бензину, как правило, составляет 1:50. Это значит, что на 5 литров бензина требуется 100 мл масла, и одна литра бензина требует 20 мл масла. Зная, сколько масла необходимо для разбавления 1 литра бензина, гораздо проще вычислить количество масла для любой заправки триммера. Для минеральных масел часто используется стандартное соотношение 1:40, соответственно, для 1 литра бензина вам понадобится 25 мл масла, а для 5-литровой канистры — 125 мл.
Для владельца бензопилы, даже если он не имеет большого опыта с данным типом техники, например, может быть достаточно внимательным к выхлопным газам (цвет и запах), стабильности двигателя в работе, температуре мотора и общей мощности, чтобы правильно установить соотношение масла к бензину для конкретной модели. Более подробно о последствиях неправильного сочетания топлива и масла можете прочитать в другом разделе этой статьи. Тоже стоит помнить, что некоторые модели мотокос могут работать на бензине АИ-95, и это обязательно следует учитывать при дальнейшем использовании данного инструмента.
Если производитель указал, что требуется именно такое октановое число, необходимо строго следовать этой рекомендации, чтобы не сократить срок службы устройства.
Правила смешивания
Теперь поговорим о том, как правильно смешивать компоненты. Начнем с разбора распространенных ошибок, которые допускают владельцы газонокосилок при приготовлении топливной смеси. Рассмотрим несколько действий, которые являются недопустимыми при смешивании ингредиентов.
- Одной из самых распространенных ошибок является добавление масла к уже залитому в бензобак топливу. Таким образом получить однородную топливную смесь не получится. Возможно, так сделать удастся, но для этого потребуется долго встряхивать триммер, что вряд ли кто-то станет делать из-за тяжести агрегата.
- Важно не допускать и обратной ошибки — сначала наливать в ёмкость для смешивания масло, а затем добавлять бензин. Поскольку бензин имеет меньшую плотность, чем масло, он останется на верхнем слое, что не позволит осуществить естественное перемешивание. Хотя в дальнейшем смешать можно, энергии потребуется существенно больше, чем если бы процесс происходил в обратной последовательности — когда сначала заливается бензин, а затем масло.
- Следует использовать точные измерительные инструменты для отмеривания нужного объема ингредиентов. Привычка определять количество масла или бензина «на глаз» — это неправильный подход к эксплуатации мототехники.
- Не рекомендуется также брать для приготовления топливной смеси пустые бутылки из-под питьевой воды. Такие сосуды обычно изготавливаются из слишком тонкого полиэтилена, который под воздействием бензина может раствориться и повредить смесь.
Рекомендации по смешиванию топливной смеси для двухтактных двигателей газонокосилок следующие:
- Необходимо использовать только чистую тару из металла или специального пластика для хранения бензина, масла и готовой топливной смеси.
- Для заправки бензином в разбавочную ёмкость лучше всего воспользоваться лейкой, чтобы избежать разливов, а для добавления масла используйте мерную тару с отметками объема или медицинский шприц на 5 и 10 мл.
- Сначала в канистру для приготовления топливной смеси нужно наливать бензин, а потом уже добавлять масло.
- При разбавлении смеси рекомендуется сначала в ёмкость вылить половину запланированного объема бензина.
- Далее добавить всё необходимое количество масла для приготовления смеси.
- После этого тщательно перемешайте содержимое разбавочной ёмкости. Наиболее эффективно это сделать, совершая круговые движения, плотно закрыв ёмкость. Не следует использовать посторонние предметы для размешивания внутри канистры, ведь можно оказаться в ситуации, когда не знаешь, из чего они сделаны, какие реакции могут возникнуть с ингредиентами смеси и насколько они чистые.
- После того как смесь тщательно перемешана, добавьте оставшийся бензин и снова хорошо всё перемешайте.
- Теперь можно заправлять бензобак газонокосы приготовленной смесью.
Обратите внимание, что приготовленная топливная смесь не рекомендуется храниться более 14 дней, так как она теряет свои свойства, может расслоиться и испариться. Это приводит к изменению пропорций, что, в свою очередь, вызывает ухудшение работы триммера.
Последствия нарушения соотношения
Срок службы двигателя мотокосы напрямую зависит от точного соблюдения рекомендованного производителем соотношения масла и бензина. Дело в том, что топливная смесь в обычных условиях поступает в цилиндры в виде бензино-масляного тумана, где основная задача масляного состава заключается в смазке движущихся частей, а также в защите различных компонентов внутри цилиндра. Если масла оказывается недостаточно или его нет вовсе, трущиеся детали начинают изнашиваться, что может привести к образованию зазубрин, царапин и сколов. Это вполне может привести к полному или частичному отказу двигателя, иногда, например, когда прибор попросту заклинивает.
