Двигатель отбора мощности, производимый в России, запускается классическим двигателем внутреннего сгорания. Машины, относящиеся к категории легких или средних, обычно оборудованы четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями. У некоторых старых моделей фрезерных станков все еще можно найти возможность установки двух бензиновых двигателей, что указывает на их более раннюю конструкцию и технологии.
Вал отбора мощности, что это такое
PTO (отбор мощности, или power take-off) — это механизм (сокращенно PTO), который устанавливается на тракторах и грузовиках с целью передачи крутящего момента от двигателя к различным орудиям, прицепам и другим машинам. Этот элемент является важным для работы с навесным оборудованием, позволяя выполнять множество сельскохозяйственных и коммунальных задач, возможных к выполнению с использованием трактора или грузовика.
- Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
- Режимы привода
- Система отбора мощности
- Навесное и прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ
- Навесное и прицепное оборудование, работающее от ВОМ на грузовом автомобиле
- Работа с коробкой отбора мощности
- Четыре основных типа ВОМ
- Неисправности ВОМ
- Виды хвостовиков
- Видео «Принцип работы вала отбора мощности»
Данная система присутствует практически на всех тракторах, а также на некоторых моделях грузовиков. В следующем тексте мы детально обсудим, как функционирует коробка отбора мощности, и какие функциональные возможности рулевого управления доступны пользователям. Мы также рассмотрием разные типы навесного оборудования для тракторов и грузовиков, принципы функционирования ВОМ и различные типы нагрузок, которые может нести данная система.
Назначение и работа вала отбора мощности (ВОМ)
Отбор мощности представляет собой критически важный компонент как грузовых автомобилей, так и тракторов. Он обеспечивает передачу вращательного движения от силового агрегата к вспомогательному оборудованию, позволяя выполнять дополнительные работы, которые могут требовать значительных усилий.
С помощью ВОМ возможно подключение различных навесных и прицепных орудий, что существенно увеличивает функциональность и универсальность машины, позволяя ей выполнять широкий спектр задач.
Как правило, ВОМ трактора или грузовика включает в себя несколько ключевых компонентов, таких как планетарный редуктор (это основной блок системы), понижающая передача и приводной рычаг, который управляет процессом подключения и отключения вала.
Принцип работы коробки отбора мощности довольно прост: водитель может включить режим работы, переместив рычаг управления в положение «включено». Это приводит к натяжению ремня барабана на звездочке, при этом ремень на барабане управления расслабляется, что в свою очередь приводит к вращению вала. Для отключения данной функции необходимо вернуть рычаг в изначальное положение.
Режимы привода
Функции вождения и особенности работы ВОМ могут варьироваться в зависимости от конкретной модели машины. Например, в ВОМ тракторов МТЗ 80 и некоторых других моделях доступны несколько видов привода:
- Независимый (крайняя правая позиция) — работа на 540 и 1000 об/мин.
- Синхронный (крайнее левое положение) — 3,6 оборота на один метр. Это режим, который чаще всего используется в ситуациях, требующих высокой точности работы.
- Нейтральная позиция (центральное положение), которая позволяет избежать ненужной нагрузки на систему.
Чтобы активировать ВОМ, необходимо выжать сцепление и переместить рычаг в положение «1». После этого можно отпустить педаль сцепления и выбрать одно из доступных положений рычага.
Современные грузовики и тракторы часто оборудованы множеством функций ВОМ, частота которых регулируется с помощью бесступенчатой трансмиссии. В соответствии с обычной практикой и действующими нормами, должны быть предусмотрены определенные частоты вращения ВОМ, сервисные инструкции по использованию которых размещены в руководстве оператора.
Система отбора мощности
При эксплуатации ВОМ важно учесть, что существуют два основных типа ВОМ:
- Гидравлическая. Эта система работает по принципу передачи вращательного момента от двигателя к навесному оборудованию с использованием гидравлической энергии (ГСОМ). Данная система популярна на современных сельскохозяйственных и коммунальных машинах. Она включает в себя гидравлический насос, распределительный узел, бак для масла, радиатор-охладитель и муфты для соединения различных механизмов. Главные преимущества ГСОМ заключаются в способности плавно изменять частоту работы и распределять момент на два и более узла для автоматизации процессов. Конструкция может быть как внешней, так и внутренней.
- Электрическая. Обороты вала отбора мощности изменяются под действием электрического тока. Эта система (ЭСОМ) обычно используется при взаимодействии с устройствами, имеющими собственный привод. Обычно эти устройства не являются частью конструкции тракторов и требуют дополнительной установки.
Навесное/прицепное тракторное оборудование, работающее от ВОМ
ВОМ является основным элементом для подключения и работы с различным навесным и прицепным оборудованием. Вот некоторые из основных типов работы, которые можно выполнять с помощью ВОМ:
- Плужные орудия. Они используются для обработки полей, а также выполняют задачи в сфере ЖКХ, например, для очистки дорог и тротуаров от снега, мусора, льда и т.д. Эти механизмы также подходят для подготовки территории к строительным работам.
- Снегоуборочные машины. Они предназначены для быстрого и эффективного удаления снежных масс и представлены в различных моделях.
- Погрузочное оборудование. Эти орудия способны поднимать различные виды грузов, включая песок, землю, минеральные удобрения и многое другое.
- Щеточные механизмы. Используются для очистки тротуаров и дорог от мусора и снега, оснащенные специальным валом с щетками.
- Экскаваторы. Они различаются по объему и грузоподъемности и предназначены для создания котлованов, ям, уборки мусора и выполнения других аналогичных задач.
Наиболее распространенные аксессуары, использующие привод от ВОМ, включают в себя:
- Мульчеры — применяются для дробления растительности, отходов, веток и т.д.;
- Измельчители пней;
- Фрезы, предназначенные для глубокого измельчения корневой системы и пней;
- Камнедробилки, использующиеся для обработки земель и других задач.
