Рекомендации по выбору жидкости могут существенно упростить процесс приобретения качественного и подходящего продукта. Важной особенностью отечественных и зарубежных производителей является использование различного рода оснований для своих смазок. В частности, многие зарубежные компании применяют специальные мази, которые разрабатываются с учетом особенностей работы электроинструментов. Каждый вид жидкости на рынке представлен с различной маркировкой, где сочетания букв и цифр обозначают определённые свойства и назначения этой жидкости.
Чем лучше смазать редуктор УШМ
Каждое электрооборудование, включая углошлифовальные машины (УШМ), содержит множество вращающихся деталей, которые подвержены значительному износу из-за воздействия трения. Преждевременное разрушение этих деталей можно предотвратить при помощи регулярного технического обслуживания, особенно при уходе за вращающимися компонентами. В частности, шестерни, входящие в состав редуктора, являются одними из наиболее подверженных износу элементов. Уменьшить негативное влияние трения можно за счёт применения качественной смазки на поверхности этих деталей. Далее мы обсудим, какая именно смазка лучше подойдет для зубьев редуктора.
Если ваша углошлифовальная машина используется интенсивно, в редукторе рекомендуется менять смазку не реже одного раза в год. Однако многие пользователи игнорируют установленный график профилактического обслуживания и прибегают к нему только в тех случаях, когда инструмент начинает издавать странные шумы. Такой подход является абсолютно неправильным и может привести к серьёзным повреждениям механизма.
Звуки скрежета и треска могут свидетельствовать о том, что шестерни изнашиваются и нуждаются в немедленной замене.
Перед проведением технического осмотра редуктора необходимо отделить корпус от остальной части инструмента, что осуществляется простой процедурой откручивания четырёх крепёжных винтов. На следующем изображении видно, что смазка в редукторе присутствует, однако она скапливается только на одной стороне, что говорит о недостаточном количестве. Это происходит из-за высоких оборотов, на которых работает УШМ, в результате чего центробежные силы вытягивают масло от оси вращения, и в процессе длительной работы поверхности шестерён остаются практически сухими, что ведет к их быстрому износу. В данном случае достаточно просто дополнительно смазать зубья шестерён тем составом, который уже имеется, а затем закрыть редуктор и продолжить работу до следующего планового обслуживания. Часто в редукторе можно обнаружить частички масла, смешанного с пылью. В результате работы болгарка перегревается, и эти частички могут образовывать комки, которые ухудшают работу механизма. Поэтому в таких случаях необходимо произвести замену смазки.
Чем смазать редуктор
- отсутствие твёрдых частиц;
- потеря вязкости при температуре свыше 100 градусов;
- обеспечение хорошей адгезии;
- влагостойкость.
Наличие твёрдых или абразивных частиц в смазке может вызывать износ рабочих поверхностей редуктора и иных элементов механизма. Бюджетные варианты смазок зачастую испаряются или теряют свои смазывающие свойства при достижении 100-120°C. Именно поэтому важно обращать внимание на максимально допустимые температурные значения смазочного материала, чтобы избежать ситуации, когда инструмент останется без надлежащего ухода в критический момент работы.
Качественная смазка выполняет защиту деталей от неблагоприятного воздействия влаги и предотвращает их коррозию, поэтому она должна обладать водоотталкивющими свойствами. Правильная консистенция смазки должна позволять ей надёжно удерживаться на поверхности деталей: слишком густая смазка может создавать дополнительные нагрузки на механизм, в то время как слишком жидкая просто будет стекать с шестерни, не обеспечивая должной защиты.
Вязкость смазочных материалов, используемых для электроинструментов, классифицируется в соответствии с системой NLGI (Национальный институт смазок и консистентных смазок). Выбор необходимой консистенции смазки напрямую зависит от модели электроинструмента и особенно от скорости вращения редуктора, где чем выше скорость, тем более вязкой должна быть смазка.
Классификация вязкости для электроинструментов выглядит следующим образом:
- NLGI 00. Это наиболее жидкая консистенция, применяемая в тяжёлой технике — например, в отбойных молотках и профессиональных перфораторах.