С другой стороны, если в двигатель попадает слишком много масла, оно не успевает полностью сгорать, и со временем на стенках цилиндров образуются твердые отложения в виде кокса, шлака и других непригодных для работы веществ. Как вы, наверное, уже поняли, такое явление также чревато повреждением двигателя. Важно помнить, что не стоит допускать даже единичной нехватки масла в топливной смеси. Если вы сомневаетесь, лучше положить побольше масла. Нередко всего один раз недостаток масла может повредить двигатель.
Правила смешивания двухтактного масла с бензином и дизельным топливом
Если вы осознанно понимаете роль масла в двухтактном двигателе, вы сможете разбавлять его в нужной пропорции с бензином. Если вам известны последствия как недостатка, так и избыточности масла в топливной смеси, это поможет избежать неправильного создания смеси для вашей газонокосилки или бензопилы, основываясь только на предположениях.
Эта рекомендация относится ко всем двухтактным маслам, включая масла Mannol’s Agro Formula s 7858, который также доступен для покупки.
Классификация 2-тактных масел
Классификация API делит масла на 4 основные категории:
- ТА – предназначено для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением, использующихся в мопедах и мотоблоках с рабочим объемом до 50 см³ или до 200 см³ (например, масло Нафтан 2Т-Супер);
- ТВ – масла, применяемые в бензопилах и скутерах с рабочим объемом цилиндра 50-200 см³ (например, Mannol 7858 Agro for STIHL);
- ТС – масла, используемые в снегоходах или мотоциклах (к примеру, Orlen Oil 2t Semisynthetic);
- TD – масла, предназначенные для лодочных моторов, гидроскутеров и других подобных устройств (например, двухтактное масло Sibi Moto 2t, Нафтан 2Т-МИКС).
Классификация по дымности, разработанная японцами (JACO), охватывает следующие категории масел:
- FA – класс масел с минимальными требованиями к дымности выхлопа;
- FB – масла, которые удовлетворяют высоким требованиям к образованию дыма;
- FC – это класс бездымных масел;
- FD – расширенные бездымные масла (в основном используются для яхт и катеров).
Смешивание топлива для двухтактного двигателя
Важным аспектом работы двухтактных двигателей является то, что смазка для коленчатого вала, поршневой группы и подшипников осуществляется именно маслом, входящим в состав бензина. Это составляет главную разницу в работе двухтактных и четырехтактных двигателей.
При приготовлении топливной смеси следует соблюдать инструкции из руководства пользователя или следовать рекомендации, указанные на бутылке купленного двухтактного масла. В общем, масла для триммеров имеют незначительные отличия от масел, используемых в других садовых инструментах с двухтактными бензиновыми моторами и имеют свои специфические свойства.
Соотношения масла для приготовления бензиновой смеси
Избыточное количество масла в топливе к приводит к образованию нагара в цилиндрах и появляется риск появления царапин на поршнях, так как бензин будет плохо воспламенять смесь и это снижает мощность двигателя. Плохая смазка масла может нанести вред поршневым кольцам, что в свою очередь приводит к заклиниванию двигателя из-за ненадлежащего трения. Такие ситуации могут стать весьма опасными и крайне нежелательными.
Если соотношение смешивания масла и бензина вызывает сомнения и на баке указано одно значение, а в инструкции или маркере – другое, следует придерживаться соотношения, указанного на бутылке с маслом, чтобы избежать негативных последствий.
Для триммеров, бензокос
Для садовых инструментов, как правило, заправляются бензином АИ-92 или АИ-95, а масло добавляется по аннотации к продукту. Например, если указано смешивать в соотношении 1:50, то необходимо разделить 1000 мл на 50: это даст 20 мл. Таким образом, на 1 литр бензина нужно 20 мл двухтактного масла. Для этого лучше всего использовать шприц объемом 20 мл.
Для бензопил
Пропорции смешивания двухтактного масла с бензином
Как правило, для бензопил смесь производится в соотношении 1:40 или 1:50. Для оптимизации работы двигателя предпочтительно применять бензин АИ-95. Разделите бензин на другие соотношения, а в таблице потом продемонстрируем.