Виды валов и принципы их работы
PTO, или вал отбора мощности, устанавливается на фрезерные станки и тракторы. Чаще всего он располагается сзади, спереди или сбоку устройства.
Карданный вал предназначается для передачи крутящего момента от двигателя к навесным орудиям, такими как плуги или фрезы. Эти валы делятся на четыре основных типа:
- Зависимые;
- Независимые;
- Синхронные;
- Асинхронные.
Зависимый вал, когда включается муфта, начинает вращаться вместе с ним. Если муфта отключается, карданный вал останавливается. В случае отключения вала, когда ВОМ находится в рабочем состоянии:
- остановка работы машины приводит к остановке ВОМ;
- разгон агрегата может приводить к ограничению скорости вращения вала;
- отключение вала возможно только при полной остановке трактора.
ВОМ на тракторе активируется с помощью специально предназначенного рычага, расположенного в кабине. Когда рычаг находится в нижнем положении, ВОМ включен, а при поднятии рычага вверх валы отключаются. Если в механизмах обнаруживаются посторонние предметы, важно остановить трактор, не отключая ВОМ, дать механизму вернуться к нормальному уровню нагрузки и возобновить работу.
Независимый карданный вал функционирует независимо от сцепления, что позволяет полностью или частично устранить проблемы, связанные с зависимыми системами. Это преимущество дает возможность равномерно загружать привод, активировать вспомогательные механизмы при выключенном двигателе, запускать косилку на полной рабочей скорости и начинать скашивание травы после подъезда к полю. Независимая задняя бабка значительно облегчает работу на культиваторе.
Современные системы ВОМ имеют конструктивные особенности, позволяющие им вращаться одновременно с колесами культиватора. Это обеспечивает более плавную работу при постоянной скорости.
Несинхронные валы, в свою очередь, не зависят от скорости трактора и используются для операций, таких как опрыскивание, заготовка сена, работа гидравлических насосов и множество других функций.
Обычно ВОМ располагается в задней части дышла или самого трактора. Он также позволяет использовать, среди прочих, следующие орудия:
- Косилки;
- Бороны;
- Оборудование для поливки;
- Устройства для рубки;
- Сеялки;
- Устройства для удаления пней;
- Подметатели.
К этому списку можно добавить множество других примеров навесного оборудования, которое эффективно использует ВОМ. Обычные скорости работы валов колеблются между 540 об/мин и 1 000 об/мин.
Рабочая часть вала также известна как шпиндель. Она соединяется с карданным шарниром навесного оборудования или, реже, с гидравлическим насосом. Стыковка насадки обязательно должна быть заподлицо с валом экстрактора. Если размеры не совпадают, может потребоваться использование переходника, однако стоит заметить, что их использование может снизить надежность конструкции, особенно в случае резкого увеличения рабочей нагрузки.
Двигатели приводов мотоблоков
Двигатель отбора мощности, с которым работают отечественные мотоблоки, запускается классическим двигателем внутреннего сгорания. Легкие и средние машины, как правило, оборудованы четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями, что обеспечивает достаточную мощность для выполнения различных задач. В то же время для некоторых старых моделей фрезерных станков остаются доступными два бензиновых мотора, что может быть важно для пользователей, имеющих дело с такими устройствами.
Модели, относящиеся к категории тяжелых машин, обычно комплектуются дизельными двигателями, которые имеют развитые системы:
- подачи топлива;
- охлаждения;
- смазки;
- пусковой системы (стартер);
- газораспределительной системы;
- зажигания.
Коленчатый вал двигателя использует коробку передач для передачи вращательного момента к трансмиссии. Благодаря этому можно остановить движение машины, не отключая при этом сам привод. При смене передач трансмиссия отсоединяется от двигателя, что позволяет избегать резких рывков ВОМ во время старта культиватора и дает возможность остановить машину, не останавливая движения других механизмов.
Сцепление в этой системе приводится в действие с помощью муфты и рычага. Для плавного движения на тяжелых машинах часто устанавливается дополнительный блок — дифференциал. Данный механизм устраняет проблему параллельного вращения колес, позволяя устанавливать разные скорости вращения для каждого колеса, что полезно, например, на неровной поверхности.
Требования безопасности и преимущества мотоблоков с ВОМ
Для производителей карданных передач в России введены соответствующие стандарты, где указаны размеры карданных осей, их характеристики, а также допустимые отклонения от этих стандартов. В этом документе также отмечаются требования к движению осей, их расположению относительно уровня земли и параметрам размеров.
Карданные валы, произведенные в Российской Федерации, должны соответствовать международным стандартам безопасности. Помимо этого, карданные валы и защитные кожухи также обязаны проходить проверку на соответствие этим стандартам. В приложении к данным стандартам перечисляются все потенциальные опасности, с которыми могут столкнуться операторы при работе с карданным валом, а также даются советы по безопасному обращению с этими устройствами.
Мотоблоки с функцией ВОМ можно сравнить по эффективности с дорогостоящими тракторами. Благодаря их сравнительно низкой стоимости, их могут себе позволить многие участники земельного и дачного бизнеса. Кроме того, использование такого аппарата существенно упрощает выполнение тяжелых работ на участках, позволяя использовать мотоблок в течение всего года, ведь он считается универсальным. В дополнение к летним работам, комбайн может помочь в уборке листвы по осени, снега зимой, а также в транспортировке материалов и удобрений весом до 500 килограммов.
Таким образом, ВОМ оказывается столь же эффективным, как и трактор, при этом имея значительно более доступную цену, а также конструктивные особенности, которые позволяют экономить пространство при его хранении.