- NLGI 0. Полужидкий состав, который подходит для углошлифовальных машин, циркулярных пил и бензиновых кос.
- NLGI 1. Достаточно вязкий состав для строительных перфораторов и ударных дрелей средней мощности.
- NLGI 2. Это мягкий вариант смазки, использующийся в обычных лобзиках, лёгких перфораторах и дрелях.
При выборе необходимого класса вязкости смазочного материала следует обратить внимание на инструкцию по эксплуатации вашей модели. Если инструкция отсутствует, можно найти всю необходимую информацию на официальном сайте производителя.
Готовая смазка
Производители электроинструментов рекомендуют использование специальных смесей, которые созданы на их фабриках. Например, такие рекомендации касаются продукции компаний Makita и Bosch.
Хотя такие продукты могут быть приобретены, они зачастую стоят весьма дорого, и такие затраты часто не оправданы. Например, компания «Интерскол» более лояльна в отношении типов используемых смазочных материалов и предлагает более экономичные решения. Как выбрать наилучшую смазку? Чтобы смазка для редуктора с нарезным штифтом соответствовала всем требованиям, она должна обладать следующими характеристиками:
- вязкость состава не должна превышать 800 Па*с;
- температура отделения капель от основной массы должна составлять не менее 120°С;
- однородный состав без наличия механических включений;
- устойчивость к вредному воздействию влаги.
В промышленности существует большое количество вариаций смазок, в том числе и специализированных составов, предназначенных для редукторов. Наилучшие результаты можно достичь, если использовать смеси, содержащие дисульфид молибдена в качестве противоскользящей добавки. Как оказалось, известные зарубежные производители, такие как Castrol и Mobil, также предлагают отличные варианты.
Продукция Mobil выпускается в удобных шприцевидных упаковках для простоты нанесения.
Российские производители, такие как MS-1000 и Limol, тоже не остаются в стороне и предоставляют свои качественные решения. Однако стоит отметить, что использование смазок, таких как «Солидол», «Литол» или «Циатим-221», не всегда даёт желаемый эффект.
Характеристики и особенности смазок для болгарок
Для правильного обслуживания ручных инструментов с подвижными частями применяется смазка с учётом следующих характеристик и свойств:
- Смазка не должна содержать твёрдые частицы, способные вызвать выкрашивание подвижных элементов механизма.
- Температура, при которой лубрикант теряет свою форму и становится слишком жидким, должна превышать 120 градусов.
- Смазывающий состав не должен впитывать влагу и должен образовывать крепкую защитную плёнку для предотвращения коррозии.
Консистенция или вязкость смазки определяется в соответствии с классификацией NLGI, поэтому в некоторых случаях необходимо использовать смазочные материалы с определенными свойствами. Вязкость смазочного состава зависит от скорости редуктора; чем выше скорость, тем менее вязкой должна быть смазка. Например, разные методы применения смазки зависят от типа машин:
- Для дрелей, перфораторов и лобзиков с низкой скоростью редуктора используется смазка с индикатором NLGI-2, которая имеет мягкую текстуру.
- Для лёгких перфораторов и ударных дрелей подходит смазка класса NLGI-1, которая обладает очень мягкой текстурой.
- УШМ, циркулярные пилы и мотокосы нуждаются в смазке класса NLGI-0, которая имеет полужидкую консистенцию.
- Для тяжёлых перфораторов и отбойных молотков рекомендуется использовать смазку класса NLGI-00, которая отличается жидкой текстурой.
Смазка для редуктора УШМ
Большинство известных производителей редукторов рекомендует использовать специальные масла, произведённые под их брендом. Такой подход имеет свои плюсы, так как смазочные материалы, тестируемые на заводах, гарантируют надёжную работу УШМ на много лет вперёд. Однако это может ставить под вопрос высокую стоимость смазочных материалов такого типа.
К счастью, помимо оригинальных масел на рынке можно найти множество смазочных средств от сторонних производителей, что открывает дополнительный выбор для покупателей в вопросе смазывания редуктора УШМ.