Бензин | 1:16 | 1:18 | 1:20 | 1:25 | 1:33 | 1:36 | 1:40 | 1:50 | 1:60 |
4 л | 250 | 222 | 200 | 160 | 120 | 110 | 100 | 80 | 66 |
5 л | 312 | 277 | 250 | 200 | 150 | 137 | 125 | 100 | 83 |
Важно учитывать, что дозировка масла должна быть увеличена на 20% в случае работы двигателя или при высоких температурах окружающей среды.
Масляно-дизельная смесь
Добавление двухтактного моторного масла к дизельному может значительно повысить цетановый уровень, необходимый для бесперебойной работы вашего двигателя. Это дополнительно способствует уменьшению образования сажи, а также предотвращает кристаллизацию парафина, содержащегося в дизельном топливе, что положительно сказывается на работе системы в целом.
На практике рекомендуется применять соотношение 1:200, что соответствует добавлению 5 мл масла на 1 л дизельного топлива. При пониженных температурах использование двухтактного масла в дизельном топливе позволяет облегчить запуск двигателя.
Рекомендуемые масла от компании ПУМИ-С
На сайте PUMI-S вы найдете широкий ассортимент смазочных материалов для бензопил, газонокосилок и другой садовой техники. Вы можете заказать все необходимые продукты в одном месте, что позволит сэкономить время на поиски и покупки.
Мы предлагаем различные масла для садовых инструментов всех категорий и типов.
Топливо
Теперь вам остается лишь выбрать масло, которое собираетесь использовать для вашей газонокосилки. На выбор предоставляются лишь два варианта — АИ-92 и АИ-95, отличия между которыми можно определить по качеству. Если в инструкции к оборудованию не указано, какой именно бензин следует использовать, лучше остановиться на АИ-92. Не имеет большого значения, какое количество масла вы добавите на литр бензина при условии, что топливо будет качественным и соответствовать заявленным требованиям. Поэтому рекомендуется приобретать бензин только на проверенных АЗС, чтобы избежать подмены и несоответствия, например, когда вместо АИ-92 вам может продать А-80.
Когда производитель рекомендует использовать именно АИ-95, не следует пренебрегать этим указанием. Если в процессе запуск двигатель начинает работать нестабильно и быстро перегревается, это может повредить как двигатель домашней газонокосилки, так и более дорогие коммерческие модели.
Приготовление смеси
Многие неопытные пользователи заблуждаются, полагая, что добавление большего количества масла в бензин для получения топливной смеси принесет только пользу. Однако это не так. Избыточное содержание масла не выводится из двигателя вместе с выхлопными газами, а оседает на компонентах, образуя загрязнения внутри системы, что существенно угрожает целостности поршня. Если на продолжительной основе использовать смесь с избыточным содержанием масла, триммер начнет сильно дымить, и потеря мощности будет неизбежна.
Если масло добавляется в недостаточном количестве, то может произойти перегрев триммера, в результате чего поршневые кольца могут повреждаться, а поршень заклинивать. Даже небольшое превышение пропорций масла может сократить срок службы устройства на 30–40%. В случае же, если масла будет недоставать более чем на 20%, то двигатель может не выдержать и остановиться после 20-30 минут интенсивной работы. В вашем руководстве по эксплуатации триммера указаны конкретные пропорции смешивания топливной смеси. Обычно они составляют 1:25, 1:40 или 1:50. Для упрощения работы используйте следующую формулировку:
- 1:25 — это 40 миллилитров масла на 1 литр бензина;
- 1:40 — это 25 миллилитров масла на 1 литр бензина;
- 1:50 — это 20 миллилитров масла на 1 литр бензина.
Для удобства вы можете также использовать таблицу, чтобы определить, сколько масла необходимо добавить на конкретное количество чистого топлива:
Бензин (литры) | Масло (литры) | ||||
---|---|---|---|---|---|
25:1 | 30:1 | 35:1 | 40:1 | 50:1 | |
1 | 40 | 33 | 28 | 25 | 20 |
5 | 200 | 165 | 140 | 125 | 100 |
10 | 400 | 330 | 280 | 250 | 200 |
16 | 500 | 495 | 420 | 375 | 300 |
Как смешивать
Если у вас нет специальной емкости для масла с отметками, принадлежащими авторитетному производителю, или же вы потеряли её, можно использовать любую подходящую емкость. Оптимально подойдет стеклянная или металлическая тара. Пластиковая упаковка также может подойти, но стоит выбирать только те бутылки, которые изготовлены из прочных материалов.