Продукция таких компаний, как Haskey, Castrol, Liqui Moly в плане смазки редуктора шуруповертов показала себя с хорошей стороны.
Национальные бренды также предлагают свои продукты и успешно конкурируют со зарубежными аналогами. Например, смазка для конического зубчатого колеса электрической мельницы от компании Nanotech пользуется большой популярностью. Тем не менее, следует учитывать, что такая смазка может не соответствовать требованиям производителей, и в случае её использования это может затруднить гарантийный ремонт в случае неисправности.
Правильный процесс набивки смазки в углошлифовальных машинках
Когда вы определились с выбором смазки для редуктора, необходимо переходить к этапу обслуживания. Процесс правильного обслуживания редуктора включает несколько этапов. Первым делом откройте редуктор, затем удалите старую смазку, нанесите новую и проверьте качественное распределение смазки. Удаление старой смазки чрезвычайно важно, потому что смешивание старой и новой может привести к снижению эффективности работы смазки и, как следствие, к бесполезному обслуживанию редуктора.
Стоит или не стоит возиться, плюсы и минусы
Перед началом процесса создания самодельной смазки стоит задумацца: действительно ли это полезно? Зачем отвлекаться на игнорирование рекомендаций производителя, заполняя редуктор мельницы самодельной смесью, разработанной для совершенно других механизмов?
Как альтернативный пример, можно привести шарнир постоянной скорости (ШРУС) — важный элемент приводных автомобилей. ШРУС передаёт высокий крутящий момент при жестких температурных условиях и скоростях. Когда отсутствует смазывающая пленка, функциональные части CVJ начинают соприкасаться друг с другом, что может привести к локальным сварным швам. Подобные процессы могут происходить и с косозубыми шестернями в механизмах передачи.
Ранее многие спешили заменить заводскую смазку ШРУСа на самодельную, при этом часто применяя простой и недорогой рецепт на основе Литола-24 и добавок, таких как дисульфид молибдена (сейчас доступен в магазинах автозапчастей по невысокой цене). Смешав компоненты, их грели и закачивали в соединение с помощью шприца, продевая иглу через резиновую оболочку.
Подобные советы получили широкое распространение в конце 80-х годов в СССР, когда многочисленные автомобили ВАЗ испытывали нехватку смазывающих материалов для ШРУСов. Последствия таких действий привели к печальному опыту для многих владельцев автомобилей.
Смазка для электроинструментов под названием Ultra идеально подойдёт для болторезов. Фото с сайта VseInstrumenty.ru
Если утечка смазки требуется во время работы, стоит использовать любую подходящую пластичную смазку. Например, Литол-24 или ЦИАТИМ-221 (предпочтительно использовать 221F) могут подойти. Также известный Soldol USS — не производятся в настоящее время, но также совсем не лишний как временное решение. Однако такие замены должны рассматриваться как временные меры, а не постоянные.
На всех этапах важно удалить остатки предыдущей смазки, чтобы не смешивать её с новой, что способствует образованию неэффективных лубрикантов без требуемых свойств. В ситуациях, когда звучит громкий шум при работе, это может также указывать на недостаток смазки, из-за чего нужен будет более тщательный контроль за этим процессом. Убедитесь, что у вас всегда есть оригинальная смазка или качественный аналог наготове. Не забывайте, что это временная мера, которая должна использоваться в крайних случаях.
Перед повторным использованием оригинальной или аналогичной смазки необходимо тщательно очистить редуктор от остаточных черных частиц, которые возникают из-за износа компонентов шестерён. Не используйте заменители, если не уверены в их качестве, так как это может ухудшить работу всего механизма.
Как смазать редуктор УШМ Макита, Бош, Интерскол и не только
Что использовать для смазки? Большинство производителей настоятельно рекомендуют использовать свои фирменные смазочные материалы. Данные рекомендации часто изложены в руководствах по эксплуатации. Намереваясь приобретать электроинструмент, разумно заранее позаботиться о покупке тюбика или банки с оригинальным смазочным веществом.
Если производитель не особенно строго ограничивает выбор, а всего лишь упоминает о том, что «следует использовать составы для этих целей», владельцу УШМ предоставляется возможность самому выбрать подходящую смазку. В такой ситуации можно приобрести смазку общего назначения или вспомнить о варианте из гаража, что также может быть не самым удачным решением. Важно осознать: использовать оригинал или аналог — решение должно быть принято взвешенно. Не рекомендуется делать самодельную смазку или применять сомнительные заменители.
Правильный объём смазки также имеет огромное значение. При пуске нового электроинструмента полезно знать, сколько смазки должно быть заложено в редуктор во время технического обслуживания, которое со временем обязательно потребуется.
Сначала снимите крышку нового инструмента и загляните в редуктор. Добросовестный механик должен убедиться, что смазка покрывает редуктор и ведущую шестерню тонким слоем, заполняет зубья ведомой шестерни и оставляет объём под ведомой шестернёй. Это количество станет точкой отсчёта для дальнейшего обслуживания.
Проверьте, чтобы смазка не превышала 50% от общего объёма шестерни по рекомендациям официальных дилеров Makita.
Таким образом, властно рекомендовано держать тюбик смазки при покупке шлифовальной машины.
Периодичность смазки
В разных источниках вы можете встретить различные рекомендации по частоте смазки редуктора абразивно-отрезной машины: одни говорят о необходимости раз в год, другие — «по мере необходимости».
Фактически, частота смазки напрямую зависит от категории инструмента. Профессиональная шлифовальная машина, работающая непрерывно и испытывающая полную нагрузку, не может оправдать годовой интервал при отсутствии смазки. Умение определить, требует ли редуктор смазки, можно оценивать по простым методам диагностики.
Если вы сомневаетесь, откройте редуктор для визуальной проверки. Проще потратить пять минут на добавление свежей смазки, чем затем нести электроинструмент в ремонт на весь выходной. Методы замены смазки можно изучить и через видеоролики на платформах.
Важно помнить, что некоторые модели могут иметь крышку, крепящуюся с помощью винтов с использованием бит Torx 3,5 или Torx 4,0. Убедитесь, что у вас имеются эти инструменты заранее.
Также полезно следить за видео с объяснением подхода к замене масла. Не обращайте внимания на высказывания о «вечной смазке» для шестерни, так как подобная смазка может использоваться исключительно в архивных двигателях.
После вскрытия редуктора внимательно осмотрите наличие смазки на корпусе и крышке. Если смазка сохраняет прозрачный цвет и имеет желтоватый или голубовато-зеленый оттенок (в зависимости от производителя) без примесей, нет необходимости её заменять. Достаточно просто долить свежую смазку.
Старая смазка, если ещё достаточно пластичная, может быть удалена при помощи мягкой ткани или ветоши. Если она превращается в комки или осадок, лучше всего промыть и высушить редуктор.
Советы по выбору
Смазывающие материалы, используемые для зубчатых передач и подшипников (например, для конических роликовых подшипников), обладают определёнными особенностями. Важно, чтобы материалы, применяемые для подшипников, имели высокую адгезию. Смазка должна плотно прилегать к зубьям шестерён во время работы. Редуктора, в свою очередь, смазываются благодаря процессу разбрызгивания.
Во время работы частицы смазочного материала создают специфический туман. При этом, помимо адгезии, смазка должна выдерживать высокие температуры и не терять своей структуры. Она обязана справляться с высокими температурными режимами и не плавиться.
Процесс смазки и его этапы
Смазка может осуществляться вручную или в специализированных лабораториях, но при работе с инструментом необходимо помнить, что неправильно подобранная смазка может привести к остановке работы всего механизма. Прежде чем наносить новую смазку, старая смазка должна быть тщательно удалена. Механизм должен быть полностью освобождён от старой смазки.
Этапы смазки передаточных механизмов режущего инструмента:
- разборка инструмента;
- чистка необходимых деталей редуктора бензином;
- дождаться полного высыхания бензина;
- подготовить и набить смазку;
- равномерно распределить смазку по подшипникам и шестерням;
- собрать болгарку в обратном порядке.