Объем вашей емкости должен быть кратен 1 литру. Например, можно купить бутылку на 1,5 литра, но на практике такие варианты могут быть неудобны. Также вам потребуется медицинский шприц, желательно на 20-50 миллилитров. Сначала налейте в емкость бензин, а затем добавьте точно отмеренное количество масла (в нужном объеме). Порядок добавления не должен быть изменен.
Если у вас имеется «предварительно смешанное» масло, закройте ёмкость, несколько раз переверните её вверх дном и энергично встряхните. В случае с «самосмешивающимся» маслом оно само растворится без каких-либо усилий. Приготовленную смесь нужно использовать в течение 24 часов. Если вам известно, сколько топлива расходует триммер на заданную работу (или на определенное время), то нетрудно рассчитать необходимое количество смеси. В противном случае лучше всего разбавлять новое топливо перед каждой заправкой, чтобы в конце работы оставалось минимальное количество топлива.
Что нужно знать?
Выбор точного соотношения для приготовления топливной смеси – задача не из простых. Необходимо рассчитать точно коэффициенты смешивания. Одновременно некоторые операторы складывают ингредиенты, исходя из своего собственного опыта, что не всегда приводит к удачному результату. Отлично знающие владельцы машин, которые заботятся о состоянии своего двигателя, исходят из того, что рекомендуемое соотношение составляет 1 к 50. Сколько это масла, теперь вы можете оценить для себя, поняв детали:
Чтобы правильно смешивать ингредиенты, лучше следовать простым правилам. При разведения бензина с маслом в соотношении 1 к 50 целесообразно использовать бензин А-92. Часто можно встретить бензин А-80, что объясняется наличием большего количества присадок в его составе. Однако это в корне неверно и может привести к нежелательным последствиям.
Подходит практически любое масло для смешивания с топливом. Главное требование здесь — чтобы оно относилось к классу автомобильных масел, а не тракторных или моторных масел для лодок. Применение таких масел не допускается, так как это непременно сокращает срок службы двигателя и может привести к критическим поломкам.
Рекомендации по приготовлению
Многие автомобилисты знают, что двухтактный двигатель работает на смеси бензина и масла. Поэтому настоятельно рекомендуется соблюдать пропорции смешивания, указанные в сопроводительных документах.
Конечно, некоторые опытные пользователи могут на глаз применять свои собственные пропорции. Однако это только ухудшает ситуацию, так как каждый раз соотношение будет непостоянным, что негативно скажется на работе двигателя. Поэтому необходимо ознакомиться с рекомендациями, указанными на упаковке вашего масла.
Рекомендуемые требования для смешивания:
- Не следует снижать количество масла при подготовке смеси. Необходимо придерживаться пропорции 1:50. Это сколько масла? Знать точное количество масла перед заливкой смеси в картер — важно. Масло — это немаленькая статья расходов, и многие не хотят из-за этого переплачивать, однако недостаток масла приводит к сильному перегреву системы. Поэтому соблюдение пропорций обязательно. Недостаток масла может также вызывать задиры, и, как следствие, значительно сократившийся срок службы моторной системы.
- Не следует также превышать количество масла. Переполнение масла приводит к ухудшению работы двигателя, что может завершиться преждевременным его износом и накапливанием значительного количества нагара.
- Не рекомендуется хранить приготовленную топливную смесь более 30 дней. В противном случае смесь теряет свои свойства, и её использование может значительно сократить срок службы устройства.
- Необходимо следить за тем, чтобы в состав не попала пыль и грязь, поскольку это также негативно сказывается на работе двигателя.
Пропорции смешивания
Стандартные пропорции смешивания обычно доступны на упаковке с маслом. На практике чаще всего используют соотношение 1 к 50, и это определяется точным количеством масла, как объясняется ниже. При использовании допустимо незначительное отклонение от указанного соотношения, но лучше всего придерживаться точной дозировки.
Например, производители советуют придерживаться соотношения 1:50. Сколько масла для такой пропорции необходимо разбавить бензином? Это соотношение довольно наглядное:
- 1 литр бензина – 20 мл масла;
- 1,5 литра бензина – 30 мл масла;
- 2 литра бензина – 40 мл масла.
Для его расчета используется простая формула: 1 л / 50 * 1 000 = 20 мл.
Таким образом, на 1 литр бензина необходимо добавлять 20 мл масла.
Для удобства вы можете использовать медицинский шприц для точного измерения необходимого объема масла или использовать ещё один мерный стакан с делениями в миллилитрах.