Следует избегать избыточного количества смазки в деталях; важно использовать только то количество, которое указано в инструкции. Если вы переполните состав, это приведет к вытеканию во время работы инструмента, что может в конечном итоге негативно сказаться на его производительности и привести к быстрому выходу из строя.
Количество смазки, которое должно быть нанесено, не должно превышать половины объёма редуктора.
Как использовать?
Не наносите смазку без предварительной разборки измеряемых частей. Четко определите, где, в каком порядке и сколько смазки требуется. Существует график технического обслуживания фрезы, в котором ясно указаны необходимые меры по замене смазки. Обычно это происходит при повреждении или поломке деталей.
Старая смазка может быть распознана по её внешнему виду: она имеет загрязнённый тёмный цвет из-за попадания частиц пыли и металла во время работы. Устаревшую смазку необходимо сменить, чтобы избежать проблем. На деталях не должно остаться следов старой смазки после замены.
Для удаления смазки используются специальные растворители, такие как очистители двигателя, которые популярны среди автомобилистов. Если такого чистящего средства нет, вы можете также использовать бензин или парафин. После такой обработки важно тщательно высушить детали перед нанесением новой смазки. Слой смазки должен оставаться тонким.
При смазке подшипников следует учитывать, что они должны быть заполнены. Смазку выворачивайте из тюбика до появление на другой стороне.
В то же время процесс смазывания разной конструкции коробки передач имеет свои нюансы. Нельзя полностью заполнять редуктор, так как чрезмерное количество смазки вызовет вытекание в процессе работы. В то время как дефицит её также приведет к плохому функционированию.
Шестерни должны заполняться именно таким количеством смазки, которое полностью покрывает все зубья. Убедитесь в корректности уровня смазки, запустив шлифовальную машинку на короткое время. Если шестерня нагревается и появляется вытекание масла, это может свидетельствовать о лишнем количестве смазки. В таком случае разберите редуктор и удалите излишки.
Если при старте устройства слышен громкий шум, это может говорить о недостаточном уровне смазки. Такую ситуацию также нужно не игнорировать. Работая с некоторыми машинами, вспомните, что смазка со временем теряет свои свойства, а потому необходимо периодически проверять её уровень. Для этого откройте крышку редуктора и внимательно осмотрите детали. Если вам будет видно участки с маленькими или высохшими следами смазки, это должно стать индикатором для её замены.
Смазки отечественного производства
Российские производители электроинструментальной продукции стремятся не оставаться в стороне от лидеров зарубежной индустрии. В производстве смазочных материалов они достигли достойного уровня конкурентоспособности. Отечественные продукты на основе моторных масел по качеству практически не уступают импортным аналогам, но в экономическом плане они значительно дешевле.
Поэтому имеет смысл выбрать российскую продукцию, которая подходит как для оружия отечественного производства, так и для импортного. Например, инструментальная смазка заточена под шурупы «Нанотех» зарекомендовала себя как надёжный материал. Серия MetalPlak Electra также заметно выделяется, предлагая низкие цены при высоком качестве.
Для подшипников
При производстве подшипников они уже заполняются смазкой. Однако резкий нагрев во время работы может привести к разжижению и вытеканию этой смазки. Следовательно, их следует регулярно заполнять во время каждой плановой проверки.
Состав смазки должен подбираться с учётом следующих требований:
- Обеспечение улучшенного скольжения;
- Снижение трения;
- Предоставление охлаждения;
- Защита от коррозии;
- Защита от попадания пыли;
Кроме того, важно, чтобы свойства смазки оставались неизменными, даже при температурных условиях до +150 °C. Для зубчатых передач предпочтительнее использовать литиевые композиции. Также хорошо подходят составы CY ATIM-203 и ВНИИНП-242.
С другой стороны, подшипники, устанавливаемые для поддержки электродвигателей, имеют совершенно иной температурный диапазон и условия работы. Учитывая скорость вращения и нагрузки, при выборе смазочного материала необходимо принимать решение с учётом этих параметров. Для таких случаев потребуются пигментированные смазки ВНИИНП-246 и ВНИИНП-235.
Для редуктора
Процесс смазки редуктора электрического молотка осуществляется совершенно по-другому. Все действия сводятся к распылению смесей и суспензий. При этом редуктор находится в состоянии тумана от капель масла. Соответственно, смазка должна соответствовать высоким требованиям. Самое главное — это наличие повышенного сцепления смеси.
Смесь не только должна обладать высокой вязкостью, но и быть термостойкой, сохраняя свою форму даже при воздействии высокой температуры. Как правило, как высококачественные западные модели, так и отечественные специальные смазки для электроинструментов полностью удовлетворяют всем необходимым требованиям.
Универсальная смазка
Случаи, когда необходимый заводской продукт отсутствует, нередки. И в подобной ситуации часто важнее время, чем деньги. Если у вас нет возможности посетить специализированного дилера и приходится работать самостоятельно, то временным решением станет самодельная смесь.
В качестве основы отлично подойдет смазка для шарниров ШРУСа переднеприводных автомобилей. Этот узел разработан для работы при высоких ударных нагрузках в грязных условиях, а также в динамических температурных и влажностных рамках.
Производительность угловой шлифовальной машины in значительной мере зависит от квалификации её владельца. Чтобы продлить её срок службы и повысить надёжность, необходимо следовать определённым правилам. Эти правила касаются не только условий использования, но и знаний о том, когда, где и сколько смазки необходимо добавлять.
Периоды замены
Существует три ключевых момента, когда смазку в редукторе мельницы следует полностью заменить:
- Согласно заранее составленному графику профилактических работ.
- При необходимости замены вышедших из строя узлов и деталей редуктора.
- При установке новых подшипников на ротор.
Наличие нового или старого смазочного вещества можно определить визуально. Если она почернела от пыли и мелких металлических частиц, то пришло время для её замены.
Удаление старой смазки
Не стоит дожидаться, пока жидкость потемнеет! При проведении технического обслуживания не забудьте убрать старую смесь, даже если её цвет ещё не изменился. Использую специальные промывочные составы, которые можно найти в автосервисах для обслуживания двигателей.
Для очищения также подойдут парафин или его смесь с бензином. После тщательной очистки все детали должны быть полностью сухими.
Нанесение нового слоя
Свежая смазка должна наноситься небольшими порциями на редуктор шлифовальной машины и равномерно распределяться тонким слоем по поверхностям деталей. Если вы обслуживаете подшипник, применяйте специальный пакет для удобства нанесения. Если используете тюбиковую смазку, держите горловину с боковой стороны подшипника, и выдавливайте до появления на другой стороне.
Необходимое количество
Протечка смазки с другой стороны подшипника говорит о том, что рабочий процесс завершён. При смазке коробки передач следите за тем, чтобы состав полностью покрывал каждую зубок зубчатой передачи. Оптимальным значением является заполнение полости редуктора меньше чем наполовину.
Контроль правильности процесса
Для проверки правильной процедуры собирайте шлифовальную машину и запускайте её на холостом ходу. Громкий шум может говорить о том, что редуктор недостаточно смазан. В случае, если масло вытекает, это сигнализирует о том, что смазки слишком много.
В обоих случаях следует разобрать механизм и удалить излишки или дополнить смазку.
Коротко о главном
Смазка является ключевым элементом для эффективной работы электроинструмента. Однако каждый инструмент имеет свои требования к смазке. Для углошлифовальных машин требуются тугоплавкие смазки с вязкостью до 800 паскалей в секунду, которые способны выдерживать температуру свыше 120 градусов.
Несмотря на то что международные производители электроинструментов настоятельно рекомендуют использование только фирменных смазочных материалов, на практике этим рекомендациям можно игнорировать. Это связано с тем, что отечественные производители поставляют на рынок более доступную продукцию, не уступающую по качеству импортным аналогам.
Для замены смазки в редукторе убедитесь, что остатки прежней полностью удалены с поверхности деталей. Новая смесь должна накладываться равномерным тонким слоем без переизбытков. В процессе эксплуатации необходимо контролировать исправную работу инструмента в холостом режиме.